Реципрокная координация движений.
Учитывается возможность синхронного выполнения движений: одновременное сжимание ладони одной руки в кулак и разжимание другой руки из кулака в ладонь. Психолог анализирует характер серийного выполнения пробы: правильно, правильно со сбоями, поочередно, с уподоблением. Кроме того, исследующий обращает внимание на техническую сторону выполнения: сопровождает ли ребенок движения кистей рук передвижением рук вперед-назад (выполнение "с передвижением"), полностью ли осуществляет движения кистей рук (выполнение с недоведением ладони до полностью сжатого кулака или неполным распрямлением кулака в ладонь). Фиксируется темп выполнения и присутствие нарастания дезавтоматизации и дискоординации движений. Также необходимо отметить, в какой руке (левой или правой) были сбои, передвижение и недоведение. Выполнение движений поочередно каждой рукой или уподобление движений обеих рук говорит о несформированности серийной организации движений.
Графическая проба.
Графическая проба на динамический праксис заключается в рисовании "заборчика" сменяющемся чередовании 2-х элементов по заданному образцу (Приложение 6.1).
Анализируется возможность усвоения заданной структуры, наличие персевераций, возможность автоматизации действия, наличие или отсутствие соскальзывания со строки, сохранение размера рисунка (одноразмерное выполнение всей пробы или же постепенное увеличение - макрография или уменьшение - микрография размера элементов), а также темп двигательной активности. В норме ребенок рисует "заборчик" на узкой стороне стандартного листа бумаги (формат А-4) не более, чем за 1 минуту. Эта проба позволяет также определить сформированность ведущей руки.
Следует обращать внимание также на то, может ли ребенок компенсировать возникающие трудности речевым проговариванием программы заданного действия психологом, психологом совместно с ребенком, самим ребенком.
Пробы на кинестетическую организацию движений состоят из заданий, анализирующих состояние праксиса позы.
Праксис позы.
Исследуется, как ребенок по зрительному, а затем по кинестетическому образцу воспроизводит положения пальцев на правой и левой руках. Предъявляются позы с двумя вытянутыми пальцами (2-5, 4-5, 2-3), сложенными в кольцо пальцами (1+3, 1+4) и пальцами, наложенными друг на друга (2 на 3, 3 на 2).
Анализируется, сколько попыток потребовалось ребенку для нахождения правильного положения пальцев, сделал ли ребенок это самостоятельно или использовал помощь педагога (стимулирующую или организующую). Каков был характер выполнения проб:
- нормальное (быстрое и правильное) нахождение позы,
- с увеличением латентного времени (внутренний поиск),
- путем перебора с помощью (внешний развернутый поиск),
импульсивное (быстрое неправильное выполнение без предварительного анализа предъявляемого образца),
- неловкое, с помощью другой руки,
- с переходом выполнения на другую руку, а также характер допущенных ошибок:
- замены пальцев,
- зеркальное выполнение,
- инертное выполнение предыдущей позы после смены образца. Анализируется выполнение проб левой и правой рукой - были различия или нет. Выполнение задания с развернутым внешним поиском и ошибками, свидетельствует о первичных трудностях кинестетической переработки информации.
Для исследования зрительно-пространственного праксиса и гнозиса используются пробы на конструктивный праксис, на рисование стола, запоминание невербализуемых фигур.
Конструктивный праксис.
Требуется выполнить графическую зрительно-пространственную перешифровку (с перевертыванием на 180°) сначала схематического изображения человека (Приложение 6.1), а затем геометрических фигур. Анализу подвергаются степень самостоятельности выполнения и возможность правильной пространственной перешифровки изображения (зеркальность, верх-низ, право-лево). Если перешифровка затруднена, если ребенок очень неточно воспроизводит положение фигуры, размер углов - это может быть проявлением несформированности процессов переработки зрительно-пространственной информации.
Изображение трехмерного объекта (рисунок стола).
Самостоятельное рисование после речевой инструкции сложного пространственно ориентированного предмета (стола с четырьмя ножками) позволяет выявить степень овладения зрительно-пространственными функциями, а также состояние моторной сферы ребенка. Для анализа возможности передачи взаимного расположения частей изображения применяется копирование с образца. Рисование «распластанного» стола, грубые дефекты копирования (не по типу инертности) свидетельствуют о трудностях переработки зрительно-пространственной информации.