Координация движений при письме

Координацию движений можно рассматривать с точ­ки зрения двух степеней точности:

а) точность в соблюдении параметров движения (главным образом, направления и протяженности) в пределах выполнения элементов букв и

б) точность в соблюдении параметров движений (направления, протяженности, размещения и других) при выполнении сочетаний элементов, букв, слов, фраз.

Неточность движений первой степени выражается в уже известных признаках: извилистости, изломах прямых штрихов, угловатости овалов, несоразмерности отдельных частей элементов, смещенных началах и окончаниях движений.

Указанные признаки неточности движений при фор­мировании навыка письма неодинаково проявляются в разных элементах письменных знаков:

1) точность движений достигается прежде всего при выполнении основных элементов букв (сгибательные движения). В то время как основные элементы букв уже выполняются ровными и плавными движениями, соединительные и заключительные (разгибательные движения) имеют еще мелкую извилистость;

2) точность движений достигается раньше при выполнении прямолинейных по форме основных элементов
чем дугообразных. Последние являются более сложными.

В процессе обучения письму и формирования почер­ка, как уже отмечалось, координированность движений при выполнении элементов букв становится достаточной и признаки неточности движений 1-й степени исчезают.

Признаки неточности движений 2-й степени сводятся к несоразмерности параметров движений (протяженно­сти, направления, размещения) во всей рукописи.

При переходе на быстрое и связное письмо пишущий должен согласовывать свои движения в процессе письма в более короткие отрезки времени. В этот период не каждому пишущему удается (да и не каждый ставит перед собой такую задачу) выдержать все параметры при быстром письме. Отсюда появляется или сохраняется неравномерность в протяженности, направлении и дру­гих признаках, проявляющаяся иногда даже в высоко­выработанных почерках.

Возможность проявления своеобразия координации движений в почерке разных людей при письме в норме обычно исчерпывается степенью точности движений.

Дифференциация почерков по степени координации в пределах групп проводится главным образом в зави­симости от выраженности: маловыработанных школь­ных почерков — признаков неточности движений 1-й сте­пени; маловыработанных практических почерков — приз­наков неточности движений как 1-й, так и 2-й степени; средне- и высоковыработанных почерков — признаков неточности движений 2-й степени.

Координация движений — признак, наиболее чутко реагирующий на всякого рода изменения в обычных ус­ловиях письма. Она прежде всего нарушается при из­менении внешней обстановки письма. Особенно отчет­ливы нарушения согласованности движений при измене­нии позы и состояния пишущего, а также при некоторых способах намеренной маскировки почерка посредством изменения механизма письма (например, перемена пи­шущей руки).

В случаях, когда снижение координации движений становится не единовременным, а стойким, например при нервных заболеваниях, характер и степень сниже­ния координации приобретают большую идентификаци­онную ценность, чем обычно.

При необычном письме неточность движений ранее проявляется в признаках 2-й степени. Если нарушение координации более глубокое, появляются признаки неточности движений 1-й степени. Последние касаются прежде всего элементов, выполненных разгиба­тельными движениями, и тех частей элементов, где имеется плавный переход сгибательного движения в разгибательное. Знание характера, объема и последова­тельности нарушений координации движений в зависимостиот непривычных факторов, а также необычного состояния пишущего помогает эксперту правильно объ­яснить возможную причину нарушения координации и оценить идентификационные признаки.

Темп движений при письме

Темп движений при письме может быть привычным и измененным. Привычный темп письма значительно раз­личается в почерках разных лиц, находящихся в преде­лах одной степени выработанности. Даже в пределах группы маловыработанных почерков можно различать почерки более медленные и более быстрые. Естествен­но, например, что рукопись учеником 1-го класса будет выполняться медленнее, чем учеником 3-го класса. Кро­ме того, даже находясь на одной стадии обучения пись­му, одни школьники пишут быстрее, другие медленнее. Усвоение навыков, в том числе и темпа письма, зависит от типа и согласования движений различных звеньев пишущей руки.

Различие в темпе письма сказывается в уже извест­ных признаках, основным из которых является степень непрерывности движений при выполнении букв и их со­четаний.

В группе высоковыработанных почерков эксперимен­тально установлена зависимость темпа выполнения ру­кописей от строения почерка, от его сложности. Самыми медленными по темпу исполнения являются усложнен­ные почерки, самыми быстрыми — упрощенные, среднее положение занимают простые (прописные) почерки. В пределах групп почерков по строению темп может различаться по степени выраженности признаков упро­щения и усложнения.

Темп письма — признак, вообще тесно связанный со сложностью движений. Зависимость темпа от сложности обратная: чем больше сложность, тем медленнее темп и наоборот. Поэтому сложность почерка в целом и при выполнении определенных букв иногда служит показате­лем темпа

Темп письма может привычно варьировать у каждого пишущего в зависимости от назначения документа и ряда других условий. Вариационность темпа, равно как и дру­гих признаков, в наибольшей степени выражена в высоковыработанных почерках. Лица, имеющие почерки, при­способленные к медленному темпу письма, одновременно располагают вариантом, рассчитанным - на быстрый темп. Вообще большими возможностями варьировать темп письма обладают лица, имеющие усложненные и простые, почерки; меньшая вариационности наблюдалась у лиц, имеющих упрощенный почерк.

Темп письма в ряде случаев замедляется при влия­нии на процесс письма необычных условий или состояния. Как правило, замедление темпа о сопутствует наме­ренному изменению почерка с целью демаскировки.

Наши рекомендации