Выработка альтернативных решений
В зависимости от ваших целей и характера ваших отношений с клиентом возможны 3 варианта дальнейшего анализа:
а) Суммируйте свои наблюдения и желаемый результат. Спросите клиента: “Как бы вы могли это объяснить?” Если вы правильно изложили факты, у клиента обычно появляются новые идеи и он пытается сам интерпретировать события. Структурирования, сделанного с помощью модели принятия решений, бывает иногда вполне достаточно, чтобы помочь человеку осознать причины его затруднений.
б) Обобщите услышанное вами и отрефлектируйте основную эмоцию клиента. Можете спросить у него, какое чувство превалировало у него на начальном этапе беседы. Попросите клиента сконцентрировать внимание на этом чувстве, ощутить его как можно ярче. Используя метод сфокусированной свободной ассоциации, дайте клиенту указание взять за основу это чувство и вспоминать свои прошедшие годы, “забираясь как можно глубже, вплоть до раннего детства”. (Вы скоро обнаружите, что свободное ассоциирование идет лучше, когда отталкивается от эмоций, а не от рациональных построений.) Большинство первых ассоциаций клиента касаются его юности, а затем переходят на более поздние события. В некоторых случаях следует выявлять ассоциации, основываясь на основной последовательности выслушивания.
Теперь у вас на вооружении появились первые ассоциации, дающие вам понятие об определенных чувствах клиента. Основываясь на этом, вы с клиентом уже можете определить некоторые постоянные паттерны смысла. Открытие и маркировка этих паттернов — уже пример базовой психоаналитической консультации.
Вы можете обнаружить слова, повторяющиеся в разных ассоциациях, оригинальные сны или проблемы. Для более глубокого понимания следует повторить упражнение.
в) Третий вариант отличается от первого только тем, что вы просите клиента свободно ассоциировать, вспоминая самое раннее детство. Снова используйте технику сфокусированного ассоциирования. Представьте себе эти образы, пользуясь ОНВ. Через некоторое время вы сможете соединить воедино группы образов и обнаружите несколько стереотипов, в основном повторяющихся в повседневной жизни.
На этом этапе клиент может попробовать интерпретировать образы сам, и вам придется лишь направлять и добавлять. Вообще говоря, интерпретации клиента более продолжительны и подробны.
Обобщение
Обычно психоанализ ориентирован на то, чтобы сказанное во время интервью переносилось на реальную жизнь. Однако, будет полезно попросить клиента обобщить то, что он понял в результате беседы. Что клиент запомнил в качестве основных фактов, чувств, интерпретаций? Вполне приемлемо, если вы захотите дополнить интервью разговором о перспективах клиента и разработать план некоторых действий.
Комментарий: Можно сделать вывод, что структура интервью, соединенная с микротехниками из третьей главы, является вполне достаточным основанием для построения продуктивного интервью психодинамической ориентации. Однако, такие понятия, как индивидуальная и культурная эмпатия, навыки наблюдения (как за вербальными, так и невербальными проявлениями поведения клиента), вычленение инконгруэнтностей, присоединение и руководство, поиск позитивных ресурсов — все это важные характеристики успешного сеанса.
Специфическими психодинамическими добавлениями являются, во-первых, само содержание беседы, во-вторых, особые указания, а в-третьих, цели использования психологических техник — т. е. обнаружение жизненных стереотипов поведения и их связи с ранним опытом через применение оригинальных теоретических интерпретаций.
КРАТКИЙ ОБЗОР ГЛАВЫ
Прочитав эту главу, вы должны уметь:
1. Понимать значение Фрейда как человека, который впервые систематически подошел к объяснению мыслительных процессов.
До него у нас не было реального понимания психических расстройств и отсутствовала работающая модель возможного лечения. Фрейд выдвинул и обосновал идеи, имеющие огромное влияние на западную культуру и общество; эти идеи были развиты его многочисленными продолжателями, такими, как Адлер, Юнг, Фромм.
2. Объяснять основополагающие постулаты психодинамической теории.
Мировоззрение Фрейда было представлено в современной, адаптированной форме. Модификация американскими Я-психологами фрейдизма повлекла за собой критику Жака Лакана, призвавшего “вернуться к Фрейду”. Не смотря на это, все неофрейдистские концепции основываются на понятии бессознательного и на признании его влияния на сознательные действия. В этой главе даны основные положения фрейдизма, включая стереотипы поведения, берущие начало в детстве и повторяющиеся во взрослой жизни. Обсуждались также защитные механизмы как примеры продолжения детского опыта. Была также приведена концепция структуры личности: ОНО, Я и Сверх-Я.
3. Понимать основные положения теории развития. Была представлена теория объектных отношений с акцентом на важности выделения и адаптации к основным задачам развития растущей личности. Подчеркивалось огромное значение стиля поведения матери, а также обсуждались оральный, анальный и Эдипов периоды в жизни ребенка.
4. Объяснять базовые техники психодинамического интервьюирования.
Основной техникой психоанализа является техника свободных ассоциаций, включающая в себя фиксацию на чувствах, сфокусированное ассоциирование и повторение. Приведен анализ феномена сопротивления, переноса и контрпереноса. Интерпретация была названа техникой, требующей очень серьезного знания психодинамической теории.
5. Знать некоторые практические приложения психодинамического подхода.
Жизненно важным является выявление подсознательного поведения клиента. Даны пример практического применения вышеприведенных техник. Одним из наиболее распространенных направлений, трактующих психоаналитические методы, является транзактный анализ. В дополнение к предыдущему даны практические упражнения по этому направлению.
5. Определить и использовать ключевые термины главы: бессознательный опыт, интерпретация, свободная ассоциация, фиксация на чувствах, сфокусированное свободное ассоциирование, повторение, сопротивление, перенос, контрперенос, инсайт, бессистемный (дикий) анализ.
ГЛАВА IX
БИХЕВИОРИСТСКАЯ ТЕРАПИЯ
ОБЩИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ
Сочетание методологии, теории и практики является сущностью квалифицированного консультирования и терапии.
Методология дает основу для эффективной теории и практики: КО-терапевт знает, как построить творческую, плодотворную беседу и как использовать знания этих техник, чтобы воздействовать на клиента в нужном направлении. Важной в этом процессе является индивидуальная и культурная эмпатия, наблюдательность, оценка личности и ее социальной среды, а также применение методов позитивного роста и развития.
Теория создает организующие принципы для консультирования и психотерапии: КО-терапевт имеет запас альтернативных теоретических подходов и способов общения.
Практика — это сочетание методологии и теории. КО-консультант компетентен в теории и методиках, и способен применять их как в целях исследования, так и в практической работе на благо клиента.
Подразумевается, что общая компетентность в методологии, теории и практике проявляется в осознании своего собственного мировоззрения и личностных особенностей, а также того, насколько они отличаются от мировоззрения клиента и других профессионалов.