Индивидуальная и культурная эмпатия

ОБЩИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ

Сочетание методологии, теории и прак­тики является сущностью квалифицированно­го консультирования и терапии.

Методология дает основу для эффектив­ной теории и практики: КО-терапевт знает, как построить творческую, плодотворную бе­седу и как использовать знания этих техник, чтобы воздействовать на клиента в нужном направлении. Важной в этом процессе явля­ется индивидуальная и культурная эмпатия, наблюдательность, оценка личности и ее со­циальной среды, а также применение мето­дов позитивного роста и развития.

Теория создает организующие принципы для консультирования и психотерапии: КО-терапевт имеет запас альтернативных теоре­тических подходов и способов общения.

Практика — это сочетание методологии и теории. КО-консультант компетентен в тео­рии и методиках, и способен применять их как в целях исследования, так и в практиче­ской работе на благо клиента.

Подразумевается, что общая компетент­ность в методологии, теории и практике про­является в осознании своего собственного мировоззрения и личностных особенностей, а также того, насколько они отличаются от мировоззрения клиента и других профессио­налов.

ЦЕЛИ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ И КУЛЬТУРНОЙ ЭМПАТИИ

Для эмпатии необходимо, чтобы вы вошли в мир клиента, видели все окружающее его глазами, “влезли бы в его шкуру”. Эта глава должна помочь развить ваши способности к эмпатии. Мы преследуем следующие цели:

1. Дать определение эмпатии и показать его историческую эволюцию.

2. Как можно более расширить понятие эмпатии с помощью учета культурного и этнического контекста как психолога, так и клиента.

3. Дать определения непосредственности, конкретности и искренности. Именно эти термины определяют пути к культурн­ой и индивидуальной эмпатии.

Понятие эмпатии имеет долгую и значительную историю. В работе, вышедшей в 1957 г. и озаглавленной “Необходимые и достаточные условия терапевтических изменений личности” Карл Роджерс сделал категорическое утверждение, что эмпатия и близкие ей понятия — это все, что требуется для развития личности клиента. Чтобы помочь клиенту, писал Роджерс, необходимо:

1. Установить интегрированные, конгруэнтные отношения с клиентом.

2. Безусловно, априорно положительно относиться к клиенту.

3. Суметь передать ему это отношение.

Роджерс приводит определение эмпатии, характерное для того времени: “Вам надо только выслушать человека и дословно повторить то, что вы услышали. Никогда не вмешивайте в вашу речь свои собственные представления, не приписывайте клиенту то, что он не говорил... Чтобы убедиться, что вы все поняли, вставьте в свою речь одно-два предложения, которые точно передают смысл сказанного клиентом. Пусть это будет сказано своими словами, но для обозначения ключевых проблем используйте слова клиента”.

В этом определении видны определенные параллели с навыками наблюдения, с методами пересказа, отражения чувств и резюме, которые описывались в предыдущей главе. Более того, факторный анализ эмпатии (Зиммер и Парк, 1967, Зиммер и Андерсон, 1968) показывает, что психолог с высоким уровнем эмпатии имеет тенденцию часто применять навыки внимания. Показано также, что невербальные навыки внимания, такие, как визуальный контакт, жесты, физическое расстояние имеют прямое отношение к эмпатии (Хааз и Теппер, 1972). Таким образом, элементарный уровень эмпатии достигается с помощью эффективного использования навыков и методов внимания.

Эган (1975) выявил два типа эмпатического понимания. Первый тип — “первичная эмпатия” — напрямую связан с пониманием в стиле Роджерса и включает в себя основные навыки внимания. Второй тип — “усиленная точная эмпатия” — требует больше вкладывать себя, и часто требует прямых попыток повлиять на клиента. Используя такие методы воздействия, как самораскрытие, директива, интерпретация, психолог может повысить уровень эмпатии. Полезно описать два типа эмпатии на примере интервью с м-ром С. из предыдущей главы:

С.: Мне вспомнилось кое-что из прошлого. Я что-то занял у брата и не сказал ему об этом. А когда он это обнаружил, то он обрушил на меня ругань, вышел из себя и раскричался. Кажется, мне было 6 лет. Он просто вошел ко мне в комнату и закричал. Я был несчастен. (Глаза у м-ра увлажняются...)

Пример эмпатии первого вида:

Д.: Да, я вижу, что вы были очень несчастны.

Пример точной усиленной эмпатии:

Д.: Я тоже была бы несчастна на вашем месте. Насколько я поняла…, вы боитесь обидеть людей потому, что вас когда-то обидели.

Пример первичной эмпатии включает отражение чувства, что и 66 лет назад. Комментарий Джоан здесь носит “обменный” характер и идет с его точки зрения. В примере усиленной эмпатии (начало в п. 53 и более глубокая —в п. 59) Джоан добавляет самораскрытие и интерпретацию, которые продвигают м-ра С. в нужном направлении на новый уровень осознания своих проблем. Грамотно применяемый, этот прием помогает клиенту, как это и случилось в данном интервью. Однако, примененный наспех и недостаточно обдуманный, этот прием может оказать деструктивное воздействие. Усиленная точная эмпатия и методы воздействия всегда добавляют в психотерапии элементы риска. Исключительно внимательное отношение к клиенту приводит к такого рода отношениям, когда воздействие слов психолога многократно возрастает.

Кархафор (1969) рассматривал ту же проблему, используя несколько иную терминологию. Он писал о пяти уровнях эмпатии, среди которых упоминаются деструктивная (первый уровень), “взаимоувязанная реакция” (третий уровень) и в конце “добавочная эмпатия” (уровень 4 и 5), которая по смыслу близка к понятию усиленной точной эмпатии”, введенного Эганом. Далее эти подходы к эмпатии будут обобщены в разделе “Эмпатия — шкала рейтинга”. Популярность термина эмпатия привела к дальнейшим исследованиям в этой области. В ранних работах нашли свое подтверждение взгляды Роджерса. В более поздних обзорах, однако, появились сомнения в том, является ли эмпатия на самом деле основным условием эффективной терапии и так ли уж она важна, как считалось ранее. Вы можете обратиться к главе XIII, где приводится обзор исследований по этой противоречивой теме. Парлов, Васкоу и Вольф, например, критикуют эмпатию и утверждают, что исследования приводят к необходимости расширять деятельность терапевта с учетом разных групп пациентов и конкретных условий лечения (1973).

Однако же трудно себе представить сеанс психотерапии без кого-нибудь, пусть самого минимального уровня эмпатии. Последние теории доказывают, что основные условия психологической помощи и эмпатии — понятия гораздо более сложные, чем казалось раньше. Осложнения вызывает культурный фактор. Именно он затрудняет понимание иной личности.

ТЕРАПЕВТИЧЕСКАЯ ЭМПАТИЯ:

Наши рекомендации