Теория и стиль принятия решений
-НЕКОТОРЫЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ПРИЛОЖЕНИЯ
Наиболее эффективным стилем принятия решений считается вигильный'.
Вигильный — оптимальный, сбалансированный (прим. перевод.).
Как писали Дженнис и Менн, вигильный стиль предполагает “достаточно эмоциональное пробужденную личность, мотивированную на решение основных интеллектуальных проблем, но не настолько погруженную в эмоции, чтобы это мешало разуму”. Вигильный стиль принятия решений тесно смыкается с концепцией интенциональности и может быть противопоставлен другим стилям, таким, как “гипервигильный” (захлест эмоций и ограниченный выбор вариантов поведения), “защитное избежание” (откладывание решения), “конфликтная негибкость” (настаивание на решении, несмотря на обстоятельства) или “бесконфликтное изменение”.
Таблица 2.2
СБАЛАНСИРОВАННАЯ ТАБЛИЦА
АЛЬТЕРНАТИВЫ | ||
ВЫГОДЫ | ) | ПОТЕРИ |
Материальные выгоды для меня. Материальные потери для меня
Материальные выгоды для других. Материальные потери для других.
Выгоды в самоуважении Потери в самоуважении
Одобрение других Неодобрение других
Задача заключается в том, чтобы найти сбалансированный интенциональный или вигильный стиль, который предполагает поиск или обсуждение альтернативных путей, причем решение принимается и при соответствующем эмоциональном настрое.
Независимо от их теоретических разработок, касающихся принятия решений, Дженнис и Менн выработали весьма полезный план личного роста и изменения, который может дать бога-тый материал для пятишаговой модели индивидуальной консультации.
Менн и его коллеги из Флиндеровского университета продолжили разработку рекомендаций по принятию оптимальных решений. Книга начинается с презентации различных способов Принятия решений, причем клиентов просят осознать, какой из способов они предпочитают. В качестве желаемой цели рассказывается о вигильном стиле.
Третья часть работы Менна посвящена сбалансированной модели принятия решений (см. табл. 2.2) — хитроумной версии ранней модели Бенджамина Франклина. Здесь читатель имеет возможность творчески осмыслить позитивные и негативные стороны каждого решения. Следует отметить, что сбалансироная таблица включает не только выгоды и потери клиента, и то, как принятое решение повлияет на других. Клиент заполняет каждую для каждого возможного решения не обсуждения. Первые два пункта касаются самого решения, последние два пункта — того, как отреагирует на него клиент и окружение.
Эта особенность таблицы чрезвычайно важна, поскольку она помогает клиенту развивать в процессе принятия решений сенситивность и эмпатию. Заключительный этап работы касается “дневника будущего”.
Клиент описывает обычный день, который он будет переживать примерно через год, рассматривая несколько вариантов этого дня. “Дневники будущего” часто ставят те эмоциональные задачи, в которых клиент не давал себе отчета, заполняя сбалансированную таблицу. Менн обнаружил, что, хотя принимающий решение может обсуждать как когнитивный, так и эмоциональный его компонент, решение, в конечном счете, может оказаться неприемлемым и неприменимым.
Тренинговая программа должна включать в себя не только принятие решений, но и процедуры его выполнения, и подробные планы действий. Хотя процесс принятия решений обычно обсуждается на групповых занятиях в качестве “психологического начального образования”, этот систематизированный процесс может быть использован как модель при индивидуальных консультациях. Вы, как терапевт или консультант, можете следовать базовой модели Менна, адаптируя ее в соответствии с индивидуальными особенностями клиента.
Дженнис значительно расширил рамки Менна, сконструировав свою собственную модель консультирования, в общем виде представленную в табл. 2.3. В консультации по принятию решений основное внимание уделяется тому, как ведет себя клиент после консультирования. Дженнис считает, что, внимательно отнесясь к ключевым факторам, психолог может произвести полезные изменения в поведении клиента за одну консультацию, если клиенту необходимо, например, бросить курить или похудеть.
Консультация по принятию решений включает в себя три этапа, не слишком отличающихся от пятишаговой модели, приведенной выше. Однако Дженнис ориентируется в основном на специфические воздействия в одной узкой области. Первый этап модели, “Построение мотиваций”, в основном похож на первые три стадии в этой главе. Дженнис и его коллеги обнаружили, что позитивная обратная связь (тесно связанная с позитивными жизненными ресурсами) очень помогает в установлении доверительных отношений, а позднее обеспечивает стабильность изменений. Это открытие, базирующееся на длительных научных исследованиях, важно, в частности, для иллюстрации того, что передачу знаний облегчает в самом начале интервью природа личностных отношений.
Второй этап модели Дженниса касается действий по изменению поведения. Например, Дженнис подчеркивает важность выяснения готовности клиента к изменению.
Таблица 2.3
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ И КЛЮЧЕВЫЕ МОМЕНТЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ СТРАТЕГИЮ ПСИХОЛОГА ПО ИЗМЕНЕНИЮ ПОВЕДЕНИЯ КЛИЕНТА
Этап I Построение мотивации | 1. Подталкивание клиента к самораскрытию/не делать это 2. Выдача позитивной обратной связи (понимание и принятие), противоположность — нейтральная или негативная обратная связь в ответ на самораскрытие. 3. Использование самораскрытия для достижения инсайта и когнитивного переструктурирования/достижение незначительного инсайта. |
Этап II Использование силы мотивации | 4. Выдача директивных указаний и подробных рекомендаций, которых должен придерживаться клиент/избежание любых директив и планов. 5. Выяснение готовности клиента следовать предложенной стратегии поведения/невыяснение подобной готовности 6. Апелляция к нормам, приписываемым уважаемым группам и индивидам/отсутствие такой апелляции. 7. Избирательное применение положительной обратной связи/безусловное принятие. 8. Организация коммуникации и процедуры тренинга, имеющих своей целью повышение у клиента чувства самоуважения/не задаваться такой целью. |
Этап III Поддержка мотивации после завершения консультаций | 9. Заверение, что психолог будет в дальнейшем поддерживать позитивные сдвиги и следить за развитием клиента/отсутствие таких гарантий. 10. Обеспечение телефонных звонков, обмена письмами и др. форм общения, поощрение надежды на будущий контакт/отсутствие таких форм общения. 11. Напоминание клиенту о чувстве персональной ответсвенности/отсутствие такого напоминания. 12. Гарантирование успешности процесса изменения без помощи психолога/отсутствие таких гарантий. |
(Из Дженнис И., Кроткий словарь психолога, 1983.)
Многие клиенты уверяют, что хотят измениться, но, если вслушаться в их утверждения более внимательно, можно обнаружить множество фраз типа “да, но...”. Когда вы видите, что клиент ускользает от вас при помощи “да, но”, вы можете с большой вероятностью сказать, что в этом случае вряд ли, что изменится.
Пункт 7 — “Избирательное применение положительной обратной связи в противоположность безусловному принятию, а в некоторых случаях даже нейтральная или негативная обратная связь” — здесь Дженнис делает то, что большинство теорий консультирования не рекомендует или прямо отрицает. Роджеровская теория (см. гл. X) подчеркивает необходимость априорного принятия клиента как основу для успешной помощи. Дженнис бросает вызов этой общепринятой вере психологов-профессионалов. Это не значит, что Дженнис чему-нибудь угрожает. Скорее клиенту даже идет на пользу, когда ему помогают понять, что работает, а что нет, используя при консультировании определенные типы вербализации или поведения.
Наконец, необходимо подчеркнуть, что Дженнис уделяет исключительное внимание последнему этапу беседы, стадии “закрепления изменения” (пятый шаг предыдущей модели). Специальные “техники поддержки” — такие, как телефонные звонки, установление “контакта на равных”, проверки исполнения — применяются для того, чтобы клиент не чувствовал себя брошенным и продвигался дальше.
Модель консультирования Дженниса можно назвать “тренерской”. Дженнис сам объясняет ее следующим образом: “Когда клиентка смотри на психолога как на тренера олимпийской команды, она незаметно приходит к мысли, что он тренирует ее как звезду для Олимпийских игр”.
Решения не возникают в вакууме консультационного офиса. Вы, ваши взаимоотношения с клиентом врываетесь в его жизнь. Представленная здесь пятишаговая модель консультации, будучи применена в системе с другими возможными моделями, может существенно изменить весь жизненный путь клиента. Результатом вашей квалифицированности, вашего умения принимать решения во время консультаций станет человек, научившийся принимать эффективные решения.