Триумфальное возрождение национализма в Европе
Мы стали свидетелями огромных преобразований, которые происходят в Европе в последние годы. Мощная, иллюзорная и полубезумная система, довлевшая над народами Восточной Европы постоянно требуя новых жертвоприношений и, как это ни парадоксально, снискавшая себе восхищенных поклонников на Западе, пала. Никто сейчас не возьмется точно определить причину подобного краха. Быть может этому способствовал интернационализм поляков и других восточно-европейских народов?
Более десяти лет боролись поляки во имя нации с источником безумия. Движение протеста набрало такую силу, что подавить её было уже невозможно, и начался крах советской системы, который ассоциируется со слоном «перестройка». Словно детские кубики распадались бастионы тоталитаризма и последним из них стала ГДР.
Инициатива поляков, осмелившихся выступить против колоссальной системы, подхваченная другими народами, поразительна. Падение последнего европейского оплота коммунизма, ГДР, было неожиданным, казалось невероятным. Двенадцать лет самого низкосортного национализма, двадцать пять лет коммунизма, который практиковали с немецкой педантичностью, а ныне — демократия и капитализм. Возможно ли это? И если — да, то каким образом?
Величайшим историческим событием последнего времени было отнюдь не разрушение берлинской стены, а открытое выступление рабочих гданьской судоверфи под руководством Леха Валенсы против существующего режима. Перед первой мировой войной и после нее большой популярностью пользовалось понятие «массовая психология», введенное в обиход французским психологом Поставом Ле Боном. Понятие «коллектив» воспринимали как некое существо, сущность, не зависящую от воли индивида, что оценивалось негативно. Поведение масс характеризовалось как зловещее, непредсказуемое, опасное. Толпу называли безликой бестией. Европейцы, подобно всему человечеству, испытали на себе коллективные феномены национал-социализма, коммунизма, религиозного фундаментализма или, как в данном случае, «национализма» польского образца.
Что в данном случае предлагает нам в качестве объяснения психология? Гораздо меньше, чем можно было бы ожидать. Например, индивидуальная психология адлерианского типа уделяет серьезное внимание коллективному чувству. В рамках данной психологической системы акцентируется роль человека в качестве социального животного, своего рода zoon politicon. Однако в конечном счете общность, коллектив понимают как взаимодействие, интеракцию индивидов. Приблизительно таких, же взглядов придерживается подавляющее большинство современных школ психологии. Как правило, делаются попытки объяснить массовые тенденции ссылкой на психологию индивида. Существующие экономические, социальные, политические модели, интерпретирующие коллективные процессы, также ориентируются на представление об определяющей роли поведения отдельной личности. Психология - наука о душе, олицетворением которой принято считать индивида.
Психология Карла Густава Юнга — счастливое исключение. В ее рамках существуют образы и понятия, предназначенные для широкого охвата всех явлений, сопутствующих жизни и деятельности человеческой души, и последующей их локализации. Делая в 1988 году доклад под названием «Сизигия («Die Syzygie»), Вольфганг Гигерих, в частности сказал: «Он (Фрейд) тесно сближал психологию с биологией индивида. Юнг, напротив, говорил о коллективном архетипическом бессознательном, основой которого уже не является индивид, отдельная личность. Коротко говоря, индивид лишился своей монополии на душу. Юнгианские понятия и образы, отражающие данное явление — это «коллективное бессознательное» (нем. <tdas kollektive Unbewusste»), «антропос» (нем. «der Anthropos»), «анима мунди» (нем. «dic Anima mundi»)n «унус мундус» (нем. «der Unus mundus»). Быть может, все это просто высокопарные слова? На самом деле даже последователи Юнга расходятся в толковании этих понятий.
Коллективное бессознательное представляет собой бессознательное начало человеческих сообществ или всех людей. Образно говоря, это мощный поток психической энергии, текущий сквозь каждого человека. Кроме того, оно трактуется и как неизменный и универсальный элемент психики, который можно обнаружить лишь у конкретного индивида. Антропос переводится с греческого как человек. С одной стороны, полагают, что каждый индивид суть частица этого сверхчеловека, подобно тому как в теологии человек рассматривается как частица Бога, зримым свидетельством чего является христианский ритуал конфирмации, причастия, когда верующие вкушают плоть и кровь Христову. С другой стороны, образ антропоса рассматривается как символ личности, обладающей ярко выраженными индивидуальными чертами Анима мунди или, иными словами, мировая душа, олицетворяет универсальное начало, атомом которого является человек; элементы подобного начала обнаруживаются в психике индивида. Унус мундус, единый мир,- понятие, вбирающее в себя представление о единстве мира, неотъемлемая часть, которою — человек или индивидуальный образ бытия. Суммируя сказанное, можно сделать вывод, что основные противоречия между двумя подходами заключаются в следующем. Существует ли обобщенная совокупность, коллективное начало, бессознательное, антропос, анима мунди и унус мундус помимо индивида или она, словно мозаика, сложена из отдельных человеческих душ? В конечном счете речь идет о принципиальном философском споре между сторонниками Платона и Аристотеля, первые из которых полагают, что идеи реальны, а последние — что они обобщения.
Представители романтизма явно отдавали предпочтение реальности идей, придавая им мистический характер. Романтики приводили в пример народные песни и сказания, авторство которых не принадлежало никому в отдельности, а только так называемому народу в целом, говорили о «народной душе», понятии, до сих пор остающемся весьма туманным. Быть может, это психический субстрат (по выражению Гигериха), наполняющий душу не только одной личности? Признание существования психической энергии, источником которой не является определенный индивид,— отнюдь не свидетельство опасного мистицизма. Как, например, расценивать нижеследующую этнографическую зарисовку, как констатацию факта или анекдотичную выдумку? Мужчины из племени бушменов часто подолгу пропадали на охоте. Казалось бы, ни они, ни тем более их домашние не могли заранее знать, когда вернуться охотники; и тем не менее ожидавшие их женщины начинали готовить им угощение за несколько часов до прихода мужей, безошибочным чутьем угадывая, когда это произойдет.
На мой взгляд, человека нельзя познать в отрыве от чего-то большего, творения, мира, природы, человечества. Я не один, на меня влияют все люди и наоборот. Попытаемся приблизиться к пониманию подобной психологической энергии, представленной не всегда понятными образами коллективного бессознательного, антропоса, анима мунди и унус мундус, рассмотрев общеизвестное понятие идентификация, которое трактуется как способность ощущать чувство единения с кем-то, находящимся вне индивида, видеть черты собственной идентичности во всем человечестве, в полной мере испытывать сопутствующие этому переживания и поступать в соответствии с ними. Действительно, разве не чудесно было бы, если бы индивид идентифицировал себя со всеми людьми; антропосом, анима муиди, например, с индейскими племенами бразильской сельвы. Но в действительности все обстоит иначе. Стоит ли предполагать, что идентификация со всем человечеством или вселенной — только благородная, религиозная или этическая заповедь, но никак не психологическая реальность? Например, среди моих знакомых нет людей, которые достигли бы подлинной идентификации с человечеством. Складывается впечатление, что Гете был прав, когда говорил, что величайшее счастье сынов человеческих заключено только в их личности.
Возникает противоречие. Несмотря на то, что в глубине души индивид испытывает эмпатию ко всем людям и природе, на что, в частности, указывают юнгианские символы, идентификация оказывается практически бессильной. Психология Юнга опирается на утверждение о существовании общечеловеческой души. Однако способность индивида на сознательную или бессознательную идентификацию не столь велика. Да, мы несомненно можем идентифицировать себя с группами, более или менее представляющими наши личные, эгоистичные интересы, например, с семьей, партией, фирмой, профсоюзом и т. д. Но такой эгоизм отличается от обычного лишь тем, что получает поддержку группы единомышленников, и имеет весьма незначительное отношение к человечеству. Психика индивида многомерна. С одной стороны, человек — индивид, образно говоря, одинокий ковбой, «lone ranger». В центре внимания психологии индивид находится, быть может, с раннехристианских времен, когда зазвучали призывы к спасению собственной души, в отличие, скажем, от иудаизма, провозгласившего постулат о единстве Бога и избранного им народа. С другой стороны, человек — часть человечества, вселенной, анима мунди, унус мундус, подобно тому, как кровяные тельца — элемент организма.
Развитие личности заключается в стремлении в полной мере ощутить все человеческие возможности, реализовать их и в идеальном случае осознать. В рамках психологии Карла Густава Юнга существует понятие индивидуации. Как правило, термин этот интерпретируется неверно. Индивидуация символизирует стремление человека к постижению смысла жизни, бытия и глубочайшему самопознанию, помогающему разглядеть заложенную в нас божественную искру. Слово «индивидуация» содержит корень «индивид», что указывает на «индивидуальное», иными словами, не коллективное, частное. Тем не менее цель ее не ограничена одной личностью, а теряется в общечеловеческом пространстве. Понять себя гораздо легче, чем осознать или хотя бы представить коллективно окрашенное психическое начало. Индивид способен идентифицировать себя с друзьями, женой, соратниками, но - не с нацией или населением всей планеты. Это превышает человеческие возможности. И все же любой психически здоровый человек не может не испытывать потребности в единении с коллективом, вбирающим в себя рассеянный образ человечества; а не только с группировками мафиозного типа.
Мы попали в замкнутый круг. Попытаемся из него выбраться. Индивид реализует бытие по-своему, располагая на этот счет бесчисленными возможностями. В то же время большие группы могут придавать жизни индивида желаемые черты. Так, японский быт отличается от американского. Антропос это не безликая масса, но это начало не заявляет о себе через внешние контакты, а, образно говоря, предстает в виде гигантского процесса брожения, исподволь созидающего тот или иной образ жизни. В небольших группировках влияние данного процесса ощущается не меньше, чем во всем человечестве. Можно сказать, что реинкарнацией антропоса являются и индивид, и человеческая общность, «Психологически замкнутая в окружности» личность способна идентифицировать себя с группой, которая не только поддерживает эгоистические чувства единомышленника, но и символизирует единение всех людей.
Поговорим о нации, человеческой общности, включающей в себя широчайший спектр бытия; богатых и бедных, умных, одаренных и глупых, бездарных, больных и здоровых, детей и стариков, представителей всевозможнейших профессий, святых и преступников и т. д. Перед нами словно небольшой прообраз человечества. Национальное единство поддерживается определенными архетипами, образами, произведениями искусства и представлениями, которые олицетворяют политические и общественные институты, культура, образ жизни. В известном смысле отдельные нации выбирают из необозримого океана коллективной души приглянувшиеся им черты, которые начинают служить для них ориентиром. Однако это не означает, что представления других народов отметаются начисто. С точки зрения представления об универсалиях нация — это символическое отражение человечества, вариация на тему антропоса, достаточная и пригодная в качестве объекта идентификации для индивида. На мой взгляд, нация — это огромная группа людей, которые сознательно или бессознательно разделяют одни и те же фантазии о бытии.
Шарль Де Голль провозгласил: «La France c'esl une idee». Однако так можно было бы охарактеризовать не только французскую, но и любую другую нацию. К сожалению, сложную систему коллективных фантазий часто понимают примитивно. Я припоминаю в этой связи величайшее заблуждение, гласящее, что дух нации в едином языке, который в действительности лишь простейшая, самая доступная фантазия об идентификации, одна из многих, а отнюдь не единственная. Например, французы отличаются от англичан в первую очередь не языком, а образом жизни. Не говоря уже о том, что на территории Франции сохраняются многие наречия — баскское, эльзасское, бретонское, лангендокское, корсиканское - обезличенные, увы, общеупотребительным языком. Не забудем и то, что по-французски говорят не только французы, но и канадцы, романцы в Швейцарии, жители некоторых островов Вест-Индии. Американцы, австралийцы, новозеландцы, ирландцы, представляющие совершенно непохожие нации, говорят по-английски. Нации, разделенные государственными границами, но объясняющиеся на одном языке, выражают собою идентичность и самобытность через выговор и диалекты, прекрасным примером чему могут служить германо-язычные швейцарцы.
Любой язык и диалект — это не только средство общения, но и результат развития общественной, коллективной идентичности. Коль скоро нация не обладает собственным языком, самобытность подчеркивается путем разработки вариантов общего языка. Следует упомянуть о популярной несколько столетий назад в Европе идее фикс «правильного» языка, который должен заменить грубые и вульгарные наречия. Например, швейцарцу, желающему говорить на литературном немецком языке, необходимо —и это правило, кстати сказать, он будет соблюдать с мазохистским упорством — выработать произношение, аналогичное коренному немцу и исключить из своей речи возможные гельвецизмы. Спрашивается, почему бы жителю Швейцарии не выразить свою идентичность даже в литературном немецком языке через акцент? Ведь швейцарское произношение не хуже и не лучше, чем немецкий выговор, просто своеобразно.
К нации как символу, образчику человечества имеют прямое отношение государственные институты. Организация совместной жизни — характерная черта человека. Она предоставляет возможность для активного, сознательного сотрудничества. Языковая и даже культурная общность не адекватны общечеловеческой идее. Очертания их размыты, государственная организация, воплощение фантазий в виде общественной системы, над которой можно было бы трудиться, затрачивая по необходимости даже чрезмерное количество душевных сил, языку и культуре не свойственны. Ганс Рудольф Баур (1805 4877) писал: Кто не желает даже дня отдать отчизне, тот себя и душу развращает.
Нация - это группа людей, связанных общими представлениями, идеями и фантазиями по поводу образа жизни индивида и организации общественной жизни и социума, с которым может идентифицировать себя человек; общность, символизирующая все человечество. Государственная форма или, по меньшей мере, система общественных институтов в данном случае просто необходима для обеспечения плодотворного сотрудничества граждан.
Что я имею в виду, когда говорю об идеях, фантазиях и представлениях, объединяющих нацию? Следует отметить, что распознать такие фантазии не просто. Как правило, они бессознательны, и об их существовании можно судить лишь по конкретным проявлениям. В связи с этим сказать со всей определенностью, что является, например, типично французским, английским, итальянским или швейцарским, едва ли возможно. Так, сказание о Вильгельме Теле отражают специфику национального мировоззрения швейцарцев, однако, точно сформулировать символическое содержание этих историй нелегко. Скорее всего они проникнуты своеобразным ощущением свободы и выражают чаяния «грубых» крестьян аристократической, монархической Европы, рискнувших сразиться с благородными рыцарями. В XVII столетии венецианский посланник в Швейцарии писал: «Дворянина, живущего лучше, чем крестьянин, ожидает в Швейцарии смерть». Издержки и достоинства мифологии и истории, отражающих базовые фантазии нации, могут быть с полным правом отнесены и к абстрактным идеям, вдохновлявшим когда-то народы, например, идея свободы, равенства и братства. Разумеется, стечением времени фантазии, ритуалы и представления меняются.
Силы, созидающие и направляющие нацию, невозможно представить только в образах, сказаниях и клише. Результатом такой попытки окажется путаница. С нациями происходит то же самое, что с индивидами, создающими собственную мифологию, не всегда правильно ее понимающими, проецирующими ее элементы на окружающих и тем не менее остающимися един стенными в своем роде личностями. Стереотипы, вроде «швейцарцы рассудительны», «французы элегантны», «итальянцы темпераментны», «англичане — джентльмены», «шотландцы скупы», смехотворны. Это не подлинные национальные качества, а фантазии и мифы. Даже Юнг, с сожалением упоминая такой способ характеризовать нации («Немцы, или того больше, все германские народы такие-то, а индусы — такие-то...»), считал его абсолютно неприемлемым и порочным.
Нация — это народ, организованный в государство и объединенный общими представлениями. В частности, мощнейшие нации современности имеют любопытные идентификационные фантазии.
Например, в США очень сильны утопические, религиозно окрашенные политические фантазии о равенстве, «все рождаются равными», «born equal», о праве на счастье, свободу, выражающиеся в просветительской деятельности, славящей независимость. Многие североамериканские штаты были основаны людьми, мечтавшими об идеальном государстве, своего рода, Новом Иерусалиме. Американцев не связывает фантазия о едином происхождении, поскольку буквально все граждане Соединенных Штатов — эмигранты. Такую роль не мог сыграть и общеупотребительный язык. Выбор английского языка в качестве государственного был случайностью. Во время голосования по данному вопросу, предшествовавшему провозглашению американской республики, английский язык победил немецкий с перевесом всего в два голоса, В США и по сей день множество испано-язычных граждан. Люди, эмигрировавшие в Америку не по идейным соображениям или вследствие крайней нужды, которую они терпели на родине, испытывают на новом месте немало трудностей. Однажды я посетил швейцарский клуб в крупном американском городе. Большинство его завсегдатаев покинуло Швейцарию в надежде повысить уровень своей жизни. Они показывали мне фотографии своих огромных домов и автомобилей, но вокруг них витал еле уловимый дух траура. Известный американский психолог Джеймс Хиллман сказал как-то: «Соединенные Штаты Америки — это религия».
Над японцами довлеет множество фантазий, Вплоть до 1945 года государственная доктрина Японии гласила, что император произошел от солнечной богини и является посредником между ней и избранным народом. В том или ином виде миф о божественном происхождении до сих пор владеет умами многих японцев, чем и объясняется распространенный в Японии шовинизм, скрывающийся норой за преувеличенной любезностью и скромностью. Существуют и другие фантазии, в числе которых — образ самурая, прирожденного воина, готового на любые жертвы во имя фирмы. Экономическая мощь Японии не в последнюю очередь объясняется ярко выраженной национальной идентичностью, которую не смогло поколебать поражение во второй мировой войне.
Интереснейшим мифом представляется и архаичная идея единого происхождения. Племена и народы часто закрепляют свою идентичность фантазиями об общих прародителях, богах, священных животных, легендарных героях, наподобие Авраама или Ромула, Адама и Евы — символа взаимозависимости всех людей. Замечу кстати, любое государство воспринимается личностью еще и как ограничительная инстанция, поскольку национальная идея может не совпадать с частными представлениями.
Что касается мировой души (анима мунди), то ею тоже проникнуто чувство национальной идентичности. Подчас ее связывают с природой, характерной для территории проживания народа, различая особый резонанс в сочетании гор, морей и равнин. Так, швейцарцы тоскуют по альпийскому ландшафту, шотландцы по горным лугам и. т. д.
Предрасположенность и даже любовь к определенной местности — это еще не идентификация с мировой душой, но уже — с частицей всей Земли, И действительно, ощущать сродство со всей планетой, столь богатой природным разнообразием,— возможно ли это? Здесь, как и в случае с человечеством, приходится довольствоваться pars pro toto, частью вместо целого. Идентификация с анима мунди выражается в трепетном отношении к родине. Природа родной земли может быть не столь уж прекрасной, но это безусловно часть территории, принадлежащая нации. Даже для евреев, рассеянных по миру, играл огромную роль на протяжении столетий образ земли израильской. Огромные религиозные ордены Средневековья можно назвать нациями, не имеющими своей территории, поставив тем самым вопрос о необходимости национальных границ. Страна или определенная ее область являются прекрасными образами коллективной идентичности, но не предпосылкой для возникновения нации. Наличие собственной территории облегчает, разумеется, процесс формирования национальной общности, но не может расцениваться как непременное условие. Самое главное - коллективные фантазии. В наше динамичное время многие нации перестала связывать общая страна.
Однако, кое-что ускользнуло от нашего внимания: будущее человечества напрямую зависит от готовности индивида поступать в соответствии со взглядами большинства. Многие современные проблемы, в частности, парниковый эффект, озоновые дыры, энергетический кризис и загрязнение окружающей среды промышленными отходами под силу решить только всему мировому сообществу. Идентификация с человечеством реализуется через символ, в роли которого может выступать, например, нация. Создание международного правительства, управлявшего бы аморфной массой в два - четыре миллиарда человек — перспектива маловероятная. Даже в том случае, если бы население Земли составляли исключительно святые, такое правительство не имело бы шансов воплотить свои проекты: общество и индивиды, лишенные объекта идентификации, были бы склонны саботировать любые решения, реальная власть могла бы оказаться в руках гангстеров, группировок архаичного характера или просто потерять какое бы то ни было значение под натиском беспримерного эгоизма.
Пожалуй, я описал национализм в чересчур розовых топах? Почему само слово «национализм» стало сегодня бранным? Почему он приносит людям лишь беды и войны? Мы «обязаны» национализму за миллионы уничтоженных и покалеченных человеческих жизней. Следует ли предполагать, что идентификация с определенной нацией это своего рода проклятие? Разве Европа не страдала столетиями от подобных эпидемий? Все человеческое имеет свою патологию. Прежде всего важно знать, какие именно фантазии питают нацию. Очевидно, что поведение индивида тесно связано с его личной мифологией, и человек может симпатизировать, в частности, образу Песталоцци или Аль Капоне, что не одно и то же. Многими народами время от времени овладевали фантазии о всемирном господстве, инспирированные в первую очередь империалистической идеей Римской империи. Подобные мечты, подогретые корыстью, становились фундаментом колониальных держав. О стойкости таких фантазий свидетельствует хотя бы тот факт, что многие англичане до сих пор считают, что, находясь под властью Великобритании, африканские страны развивались не хуже, чем сейчас. Амбиции римлян были не меньшими.
Империализм - величайшая опасность для великих наций, которые находятся в гораздо более сложном положении, нежели нации маленькие. Последние могут позволить себе шовинизм, самодовольство, преувеличение своих заслуг, поскольку незначительные масштабы не позволяют им угрожать человечеству. В связи с празднованием 700-летнего юбилея Швейцарии наблюдался любопытнейший феномен шовинизма. Мотив был следующий: «Мы не можем позволить себе праздник потому, что мы — дрянь на палке». Иными словами, швейцарцам предписывалось прежде попытаться превзойти другие нации и лишь тогда отметить свои достижения, как если бы человек справлял свой день рождения, только разбогатев и сделав себе карьеру. Подозреваю, что тогда поубавилось бы подобных торжеств.
Здесь еще не упоминалось о расизме и антисемитизме. Оба феномена тесно связаны с национализмом. На мой взгляд, расизм — это фантазия о том, что в силу принадлежности к определенной «сверхнации» человек обладает врожденным правом повелевать «низшими» народами, то есть своего рода мания генетического величия. Подобная мания препятствует нормальному существованию и развитию нации, В частности, в ЮАР не сложилась до сих пор национальная общность по причине расовых убеждений белого меньшинства. Соединенные Штаты Америки вынуждены были двести лет назад бороться против такого же явления во имя национальной идентичности. Расизму бывают, как правило, подвержены нации, не ощущающие уверенности в собственной идентичности и пытающиеся отыскать причину этого в происках врагов. Если же национальная идентичность сильна, то темнокожий может стать швейцарцем, индиец — англичанином, белый — коль скоро он этого захочет - считать себя цветным и наоборот.
Что касается интерпретации понятия «расизм», то здесь часто возникает удручающая путаница. Как правильнее охарактеризовать убеждения, например, отца, который после родительского собрания обращает внимание учительницы на то, что детям приходится нелегко, поскольку 65% учащихся гимназии — иностранцы, плохо говорящие по-немецки? Кто он — расист или ксенофоб? Поэтому хотелось бы уточнить: расизм—это глубокое убеждение в превосходстве одной расы, достоинства которой преувеличиваются, над другой, обладающей, но мнению расиста, только недостатками. Кроме того, что такое раса? Итальянцы и швейцарцы относятся к разным расам? Если человек - иностранец, означает ли что автоматически, что он принадлежит к другой расе, нежели мы? Быть может, показатель в данном случае — цвет кожи? Но никто, кажется, не в состоянии со всей определенностью ответить на эти вопросы. Вышеупомянутый отец хотел, вероятно, высказать следующее; «Если члены коллектива принадлежат к разным нациям, иными словами, не разделяют одни и те же национальные фантазии, то осложнения между ними неминуемы». Почему бы нам не задуматься над этим, вместо того, чтобы фазу же подозревать данного человека в пренебрежительном отношении к другой нации, В том случае, если слово «расист» будет употребляться в значении «националист», а последним назовут того, кто отказывается игнорировать феномен национальной фантазии, то ничего обидного в таком определении не будет. Почему, в конце концов надо воспринимать многие понятия в карикатурном виде? Так, сексист - это, по общему мнению, не чувственный человек, например, женщина, чутко реагирующая на мужское начало партнера и умеющая ценить свою женственность, а в первую очередь мужчина, ненавидящий женщин или женщина, придерживающаяся невысокого мнения о мужчинах, Таким образом, понятие превращается в пародию. Так называемые «tcrribles simplificateur» («Невыносимые простаки» [фр.], люди, склонные упрощать непонятное) мешают конструктивному анализу любого запутанного общественного феномена, торопясь заклеймить определения, характеризующие данное явление.
Что же такое антисемитизм? Углубляться в эту тему я не рискну, поскольку не ощущаю себя достаточно компетентным для серьезного исследования. С кажу одно: всем нам свойственно искать «козла отпущения». И чем меньше уверенность нации в собственной идентичности, тем острее потребность в «мальчике для битья». Например, польский антисемитизм — следствие внешнеполитического давления. Германия ступила на путь кровавого антисемитизма после первой мировой войны в период глубочайшего экономического, политического и морального кризиса. В Великобритании, Франции, Италии, Нидерландах, Бельгии и скандинавских странах антисемитизм в Новейшее время проявлялся очень слабо. Данные народы были и остаются более уверенными в своей национальной идентичности, образе жизни и фантазиях.
Возвратимся к вопросу об империализме. Крупнейшие катастрофы инспирируют отнюдь не национально-империалистические мечты, а религиозные, точнее сказать, «псевдорелигиозые (фантазии», маниакальные идеи, являющиеся по большей части интернациональными, превосходящим и национализм. Их следует охарактеризовать как массовые феномены, понимая под массой группу людей, в незначительной степени идентифицирующих себя с нацией. Подобные религиозные движения гораздо опаснее, чем национализм, В них участвуют, как правило, неуверенные в своей национальной принадлежности люди, не имеющие возможности идентифицировать себя через нацию со всем человечеством. Религии ориентируются на сверх-человеческое, божественное, и опасны прежде всего именно этим. Вместо того чтобы идентифицировать себя с человечеством, религиозный фанатик ощущает общность с Богом, верит в то, что знает его волю, и на нем лежит миссия ее исполнить. Руководство религиозным движением может оказаться в руках аморального психопата, весьма далекого от вопросов вероисповедания, стремящегося к власти и наслаждающегося насилием. Новейшим псевдорелигиозным бумом был национал-социализм, проникнутый представлениями о сверхчеловеке, высшей расе, — по сути совершенно безумная идентификация с Господом.
В этом же контексте следует упомянуть и о сталинизме, не столько националистическом, сколько религиозном феномене. Именно поэтому многие подданные западно-европейских стран восхищались личностью Сталина. Еще бы, ведь он обещал устроить рай на земле; на кровавый алтарь этого начинания были брошены миллионы человеческих жизней. Между тем, вдохновителя таких чудовищных злодеяний славили словно Бога. Сейчас нам досаждают религиозные фундаменталисты, исламские, индуистские, христианские — вероисповедание в данном случае частность,— примыкающие к межнациональным движениям.
Религия — непременный атрибут человечества, имеющий непосредственное отношение к душе. Тем не менее се перверсии, псевдорелигии, способны вызывать общественные катаклизмы и приводить к уродливым войнам. Значит ли это, что религии следует упразднить? Это относится и к национализму. Необходимо бороться не с национализмом, а с его дегенерацией, вырождением, перверсиями, которые и приводят к ужасным последствиям; надо отдавать себе отчет в том, что дефицит национальной идентификации и даже ее слабое проявление способны вызвать гораздо большие катастрофы, чем уверенность народа в собственных силах и чувство национального достоинства. Примером тому служат Латинская Америка и Африка: милитаризм, монополизм, клановая структура общества и семьи, власть мафиозных организаций, заполняющие вакуум неуверенности, такова реальность жизни в этих регионах. Идентификация с подобными, крайне эгоистичными группировками, стоит на постыдно низком уровне, не соприкасаясь с мировой душой.
Современным жителям Западной Европы скорее всего в этом смысле повезло. Большую часть данного региона занимают территории наций с хорошо отлаженной общественной структурой, проникнутых здоровыми коллективными фантазиями, отказавшихся от империалистических представлений, маниакальных идей и религиозных перверсий. Следует ли усматривать в стремительном росте мифической национальной идентичности восточных немцев определенную слабость и неуверенность? Сможет ли Европейское Сообщество стать объектом идентификации? Мифы о единстве государств Европы носили и носят до сих пор исключительно экономический и бюрократический характер. Разве перед нами не очевидная бедность фантазии? Может ли символизировать человечество образ предпринимателя? Для европейской идентичности явно недостаточно разговоров о свободе передвижения и беспошлинной торговле, о дешевых сицилийских апельсинах в Лапландии и выгодных контрактах на поставку североморской рыбы на Сицилию.
Коллективная фантазия, вдохновившая создателей Европейского Сообщества, должна быть признана невероятно поверхностной, небогатой и даже устаревшей. На протяжении последних столетий идея объединения окрыляла многие нации, стоит вспомнить хотя бы Италию и Германию. Фантазия эта стоила человеческих жертв. В результате сегодня почти не осталось людей, которые всерьез полагали бы, что вслед за объединением произойдет чудо и наступит век благоденствия. А ведь именно подобный миф играет важнейшую роль в деле создания Европейского Сообщества, в котором нет и тени утопии. Все национальные фантазии содержат утопические элементы, по меньшей мере упование на достижение всеобщего счастья. Утопические стремления редко отсутствуют полностью. Ничтожное лицедейство западно-европейских интеллектуалов, оправдывавших геноцид, спровоцированный Сталиным и Мао Цзэдуном, покажется нам менее, что называется, degoutant (Отвратительно фр.), если разглядеть в этом низкопоклонничестве тягу к построению утопии. Спрашивается, способна ли фантазия о Европейском Сообществе удовлетворить эту потребность?
Мы живем в эпоху секуляризации, когда значение Высшего разума вытеснено на задний план. До сих пор почти все национальные фантазии были окрашены в религиозные тона. Например, швейцарская федерация была создана «во имя Господне», а королева Великобритании является официальной главой англиканской церкви. Нации вроде французской и американской абсолютно религиозны, поскольку в основе их мифологии лежит вера в «fraternite, egalite, liberie» (Свобода, равенство, братство фр.) или в то, что «all men are born equal» (Все люди рождаются равными [англ.]) Часто национальные фантазии содержат в себе намеки на религию, скажем, в виде предоставления права на свободу вероисповедания или запрещения определенной религиозной конфессии. Мечта о Европейском Сообществе в этом смысле ничего нам не дает, она и не религиозна, и не антирелигиозна. Быть может, восхищение, утопические планы и вера кроются в данном случае в вопросе о правах человека? Но данное понятие не европейского, а скорее американского происхождения. В связи с этим есть все основания полагать, что национальные фантазии европейцев не скоро будут заменены коллективной идеей Европейского Сообщества.
Положение Восточной Европы тяжелее. На протяжении многих лет здесь пытались вывести новую породу советского человека, основываясь, в частности, на маниакальном и псевдорелигиозном убеждении в том, что люди способны создать рай на земле. Теперь из тьмы забвения появляются на свет одна за другой исчезнувшие было нации: литовцы, латыши, эстонцы, карелы, армяне, азербайджанцы, татары, узбеки, киргизы и т. д. При советском режиме не умирала имперская идея русской нации. Насколько сильна она сейчас? Не проявятся ли у небольших восточно-европейских наций, уязвленных десятилетиями иностранного господства, патологические, империалистические фантазии в виде компенсации унижений? Или, быть может, они станут жертвами песвдорелигиозных, межнациональных маниакальных идей? Зимой 1992 года отделились друг от друга республики бывшей Югославии. И речь здесь идет не о здоровом национализме. Должно пройти еще не одно десятилетие, прежде чем эти народы, пострадавшие от векового притеснения со стороны Турции, Австрии, Германии и др., смогут возродить чувство национальной идентичности и создать общие фантазии.
На этом вопросы не кончаются. Как должна осуществляться подобная идентификация сегодня в условиях небывалой миг рации населения планеты? С кем идентифицировать себя женщине, родител