Глава 2. Триумфальное шествие Советской Власти

Чтобы водворять на местах «власть советов», Совет Народных Комиссаров разослал из Смольного 644 комиссара, но страна не спешила им покоряться.

В Центрально-промышленном районе, особенно в крупных городах (Орехово-Зуеве, Иваново-Вознесенске, Сормово, Шуе и других) советы и раньше были сильнее и значительнее городских дум. В Самаре, Сызрани, Царицыне, Симбирске советы тоже брали власть легко и просто, без сопротивления других властей. Правда, не во всех этих советах большевики преобладали...

В Перми, Новониколаевске (при Советской Власти — Новосибирск), Екатеринбурге местные думы, земства и советы создавали общие коалиционные правительства... вернее, местные органы власти. Здесь большевики не могли ничего поделать. А формально — и в этих городах побеждал советский строй.

Во многих городах — например, в Калуге и в Туле, советы вообще победили только в декабре 1917, а в уездах — весной 1918 года.

В Центрально-Черноземном районе советы если и побеждали — то большевиков в них было мало, преобладали эсеры. Вообще эсеры были очень популярны, в том числе в образованных, городских кругах. Ведь провинциальная интеллигенция на 70-80% была «из крестьян» во второмтретьем, а то и в первом поколении.

В Нижнем Новгороде Советская Власть была провозглашена 21 ноября, в Новгороде Великом — 3 декабря. В Калуге энергичный комиссар Временного правительства Галкин распустил совет и разоружил с помощью ударников местный ВРК. Губернская власть сохраняла верность Временному правительству до декабря. В Иркутске уличные бои шли 10 дней — до 30 декабря. Крестьянский съезд в Воронеже заседал до конца декабря, в Курск Советская Власть пришла в феврале 1918 г. В Тамбове большевики захватили власть лишь в марте 1918 г., в Забайкалье их власть установилась в апреле. В Вологодской губернии городское и земское самоуправление работали до 1919 г.

В городе Плесе — в левитановских местах, в самом сердце России, до лета 1919 года существовала местная городская дума, и дико смотрелись матросы, приплывшие на революционном корабле по Волге. Матросы задавали странные вопросы про получение пайков и «встать на учет», обыватели обалдевали от этих речей... Столкнулись словно две культурно-исторические эпохи, хотя и разделенные очень небольшими сроками абсолютного времени.

Глава 3. Как гражданская война пришла в деревню

ДЕЛИМ ЗЕМЛЮ

Стремясь заручиться поддержкой крестьян, Ленин 27 января 1918 г. издал Основной закон о социализации земли, буквально списанный с программы эсеров.

Землю делили уравнительно — так казалось справедливее всего. Крупные частные хозяйства оказались разрушены — а ведь именно они поставляли основную массу товарного хлеба. Общее число крестьянских хозяйств возросло на треть: общины наделяли землей даже тех, у кого раньше земли вообще не было. Мелкие хозяйства и раньше хлеба давали немного. Теперь же деньги стали стремительно обесцениваться, промышленные товары стали дефицитны...

Все крупные хозяйства были исключительно государственные, на базе крупных поместий. Были и «сельскохозяйственные коммуны» — 40 или 50 на всю Россию.

В ведении «госхозов» и коммун находилось не более 1% всей земли, никакой роли они не играли. Но коммунисты считали — это будущее всего сельского хозяйства. Именно к этому должны прийти все крестьяне.

ВНЕСОВЕТСКАЯ ДЕРЕВНЯ

На протяжении всей Гражданской войны, в 1917, 1918, 1919, 1920 годах в России было достаточно хлеба! Голода НИКОГДА не было НИ НА ОДНОЙ из территорий белых государств России. Голода не было на территории банд, крестьянских армий, иностранных воинских подразделений. НИГДЕ.

Во время Гражданской войны голод был ТОЛЬКО на территории, которую контролировали большевики. Он возникал везде, где они появлялись, и исчезал везде, откуда они уходили. Если бы большевики хотели этого, они уничтожили бы голод.

Хлебные запасы в центре страны накоплены. 15 февраля 1918 вышел декрет о национализации всех зернохранилищ. Весь хлеб на красной территории — в руках государства.

Но триумфальное шествие Советской Власти прошлось по городам. Деревня еще оставалась сама по себе. Даже те крестьяне, которые считали себя большевиками, понимали большевизм не по-ленински. А согласно тем лозунгам, которые и привели большевизм к власти.

Внесоветскую деревню хотели сделать советской. В апреле 1918 года Свердлов все чаще говорит во ВЦИК о необходимости «переносить классовую борьбу в деревню».

«Мы должны самым серьезным образом поставить перед собой задачу: разделить деревню на классы, создать в ней два противоположных враждебных лагеря, восстановить беднейшие слои против кулачества. Только если нам удастся расколоть деревню на два лагеря, вызвать в ней такую же классовую борьбу, как у города, только тогда мы добьемся в деревне того, чего добились в городе».

Заметьте — никаких разговоров о «борьбе за хлеб» или криков про козни «кулаков». Свердлов и не пытается отрицать, что в деревне не идет никакая классовая война. Он говорит, что в деревню надо принести эту войну.

Наши рекомендации