Ситуационные задачи по неврологии, биоэтике в клинике нервных болезней для практических занятий, семинаров и курсовых экзаменов

(для специальностей: Лечебное дело, Педиатрия, Стоматология, Клиническая психология, Олигофренопедагогика, Логопедия, Специальная психология)

Ситуационные задачи

Ситуационная задача № 1

По сообщению сайта http://news.rambler.ru/10542882/, жительница Санкт-Петербурга Т.С., 21 года, в результате автомобильной аварии три года назад получила тяжелую открытую черепно-мозговую травму: левая половина черепа была повреждена, осколки костей вошли в мозг. Хирургам пришлось удалить левое полушарие головного мозга и произвести пластику черепа для устранения костного дефекта (рис. 1).

Рис. 1. Дефект и пластика черепа больной Т.С.

Уже в клинике, выйдя из комы, больная начала рисовать. Выйдя из больницы, девушка продолжает занятия живописью, хотя раньше никогда не интересовалась этим видом искусства. При этом эксперты утверждают, что у нее настоящий талант (рис. 2).

       
   
 

Рис. 2. Художница с матерью. Картины больной Т.С.

Вопросы:

1. Укажите минимум три когнитивные функции, которые пострадали в связи с повреждением и удалением левого полушария (пострадавшая - правша).

2. Укажите синдром двигательных нарушений.

3. Какой рукой рисует больная и почему?

4. С чем связано проявление ранее скрытых возможностей к рисованию у больной?

Ситуационная задача № 2

В романе Л.Н.Толстого «Война и мир» причина отсутствия на светском вечере княгини Элен Безуховой описана следующим образом: «…Все очень хорошо знали, что болезнь прелестной графини происходила от неудобства выходить замуж сразу за двух мужей…».

(Л.Н.Толстой, «Война и мир», М.: Государственное издательство художественной литературы, 1958, т. 4, стр. 8).

Вопросы:

1. Определите факторы риска развития заболеваний в изложенной ситуации и опишите возможный механизм их возникновения.

2. Назовите синдром (синдромы), развитие которых связано с подобной жизненной ситуацией.

Ситуационная задача № 3

В романе Л.Н.Толстого «Война и мир» опекающая молодого Николай Ростова жена воронежского губернатора, желая «остудить» провокационное поведение молодого гусара, слишком откровенно флиртующего с женой чиновника во время бала, говорит: «…А вот что еще, мой друг. Ты слишком ухаживаешь за той белокурою. Муж уж очень жалок, право…

- Ах нет, мы с ним друзья, - в простоте душевной сказал Николай: ему и в голову не приходило, чтобы такое для него веселое препровождение времени могло бы быть для кого-то невесело».

(Л.Н.Толстой, «Война и мир», М.: Государственное издательство художественной литературы, 1958, т. 4, стр. 25).

Вопросы:

1. С позиций невролога, без учета молодости и неопытности Николая, укажите органический синдром (долю головного мозга), для которого характерно некритичное поведение, определяемое только собственными устремлениями и не принимающее во внимание все остальные точки зрения, даже вполне обоснованные?

2. Укажите возможные причины развития подобного органического синдрома (не менее четырех).

3. Возможно ли такое поведение при неорганических особенностях эмоционально-волевой сферы, не являющихся болезнями, но препятствующих полноценной адаптации человека?

4. Если это возможно, то назовите тип нарушений.

Ситуационная задача № 4

По данным источника (http://www.pravda.ru/news/interesting_news/31-07-2011/1085849-amnezia-0/), британка Н.Д., 34 лет, после тяжелой стрессовой ситуации в личной жизни, «проснулась 15-летней школьницей». Наутро после стресса она проснулась в твердой уверенности, что ей 15 лет и скоро предстоит сдавать выпускные экзамены в школе, а премьер-министром Великобритании является Джон Мейджор, давно оставивший к этому времени свой пост.

Наши рекомендации