Тематика практических занятий (семинаров)
ПЛАН ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ.
ЗАДАННИЯ ДЛЯ САМОСТІЙНОЙ РОБОТИ.
Примерная тематика практических занятий по Модулю I
План проведения практического занятия №1 ( 2 год.): оценивание 0 – 5 балов
Психогенетика как наука. Предмет, задачи, основные понятия.
1. Психогенетика как часть науки о поведении,
2. Её место в генетике и дифференциальной психологии.
3. Проблема индивидуальности в психогенетике.
4. История развития психогенетики.
Словарь основных терминов и понятий: психогенетика, предмет психогенетики, поведение, генетические и средовые факторы, евгеника, популяция, ген, генотип, фенотип, индивидуальные различия, наследственность, дифференциальная психология, изменчивость, интеллект, одаренность.
Вопросы для обсуждения
1. Что изучает психогенетика?
2. Что такое дифференциальная психология и какое место в ней занимает психогенетика?
3. Какие факторы лежат в основе индивидуальных различий?
4. Почему психогенетика относится к разряду дисциплин, составляющих естественно-научные основы психологии?
Практические задания:
Попробуйте классифицировать все возможные подходы и направления, связанные с определением и историей создания психогенетики.
Составьте схему междисциплинарных связей психогенетики с другими биологическими и психологическими науками, объясните их. Задания оформите на отдельных листах А4 или в тетрадях для самостоятельной работы.
Сообщение / доклад
Почему с психогенетикой были связаны острые дискуссии, касающиеся социальной политики?
Расскажите (по выбору) о научной деятельности Ф. Гальтона, В.Штерна, Л. Клагеса и др. отцов-основателей психогенетики.
Исследованиях интеллектуальных способностей и различий, проведенных Ф. Гальтоном.
Рефераты
Проблема индивидуальности в психогенетике. Теории индивидуальности (М. В. Русалов, Г. Олпорт).
Генетика поведения животных и психогенетика.
Развитие психогенетики в Украине.
ЛИТЕРАТУРА
1. Александров А. А. Психогенетика. – СПб.: Питер, 2008.
2. Атраментова Л. А., Филипцова О. В. Введение в психогенетику. – М.: Флинта, 2008.
3. Ермаков В. А. Психогенетика. – М.: Евразийский открытый институт, 2011.
4. Малых С. Б., Егорова М. С., Мешкова Т. А. Основы психогенетики. – СПб.: Питер, 2008.
5. Равич-Щербо И. В., Марютина Т. М., Григоренко Е.Л.Психогенетика. – М.: Аспект-пресс, 2006.
ПЛАН СЕМІНАРСЬКИХ ТА ПРАКТИЧНИХ ЗАНЯТЬ.
ЗАВДАННЯ ДЛЯ САМОСТІЙНОЇ РОБОТИ.
зМІСТОВИЙ Модуль 1. Загальнотеоретичні основи психогенетики
Тема 1. Головні закономірності спадковості.
Самостійна робота – 6 год.
Завдання:
1. Опрацювати лекційний матеріал.
2. Підготуватись до семінарських занять:
- Актуалізувати знання щодо основних етапів розвитку генетики як науки.
- Скласти словник основних генетичних термінів та понять.
- Пояснити схеми: 1 ген – 1 білок – 1 ознака; 1 ген – 1 білок – багато ознак; 1 ген – багато білків – багато ознак.
- Повторити з курсу біології принципи побудови та функціонування генів, механізм синтезу білка.
- Повторити, що є предметом вивчення таких дисциплін, як анатомія людини, фізіологія людини, генетика, диференційна психологія, психологія сім’ї, патопсихологія та психологія девіантної поведінки.
Література зісписку рекомендованої до дисципліни: 1, 3, 4, 6, 10, 11, 12, 21, 27.
Тема 1.Психогенетика как наука. Ее предмет, задачи, методы, основные понятия История предмета. Место психогенетики в системе наук. | История предмета. Работы Ф. Гальтона(1822-1911)г и В.Штерна (1871-1938)г Становление евгеники . Евгеника и фашизм. Психогенетика как часть науки о поведении , Её место в генетике и дифференциальной психологии . Ф.Гальтон как основоположник психогенетики и биометрической генетики |
Содержание лекционного курса
Таблица 3
№ п/п | Содержание лекции |
Тема 1. | Основные положения современной дифференциальной психологии и генетики. Место психогенетики в системе психологических знаний. Наследственность и изменчивость. Хромосомная теория наследственности. Законы наследования. Генетика пола. Наследование, сцепленное с полом. Цитоплазматическая наследственность. Закон Харди-Вайнберга. |
Тема 2. | Методы психогенетики и их разрешающая способность. Понятие наследуемости, различия наследуемости и наследственности. Близнецовый метод – расчет конкордантности и дискордантности признаков в близнецовых парах. Монозиготные и дизиготные близнецы. Метод приемных детей. Генеалогический анализ. |
Тема 3. | . Генетический анализ поведения животных Сходство геномов. Сходство поведения. Генетика поведения насекомых. Классические психогенетические эксперименты на насекомых. Генетика поведения млекопитающих. Исследование патологических форм поведения. Классические эксперименты на крысах. |
Тема 4. | Психогенетические исследования интеллекта. Общий или генеральный фактор когнитивных способностей. Альтернативные воззрения на интеллект. Различия в коэффициенте интеллекта между группами людей. Наследуемость интеллекта. Изменения наследуемости коэффициента интеллекта с возрастом. Воздействия среды и коэффициент интеллекта. Психогенетика одаренности. Эмергенез. Импрессинг. |
Тема 5. | Психогенетика сенсорных способностей и двигательных функций. Психогенетика двигательных функций. Психогенетика сенсорных способностей. Психогенетика темперамента. Наследуемость основных свойств личности. Генетическая обусловленность дальтонизма. Генетическая обусловленность дефектов восприятия |
Тема 6. | Генетика психофизиологических и физиологических показателей. Электроэнцефалограмма. Вызванные потенциалы мозга человека. Наследуемость так называемого времени наследования. Наследование времени реакции. Взаимосвязь времени наблюдения и коэффициента интеллекта. |
Тема 7. | Генетика психических расстройств. Хромосомные аберрации. Хромосомные аберрации и поведение человека. Олигофрения: синдром Дауна,синдром Шерешевского – Тернера, синдром Клайнфельтера. Олигофрения и генные мутации: фенилкетонурия, гомоцистинурия, синдром ломкой Х-хромосомы. Аутизм. Болезнь Альцгеймера. Маниакально-депрессивные психозы. Шизофрения. |
Тема 8. | Психогенетика аномального и девиантного поведения. Психогенетика преступности. Психогенетика алкоголизма. Наследуемость алкоголизма разных типов. Влияние генетики на пристрастие к табакокурению. Взаимодействие «генотип – среда» в развитии гомосексуальности. Генные мутации, вызывающие высокую агрессивность. |
Тематика практических занятий (семинаров)
Таблица 4а