Тематика практических занятий (семинаров)

ПЛАН ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ.

ЗАДАННИЯ ДЛЯ САМОСТІЙНОЙ РОБОТИ.

Примерная тематика практических занятий по Модулю I

План проведения практического занятия №1 ( 2 год.): оценивание 0 – 5 балов

Психогенетика как наука. Предмет, задачи, основные понятия.

1. Психогенетика как часть науки о поведении,

2. Её место в генетике и дифференциальной психологии.

3. Проблема индивидуальности в психогенетике.

4. История развития психогенетики.

Словарь основных терминов и понятий: психогенетика, предмет психогенетики, поведение, генетические и средовые факторы, евгеника, популяция, ген, генотип, фенотип, индивидуальные различия, наследственность, дифференциальная психология, изменчивость, интеллект, одаренность.

Вопросы для обсуждения

1. Что изучает психогенетика?

2. Что такое дифференциальная психология и какое место в ней занимает психогенетика?

3. Какие факторы лежат в основе индивидуальных различий?

4. Почему психогенетика относится к разряду дисциплин, составляющих естественно-научные основы психологии?

Практические задания:

Попробуйте классифицировать все возможные подходы и направления, связанные с определением и историей создания психогенетики.

Составьте схему междисциплинарных связей психогенетики с другими биологическими и психологическими науками, объясните их. Задания оформите на отдельных листах А4 или в тетрадях для самостоятельной работы.

Сообщение / доклад

Почему с психогенетикой были связаны острые дискуссии, касающиеся социальной политики?

Расскажите (по выбору) о научной деятельности Ф. Гальтона, В.Штерна, Л. Клагеса и др. отцов-основателей психогенетики.

Исследованиях интеллектуальных способностей и различий, проведенных Ф. Гальтоном.

Рефераты

Проблема индивидуальности в психогенетике. Теории индивидуальности (М. В. Русалов, Г. Олпорт).

Генетика поведения животных и психогенетика.

Развитие психогенетики в Украине.

ЛИТЕРАТУРА

1. Александров А. А. Психогенетика. – СПб.: Питер, 2008.

2. Атраментова Л. А., Филипцова О. В. Введение в психогенетику. – М.: Флинта, 2008.

3. Ермаков В. А. Психогенетика. – М.: Евразийский открытый институт, 2011.

4. Малых С. Б., Егорова М. С., Мешкова Т. А. Основы психогенетики. – СПб.: Питер, 2008.

5. Равич-Щербо И. В., Марютина Т. М., Григоренко Е.Л.Психогенетика. – М.: Аспект-пресс, 2006.

ПЛАН СЕМІНАРСЬКИХ ТА ПРАКТИЧНИХ ЗАНЯТЬ.

ЗАВДАННЯ ДЛЯ САМОСТІЙНОЇ РОБОТИ.

зМІСТОВИЙ Модуль 1. Загальнотеоретичні основи психогенетики

Тема 1. Головні закономірності спадковості.

Самостійна робота – 6 год.

Завдання:

1. Опрацювати лекційний матеріал.

2. Підготуватись до семінарських занять:

  • Актуалізувати знання щодо основних етапів розвитку генетики як науки.
  • Скласти словник основних генетичних термінів та понять.
  • Пояснити схеми: 1 ген – 1 білок – 1 ознака; 1 ген – 1 білок – багато ознак; 1 ген – багато білків – багато ознак.
  • Повторити з курсу біології принципи побудови та функціонування генів, механізм синтезу білка.
  • Повторити, що є предметом вивчення таких дисциплін, як анатомія людини, фізіологія людини, генетика, диференційна психологія, психологія сім’ї, патопсихологія та психологія девіантної поведінки.

Література зісписку рекомендованої до дисципліни: 1, 3, 4, 6, 10, 11, 12, 21, 27.

Тема 1.Психогенетика как наука. Ее предмет, задачи, методы, основные понятия История предмета. Место психогенетики в системе наук. История предмета. Работы Ф. Гальтона(1822-1911)г и В.Штерна (1871-1938)г Становление евгеники . Евгеника и фашизм. Психогенетика как часть науки о поведении , Её место в генетике и дифференциальной психологии . Ф.Гальтон как основоположник психогенетики и биометрической генетики  

Содержание лекционного курса

Таблица 3

№ п/п Содержание лекции
Тема 1. Основные положения современной дифференциальной психологии и генетики. Место психогенетики в системе психологических знаний. Наследственность и изменчивость. Хромосомная теория наследственности. Законы наследования. Генетика пола. Наследование, сцепленное с полом. Цитоплазматическая наследственность. Закон Харди-Вайнберга.
Тема 2. Методы психогенетики и их разрешающая способность.   Понятие наследуемости, различия наследуемости и наследственности. Близнецовый метод – расчет конкордантности и дискордантности признаков в близнецовых парах. Монозиготные и дизиготные близнецы. Метод приемных детей. Генеалогический анализ.
Тема 3. . Генетический анализ поведения животных   Сходство геномов. Сходство поведения. Генетика поведения насекомых. Классические психогенетические эксперименты на насекомых. Генетика поведения млекопитающих. Исследование патологических форм поведения. Классические эксперименты на крысах.
Тема 4. Психогенетические исследования интеллекта.   Общий или генеральный фактор когнитивных способностей. Альтернативные воззрения на интеллект. Различия в коэффициенте интеллекта между группами людей. Наследуемость интеллекта. Изменения наследуемости коэффициента интеллекта с возрастом. Воздействия среды и коэффициент интеллекта. Психогенетика одаренности. Эмергенез. Импрессинг.
Тема 5. Психогенетика сенсорных способностей и двигательных функций.   Психогенетика двигательных функций. Психогенетика сенсорных способностей. Психогенетика темперамента. Наследуемость основных свойств личности. Генетическая обусловленность дальтонизма. Генетическая обусловленность дефектов восприятия
Тема 6. Генетика психофизиологических и физиологических показателей.   Электроэнцефалограмма. Вызванные потенциалы мозга человека. Наследуемость так называемого времени наследования. Наследование времени реакции. Взаимосвязь времени наблюдения и коэффициента интеллекта.
Тема 7. Генетика психических расстройств. Хромосомные аберрации.   Хромосомные аберрации и поведение человека. Олигофрения: синдром Дауна,синдром Шерешевского – Тернера, синдром Клайнфельтера. Олигофрения и генные мутации: фенилкетонурия, гомоцистинурия, синдром ломкой Х-хромосомы. Аутизм. Болезнь Альцгеймера. Маниакально-депрессивные психозы. Шизофрения.
Тема 8. Психогенетика аномального и девиантного поведения.   Психогенетика преступности. Психогенетика алкоголизма. Наследуемость алкоголизма разных типов. Влияние генетики на пристрастие к табакокурению. Взаимодействие «генотип – среда» в развитии гомосексуальности. Генные мутации, вызывающие высокую агрессивность.

Тематика практических занятий (семинаров)

Таблица 4а

Наши рекомендации