Основные характеристики развития детей

(Адаптированный вариант О. М. Дьяченко, Т. В. Лаврентьевой)

  З-4 года 4-5 лет 5-6 лет 6-7 лет
  игра • выполняет отдельные ролевые действия, носящие условный характер; • выполняет взаимосвязанные ро- левые действия, называет свою роль; • самостоятельно удерживает сюжет- • выполняет ролевые действия, изображающие социальные функции людей; • отображает в игровых действиях отношения между людьми (подчинение, сотрудничество);
к а   • участвует в разыгрывании сюжета- цепочки из 2-3 действий (воображаемую ситуацию удерживает взрослый) цепочку из 3-4 действий • участвует в распределении ролей до начала игры • участвует в распределении ролей и проговаривании замысла игры до ее начала
= т Рисование • создает предметный схематический рисунок, изображение опе- • создает предметный рисунок с деталями, а замысел меняется по • изображает предмет с деталями, появляются элементы сюжета, замысел • изображает предметы с деталями, появляются элементы композиции;
а   режает замысел ходу изображения опережает изображение замысел опережает изображение
Ф Апппи иккация • может составить схематическое изображение из 2-3 частей; может работать с ножницами (держать их правильно), вырезывая • самостоятельно вырезывает фигуры простой формы (полоски, • владеет разными способами вырезывания (из бумаги, сложенной
т а   • выкладывает и наклеивает элемент аппликации на бубумагу простые формы; • составляет предметные изо6ражения квадраты и Т. п.); • наклеивает вырезанные фигуры на   гармошкой, сложенной вдвое и Т. п.); • наклеивает вырезанные фигуры на  
д =     и наклеивает их на бумагу бумагу, создавая орнамент или предметное изображение бумагу, создавая орнамент ми предметную композицию (сюжет)
  Конструиров- • создает предметные конструкции • создает предметные конструкции • создает предметные и сюжетные • создает предметные и сюжетные
л ание из 3-5 деталей из 5-6 деталей (по образцу, схеме, условиям, замыслу); • осваивает конструирование из бумаги и природного материала композиции из строительного материала по образцу, схеме, теме, условиям, замыслу (6-8 деталей); • осваивает разные виды конструирования (из бумаги, природного материала, деталей конструктора) композиции из строительного материала по о6разцу, схеме, теме, условиям, замыслу (6-10 деталей); • осваивает разные виды конструирования (из бумаги, природного материала, деталей конструктора), может сочетать их в своих работах


  3-4 года 4-5 лет 5-6 лет 6-7 лет
  Умственное • знает названия 3-4 цветов • может выбрать из нескольких одну • расставляет по величине 7-10 • иСПользует схему для ориентировки
  развитие и 2-З форм; карточку по названию цвета или формы предметов одинаковой формы; в пространственной ситуации;
    • может выбрать из трех предметов   • на простом плане комнаты может • распределяет предметы по группам на
    разной величины «самый большой» («самый маленький»); • может расположить по величине 5-7 предметов одинаковой формы; показать стол, за которым сидит; • по просьбе взрослого в состоянии основе ненаглядного признака (одежда, обувь, посуда);
    • по о6разцу, предложенному • по предложенной взрослым схеме запомним 5-6 названий предметов; • может запомним по просьбе взрослого
    взрослым, может выполнить по- может выполнить постройку из • действует по правилу (отбирает 6-7 названий предметов;
    стройку из З-4 кубиков; 4-5 деталей; нужные картинки, заштриховывает • осуществляет деятельность по правилу
s   • по просьбе взрослого может •может запомнить по просьбе фигурки); на словесном материале и по двум
ш   запомнить 2-3 слова; взрослого до 5 названий предметов; • дорисовывает незаконченное изо- правилам одновременно на наглядном
Ф м а   • Не отвлекаясь, занимается чем-нибудь в течение хотя бы 5 минут; • использует предметы-заместители, причем один предмет может • занимается чем-нибудь, не отвлекаясь в течение 15-20 минут; • может дать несколько (хотя бы 2-3) ответов на вопрос: «На что бражение, дополняет его деталями материале (например, отбирает картинки, где присутствуют красный цвет и изображения домика); • использует незаконченную фигурку как
s "'   замещать разные о6ъектыI (палочка как ложка, градусник, карандаш похожа фигурка?» - о6 изо6ражении фигурки неопределенной формы   деталь сюжетной композиции; •может самостоятельно сочинить
erci м го б о   и др.) (например, контурное изображение куклы-невяшки ал - небольшую сказку или историю по теме
Развиие • достаточно успешно овладевает • достаточно успешно овладевает • достаточно успешно овладевает • достаточно успешно овладевает сооб-
s представле- сообщаемыми воспитателем сведениями об сообщаемыми воспитателем сообщаемыми воспитателем щаемыми воспитателем сведениями о6
  ний об окружающем (разделы сведениями о6 окружающем сведениями о6 окружающем окружающем (разделы «Я сам», «Рукотворный
~ окружающем «Я сам», «Рукотворный мир», «О6щество», (разделы «Я сам», «Рукотворный (разделы «Я сам», «Рукотворный мир», «Общество», «Живая
л   «Живая и неживая мир», «Общество», «Живая и неживая мир», «Общество», «Живая и неживая и неживая природа»);
    природа»); природа»); природа»); • самостоятельно получает новую ин‑
    • самостоятельно получает новую информацию (задает вопросы, экспериментирует) • самостоятельно получает новую информацию (задает вопросы, экспериментирует) • самостоятельно получает новую информацию (задает вопросы, экспериментирует) формацию (задает вопросы, экспериментирует)  
  Развитие речи • может заниматься звукоподражательными упражнениями (ква-ква- • правильно произносит все звуки (исключение могут составлять • правильно произносит все звуки, замечает ошибки в звукопроизно- • правильно произносит все звуки, замечает ошибки в звукопроизношении;
    ква, ду-ру-д1у и др.), возможны дефекты звукопроизношения; свистящие, шипящие и сонорные); • употребляет все части речи, шении; • грамотно использует все част • грамотно использует все части речи, строит сложные предложения;


    • согласовывает употребление грамматических форм по числу, времени и Т. д. (Отдельные ошибки допустимы); • отвечает на простые вопросы взрослого появляется словотворчество; • самостоятельно рассказывает по картинке, пересказывает небольшие произведения (возможна помощь взрослого) речи; • использует обобщающие слова, синонимы, антонимы • использует обобщающие слова, синонимы антонимы, родовые и видовые понятия; • может объяснить значения знакомых многозначны слов
  Развитие • может пройти по гимнастической • может перешагивать через рейки • может пройм по скамейке, перешагивая • может бегать, преодолевая препятствия
  моторики скамейке; гимнастической лестницы (горизонтально набивные мячи; обежать кегли, пролезть в обруч и
(координа- • ударяет мяч об пол и ловит его установленной на высоте • отбивает мяч о землю одной рукой др.;
% ция движе- ний) Двумя руками (3-4 раза); • может перекладывать мелкие 20 см от пола); • может подбрасывать и ловить мяч 4-5 раз подряд; • может продеть шнурок в ботинок и • подбрасывает и ловит мяч двумя руками с хлопком (5-7 раз);
IW У а   прея меты (со стопа в коробку) двумя руками 3-4 раза подряду • может нанизывать бусины на леску завязать бантиком • может большим пальцем поочередно прикасаться к кончикам пальцев той же руки (от мизинца к указательному и обратно)
  Общение со • проявляет интерес к действиям • вступает в ролевое • из6ирателыго и устойчиво • избирательно и устойчиво взаимодей‑
s сверстниками других детей, может им подражать взаимодействие с детьми взаимодействует с детьми, может сотрудничать на занятиях ствует с детьми; • участвует в коллективном создании замысла в игре и на занятиях;
о           • дает как можно более точное сообщение другому, внимателен к со6е- седнику
°' о а          
Усвоение • ориентируется на просьбы и тре- • проявляет социально одобряемые • регулирует свое поведение в ооот- • регулирует свое поведение усвоен-
s о v социальны норм и правил бования взрослого (убрать игрушки, помочь сверстнику, поделимся игрушками и Т. п.); • замечает несоответствие поведения других детей требованиям взрослого формы поведения (может сам у6ирать игрушки, выполнять элементарные трудовые о6гнзаннати и Т. д.); • замечает несоответствие поведения других детей принятым нормам и правилам ветствии с усвоенными нормами и правилами (сдерживает агрессивные реакции, справедливо распределяет роли, помогает друзьям и Т. п.) ными нормами и правилами (сдерживает агрессивные реакции, справедливо распределяет роли, помогает друзьям и т. п.); • отстаивает усвоенные нормы и правила перед ровесниками и взрослыми

Приложение 5

ПРОТОКОЛ НАБЛЮДЕНИЙ

(И. А. Фурманов)

Фамилия, имя, отчество наблюдателя___________________

Фамилия, имя, отчество объекта наблюдения __________

Дата___ Время качала _______ Время окончания_____________

Ситуация:_________________________________

Фрагмент ситуации Эмоциональные реакции Вербальные реакции Невербальные реакции Поведенческие- реакции Комментарий
           

Заключение_______________________________________

Риложение 6

ПРИМЕРНАЯ СХЕМА НАБЛЮДЕНИЯ ЗА ПОВЕДЕНИЕМ РЕБЕНКА

Ф. И. О. ребенка Возраст___Дата заполнения______________

Заполнил: родитель, психолог, педагог _ __________________

подчеркните часто наблюдаемые нарушения поведения у ребенка, добавьте не указанные в перечне.

Характер нарушений поведения В чем конкретно проявлялось данное нарушение поведения
Агрессивность Физическая: ломает игрушки или постройки; рвет книжки; ребенок толкает сверстника, походя ударяет встречных, кусается, плюется.
  Скрытая: щиплет других, говорит обидные слова, когда Не слышит взрослый.
  Вербальная: ругается; говорит обидные слова; говорит нецензурные слова.
  В виде угрозы: замахивается, но не ударяет; пугает других.
  В мимике: сжимает губы; краснеет; бледнеет; сжимает кулаки.
  Как реакция на ограничение: сопротивляется при попытке удержать от агрессивных действий; препятствие стимулирует агрессивное поведение.
  Направленная на себя: кусает себя; щиплет себя; просит себя стукнуть еще раз
Вспыльчивость В физических действиях: неожиданно для всех бросает игрушки, может разорвать пособие; плюнуть.
  В речи: может неожиданно грубо ответить; сказать нецензурное слово
Негативизм В физических действиях: делает все наоборот; с трудом включается в коллективную игру.
  И отказы: отказывается даже от интересной для всех деятельности.
  Вербальный: говорит часто слова «не хочу или Не буду», «нет»
демонстратив- В движениях: отворачивается спиной, утрирует движения на занятии.
кость Как ориентация на собственное состояние и поведение: стремится обратить на себя внимание в ущерб организации занятий; делая что-то наоборот, наблюдает за реакцией окружающих и т. п.
Обидчивость Как реакция на препятствие: обижается при проигрыше в игре.
(эмоциональная В мимике: недовольное выражение лица; плачет.
неустойчивости реакция на оценку другим: болезненно реагирует на замечания; болезненно реагирует на повышенный тон голоса
Конфликтность Активная или реактивная: сам провоцирует конфликт; отвечает конфликтно на конфликтные действия других.
  Вследствие эгоцентризма: не учитывает желаний и интересов сверстников.
  Как недостаточность опыта: совместной деятельности; взаимоотношений.
  Вследствие трудности переключения: не уступает игрушек.
Характер нарушений поведения В чем конкретно проявлялось данное нарушение поведения
Эмоциональная Как центробежные тенденции: когда все дети вместе, стремится уединиться.
отгороженность И эмоциональная поглощенность деятельностью: входит в помещение и сразу идет к игрушкам: занят своим делом и не замечает окружающих.
  И особенности речевого поведения: не использует речь как средство общения; когда говорит, то речь не обращена к собеседнику.
  Как псевдоглухота: не выполняет просьбу, хотя слышит и понимает содержание требований; не реагирует на переход с обычной речи на шепотную.
  И особенности зрительного контакта: избегает смотреть в лицо собеседнику
Дурашливость И реакция на замечание: реагирует смехом на замечания взрослого; похвала или порицание не вызывают значительного изменения в поведении ребенка.
  В физических действиях и мимике: дурачится; передразнивает в движениях
Нерешитель- В социальных отношениях с другими: избегает ситуации устного опроса на
ность занятии; не отвечает, хотя знает ответ; отказывается от ведущих ролей в играх.
  Проявления в речи: использует слова: «не знаю, «может быть», «трудно сказать»; ребенок не отвечает на вопрос, хотя знает верный ответ.
  В физических действиях: боится прыгнуть с возвышения.
  И реакция на новизну: в ситуации новизны ребенок проявляет тормозные реакции; В новой ситуации менее вариативное поведение, ЧВМ в привычной
Страхи • Конкретные: страх пылесоса; страх собаки; страх темноты; страх от порывов ветра.
  Реакция на новизну: боится входить в вовсе помещение.
  Социальные: страх новых людей в новой ситуации; страх публичного выступления; страх остаться одному
Тревога В мимике: блуждающий, отстраненный взгляд.
  В речи: ребенок не может объяснил причины избегающего поведения, тревоги.
  В движениях: неожиданно вздрагивает; осторожно ходит.
  Во взаимоотношениях с другими: спит вместе с родителями, стремится быть поближе ко взрослому
Скованность В движениях: двигательно скован.
  В речи: запинается в речи.
  Реакция на новизну: неловок в новой ситуации
Заторможен- В познавательной активности: не знает чем заняться.
ность В зрительном восприятии: 6еЗДеятелыю смотрит по сторонам.
  В речи: говорит слишком ТИХО.
  Время реакции: темп действий замедлен; при выполнении действий по сигналу запаздывает
3гоцентричность Как отношение к себе: считает, что все игрушки, все конфеты для него.
  Во взаимоотношениях: навязывает свою игру или желания детям.
  В речи: часто использует местоимение «Я»
Характер нарушений поведения В чем конкретно проявлялось данное нарушение поведения
Из6егание В условиях свободной деятельности: не смотрит мультики.
умственных На организованных занятиях: быстро устает от доступного по возрасту
усилий умственного задания (на сравнение, обобщение, действия по о6разцу)
Дефицит Сосредоточенность: смотрит по сторонам на занятии.
внимания И содержание помощи ребенку: приходится словесно повторять задание по несколько раз; требуется сочетание слова с показом способа действия.
  В речи: условия выполнения задания и пр.
Двигательная И особенности планирования действий: поспешно планирует собственные
расторможен- действия.
ность (гипер- И избыточный темп и количество действий: темп действий убыстрен;
активность) количество действий избыточно (много лишних движений и пр.); действует раньше условленного сигнала и пр.
  И длительность сдерживания гиперактивности :встает на первой половине занятия, когда другие дети еще сидят.
  И длительность овладения состоянием: быстро возбуждается и медленно успокаивается от шумной игры
Речевая растор- И громкость речи: говорит слишком громко, не может говорить обычной силой голоса.
моженность И темп речи: темп речи убыстрен; речь взахлеб.
  В социальных отношениях: переговаривается на занятии, несмотря на замечания взрослого и пр.
Непонимание Путает или пропускает последовательность действий по словесной инструкции
сложных словес- ных инструкций взрослого
Непонимание Ориентируется на наглядный образец поведения или действий взрослого, а не на
простых словес- ных инструкций объяснение задания
Застреваемость В движениях: рисует многократно повторяющиеся элементы.
  Во взаимоотношениях: навязчив при общении; привлекает к себе внимание; повторяет одну и ту же просьбу.
  В речи: повторяет многократно одну и ту же фразу.
  На чувствах и эмоциях: застревает на обиде.
  И трудности переключения: с трудом переключается и пр.
Работоспособ- Быстро устает от задания, требующего умственной активности, устает, когда читают
ность (умствен- книжку; устает на первой части организованного занятия
ная)
Работоспособ- Быстро устает на прогулке; устает от физической нагрузки; теряет
ность (физиче- работоспособность на первой трети организованного занятия; требуется
ская) варьирование сложности задания, не требующего умственных усилий; работоспособность колеблется в течение дня; чередование повышенной и пониженной работоспособности

Приложение 7 АГРЕССИВНОСТЬ

Наши рекомендации