Основные характеристики развития детей
(Адаптированный вариант О. М. Дьяченко, Т. В. Лаврентьевой)
З-4 года | 4-5 лет | 5-6 лет | 6-7 лет | ||
игра | • выполняет отдельные ролевые действия, носящие условный характер; | • выполняет взаимосвязанные ро- левые действия, называет свою роль; • самостоятельно удерживает сюжет- | • выполняет ролевые действия, изображающие социальные функции людей; | • отображает в игровых действиях отношения между людьми (подчинение, сотрудничество); | |
к а | • участвует в разыгрывании сюжета- цепочки из 2-3 действий (воображаемую ситуацию удерживает взрослый) | цепочку из 3-4 действий | • участвует в распределении ролей до начала игры | • участвует в распределении ролей и проговаривании замысла игры до ее начала | |
= т | Рисование | • создает предметный схематический рисунок, изображение опе- | • создает предметный рисунок с деталями, а замысел меняется по | • изображает предмет с деталями, появляются элементы сюжета, замысел | • изображает предметы с деталями, появляются элементы композиции; |
а | режает замысел | ходу изображения | опережает изображение | замысел опережает изображение | |
Ф | Апппи иккация | • может составить схематическое изображение из 2-3 частей; | • может работать с ножницами (держать их правильно), вырезывая | • самостоятельно вырезывает фигуры простой формы (полоски, | • владеет разными способами вырезывания (из бумаги, сложенной |
т а | • выкладывает и наклеивает элемент аппликации на бубумагу | простые формы; • составляет предметные изо6ражения | квадраты и Т. п.); • наклеивает вырезанные фигуры на | гармошкой, сложенной вдвое и Т. п.); • наклеивает вырезанные фигуры на | |
д = | и наклеивает их на бумагу | бумагу, создавая орнамент или предметное изображение | бумагу, создавая орнамент ми предметную композицию (сюжет) | ||
Конструиров- | • создает предметные конструкции | • создает предметные конструкции | • создает предметные и сюжетные | • создает предметные и сюжетные | |
л | ание | из 3-5 деталей | из 5-6 деталей (по образцу, схеме, условиям, замыслу); • осваивает конструирование из бумаги и природного материала | композиции из строительного материала по образцу, схеме, теме, условиям, замыслу (6-8 деталей); • осваивает разные виды конструирования (из бумаги, природного материала, деталей конструктора) | композиции из строительного материала по о6разцу, схеме, теме, условиям, замыслу (6-10 деталей); • осваивает разные виды конструирования (из бумаги, природного материала, деталей конструктора), может сочетать их в своих работах |
3-4 года | 4-5 лет | 5-6 лет | 6-7 лет | ||
Умственное | • знает названия 3-4 цветов | • может выбрать из нескольких одну | • расставляет по величине 7-10 | • иСПользует схему для ориентировки | |
развитие | и 2-З форм; | карточку по названию цвета или формы | предметов одинаковой формы; | в пространственной ситуации; | |
• может выбрать из трех предметов | • на простом плане комнаты может | • распределяет предметы по группам на | |||
разной величины «самый большой» («самый маленький»); | • может расположить по величине 5-7 предметов одинаковой формы; | показать стол, за которым сидит; • по просьбе взрослого в состоянии | основе ненаглядного признака (одежда, обувь, посуда); | ||
• по о6разцу, предложенному | • по предложенной взрослым схеме | запомним 5-6 названий предметов; | • может запомним по просьбе взрослого | ||
взрослым, может выполнить по- | может выполнить постройку из | • действует по правилу (отбирает | 6-7 названий предметов; | ||
стройку из З-4 кубиков; | 4-5 деталей; | нужные картинки, заштриховывает | • осуществляет деятельность по правилу | ||
s | • по просьбе взрослого может | •может запомнить по просьбе | фигурки); | на словесном материале и по двум | |
ш | запомнить 2-3 слова; | взрослого до 5 названий предметов; | • дорисовывает незаконченное изо- | правилам одновременно на наглядном | |
Ф м а | • Не отвлекаясь, занимается чем-нибудь в течение хотя бы 5 минут; • использует предметы-заместители, причем один предмет может | • занимается чем-нибудь, не отвлекаясь в течение 15-20 минут; • может дать несколько (хотя бы 2-3) ответов на вопрос: «На что | бражение, дополняет его деталями | материале (например, отбирает картинки, где присутствуют красный цвет и изображения домика); • использует незаконченную фигурку как | |
s "' | замещать разные о6ъектыI (палочка как ложка, градусник, карандаш | похожа фигурка?» - о6 изо6ражении фигурки неопределенной формы | деталь сюжетной композиции; •может самостоятельно сочинить | ||
erci м го б о | и др.) | (например, контурное изображение куклы-невяшки ал | - | небольшую сказку или историю по теме | |
Развиие | • достаточно успешно овладевает | • достаточно успешно овладевает | • достаточно успешно овладевает | • достаточно успешно овладевает сооб- | |
s | представле- | сообщаемыми воспитателем сведениями об | сообщаемыми воспитателем | сообщаемыми воспитателем | щаемыми воспитателем сведениями о6 |
ний об | окружающем (разделы | сведениями о6 окружающем | сведениями о6 окружающем | окружающем (разделы «Я сам», «Рукотворный | |
~ | окружающем | «Я сам», «Рукотворный мир», «О6щество», | (разделы «Я сам», «Рукотворный | (разделы «Я сам», «Рукотворный | мир», «Общество», «Живая |
л | «Живая и неживая | мир», «Общество», «Живая и неживая | мир», «Общество», «Живая и неживая | и неживая природа»); | |
природа»); | природа»); | природа»); | • самостоятельно получает новую ин‑ | ||
• самостоятельно получает новую информацию (задает вопросы, экспериментирует) | • самостоятельно получает новую информацию (задает вопросы, экспериментирует) | • самостоятельно получает новую информацию (задает вопросы, экспериментирует) | формацию (задает вопросы, экспериментирует) | ||
Развитие речи | • может заниматься звукоподражательными упражнениями (ква-ква- | • правильно произносит все звуки (исключение могут составлять | • правильно произносит все звуки, замечает ошибки в звукопроизно- | • правильно произносит все звуки, замечает ошибки в звукопроизношении; | |
ква, ду-ру-д1у и др.), возможны дефекты звукопроизношения; | свистящие, шипящие и сонорные); • употребляет все части речи, | шении; • грамотно использует все част | • грамотно использует все части речи, строит сложные предложения; |
• согласовывает употребление грамматических форм по числу, времени и Т. д. (Отдельные ошибки допустимы); • отвечает на простые вопросы взрослого | появляется словотворчество; • самостоятельно рассказывает по картинке, пересказывает небольшие произведения (возможна помощь взрослого) | речи; • использует обобщающие слова, синонимы, антонимы | • использует обобщающие слова, синонимы антонимы, родовые и видовые понятия; • может объяснить значения знакомых многозначны слов | ||
Развитие | • может пройти по гимнастической | • может перешагивать через рейки | • может пройм по скамейке, перешагивая | • может бегать, преодолевая препятствия | |
моторики | скамейке; | гимнастической лестницы (горизонтально | набивные мячи; | обежать кегли, пролезть в обруч и | |
~с | (координа- | • ударяет мяч об пол и ловит его | установленной на высоте | • отбивает мяч о землю одной рукой | др.; |
% | ция движе- ний) | Двумя руками (3-4 раза); • может перекладывать мелкие | 20 см от пола); • может подбрасывать и ловить мяч | 4-5 раз подряд; • может продеть шнурок в ботинок и | • подбрасывает и ловит мяч двумя руками с хлопком (5-7 раз); |
IW У а | прея меты (со стопа в коробку) | двумя руками 3-4 раза подряду • может нанизывать бусины на леску | завязать бантиком | • может большим пальцем поочередно прикасаться к кончикам пальцев той же руки (от мизинца к указательному и обратно) | |
Общение со | • проявляет интерес к действиям | • вступает в ролевое | • из6ирателыго и устойчиво | • избирательно и устойчиво взаимодей‑ | |
s | сверстниками | других детей, может им подражать | взаимодействие с детьми | взаимодействует с детьми, может сотрудничать на занятиях | ствует с детьми; • участвует в коллективном создании замысла в игре и на занятиях; |
о | • дает как можно более точное сообщение другому, внимателен к со6е- седнику | ||||
°' о а | |||||
Усвоение | • ориентируется на просьбы и тре- | • проявляет социально одобряемые | • регулирует свое поведение в ооот- | • регулирует свое поведение усвоен- | |
s о v | социальны норм и правил | бования взрослого (убрать игрушки, помочь сверстнику, поделимся игрушками и Т. п.); • замечает несоответствие поведения других детей требованиям взрослого | формы поведения (может сам у6ирать игрушки, выполнять элементарные трудовые о6гнзаннати и Т. д.); • замечает несоответствие поведения других детей принятым нормам и правилам | ветствии с усвоенными нормами и правилами (сдерживает агрессивные реакции, справедливо распределяет роли, помогает друзьям и Т. п.) | ными нормами и правилами (сдерживает агрессивные реакции, справедливо распределяет роли, помогает друзьям и т. п.); • отстаивает усвоенные нормы и правила перед ровесниками и взрослыми |
Приложение 5
ПРОТОКОЛ НАБЛЮДЕНИЙ
(И. А. Фурманов)
Фамилия, имя, отчество наблюдателя___________________
Фамилия, имя, отчество объекта наблюдения __________
Дата___ Время качала _______ Время окончания_____________
Ситуация:_________________________________
Фрагмент ситуации | Эмоциональные реакции | Вербальные реакции | Невербальные реакции | Поведенческие- реакции | Комментарий |
Заключение_______________________________________
Риложение 6
ПРИМЕРНАЯ СХЕМА НАБЛЮДЕНИЯ ЗА ПОВЕДЕНИЕМ РЕБЕНКА
Ф. И. О. ребенка Возраст___Дата заполнения______________
Заполнил: родитель, психолог, педагог _ __________________
подчеркните часто наблюдаемые нарушения поведения у ребенка, добавьте не указанные в перечне.
Характер нарушений поведения | В чем конкретно проявлялось данное нарушение поведения |
Агрессивность | Физическая: ломает игрушки или постройки; рвет книжки; ребенок толкает сверстника, походя ударяет встречных, кусается, плюется. |
Скрытая: щиплет других, говорит обидные слова, когда Не слышит взрослый. | |
Вербальная: ругается; говорит обидные слова; говорит нецензурные слова. | |
В виде угрозы: замахивается, но не ударяет; пугает других. | |
В мимике: сжимает губы; краснеет; бледнеет; сжимает кулаки. | |
Как реакция на ограничение: сопротивляется при попытке удержать от агрессивных действий; препятствие стимулирует агрессивное поведение. | |
Направленная на себя: кусает себя; щиплет себя; просит себя стукнуть еще раз | |
Вспыльчивость | В физических действиях: неожиданно для всех бросает игрушки, может разорвать пособие; плюнуть. |
В речи: может неожиданно грубо ответить; сказать нецензурное слово | |
Негативизм | В физических действиях: делает все наоборот; с трудом включается в коллективную игру. |
И отказы: отказывается даже от интересной для всех деятельности. | |
Вербальный: говорит часто слова «не хочу или Не буду», «нет» | |
демонстратив- | В движениях: отворачивается спиной, утрирует движения на занятии. |
кость | Как ориентация на собственное состояние и поведение: стремится обратить на себя внимание в ущерб организации занятий; делая что-то наоборот, наблюдает за реакцией окружающих и т. п. |
Обидчивость | Как реакция на препятствие: обижается при проигрыше в игре. |
(эмоциональная | В мимике: недовольное выражение лица; плачет. |
неустойчивости | реакция на оценку другим: болезненно реагирует на замечания; болезненно реагирует на повышенный тон голоса |
Конфликтность | Активная или реактивная: сам провоцирует конфликт; отвечает конфликтно на конфликтные действия других. |
Вследствие эгоцентризма: не учитывает желаний и интересов сверстников. | |
Как недостаточность опыта: совместной деятельности; взаимоотношений. | |
Вследствие трудности переключения: не уступает игрушек. |
Характер нарушений поведения | В чем конкретно проявлялось данное нарушение поведения |
Эмоциональная | Как центробежные тенденции: когда все дети вместе, стремится уединиться. |
отгороженность | И эмоциональная поглощенность деятельностью: входит в помещение и сразу идет к игрушкам: занят своим делом и не замечает окружающих. |
И особенности речевого поведения: не использует речь как средство общения; когда говорит, то речь не обращена к собеседнику. | |
Как псевдоглухота: не выполняет просьбу, хотя слышит и понимает содержание требований; не реагирует на переход с обычной речи на шепотную. | |
И особенности зрительного контакта: избегает смотреть в лицо собеседнику | |
Дурашливость | И реакция на замечание: реагирует смехом на замечания взрослого; похвала или порицание не вызывают значительного изменения в поведении ребенка. |
В физических действиях и мимике: дурачится; передразнивает в движениях | |
Нерешитель- | В социальных отношениях с другими: избегает ситуации устного опроса на |
ность | занятии; не отвечает, хотя знает ответ; отказывается от ведущих ролей в играх. |
Проявления в речи: использует слова: «не знаю, «может быть», «трудно сказать»; ребенок не отвечает на вопрос, хотя знает верный ответ. | |
В физических действиях: боится прыгнуть с возвышения. | |
И реакция на новизну: в ситуации новизны ребенок проявляет тормозные реакции; В новой ситуации менее вариативное поведение, ЧВМ в привычной | |
Страхи • | Конкретные: страх пылесоса; страх собаки; страх темноты; страх от порывов ветра. |
Реакция на новизну: боится входить в вовсе помещение. | |
Социальные: страх новых людей в новой ситуации; страх публичного выступления; страх остаться одному | |
Тревога | В мимике: блуждающий, отстраненный взгляд. |
В речи: ребенок не может объяснил причины избегающего поведения, тревоги. | |
В движениях: неожиданно вздрагивает; осторожно ходит. | |
Во взаимоотношениях с другими: спит вместе с родителями, стремится быть поближе ко взрослому | |
Скованность | В движениях: двигательно скован. |
В речи: запинается в речи. | |
Реакция на новизну: неловок в новой ситуации | |
Заторможен- | В познавательной активности: не знает чем заняться. |
ность | В зрительном восприятии: 6еЗДеятелыю смотрит по сторонам. |
В речи: говорит слишком ТИХО. | |
Время реакции: темп действий замедлен; при выполнении действий по сигналу запаздывает | |
3гоцентричность | Как отношение к себе: считает, что все игрушки, все конфеты для него. |
Во взаимоотношениях: навязывает свою игру или желания детям. | |
В речи: часто использует местоимение «Я» |
Характер нарушений поведения | В чем конкретно проявлялось данное нарушение поведения |
Из6егание | В условиях свободной деятельности: не смотрит мультики. |
умственных | На организованных занятиях: быстро устает от доступного по возрасту |
усилий | умственного задания (на сравнение, обобщение, действия по о6разцу) |
Дефицит | Сосредоточенность: смотрит по сторонам на занятии. |
внимания | И содержание помощи ребенку: приходится словесно повторять задание по несколько раз; требуется сочетание слова с показом способа действия. |
В речи: условия выполнения задания и пр. | |
Двигательная | И особенности планирования действий: поспешно планирует собственные |
расторможен- | действия. |
ность (гипер- | И избыточный темп и количество действий: темп действий убыстрен; |
активность) | количество действий избыточно (много лишних движений и пр.); действует раньше условленного сигнала и пр. |
И длительность сдерживания гиперактивности :встает на первой половине занятия, когда другие дети еще сидят. | |
И длительность овладения состоянием: быстро возбуждается и медленно успокаивается от шумной игры | |
Речевая растор- | И громкость речи: говорит слишком громко, не может говорить обычной силой голоса. |
моженность | И темп речи: темп речи убыстрен; речь взахлеб. |
В социальных отношениях: переговаривается на занятии, несмотря на замечания взрослого и пр. | |
Непонимание | Путает или пропускает последовательность действий по словесной инструкции |
сложных словес- ных инструкций | взрослого |
Непонимание | Ориентируется на наглядный образец поведения или действий взрослого, а не на |
простых словес- ных инструкций | объяснение задания |
Застреваемость | В движениях: рисует многократно повторяющиеся элементы. |
Во взаимоотношениях: навязчив при общении; привлекает к себе внимание; повторяет одну и ту же просьбу. | |
В речи: повторяет многократно одну и ту же фразу. | |
На чувствах и эмоциях: застревает на обиде. | |
И трудности переключения: с трудом переключается и пр. | |
Работоспособ- | Быстро устает от задания, требующего умственной активности, устает, когда читают |
ность (умствен- | книжку; устает на первой части организованного занятия |
ная) | ‑ |
Работоспособ- | Быстро устает на прогулке; устает от физической нагрузки; теряет |
ность (физиче- | работоспособность на первой трети организованного занятия; требуется |
ская) | варьирование сложности задания, не требующего умственных усилий; работоспособность колеблется в течение дня; чередование повышенной и пониженной работоспособности |
Приложение 7 АГРЕССИВНОСТЬ