Работа с родителями в логике сопровождения
Раскрывая концепцию, содержание и задачи сопровождения, мы акцентировали внимание на том, что одним из субъектов сопровождения развития ребенка являются его родители.
Достижение целей обучения, воспитания и коррекции воспитанников ДОУ предполагает самое активное участие их родителей, родственников, которые должны не только знать и понимать, что предпринимает медико-педагогический персонал учреждения, но и продолжать, дополнять его усилия в домашних условиях.
Важнейшим начальным этапом сотрудничества учреждения и семьи является полная информация о социально-экономической, психолого-педагогической ситуации жизни ребенка.
Появление ребенка с проблемами в семье означает рост материальных, психологических, эмоциональных, физических нагрузок. Не случайно такую семью относят к особому типу -семья повышенного риска, где Возможны стрессы, депрессии, сложности во взаимоотношениях между партнерами по браку
Очень часто родители не могут самостоятельно справиться с этими проблемами. Им нужна помощь, сопровождение администрацией ДОУ, психологом, педагогом, врачами и другими специалистами.
Психологу и педагогам следует определить для себя, на каком этапе
-‑
кризиса в связи с принятием факта инвалидности находится конкретная семья.
В западной коррекционной педагогике выделяют три стадии, или этапа, преодоления кризиса: когнитивную, или внешне управляемую, эмоционально - неисправляемую и действенную, или самоуправляемую.
Кризисный процесс начинается с сомнения в «нормальности» ре- 6енка, организации его обследования и осознания медицинского диагноза, подтверждающего наличие патологии (первая стадия).
Вторая стадия имеет ярко выраженный характер фрустрации, агрессии, усматривании вины в партнере в действиях врачей.
Непонимание, любопытство окружающих, неожиданные, воспринимаемые как несправедливые психические и физические нагрузки по уходу за ребенком, потеря обычного круга друзей, социальная изоляция приводят к сильнейшим эмоциональным потрясениям, разрывам в семье.
Заключительный (третий) этап обработки факта проблем развития собственного ребенка предполагает установление контактов с родителями, находящимися в подобной жизненной ситуации.
Семья принимает ограниченность возможностей одного из ее членов, определяет стратегию, действий по интеграции его и окружающий мир.
Процесс преодоления кризисного состояния протекает своео6разно в каждой семье. Одни родители полностью справляются с новой жизненной ситуацией, обеспечивая ребенку и себе возможности социальной интеграции, другие родители остаются в состоянии социальной изоляции, требуя постоянной поддержки со стороны специалистов.
г1едагогам приходится иметь дело со взрослыми, находящимися на различных этапах адаптации к роли родителей ребенка с нарушением в развитии. Поэтому важно знать, насколько готовы родители говорить о своей ситуации с другими взрослыми, каковы их ожидания, установки, готовы ли они вообще сотрудничать со специалистами учреждения.
Для предупреждения развития подобных установок педагоги используют информацию, получаемую из специальных анкет, заполняемых при поступлении ребенка в учреждение, а также посредством личного контакта с родителями. Немаловажна роль психолога и социального педагога, а также администрации, влияющей на социaльно -психологический климат в учреждении.
В стратегию деятельности педагогов на пути сотрудничества с семьей входит организация взаимодействия родителей, возможности контакта которых в обычной жизни ограниченны. И традиционных полуформальных родительских собраний недостаточно. Действенной может оказаться форма так называемого университета для родителей, организация которого находится в прямой зависимости от творческого отношения педагогов и врачей, работающих с детьми и от взаимной готовности родителей и педагогов к конструктивному диалогу. Очевидно, на этапе адаптации родителей к коллективу сотрудников учреждених и родителям других детей следует большее внимание уделить лекционной форме работы университета, преследующей цель ознакомления родитёлёй с универсальными принципами работы с детьми с отклонениями, в развитии в процессе упрочения отношений и установления взаимопонимания (в этом бесспорна роль психолога, которому отдается приоритет в проведении первых занятий) приобретает смысл постепенный переход к беседам, дискуссиям, семинарам и другим формам работы.
Кульминацией развития университета может считаться момент перехода родителей к личным контактам друг с другом, взаимной психологической поддержке и обмену опытом работы со своими детьми. На этом этапе психологу и педагогам отводится роль направляющей, регулирующей и консультирующей силы. Такое развитие отношении педагог-родитель-родитель позволяет перейти от формального отношения к проблемам детей к конструктивному их решению, реализуемому во взаимодействии.
В но сознательно способствовать снятию барьеров в общении взрослых, развитию инициативы, заинтересованности в совместных встречах, беседе, обмене опытом.
Как показывает практика, воспитатели предпочитают официальным собраниям, посещениям на дому детей неофициальные формы общения с родителями как равноправными партнерами. К ним относятся совместные чаепития, праздники, отдых. Однако, педагогу важно установить рациональный баланс между взаимодействием и
дистанцированием.
Считается, что кратковременные беседы педагогов с родственниками вне плана, так называемые разговоры на ходу, по мере возникновения проблем, являются педагогически более целесообразными, чем заранее подготовленные выступления и сообщения.
Интересно зарекомендовали себя беседы-консультации по поводу конкретной проблемы, «круглые столы» с участием приглашенных специалистов разных направлений или одних родителей.
Как уже 6ьио отмечено, установление факта проблем в развитии ребенка является для его родителей чрезвычайно сильным психотравмирующим фактором. Это особенно свойственно семьям с высоким образовательным и профессиональным статусом, в которых порой культивируются завышенные или даже гипертрофированные ожидания особой одаренности ребенка. В этом случае реакция родителей на этот факт не всегда может быть адекватной. Некоторые из них переживают комплекс собственной вины в случившемся, начинают выяснять, чья неблагоприятная наследственность могла стать причиной проблем развития ребенка. Поиски виновного не способствуют семейной гармонии, поэтому все специалисты, связанные с реабилитацией ребенка, должны быть в его интересах осторожны с соответствующей информацией. Чувство родительской вины может порождать гиперопеку в их отношениях с ребенком, которая не только не способствует процессу реабилитации, но и существенно вредит ему. Достаточно широко в таких семьях, особенно отличающихся существенным материальным достатком, распространено стремление организовать для ребенка дополнительные занятия с психологами, учителями, спортивными инструкторами и др. за пределами учреждения. Абсолютно очевидно, что для ребенка это чревато не только некачественным, но часто противоречивым, некомпетентными избыточно нагрузочным процессом реабилитации, что может привести к срыву и без того неустойчивых адаптационных процессов.
Существует и другая категория родителей. Чаще это люди с низким образовательным уровнем, ограниченным кругом интересов и невысокими интеллектуальными способностями, некоторые имеют и выраженную психоневрологическую патологию. В таких семьях проблемами ребенка могут пренебрегать, перепоручив их решение медицинским, педагогическими социальным работникам.
Обе упомянутые родительские реакции являются крайними (если не сказать патологическими) и нуждаются в психологической (психотерапевтической) коррекции.
С момента обнаружения нарушения развития ребенка родителей необходимо информировать обо всех результатах его обследований и обсуждать их с ними, не отклоняясь, конечно, от норм профессиональной этики и учитывая их индивидуальные особенности. Вне зависимости от социального статуса и интеллектуальных возможностей родителей они должны быть информированы о целях индивидуальной программы реабилитации ребенка - не только ближайших, но и отдаленных, о6 ожидаемых результатах, объемах и предполагаемых сроках работы. Безусловно, те или иные утверждения сотрудников должны быть гибкими, продуманными и осторожными. Все это необходимо не только из этических соображений, но и способствует вовлечению родителей в работу по реабилитации их ребенка и формированию у них адекватной оценки ситуации, реальных возможностей и перспектив ребенка.
Уже на начальном этапе работы с родителями необходимо прогнозировать возможную степень включенности их в работу, объем работы, на который способны родители с учетом различных факторов (профессиональной занятости, материального положения, уровня образования, жилищно-бытовых условий и т д.); оценивать степень их готовности к сотрудничеству со специалистами разного профиля. В практике достаточно часто встречаются случаи, когда родители на начальном этапе работы выражают полную готовность к совместной работе, но, столкнувшись с необходимостью систематических и весьма трудоемких занятий с ребенком в течение длительного времени, быстро прекращают их. Поэтому родителей с первой встречи необходимо психологически готовить к сотрудничеству со специалистами, причем Не к формальному, а к добросовестному и инициативному выполнению всех поручаемых этими специалистами задач. Однако и в этом случае специалистам иногда не избежать дополнительных дипломатических усилий по убеждению родителей в целесообразности тех или иных мероприятий, поскольку по мере включения родителей в работу у последних неизбежно возникают свои взгляды на те или иные аспекты обучения, воспитания или коррекции. В этом случае важно как принять к сведению соображения родителей, так и объективно их оценить, умея последовательно проводить пинаю компетентной помощи ребенку.
Многие родители не меньше ребенка нуждаются в поддержке и поощрении, так как успехи в проводимой работе появляются далеко не сразу, и на определенном этапе может возникнуть ощущение безнадежности и бесполезности прилагаемых усилий.
При реализации индивидуальной программы реабилитации ребенка с проблемами в развитии в качестве основных (универсальных) задач работы с родителями следует рассматривать следующие:
· создание спокойной, доброжелательной внутрисемейной атмосферы с теми режимными ограничениями и особенностями, которые необходимы в связи со спецификой нозологической формы инвалидизирующего и сопутствующих заболеваний;
· обеспечение питания ребенка в соответствии с установленной диетой;
· обеспечение своевременного приема ребенком предписанных на стадиях амбулаторного лечения медикаментозных средств,. наблюдение за эффектом их действия, своевременное инфор‑
мирование о своих наблюдениях курирующих ребенка медицинских специалистов;
· овладение элементами специальных физиотерапевтических
· процедур (ванны, души, прогревания и пр.), массажа и лечебной физкультуры для использования в соответствии с медицинскими предписаниями;
· постоянное наблюдение за особенностями соматического и психического статуса ребенка с ведением соответствующих записей в специальном дневнике;
· овладение элементами детской психологии и специальной педагогики проведением в домашних условиях занятий по воспитанию ребенка в соответствии с рекомендациями специалистов;
· овладение основами правовых знаний, связанных с обеспечением прав ребенка-инвалида и реализация этих знаний ДЛЯ защиты прав ребенка.
Прочие задачи следует ставить с учетом состояния ребенка, возможностей родителей и пр. (ситуационно).
Практический опыт работы с родителями показывает, что начинать работу с родителями по включению семьи ребенка во все сферы реабилитации, воспитания и обучения следует с того ее члена, Который наиболее подготовлен к этому - морально, физически и психологически.
Приложения
1. Типовое положение о6 образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи
2. 0 психолого-медико-педагогическом консилиуме
(Пмпк) образовательного учреждения
3. Образцы документов ДОУ по индивидуальному сопровождению ребенка. Индивидуальная карта сопровождения
4. Основные характеристики развития детей
5. Протокол наблюдений
6. Примерная схема наблюдения за поведением ребенка
7-8 Агрессивность
9. Игры, предлагаемые для работы с агрессивными детьми
10-11. Гиперактивность
12. Симптоматика
13. Анкета для родителей
14. Игры, предлагаемые для работы с гиперактивными детьми
15. Игры, предлагаемые для работы с замкнутыми детьми
16. Логопедическое обследование детей
17. Планирование фронтальных занятий логопеда с детьми с общим недоразвитием речи
18. Рекомендации воспитателю по использованию лексико-грамматических тем в старших логопедических группах
19. Рекомендации к анализу занятия педагога в логопедической
группе детского сада
20. Последовательность работы по обучению грамоте
детей с ОНР
Приложение 1
ТИПОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ОБ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ ДЛЯ ДЕТЕЙ, НУЖДАЮЩИХСЯ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ И МЕДИКОСОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ
(Утв. постановлением Правительства РФ от з1 июля 1998 г. N 867)
I. Общие положения
1. Настоящее Типовое положение регулирует образовательную, реабилитационную, оздоровительную и финансово-хозяйственную деятельность образовательных учреждений для детей, имеющих проблемы в развитии, обучении, социальной адаптации и нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи.
Настоящее Типовое положение является типовым для государственных и муниципальных образовательных учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, центров: диагностики и консультирования; психологомедико-социального сопровождения; психолого-педагогической реабилитации и коррекции; социально-трудовой адаптации и профориентации; лечебной педагогики и дифференцированного обучения и других.
Образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи (далее именуется учреждение), создается для детей и подростков от 3-х до 18 лет и реализует программы о6щеобразоиательные (основные и дополнительные) И начального профессионального образования.
Для негосударственных учреждений настоящее Типовое положение является примерным.
2. Основными задачами учреждения являются:
· оказание помощи детям, испытывающим трудности в усвоении образовательных программ;
· осуществление индивидуально-ориентированной педагогической, психологической, социальной, медицинской и юридической помощи детям;
· оказание помощи другим общеобразовательным учреждениям по вопросам обучения и воспитания детей с проблемами школьной и социальной адаптации.
3. Основными направлениями деятельности учреждения являются:
· организация образовательной деятельности по общеобразовательным программам (основным, дополнительным) и начального профессионального образования в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей, состоянием их соматического и психического здоровья;
· диагностика уровня психического, физического развития и отклонений в поведении детей;
· организация коррекционно-развивающего и компенсирующего обучения;
· психокоррекционная и психопрофилактическая работа с детьми;
· проведение комплекса лечебно-оздоровительных мероприятий;
· оказание помощи обучающимся в профориентации, полу‑
ценив профессии, трудоустройстве и трудовой адаптации;
· анонимное консультирование детей с целью снятия стресса.
4. Учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность перед органами государственной власти, органами местного самоуправления за соответствие применяемых форм, методов и средств организации образовательного процесса, коррекционно-реабилитационной и оздоровительной работы возрастным психофизиологическим особенностям, спосо6ггостям, интересам, требованиям охраны жизни и здоровья детей.
5. В своей деятельности учреждение руководствуется международными актами в области защиты прав и законных интересов ребенка, законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, решениями соответствующего органа управления образованием, настоящим Типовым положением, своим уставом.
II. Организация деятельности и учреждения
6. Учреждение создается учредителем (учредителями) и регистрируется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
7. Учредителями государственного учреждения могут быть федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации; учредителями муниципального учреждения являются органы местного самоуправлении.
Отношения между учредителем (учредителями) и учреждением определяются договором, заключаемым между ними в соответствии с законодательством Российской Федерации.
8. Права юридического лица в части ведения уставной финансово-хозяйственной деятельности, направленной на организацию образовательного процесса, возникают у учреждения с момента его государственной регистрации.
Учреждение является юридическим лицом и имеет устав, закрепленное за ним имущество, расчетный и другие счета в банковских учреждениях, печать установленном образца, штамп и бланки со своим наименованием.
Учреждение имеет самостоятельный баланс, осуществляет бухгалтерский учет и предоставляет информацию о своей деятельности органам государственной статистики и налоговым органам, учредителю (учредителям) и иным лицам в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом учреждения.
9. Право на ведение образовательной деятельности и получение льгот, предусмотренных законодательством Российской Федерации, возникает у учреждения с момента выдачи ему лицензии (разрешения).
10. Учреждение в соответствии со своими уставными целями и задачами может реanизовывать дополнительные образовательные программы и оказывать дополнительные образовательные услуги (на договорной основе).
11. Учреждение создается из расчета одно учреждение на 5 тыс. детей, проживающих в городе (районе). При необходимости учреж дение может быть создано
для меньшего количества детей, проживающих в городе (районе).
Наполняемость классов и воспитательных групп в учреждении должна быть не более 9-12 человек.
Для детей дошкольного возрастав учреждении могут организо‑
вываться разновозрастные воспитательные группы.
12. Дети, проживающие в учреждении, обеспечиваются питанием по нормам, предусмотренным для воспитанников образовательных учреждений интернатного типа.
III. Образовательный процесс
13. Содержание образования определяется образовательными про- граммами, разрабатываемыми и реализуемыми учреждением само‑
стоятельно.
14. Организация образовательного процесса в учреждении регламентируется учебным планом, годовым календарным графиком и расписанием занятий, разрабатываемыми и утверждаемыми учреждением самостоятельно.
15. Образовательный процесс в учреждении осуществляется с использованием индивидуально-ориентированных коррекционно-развивающих образовательных программ.
16. Для детей дошкольного возраста организация образовательного процесса осуществляется в соответствии с Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении.
17. государственная (итоговая) аттестация о6учающихся в учреждении может проводиться общеобразовательным учреждением, имеющим государственную аккредитацию, на основе договора, заключенного между учреждением и общеобразовательным учреждением.
18. Общеобразовательное учреждение с согласия детей и их родителей (законных представителей) по договорами совместно с предприятиями, учреждениями, организациями может проводить профессиональную подготовку детей в качестве дополнительных (в том числе платных) образовательных услуг при наличии соответствующей лицензии (разрешения) на указанный вид деятельности.
19. Профессиональное обучение в учреждении осуществляется исходя из региональных и местных условий, ориентированных на потребность в рабочих кадрах, с учетом интересом и индивидуальных особенностей психофизического развития о6учающихся.
20. В учреждении могут создаваться различные клубы, секции, кружки, студии и другие объединения по интересам.
1V. Участники образовательного процесса
21. Участниками образовательного процесса являются дети, их родители (законные представители), педагогические, медицинские, инженерно-педагогические работники, юристы учреждения.
22. В учреждение принимаются дети, обратившиеся за помощью самостоятельно, по инициативе родителей (законных представителей), направленные другим образовательным учреждением с согласия родителей (законных представителей):
· с высокой степенью педагогической запущенности, отказывающиеся посещать общеобразовательные учреждения;
· с нарушением эмоционально-волевой сферы;
· подвергшиеся различным формам психического и физического насилия;
· вынужденные покинуть семью, в том числе несовершеннолетние матери;
· из семей беженцев, вынужденных переселенцев, а также пострадавшие от стихийных бедствий и техногенных катастроф и другие.
23. Зачисление детей в учреждение производится на основании
заключения психолого-педагогической и медико-педагогической
комиссий в порядке, определяемом уставом учреждения.
24. Перевод детей из учреждения в другие образовательные учреж- дения осуществляется в соответствии с законодательством Российс
кой Федерации об образовании.
25. Дети могут продолжить обучение в том общеобразовательном учреждении, где они обучались ранее. Они принимаются в соответствующий класс на основе документов об их промежуточной аттестации, выданных учреждением.
26. Родители (законные представители) имеют право защищать законные права и интересы детей, принимать участие в деятельности учреждения в соответствии с его уставом, знакомиться с материалами наблюдений, характером реабилитационных методов обучения, воспитания и оздоровления детей.
27. В зависимости от содержания и основных направлений деятельности в штате учреждения могут предусматриваться должности
методиста, педагога-психолога, социального педагога, учителя-лого
педа, учителя-дефектолога, врачей-специалистов, медицинской
сестры, специалиста по ЛФК, социолога, лаборанта и других.
28. На работу в учреждение принимаются специалисты , имеющие профессиональную квалификацию, соответствующую требованиям квалификационной характеристики по должности и полученной специальности и подтвержденную документами об образовании.
29. Отношения между работниками и администрацией учреждения регулируются трудовым договором (контрактом), условия которого
не могут противоречить законодательству Российской Федерации
о труде.
30. Социальные педагоги учреждения осуществляют комплекс мероприятий по выявлению причин социальной дезадаптации детей и оказывают им социальную помощь, осуществляют связь с семьей, а также с органами и организациями по вопросам трудоустройства детей и подростков, обеспечения их жильем, пособиями и пенсиями.
31. Юристы учреждения осуществляют правовое обеспечение деятельности учреждения в области защиты интересов и социальных прав детей, проводят работу по правовому воспитанию детей и консультируют их родителей (законных представителей) по вопросам охраны прав детей.
32. Медицинское обеспечение в учреждении осуществляет штатный или специально закрепленный органом здравоохранения медицинский персонал, который совместно с администрацией учреждения проводит мероприятия лечебно-профилактического характера, углубленную диагностику состояния физического и психического здоровья детей, оздоровительные мероприятия, консультативную помощь детям, их родителям, педагогам по вопросам гигиены, профилактики наркомании, токсикомании, алкоголизма и других заболеваний.
33. Работники учреждения имеют право:
· участвовать в управлении учреждением в порядке, определяемом уставом учреждения;
· повышать квалификацию в образовательных учреждениях высшего профессионального образования, а также в учреждениях повышения квалификации;
· проходить медицинское обследование за счет средств учредителя (учредителей) учреждения.
З4. Педагогические, инженерно-педагогические и медицинские работники учреждения пользуются правами и льготами в порядке,
установленном законодательством Российской Федерации, а также дополнительными льготами, предоставляемыми в регионе педагогическим, инженерно-педагогическим и медицинским работникам образовательных учреждений.
35. Учреждение устанавливает ставки заработной платы (должностные оклады) работников на основе Единой тарифной сетки по оплате труда ра6отникон бюджетной сферы в соответствии с тарифно-квалификационными требованиями на основании решения аттестационной комиссии, а также определяет виды и размеры надбавок, доплати других выплат стимулирующего характера в пределах средств учреждения, направляемых на оплату труда.
V. Управление учреждением
36. Управление учреждением осуществляется в соответствии с за‑
конодательством Российской Федерации и уставом учреждения и
строится на принципах единоначалия и самоуправления. Формами самоуправления являются совет учреждения, попечительский совет, общее собрание, педагогический совет и другие формы. Порядок выборов органов самоуправления учреждения и их компетенция определяются уставом учреждения.
37. Непосредственное руководство учреждением осуществляет директор, прошедший соответствующую аттестацию.
Наем (прием) на работу директора государственного учреждения осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом учреждения.
Директор муниципального учреждения назначается решением органа местного самоуправления, если этим органом не предусмотрен иной порядок.
38. Директор учреждения несет ответственность за свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации,
уставом учреждения, функциональными обязанностями, предусмотренными квалификационными требованиями и трудовым договором
(контрактом).
V1. Имущество и средства учреждения
39. Собственник имущества (уполномоченный им орган) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, закрепляет имущество за учреждением.
Земельные участки закрепляются за учреждением в бессрочное бесплатное пользование. Объекты собственности, закрепленные за учреждением, находятся в его оперативном управлении. Учреждение владеет, пользуется и распоряжается закрепленным за ним имуществом в соответствии с назначением этого имущества, своими уставными целями и законодательством Российской Федерации.
Изъятие и (или) отчуждение собственности, закрепленной за учреждением, допускается только в случаях и в порядке, установленных законодательством Российской Федерации.
40. Деятельность учреждения финансируется его учредителем (учредителями) в соответствии с договором между ними.
Источниками формирования имущества и финансовых ресурсов учреждения являются:
· собственные средства учредителя (учредителей);
· бюджетные и внебюджетные средства;
· имущество, закрепленное за учреждением;
· кредиты банков и других кредиторов;
· средства спонсоров, добровольные пожертвования физических
и юридических лиц;
· другие источники в соответствии с законодательством Российской Федерации.
41. Учреждение отвечает по своим обязательствам в пределах находящихся в его распоряжении денежных средств и принадлежащей ему собственности. При недостаточности этих средств по обязательствам учреждения отвечает его учредитель (учредители) в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
42. Финансирование учреждения осуществляется в соответствии с государственными и местными нормативами финансирования, которые устанавливаются с учетом затрат, не зависящих от количества детей.
Привлечение учреждением дополнительных средств не влечёт за собой снижения нормативов и (или) абсолютных размеров финансирования учреждения за счет средств его учредителя (учредителей).
43. Учреждение вправе осуществлять предпринимательскую деятельность и распоряжаться доходами от этой деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации, регулирующим предпринимательскую деятельность и предусмотренную его уставом.
44. Учреждение может осуществлять международное сотрудничество и внешнеэкономическую деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
45. При ликвидации учреждения денежные средства и иное иму- щество, принадлежащее ему на праве собственности, за вычетом платежей на покрытие обязательств, используются в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Приложение 2
ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОНСИЛИУМЕ (ПМПК) ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
Письмо Минобразования России от 27.03.2000 N4 27/901-6
На основании анализа реальной ситуации психолого-медико-пе дагогического сопровождении и в целях обеспечения комплексной
специализированной помощи детям и подросткам с отклонениями в развитии и/или состояниями декомпенсации в условиях образовательного учреждения Министерство образования Российской Федерации рекомендует.
· Довести до сведения руководителей образовательных учреждений следующие методические рекомендации:
а) О порядке создания и организации работы психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПК) образовательного учреждения (Приложение 1);
6) О формах учета деятельности ПМПК (Приложение 2).
· Провести мониторинг обеспеченности ПМПК образовательных учреждений региона специалистами, осуществляющими психолого-медико-педагогическое сопровождение обучающихся, воспитанников, и направить отчет в адрес Управления специ- ального образования Минобразования России до 20.05.2000 по предлагаемой форме (Приложение 3).
· Обеспечить контроль за созданием, при наличии соответству‑
ющих кадров, ПМПК в образовательных учреждениях; определить порядок их взаимодействия с родителями (законными представителями) о6учающегося, воспитанника и психологомедико-педагогической комиссией (ПМПК), обслуживающей данную территорию (Приложение 4).
- Организовать работу по повышению квалификации и обмену опытом специалистов ПМПК.
Заместитель министра Е. Е. Чепурных
Приложение 1
0 порядке создания и организации работы психологомедико-педагогического консилиума (ПМПК) образовательного учреждения
1. ПМПК является одной из форм взаимодействия специалистов образовательного учреждения, о6ъединяющихся для психолога-медико-педагогического сопровождения обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии и/или состояниями декомпенсации.
2. ПМПК может быть создан на базе образовательного учреждения любого типа и вида независимо от организационно-правовой формы приказом руководителя образовательного учреждения при наличии соответствующих специалистов.
3. Общее руководство ПМПК возлагается на руководителя образовательного учреждения.
4. ПМПК образовательного учреждения в своей деятельности руководствуется Уставом образовательного учреждения, договором между образовательным учреждением и родителями (законными представителями) обучающегося, воспитанника, договором между ПМПК и ПМПК.
5. Примерный состав ПМПК: заместитель руководителя образовательного учреждения по уче6но-воспитательной работе (председатель консилиума), учитель или воспитатель дошкольного образовательного учреждения (ДОУ), представляющий ребенка на ПМПК, учителя (воспитатели ДОУ) с большим опытом работы, учителя (Воспитатели) специальных (коррекционных) классов/групп, педагог-психолог, учитель-дефектолог и/или учитель-логопед, врач-педиатр (невропатолог, психиатр), медицинская сестра.
6. Целью ПМПК Является обеспечение диагностико-коррекционного психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии и/или состояниями декомпенсации, исходя из реальных возможностей образовательного учреждения и в соответствии со специальными образовательными потребностями, возрастными и индивидуальными особенностями, со‑
стоянием соматического и нервно-психического здоровья обучающих-
СЯ, ВОСПИТ1ННИКОВ.
7. Задачами ПМПК образовательного учреждения являются:
· выявление и ранняя (с первых дней пребывания ребенка в о6разонательном учреждении) диагностика отклонений в развитии и/или состояний декомпенсации;
· профилактика физических, интеллектуальных и эмоционально-личностных перегрузок и срывов;
· О выявление резервных возможностей развития;
· определение характера, продолжительности И ЭФСЬСКТИВНО СТИ специальной (коррекционной) помощи в рамках имеющихся в данном о6разонательном учреждении возможностей;
· подготовка и ведение документации, отражающей актуальное развитие ребенка, динамику его состояния, уровень школьной успешности.
8. Специалисты, включенные в ПМПК, выполняют работу в рамках основного рабочего времени, составляя индивидуальный план работы в соответствии с реальным запросом на обследование детей с отклонениями в развитии и/или состояниями декомпенсации. Специалистам может быть установлена доплата за увеличение объема работ, размер которой в соответствии со ст. ст. 32 и 54 Закона Россий- ской Федерации «Об образовании» определяется образовательным учреждением самостоятельно. С этой целью необходимые ассигнования для оплаты труда специалистов за работу в составе ПМПК следует планировать заблаговременно
9. Обследование ребенка специалистами ПМПК осуществляется по инициативе родителей (законных представителей) или сотрудников образовательного учреждения с согласия родителей (законных представителей) на основании договора между образовательным учреждением и родителями (законными представителями) о6учающихся, воспитанников. Медицинский работник, представляющий Интересы ребенка в образовательном учреждении, при наличии показаний и с согласия родителей (законных представителей) направляет ребенка в детскую поликлинику.
10. Обследование проводится каждым специалистом ПМПК Индивидуально с учетом реальной возрастной психофизической нагрузки на ребёнка.
11. По данным обследования каждым специалистом составляется заключение и разрабатываются рекомендации.
12. На заседании ПМПК обсуждаются результаты обследования ребенка каждым специалистом, составляется коллегиальное заключение ПМПК.
13. Изменение условий получения образования (в рамках возможностей, имеющихся в данном образовательном учреждении) осуществляется по заключению ПМПК и заявлению родителей (за