Третий уровень речевого развития

Фонетика-фонематические нарушения. Нарушение звукопроизно­шения чаще всего носит полиморфный характер. Патология охваты­вает 4-6 групп звуков (шипящие, свистящие, сонорные, аффрика­ты, мягкие и твердые, звонкие и глухие). Многие дети с ОНР не дифференцируют акустически или артикуляторно сходные звуки. Это говорит о несформированности фонематического слуха, неподготов­ленности артикуляционного аппарата к произнесению звуков речи. Искажается звуковая и слоговая структура слова.

Лексика. В норме словарь ребенка 5 лет составляет 2200 слов (А. Штерн). У детей с ОНР отмечается ограниченный словарный за­пас (Б. Н. Гриншпун, В. А. Ковшикови др.), значительное расхожде­ние В объеме активного и пассивного словаря. Пассивный словарь детей с ОНР близок к норме: они понимают значения многих слов, указывают на названные взрослым картинки, предметы, но употреб­ление слов в экспрессивной речи, их актуализация затруднена. Бед­ность словаря проявляется в незнании, казалось бы, простых слов

(ромашка, названия предметов мебели, виды транспорта, названия продуктов и Т. д.). Особенно страдает предикативный словарь, сло­варь прилагательных. У детей с третьим уровнем речевого развития прилагательные в активной лексике присутствуют, но чаще всего это качественные прилагательные, обозначающие цвет, форму, величи­ну (большой, маленький), некоторые свойства предметов (горький, сладкий, горячий). В предикативном словаре дошкольников преоб­ладают глаголы обиходно-бытовой тематики (идет, взял, положил, играть, поет, смеется, кушает...). Такие глаголы, как ползет, двигает­ся, приставочные: перешел, отъехал и Т. Д. в речи не используют; по­чти не употребляют существительные, обозначающие профессии (па­рикмахер, фотограф, художник), притяжательные прилагательные (лисий, медвежий).

У детей с общим недоразвитием речи частой ошибкой является смешение слов, как по звуковым признакам, так и по смысловым (соль-моль, трясет (дерево) - бьет и Т. д.). Дети неправильно упо­требляют многие слова в речи (клубника растет на рынке, водитель ремонтирует машины).

Грамматические категории. Наиболее распространенными ошиб­ками являются:

· бедность словаря обусловливает неумение различить и выделить общность смысловых корней, отмечается довольно большое количество ошибок в словоизменении (зеркалы, нет ме6еля...), употреблении падежных окончаний, смешение временных и видовых форм глагола;

· нарушается синтаксическая связь в предложении;

· неправильное согласование частей речи (красный машина, Миша пошла, семь конев, пять рыбков и Т. д.);

· почти не употребляют в речи предлоги, особенно сложные: из-за, из-под, или употребляют неверно. (Мальчик достал каран­даш из (из-под) стола. Ручка лежит в (под) книге и Т. д.)

Связная речь. В активной речи дети чаще всего пользуются про­стыми предложениями или отдельными словами. Неумение обозна­чить словами причинно-следственные связи приводит к тому, что дети не могут составить логичный рассказ, полно и развернуто ответить на вопрос, отсутствует четкость и последовательность изложения.

Дети испытывают затруднения в заучивании стихов, пересказе даже знакомых текстов.

Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т Б. Филичева, исследуя детей с ОНР, выявили клинические разнообразия проявлений общего небо развития речи и схематично разделили их на три группы.

Первая группа детей -несложный вариант общего недоразвитая речи. Наблюдаются лишь признаки ОНР без нарушений нервно-психической деятельности.

Вторая группа детей -осложненный вариант общего недоразви­тия речи церс6рально-органического генеза. ОНР сочетается с ря­дом неврологических и психопатологических синдромов. Среди не­врологических синдромов авторы Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т Б. Филичева выделяют следующие.

Таблица з

Неврологические синдромы ОНР церебрально-органического генеза
(составлена по фактическим материалам книги Н. С. Жуковой,
Е. М. Мастюковой, Т Б. Филичевой)

гипертеизионно‑гидроцефальный синдром (повышенное внутри- черепное давление) церебрастенический синдром Синдромы двигательных расстройств
Изменения: увеличение размеров головы, выступающие лобные 6угры,расширение Повышенная нервно-псмхическая истощаемость, эмоционалы1ая неустойчивость,нарушение ( Изменения мышечного тонуса, легкие гемм- и монопарезы, нерезко выраженные нарушения
венозной сети в области висков. функций активного внимания, координации движений,раено‑
Проявления: нарушения памяти. Синдром можетСоче- весия,недифференцированность
умственной работоспособности, произвольной деятельности, поведения, быстрая истощае- татыя с проявлениями гипер- возбудимости или, наоборот, с преобладанием заторможен- моторики пальцев рук. Несфор‑ мированность общего и ораль‑ нога праксиса;часты нарушения
мость и пресыщаемость любым видом деятельности, плохо ности, вялости, пассивности артикуляционной моторики, неврозоподобные синдромы
переносят жару, езду в трав-   (тики, энурез), вязкость и инерт‑
спорте, жалобы иа головокру- •   ноСТь эмоЦИОНМЬ Эых реакций
жение,головные боли   и поведения


Третья группа - стойкое специфическое речевое недоразвитие, которое клинически называется моторная алалия. Имеют место слож­ные дизонтогенетические - энцефалопатические нарушения. При моторной алалии выраженное недоразвитие всех сторон речи. Стра­дает фонематическая, лексическая, синтаксическая, морфологичес­кая стороны речи, все виды речевой деятельности и все формы уст­ной и письменной речи.

У дошкольников с общим недоразвитием речи страдают высшие психические функции, тесно связанные с речью: память, внимание, мышление. Значительно снижен объем внимания, неустойчивость,

ограниченные возможности его распределения, У детей снижена вер­бальная память, низкая продуктивность запоминания. Они забыва­ют последовательность заданий, сложные инструкции. Дошкольни­ки с ОНР с трудом овладевают анализом, синтезом без специального обучения, отстают и развитии словесно-логического мышления.

Если общее недоразвитие речи сочетается с такими нарушения­ми, как дизартрия, алалия, то могут наблюдаться о6щедвигательные нарушения (плохая координация движений, моторная неловкость, выполнение движений по словесной инструкции), недоразвитие мел­кой моторики; снижен интерес к игровой деятельности.

Часто страдает эмоционально-волевая сфера: дети осознают свой дефект, и поэтому у них появляется негативное отношение к речевому общению, иногда аффективные реакции на непонимание словес­ных инструкций или невозможность высказать свое пожелание; повышенная обидчивость и ранимость.

Таким образом, учитывая вышеперечисленные особенности детей с ОНР, для более успешной коррекции речевых нарушений необходимо:

· согласование путей коррекционно-логопедического воздействия со службой сопровождения ДОУ;

· речевое, познавательное, деятельностно - практическое, эмоци­онально-ценностное развитие ребенка осуществлять с опорой на наиболее сохранные анализаторы, учет компенсаторных воз­можностей, создание комфортных условий для обучения, вос­питания и развития.

Наши рекомендации