Третий уровень речевого развития
Фонетика-фонематические нарушения. Нарушение звукопроизношения чаще всего носит полиморфный характер. Патология охватывает 4-6 групп звуков (шипящие, свистящие, сонорные, аффрикаты, мягкие и твердые, звонкие и глухие). Многие дети с ОНР не дифференцируют акустически или артикуляторно сходные звуки. Это говорит о несформированности фонематического слуха, неподготовленности артикуляционного аппарата к произнесению звуков речи. Искажается звуковая и слоговая структура слова.
Лексика. В норме словарь ребенка 5 лет составляет 2200 слов (А. Штерн). У детей с ОНР отмечается ограниченный словарный запас (Б. Н. Гриншпун, В. А. Ковшикови др.), значительное расхождение В объеме активного и пассивного словаря. Пассивный словарь детей с ОНР близок к норме: они понимают значения многих слов, указывают на названные взрослым картинки, предметы, но употребление слов в экспрессивной речи, их актуализация затруднена. Бедность словаря проявляется в незнании, казалось бы, простых слов
(ромашка, названия предметов мебели, виды транспорта, названия продуктов и Т. д.). Особенно страдает предикативный словарь, словарь прилагательных. У детей с третьим уровнем речевого развития прилагательные в активной лексике присутствуют, но чаще всего это качественные прилагательные, обозначающие цвет, форму, величину (большой, маленький), некоторые свойства предметов (горький, сладкий, горячий). В предикативном словаре дошкольников преобладают глаголы обиходно-бытовой тематики (идет, взял, положил, играть, поет, смеется, кушает...). Такие глаголы, как ползет, двигается, приставочные: перешел, отъехал и Т. Д. в речи не используют; почти не употребляют существительные, обозначающие профессии (парикмахер, фотограф, художник), притяжательные прилагательные (лисий, медвежий).
У детей с общим недоразвитием речи частой ошибкой является смешение слов, как по звуковым признакам, так и по смысловым (соль-моль, трясет (дерево) - бьет и Т. д.). Дети неправильно употребляют многие слова в речи (клубника растет на рынке, водитель ремонтирует машины).
Грамматические категории. Наиболее распространенными ошибками являются:
· бедность словаря обусловливает неумение различить и выделить общность смысловых корней, отмечается довольно большое количество ошибок в словоизменении (зеркалы, нет ме6еля...), употреблении падежных окончаний, смешение временных и видовых форм глагола;
· нарушается синтаксическая связь в предложении;
· неправильное согласование частей речи (красный машина, Миша пошла, семь конев, пять рыбков и Т. д.);
· почти не употребляют в речи предлоги, особенно сложные: из-за, из-под, или употребляют неверно. (Мальчик достал карандаш из (из-под) стола. Ручка лежит в (под) книге и Т. д.)
Связная речь. В активной речи дети чаще всего пользуются простыми предложениями или отдельными словами. Неумение обозначить словами причинно-следственные связи приводит к тому, что дети не могут составить логичный рассказ, полно и развернуто ответить на вопрос, отсутствует четкость и последовательность изложения.
Дети испытывают затруднения в заучивании стихов, пересказе даже знакомых текстов.
Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т Б. Филичева, исследуя детей с ОНР, выявили клинические разнообразия проявлений общего небо развития речи и схематично разделили их на три группы.
Первая группа детей -несложный вариант общего недоразвитая речи. Наблюдаются лишь признаки ОНР без нарушений нервно-психической деятельности.
Вторая группа детей -осложненный вариант общего недоразвития речи церс6рально-органического генеза. ОНР сочетается с рядом неврологических и психопатологических синдромов. Среди неврологических синдромов авторы Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т Б. Филичева выделяют следующие.
Таблица з
Неврологические синдромы ОНР церебрально-органического генеза
(составлена по фактическим материалам книги Н. С. Жуковой,
Е. М. Мастюковой, Т Б. Филичевой)
гипертеизионно‑гидроцефальный синдром (повышенное внутри- черепное давление) | церебрастенический синдром | Синдромы двигательных расстройств |
Изменения: увеличение размеров головы, выступающие лобные 6угры,расширение | Повышенная нервно-псмхическая истощаемость, эмоционалы1ая неустойчивость,нарушение ( | Изменения мышечного тонуса, легкие гемм- и монопарезы, нерезко выраженные нарушения |
венозной сети в области висков. | функций активного внимания, | координации движений,раено‑ |
Проявления: нарушения | памяти. Синдром можетСоче- | весия,недифференцированность |
умственной работоспособности, произвольной деятельности, поведения, быстрая истощае- | татыя с проявлениями гипер- возбудимости или, наоборот, с преобладанием заторможен- | моторики пальцев рук. Несфор‑ мированность общего и ораль‑ нога праксиса;часты нарушения |
мость и пресыщаемость любым видом деятельности, плохо | ности, вялости, пассивности | артикуляционной моторики, неврозоподобные синдромы |
переносят жару, езду в трав- | (тики, энурез), вязкость и инерт‑ | |
спорте, жалобы иа головокру- • | ноСТь эмоЦИОНМЬ Эых реакций | |
жение,головные боли | и поведения |
Третья группа - стойкое специфическое речевое недоразвитие, которое клинически называется моторная алалия. Имеют место сложные дизонтогенетические - энцефалопатические нарушения. При моторной алалии выраженное недоразвитие всех сторон речи. Страдает фонематическая, лексическая, синтаксическая, морфологическая стороны речи, все виды речевой деятельности и все формы устной и письменной речи.
У дошкольников с общим недоразвитием речи страдают высшие психические функции, тесно связанные с речью: память, внимание, мышление. Значительно снижен объем внимания, неустойчивость,
ограниченные возможности его распределения, У детей снижена вербальная память, низкая продуктивность запоминания. Они забывают последовательность заданий, сложные инструкции. Дошкольники с ОНР с трудом овладевают анализом, синтезом без специального обучения, отстают и развитии словесно-логического мышления.
Если общее недоразвитие речи сочетается с такими нарушениями, как дизартрия, алалия, то могут наблюдаться о6щедвигательные нарушения (плохая координация движений, моторная неловкость, выполнение движений по словесной инструкции), недоразвитие мелкой моторики; снижен интерес к игровой деятельности.
Часто страдает эмоционально-волевая сфера: дети осознают свой дефект, и поэтому у них появляется негативное отношение к речевому общению, иногда аффективные реакции на непонимание словесных инструкций или невозможность высказать свое пожелание; повышенная обидчивость и ранимость.
Таким образом, учитывая вышеперечисленные особенности детей с ОНР, для более успешной коррекции речевых нарушений необходимо:
· согласование путей коррекционно-логопедического воздействия со службой сопровождения ДОУ;
· речевое, познавательное, деятельностно - практическое, эмоционально-ценностное развитие ребенка осуществлять с опорой на наиболее сохранные анализаторы, учет компенсаторных возможностей, создание комфортных условий для обучения, воспитания и развития.