Роль прошлого опыта в психологии восприятия настоящего
Роль прошлого опыта в психологии восприятия настоящего
Курсовая работа
по направлению подготовки специалитет
37.05.01 Клиническая психология
Квалификация Клинический психолог
Выполнил | студент 3 курса очной формы обучения Аристов Дмитрий Александрович | |
Научный руководитель | к.пс.н., доцент Филипиди Татьяна Ивановна | |
Краснодар 2017
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПОНЯТИЯ ВОСПРИЯТИЕ……………...5
1.1. Свойства восприятия ……………...……… ………………………………10
1.2 Виды восприятия в психологии…………. ……………………...…………11
1.3 Мышление и прошлый опыт ………………………………………..……...12
2. ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ………………………………………..15
2.1 Характеристика базы исследования………………………………………..15
2.2 Характеристика респондентов исследования……………….…………….16
2.3 Исследование познавательного контроля при восприятии………………16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………...26
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………28
ВВЕДЕНИЕ
Человек живет в мире вещей, предметов и сложных ситуаций. Каждый из нас воспринимает окружающие его вещи: дома на улице, картины, которые рассматривает и книги, которые читает. Человек постоянно имеет дело не с отдельными ощущениями, а с целыми образами, отражение которых реализуется за счет совместной работы органов чувств и синтеза отдельных ощущений. В результате такого объединения, отдельные ощущения превращаются в целостное восприятие. Другими словами, наблюдается переход от отражения отдельных признаков к отражению целых предметов и ситуаций. Важно понимать, что восприятие – это сложный процесс, который требует выделения из комплекса воздействующих признаков основных, с одновременным отвлечением от несущественных. Не стоит забывать и о том, что при восприятии знакомых предметов, процесс их узнавания происходит быстрее.
Люди могут находиться в одной и той же ситуации, при этом воспринимать ее по-разному. Это связанно с тем, что на процесс восприятия оказывают влияние следующие факторы: особенности субъекта (кто воспринимает) восприятия, особенности объекта (что) восприятия и особенности контекста. На понимание и объяснение того, что видит человек, в значительной степени оказывают влияние его личностные особенности. Эти особенности создают некую «критериальную основу», которая представлена: мотивами, интересами, ожиданиями субъекта и прошлым опытом, что в свою очередь влияет на восприятие. Влияние прошлого опыта на восприятие настоящего – одна из актуальных тем современной психологии. Сказанное обусловило следующее содержание цели, гипотезы, а также задачи исследования.
Цель курсовой работы - выявить влияние прошлого опыта на восприятие.
Задачи исследования:
1) изучить и проанализировать психолого-педагогическую, методическую, медицинскую и специальную литературу по проблеме исследования;
2) на основе анализа теоретического материала выделить и описать особенности восприятия у студентов;
3) подобрать наиболее эффективные, оптимальные методики для изучения особенностей восприятия у студентов.
4) изучить роль прошлого опыта в восприятии настоящего.
Объект исследования: прошлый опыт и восприятие.
Предмет исследования: влияние прошлого опыта на восприятие.
Гипотеза исследования: прошлый опыт оказывает положительное влияние на время восприятия объектов и предметов.
База исследования: наше исследование проводилось на базе Краснодарского муниципального медицинского института высшего сестринского образования.
Выборка респондентов состояла из 15 студентов, обучающихся на 3 курсе специальности «Клиническая психология» в возрасте 20-23 лет.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
Апробация результатов исследования. Основные положения и результаты исследования были представлены на Юбилейной Научно-практической конференции, посвященной 25-летию высшего сестринского образования на Кубани (Краснодар, 2017).
Основное содержание курсовой работы отражено в научной статье, опубликованной в сборнике.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПОНЯТИЯ
ВОСПРИЯТИЯ
Знания об окружающем мире человек получает посредством двух взаимосвязанных процессов - ощущения и восприятия. Ощущения, получаемые с помощью различных анализаторов, предоставляют знания о конкретных, отдельных качествах объекта, восприятие же позволяет собрать целостный законченный образ, при этом не сводимый к сумме входящих в него ощущений. Восприятие зависит от определённых отношений между ощущениями, взаимосвязь которых, в свою очередь, зависит от связей и отношений между качествами и свойствами, различными частями, входящими в состав предмета или явления.
Проблема восприятия интересовала ученых с давних пор. Представители разных школ и направлений по-разному трактовали данный феномен. Одни утверждали, что восприятие времени является отражением в человеческом сознании существующего независимо от него времени [10]. По мнению других, время есть изначальное свойство человеческого организма [6]. Также существует точка зрения на восприятие как на отдельный вид представлений, т.е. восприятие является актом психической деятельности и, в свою очередь, они сами могут быть лишь результатом психической деятельности [17].
Основным общепринятым определением восприятия времени считается определение данного типа восприятия как отражения длительности, скорости и последовательности явлений, отношения между которыми фиксируются при помощи таких понятий, как хронометрия - отсчет времени посредством использования подручных инструментов с равномерным движением частей; хронология - отражение времени в сопоставлении с общеизвестными событиями; хроногнозия - субъективное время каждого человека, зависящее от значимости и эмоциональной окрашенности события [6].
В данном виде восприятия различают ощущение длительности, основанное на висцеральной чувствительности, и собственно восприятие времени как результат развития этого ощущения [11]. Однако и собственно восприятие времени представляет собой не однородный процесс, а делится на восприятие временной длительности, временной последовательности, а также восприятие темпа и ритма. Характерной особенностью времени является его необратимость. Мы можем вернуться к тому месту пространства, от которого мы ушли, но мы не можем вернуть то время, которое прошло. По Рубинштейну, установление объективного порядка или однозначной, необратимой последовательности событий во времени предполагает раскрытие причинной зависимости между ними. Именно на основании причинных зависимостей мы обычно опосредованно решаем вопрос об объективной последовательности событий. Помимо установления порядка или последовательности предшествующего и последующего, временная локализация включает определение величины интервалов, их отделяющих. Знание того, что такое день, как временной интервал, включает в себя знание того, что день - это такая-то часть столетия, года, месяца и так далее, что в дне столько-то часов, минут.
Также имеет место предположение некоторых ученых о существовании у человека неких «биологических часов», сходных с таковыми у животных. Однако роль этих «часов» у человека несколько иная, чем у животных. «Биологические часы» животных отсчитывают время соответственно внешним изменениям на основе собственного опыта особи и за эти пределы не выходят. У человека в отличие от животных «биологические часы» опосредствованы общественным опытом. Поэтому отражение времени человеком представляет сознательный процесс, по отношению к которому «биологические часы» находятся в подчиненном положении [15]
Основное разделение понятия восприятия времени лежит в русле разграничения материалистического и идеалистического направлений в философии и психологии. Идеалисты придерживались мнения, что время является свойством человеческого духа, особенностью именно человеческой психики. Соответственно, для этого направления не существует самого восприятия времени, так как воспринимать можно лишь нечто объективно существующее.
В противоположность первому течению, материалисты утверждали, что первичным является именно объективное время, а восприятие его человеком - явление вторичное.
Идеалистическое направление в определенный период разделилось на два в чем-то схожих направления - генетизм и нативизм. Представитель последнего течения У.Джемс считал, что каждый человек обладает «чувством времени», которое представляет собой добавочное свойство душевной деятельности, которое требует определенных объяснений. Минутные интервалы времени человек оценивает посредством фиксирования изменений в физиологических процессах организма [2].
Представители генетизма рассматривали время как особенность человеческого организма, представляющую собой не простую сумму слуховых и кинестетических ощущений, а их комбинацию, взаимодействие. Мюнстерберг связывал восприятие времени с работой кинестетических анализаторов, фиксирующих прилагаемые для передвижения усилия связок и мышц. Посредством присоединения сенсорного процесса человек получает возможность оценивать промежутки времени.
На крайних идеалистических позициях стоял представитель генетизма Анри Бергсон. По его теории существует время, которое точно измеряемо и объективно существующее в окружающем пространстве, а есть время-переживание, время - «чистая длительность», которое непрерывно и изменчиво, является истинным и лежит в основе бытия [5]. Далее его постулаты развил П.Жане, утверждавший, что восприятие времени связано с логической памятью, в основе которой лежит последовательность связанных событий. В определенный период взросления ребенок обретает способность дифференцировать события по отношению во времени, отношению «раньше» и «позднее», что и приводит к появлению ориентировки во времени [9].
Совсем иначе проблему восприятия времени рассматривали представители бихевиористского направления. С их точки зрения, время существует как реальный объективный фактор, воздействующий на человека как один из раздражителей. Этот раздражитель приводит к некоторым изменениям в организме, к коим и относится ориентировка человека во времени. Уотсон считал, что в основе чувства времени лежат ритмические процессы в организме, на которые в своей жизни и ориентирован человек - сердцебиение, дыхание, голод, выделительные функции, половая деятельность [7].
В рамках марксистского подхода вопросами восприятия времени занимался И.М.Сеченов. Время определялось как объективная форма бытия, существующая вне человека, вне его сознания и деятельности. Оно воспринимается посредством слуховой и кинестетической чувствительности. Таким образом, время рассматривалось как одна из основных форм материи. Сеченов считал, что именно слух является измерителем времени, а слуховая память - память времени [16].
Также роль в восприятии времени отводилась «чувству усилия», которое вызывается произвольной активностью человека и позволяет дифференцировать моменты движения и неподвижности, из которых складывается ориентировка во временных отрезках.
В отличие от бихевиоризма, направленного на внешнее фиксирование происходящих явлений, представители когнитивного направления больше внимания уделяли внутренним процессам, а именно когнитивной активности человека. В данном контексте восприятие времени представляет собой «когнитивную конструкцию, продукт умственной активности» [1], оцениваемый в зависимости от объема информации, подвергшейся когнитивной обработке за определенный промежуток времени [3]. Восприятие человеком продолжительности какого-либо события зависит от того, какое количество информации он сознательно усвоил и сохранил за этот промежуток времени. Таким образом, объяснялась разница в восприятии одинаковых отрезков времени: чем больше информации проходит когнитивную обработку, чем сложнее эта информация, тем более продолжительным кажется этот отрезок времени для человека.
Проблема восприятия времени рассматривалась и в рамках деятельностного подхода. Уже упоминавшийся Анри Бергсон утверждал, что длительность любого события определяется посредством действия, заполнявшего конкретный промежуток времени, а потому одновременными моментами считаются те, которые составляют части одного и того же действия. Также развитие ориентирования во времени в данном подходе ставится в зависимость от уровня развития деятельности человека и производственных сил. На раннем этапе развития первобытный человек определял только короткие интервалы времени, словно жил только в настоящем, не опираясь на прошлое и не ориентируясь на будущее. С развитием уровня сложности деятельности усложняется и ориентировка во времени, удлиняются воспринимаемые интервалы времени, упрочняется и усложняется связь событий в жизни каждого человека и общества.
С точки зрения представителей деятельностного подхода время как основная форма бытия всегда заполнена определенным содержанием, даже если это содержание и не доступно стороннему наблюдателю. Существование времени без содержания предполагает существование бытия вне времени, что категорически отрицает существование самого бытия. Соответственно, время всегда заполнено некоторым содержанием, некоторой деятельностью, при помощи которой и происходит восприятие и оценка длительности, быстроты и последовательности временных интервалов [14].
Свойства восприятия
Жизненно важными для субъекта характеристиками окружающих предметов являются их форма, удаленность, скорость их перемещения и расстояние между ними. Если оценка свойств поверхности тел, создаваемых ими возмущений воздушной среды, их химического состава может быть неточной, то подобная ошибка может оказаться смертельно опасной. В связи с этими требованиями у животных и развился особый психический аппарат, работа которого состоит в воссоздании во внутреннем, субъективном пространстве такого образа окружающего мира, который бы максимально точно воспроизводил пространственные и временные характеристики предметов и явлений. В этом образе в той или иной форме должны быть представлены и иные их качества, а сам образ должен быть для субъекта настолько достоверным, чтобы у субъекта не оставалось никаких сомнений в отдельном, независимом от субъекта существовании воспринимаемого предмета или явления.
Прежде чем рассматривать собственно восприятие времени, необходимо коротко обозначить основные свойства, присущие всем видам восприятия. К таковым относятся целостность, константность, предметность, осмысленность и апперцепции [8].
На восприятие влияет прошлый опыт. Так, человек никогда не видит в псевдоскоп, делающим изображение вогнутым, человеческое лицо вогнутым. Опыт жизни человека противоречит такому восприятию. Влияние прошлого опыта на процесс восприятия подтверждается в таких опытах. Испытуемому надевают очки, перевертывающие изображение на 180 градусов, и он видит окружающие предметы перевернутыми, за исключением тех, которые перевернутыми никогда не бывают: зажженная свеча.
Содержание восприятия определяется поставленной задачей. Слушая в исполнении оркестра мелодию, мы не выделяем в ней звучание какого - либо инструмента. Это возможно лишь в том случае, если мы ставим себе такую цель. Звук отдельного инструмента становится при этом объектом восприятия, все остальное - фоном.
На содержание восприятия влияет установка - состояние готовности действовать определенным образом. Классический опыт выработки простейшей установки легко повторить. Испытуемому предлагают на ощупь определить объем шаров. В правую руку дается большой шар, а в левую - меньший, потом - наоборот. Через определенное число повторений дается пара равных шаров. Как правило, испытуемый не замечает равенство шаров. Один из них ему по-прежнему кажется большим.
Мышление и прошлый опыт
В философии и науке мышление традиционно отделяется от восприятия, при этом зрение рассматривается как пассивное окно в мир, а мышление — как активное решение задач. И лишь относительно недавно появилась гипотеза о том, что в восприятие, в особенности зрительное, необходимо вовлечен мыслительный процесс решения задач, основанный на прошлом опыте.
Чем больше знания о воспринимаемой ситуации мы имеем, тем меньше необходимость в обработке новой информации. Когда знание доступно нам практически полностью, главную роль в восприятии играет прошлый опыт. Нисходящий процесс становится более значимым для восприятия человеком окружающего мира, чем восходящий. (Отметим, что к ЛКТ — латеральному коленчатому телу, переключательной станции в зрительном тракте, — ведет больше нисходящих нервных волокон от коры, чем восходящих от глаз).
Ошибки восприятия (иллюзии) могут возникать по причине того, что знание не соответствует ситуации, в которой применяется. Поэтому изучение иллюзий крайне важно для выяснения роли когнитивного компонента в восприятии. Только недавно появилось осознание того, что прошлый опыт вносит существенный вклад в восприятие, и до сих пор эта гипотеза вызывает споры.
Выдающийся немецкий ученый-энциклопедист Герман фон Гельмгольц (1821-1894) предложил рассматривать зрительное восприятие как процесс построения бессознательных умозаключений. Согласно Гельмгольцу, воспринимаемые образы связаны с объектами окружающего мира лишь косвенно, так как при помощи зрения мы можем получать только фрагментарный и часто неупорядоченный поток информации, поэтому чтобы превратить сенсорные сигналы в осмысленные образы восприятия, необходимо делать умозаключения на основании прошлого опыта [6].
Будучи последователями Гельмгольца, мы можем сказать, что прошлый опыт необходим для зрительного восприятия потому, что сетчаточный образ по своей природе неоднозначен (мы не способны определять размер и форму предмета, и расстояние до него, основываясь только на изображении на сетчатке), а также потому, что многие жизненно важные свойства предмета, например, его твердость и вес, холодный он или горячий, съедобный или ядовитый, не даны нам зрительно. По Гельмгольцу, такая неоднозначность обычно снимается — и дополнительная информация о свойствах предмета получается — при помощи бессознательных умозаключений, которые выводятся из поступающего сигнала и наших знаний о предметном мире. Делая следующий небольшой шаг, мы говорим, что образы восприятия — это перцептивные гипотезы, предсказывающие не воспринимаемые явно характеристики объектов, причем предсказывающие моментально, компенсируя тем самым задержку реакции нервной системы (открытую Гельмгольцем в 1850 г.). Таким образом, время реакции сводится к нулю, и события в настоящем предсказываются на основе сигналов, поступающих с задержкой.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод, что прошлый опыт человека зарождается не только с медицинской, но и философских точек зрения. Ведь человек, опирается на сознательную и бессознательную сферы жизни.
В сознательной жизни, мы накапливаем опыт и познания, руководствуясь биологическим развитием. В этой категории, играет большую роль генетический код, развитие нервной системы, окружающая социальная жизнь.
В бессознательной жизни главенство принадлежит нашему подсознанию. Ведь подсознание, хранит всю информацию, как нашего тела на данный момент, так и духовное развитие человека.
Со времени зарождения цивилизации, человека интересует его душа и все этапы эволюции, от перерождения до истинного сознания.
Человек как совершенная материя, способен не только накапливать опыт прошлого, но и способен вновь открыть все тайны пройденного.
Таким образом, в результате проведенного исследования гипотеза о том, что прошлый опыт оказывает положительное влияние на время восприятия объектов и предметов, была подтверждена, цели и задачи достигнуты.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Методика «Исследование познавательного контроля при восприятии»
Цель: определить свойства познавательного контроля при его влиянии на процесс зрительного восприятия.
Материал для проведения опытов: три таблицы, каждая размером в стандартный лист бумаги. На первой таблице четко написаны слова, обозначающие названия четырех основных цветов: красный, синий, зеленый, желтый. На второй таблице нарисованы разноцветные звездочки тех же основных цветов. На третьей – написаны названия цветов, но чернила, которыми эти названия написаны, не соответствуют названию цвета. Слово «красный» написано желтыми чернилами, слово «синий» – зелеными и т.п. В оборудование входит секундомер. До начала опытов необходимо заготовить бланк для ведения протокольных записей.
ПРОТОКОЛ
Задание (тема) ………………………………………………….. Дата …………..
Экспериментатор ………………………………………………………………….
Испытуемый ………………………………………………………………………
Самочувствие испытуемого ………………………………………………………
Измеряемая характеристика ………………………………………………………
№ опыта | Время выполнения испытуемым задания (Т) | Величина показателя интерференции (П) П = Т3 – T2, где Т3 и T2 – показатели времени выполнения заданий соответствующих опытов. |
Процедура исследования.
Исследование состоит из трех опытов, перед каждым из которых испытуемому дается соответствующая инструкция.
Опыт №1
Перед началом опыта испытуемому дают такую инструкцию: «Какможно быстрее прочитайте сверху вниз слована таблице, которая Вам будет предъявлена. Время чтения слов контролируется по секундомеру. Если все понятно и нет вопросов, приготовьтесь читать слова. Начали!»
После команды «Начали!» экспериментатор предъявляет первую таблицу и фиксирует время чтения слов испытуемым (фиксируется время правильного чтения; если испытуемый допускает ошибку, то он повторяет чтение с начала).
Опыт №2
Второй опыт проводят непосредственно после окончания первого.
Инструкция испытуемому ко второму опыту: «Вам будет предъявлена таблица с изображением звездочек. Как можно быстрее назовите сверху вниз цвет этих звездочек. Приготовьтесь. Начали!»
Время ответа испытуемого экспериментатор фиксирует так же, как и в первом опыте (в случае ошибки цвета звездочек называются с начала).
Опыт №3
Третий опыт проводят сразу после второго опыта. Инструкция испытуемому к третьему опыту. «Вам будет предъявлена таблица с написанными на ней словами-названиями. Как можно быстрее сверху вниз назовите цвет чернил, которыми написаны эти слова. Если все понятно, приготовьтесь. Начали!»
Вслед за инструкцией испытуемому показывают третью таблицу и фиксируют время, за которое он успевает назвать цвет чернил, которыми написаны эти слова (в случае ошибки цвета чернил, которыми написаны слова, называются с начала).
Обработка результатов
Результатами данного исследования являются показатели времени выполнения испытуемым заданий каждого опыта: T1, T2 и Т3.
Для определения влияния познавательного контроля на зрительное восприятие нужно высчитать величину показателя интерференции по формуле:
П = Т3 – T2,
где Т3 и T2 – показатели времени выполнения заданий соответствующих опытов.
Под интерференцией понимают тормозящее взаимодействие навыков, при котором уже сложившиеся навыки затрудняют образование новых навыков, либо снижают их эффективность.
Анализ результатов
Познавательный контроль при зрительном восприятии составляет условие выполнения задач наблюдения. Его функционирование делает восприятие произвольным и приближает перцептивные процессы к мыслительным.
Познавательный контроль, актуализирующийся в данном исследовании, необходим для преодоления интерференции зрительного восприятия первого опыта, в котором испытуемый читал слова, и второго опыта, в котором он называл цвет звездочек. Чем больше разница времени выполнения испытуемым третьего и второго опытов (П), тем больше интерференция. Следовательно, тем больше выражена узость, ригидность познавательного контроля при восприятии. Наоборот, чем ближе показатель «П» к нулю, тем гибче влияние познавательного контроля.
Величина показателя познавательного контроля зависит от времени выполнения опытов. Если испытуемый не был в состоянии готовности по команде «Начали!» выполнять задание второго опыта по инструкции, то показатель «П» может быть близким к нулю, в случае такой готовности в третьем опыте. Наконец, если «П» оказывается со знаком минус, то есть время третьей серии (Т3) меньше времени выполнения второго опыта (T2), это означает, что испытуемый не придерживался указаний экспериментатора называть цвет звездочек «как можно быстрее». В этом случае исследование нужно повторить.
Дополнительным способом, позволяющим установить причину «отклонения» показателя в минусовую сторону, может стать сравнение времени выполнения испытуемым первого и второго опытов.
Показатель интерференции, то есть влияния, отражает независимость речевой функции и зрительного восприятия. При обнаружении ригидности нужно исследовать свойства мышления и разработать комплекс развивающих упражнений, позволяющих изменить когнитивный стиль личности.
Критерии оценивания выполненной работы: самостоятельность выполнения, логичность, содержательность, аргументированность, правильность оформления.
Таблица 1
Красный
Синий
Желтый
Зеленый
Таблица 2
Таблица 3
Красный
Синий
Желтый
Зелёный
Приложение 2
Методика «Личностный характер восприятия»
Цель: исследование роли апперцепции методом узнавания.
Апперцепция – зависимость восприятия от содержания психической жизни, от особенностей личности, от прошлого опыта.
Материалы для проведения опытов: набор из 10-и предметов известных испытуемому и незнакомых, не встречавшихся в повседневной жизни испытуемого (катушка с нитками, наперсток, кассета для фотопленки, гвоздь, губная помада и др.), секундомер.
Порядок работы: экспериментатор заранее знакомится с набором предметов. Испытуемый этих предметов не должен видеть заранее, с закрытыми (завязанными) глазами он поочередно ощупывает предлагаемые предметы и называет их. Экспериментатор фиксирует время, которые понадобилось испытуемому, чтобы правильно определить предмет, отмечает, верно ли назван данный предмет, делает особые пометки о поведении испытуемого во время опыта. Если в течение 5-и минут испытуемый не дает правильного названия предложенного предмета, то экспериментатор переходит к следующему предмету, при этом в протоколе отмечается, что испытуемый не справился с данным заданием. По окончании опытов в ходе беседы с испытуемым экспериментатор выясняется связь названных предметов с его прошлым опытом (часто ли испытуемый применяет тот или иной предложенный предмет, видел ли он раньше те предметы, название которых не смог определить в процессе осязания и т. п.).
Инструкция испытуемому:«Вам будут предъявлены по очереди различные предметы. Ваша задача при помощи ощупывания определить, что за предмет у вас в руках и назвать его. После этого вам для узнавания предлагается второй предмет и т. д. Старайтесь называть предмет после того, как удостоверитесь, что именно он у вас в руках. В случае ошибки экспериментатор предложит вам дополнительно ощупать предмет. Время, затраченное на узнавание каждого предмета, фиксируется экспериментатором и записывается в протокол. В случае если Вы не называете правильно предмет в течение 5-и минут, экспериментатор предлагает Вам следующий предмет».
ПРОТОКОЛ
Задание (тема) …………………………………………………… Дата ………
Экспериментатор …………………………………………………………………
Испытуемый ………………………………………………………………………
Самочувствие испытуемого ………………………………………………………
Измеряемая характеристика ………………………………………………………
№ п/п | Название предмета | Ответы испытуемого | Время, понадобившееся испытуемому, для правильного определения предмета | Поведение испытуемого в процессе опыта (комментарии, эмоциональные реакции и т. д). |
1. | Помада | |||
2. | Гвоздь | |||
3. | Кассета | |||
4. | Катушка с нитками | |||
5. | ||||
… | ||||
Обработка результатов.Результаты опытов заносятся в таблицу, на основании результатов опытов и беседы с испытуемым выясняется роль прошлого опыта (т.е. апперцепция) в осязательном восприятии и правильном определении предметов. На основании результатов экспериментатор пишет заключение.
Критерии оценивания выполненной работы:самостоятельность выполнения, логичность, содержательность, аргументированность, правильность оформления.
Роль прошлого опыта в психологии восприятия настоящего
Курсовая работа
по направлению подготовки специалитет
37.05.01 Клиническая психология
Квалификация Клинический психолог
Выполнил | студент 3 курса очной формы обучения Аристов Дмитрий Александрович | |
Научный руководитель | к.пс.н., доцент Филипиди Татьяна Ивановна | |
Краснодар 2017
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПОНЯТИЯ ВОСПРИЯТИЕ……………...5
1.1. Свойства восприятия ……………...……… ………………………………10
1.2 Виды восприятия в психологии…………. ……………………...…………11
1.3 Мышление и прошлый опыт ………………………………………..……...12
2. ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ………………………………………..15
2.1 Характеристика базы исследования………………………………………..15
2.2 Характеристика респондентов исследования……………….…………….16
2.3 Исследование познавательного контроля при восприятии………………16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………...26
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………28
ВВЕДЕНИЕ
Человек живет в мире вещей, предметов и сложных ситуаций. Каждый из нас воспринимает окружающие его вещи: дома на улице, картины, которые рассматривает и книги, которые читает. Человек постоянно имеет дело не с отдельными ощущениями, а с целыми образами, отражение которых реализуется за счет совместной работы органов чувств и синтеза отдельных ощущений. В результате такого объединения, отдельные ощущения превращаются в целостное восприятие. Другими словами, наблюдается переход от отражения отдельных признаков к отражению целых предметов и ситуаций. Важно понимать, что восприятие – это сложный процесс, который требует выделения из комплекса воздействующих признаков основных, с одновременным отвлечением от несущественных. Не стоит забывать и о том, что при восприятии знакомых предметов, процесс их узнавания происходит быстрее.
Люди могут находиться в одной и той же ситуации, при этом воспринимать ее по-разному. Это связанно с тем, что на процесс восприятия оказывают влияние следующие факторы: особенности субъекта (кто воспринимает) восприятия, особенности объекта (что) восприятия и особенности контекста. На понимание и объяснение того, что видит человек, в значительной степени оказывают влияние его личностные особенности. Эти особенности создают некую «критериальную основу», которая представлена: мотивами, интересами, ожиданиями субъекта и прошлым опытом, что в свою очередь влияет на восприятие. Влияние прошлого опыта на восприятие настоящего – одна из актуальных тем современной психологии. Сказанное обусловило следующее содержание цели, гипотезы, а также задачи исследования.
Цель курсовой работы - выявить влияние прошлого опыта на восприятие.
Задачи исследования:
1) изучить и проанализировать психолого-педагогическую, методическую, медицинскую и специальную литературу по проблеме исследования;
2) на основе анализа теоретического материала выделить и описать особенности восприятия у студентов;
3) подобрать наиболее эффективные, оптимальные методики для изучения особенностей восприятия у студентов.
4) изучить роль прошлого опыта в восприятии настоящего.
Объект исследования: прошлый опыт и восприятие.
Предмет исследования: влияние прошлого опыта на восприятие.
Гипотеза исследования: прошлый опыт оказывает положительное влияние на время восприятия объектов и предметов.
База исследования: наше исследование проводилось на базе Краснодарского муниципального медицинского института высшего сестринского образования.
Выборка респондентов состояла из 15 студентов, обучающихся на 3 курсе специальности «Клиническая психология» в возрасте 20-23 лет.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
Апробация результатов исследования. Основные положения и результаты исследования были представлены на Юбилейной Научно-практической конференции, посвященной 25-летию высшего сестринского образования на Кубани (Краснодар, 2017).
Основное содержание курсовой работы отражено в научной статье, опубликованной в сборнике.