Что должны знать дети и их родители
Не заставляйте малыша рано ходить…
– Когда и почему появляются изгибы позвоночника? – задается вопросом доктор Игорь Борщенко. – Ведь новорожденный рождается с совершенно прямым позвоночником. По мере роста и укрепления мышц появляются знакомые нам изогнутые формы. Примерно к трем месяцам малыш уверенно держит голову, отрывая ее от грешной земли – появляется шейный лордоз. К шести месяцам большинство детей начинает уверенно сидеть – формируется грудной кифоз. И наконец, долгожданный первый день рождения – в год в основном дети уже ходят, тогда и образуется последний изгиб позвоночника – поясничный лордоз. И все то время, пока формируется позвоночник, не стоит заставлять ребенка ходить как можно раньше. Прыгунки и ходунки являются вредными приспособлениями для позвоночника. У каждого малыша свои биологические часы и ходьба начинается тогда, когда и мышечный, и суставной аппарат достаточно созрел. Пусть ваш ребенок ползает дольше – его позвоночник будет здоровее во взрослой жизни.
…а когда пойдет, разрешайте ему резвиться
И доктор Ситель тоже наставляет родителей:
– Когда приносите ребенка из роддома, помните – в ваших руках его жизнь и здоровье! Постель, в которой малыш проводит все свое время, должна быть достаточно жесткой, не прогибаться и не провисать. Когда ребеночек пойдет, матрац следует поменять на более мягкий.
Часто молодые родители бывают не внимательны и неловко поднимают малыша, еще не держащего головку. Любые незапрограммированные природой нагрузки на скелет и на голову ребенка негативно повлияют на шейный отдел позвоночника.
Так что, пожалуйста, поддерживайте крошку под головку очень бережно! Родители должны помнить, что любая травма головы и сотрясение мозга вызывают функциональные ограничения пассивной подвижности позвоночника. Особенно опасны падения ребенка навзничь, головой вниз.
Нельзя оставлять без внимания малыша ни на минуту – это обязанность родителей. Необходимо помнить, что любые травмы, даже переломы руки, наложение лангетки, гипса увеличивают нагрузку на скелет во много раз и, соответственно, «переутомляют» позвоночник, нередко приводя к образованию трещин дисков и болезням позвоночника.
Когда ребенок начинает ходить, у него формируются физиологические изгибы в позвоночнике. В норме их два: вперед в шейном и поясничном отделах и назад в грудном и крестцово-копчиковом отделах. Эти изгибы формируют уникальную спиралевидную форму позвоночника, благодаря которой он выдерживает в 18 раз больше веса, чем бетонный столб такой же толщины. Представляете, как мудро все устроено!
Провели эксперимент: спиралевидный позвоночный столб выдержал 18 тонн нагрузки, а бетонный сломался при 1 тонне!
К сожалению, эти прекрасные исходные данные, заложенные природой, работают так не всегда. Мы имеем весьма печальную статистику – в результате многократных исследований было установлено, что сегодня человечество дефектно в этом вопросе.
Расплачиваясь за прямохождение, наша популяция при шла к тому, что 90–96 % людей имеют сглаженные физиологические изгибы, а 6-10 %, наоборот, чрез мерно увеличенные изгибы, а это уже первая стадия болезни позвоночника. Если бы мы продолжали бегать на четвереньках – ничего бы не было. А так, встали на ноги – и незапрограммированные на продольные нагрузки хрящи и позвонки стали сдавать, выходить из строя.
Недавно мы провели врачебный осмотр в одной языковой спецшколе. У 98 % учеников с первого по десятый класс обнаружились сколиозы, требующие незамедлительной коррекции. Для всех этих школьников необходимы индивидуальные комплексы физкультуры и лечебной гимнастики. До 19 лет многое можно у ребенка поправить, и он войдет во взрослую жизнь без осложнений.
Сегодня в школе существует немало негативного. Причины многих болезней – в школьном расписании, бессмысленных нагрузках, психологически неприятном фоне, бестолковой организации и многом другом. Уже имеющиеся неполадки позвоночника в школе «крепнут», приводя к серьезным проблемам. Безобразная школьная мебель, несомненно, приводит к нарушениям осанки. Возмутительно заставлять сидеть детей за партой 40–45 минут неподвижно, особенно в первых классах! Возникает напряжение мышц спины и шеи, снижается вентиляция легких, и там легко возникают воспалительные процессы.
Неприятностей можно избежать, если делать чаще перерывы, давая детям возможность встать, размяться, подвигаться. Вместо этого школьников, уже отсидевших свой урок за партой, на переменах ставят вдоль стен, запрещая бегать и прыгать. Скажете – дисциплина, а я скажу – преступление! И хорошо, что многие «оболтусы», словно повинуясь могучему инстинкту, все-таки вертятся на уроках и, получая замечания, а порой и тумаки, находят любой повод, чтобы спасти себя от неподвижности. И правильно делают!
Учителю следует объяснить, что дети должны двигаться, когда им необходимо, – тем самым они интуитивно проводят профилактику многих болезней. Ребенок должен набирать свою физическую активность любыми путями, а если ему мешать, то активность эта как раз и выльется в хулиганство и шалости. Поэтому уроки с точки зрения здоровья должны быть по 20–30 минут, в зависимости от возраста, а на переменах необходимо давать ученикам возможность «побеситься».
Мамы часто доводят своих детей до бешенства, постоянно призывая их «не сутулиться, выпрямить спину». Обычно такая забота ни к чему, кроме невроза, не приводит. Постоянный стресс, вынужденные неудобные положения, дискомфорт в позвоночнике заставляют ребенка искать удобную позу, вертеться и даже горбиться, чтобы «разгрузить» позвоночник.
Дети интуитивно ищут правильное положение, при котором им удобно, комфортно, и находят его порой в весьма экстравагантных позах. Надо оставить ребенка в покое, не одергивать его постоянно, тем более публично, дать свободу движений и не ругать за непоседливость. Что важнее – публично безукоризненный статный страдалец или здоровый, бодрый, пусть даже немного сутулый человек?
Представьте, ребенок сидит и делает уроки. Тут подходит мама со своим обычным: «не горбись», хлопает по спине. Послушный ребенок застывает в неудобной, нефизиологичной для него позе. Через некоторое время появляются боли, мышцы деревенеют, голова начинает плохо работать. Ребенку хочется прилечь, и наплевать ему на завтрашнюю контрольную по математике. Вот они, мамины тревоги! Может, у этого ребенка сглажен позвоночник в грудном отделе, и он вынужден искать приемлемую в этом случае позу. А если есть дуга сколиоза, он и ее выпрямляет заодно. Природа всегда сама правильно подсказывает нужную разгружающую позу, учит снимать дискомфорт.
Между прочим, следует иметь в виду, что, по классификации некоторых авторов, сглаженность или увеличение физиологических изгибов – это уже первая стадия остеохондроза позвоночника!
Дети и их рюкзаки
– Знаете ли вы, сколько весит портфель или рюкзак вашего ребенка? – обращается с вопросом к родителям доктор Борщенко. – Уверен, что нет. Не все из вас даже интересуются содержимым его портфеля. Это очень печально, потому что нагрузка на позвоночник вследствие избыточного веса рюкзака и неправильного его ношения огромна. Существующая комиссия по безопасности товаров народного потребления в США отметила, что частота появления болей, связанных с использованием рюкзаков, за десять лет увеличились на 330 %!
Такая статистика неудивительна. Если раньше в школу ходили с сумками, портфелями, то сейчас – это в основном рюкзак. Там же, в США, подсчет поставлен гораздо лучше, чем в России, и они отмечают: боли в спине и плечах у школьников и подростков связаны в основном с использованием ранцев и рюкзаков, и страдать они начинают во все более раннем возрасте.
Предпринимаются более точные исследования для того, чтобы понять, как влияет ношение рюкзака на позвоночник. Известно, что позвонки соединяются между собой хрящевыми прокладками – межпозвонковыми дисками. Утром после ночного отдыха хрящи дисков больше насыщены водой, и хрящ более упругий. К вечеру под воздействием вертикальной нагрузки хрящ обезвоживается, вода из него частично уходит, высота дисков и всего позвоночника снижается.
Используя современные методы, в частности магниторезонансную томографию (МРТ), удалось измерить, действительно ли ношение рюкзака влияет напрямую на межпозвонковые диски. Оказалось, что у молодых людей, которые несколько часов носили рюкзак весом около 40 % от их собственного веса тела, высота дисков снижалась в той же степени, что и при нагрузке на позвоночник в течение целого дня.
Можно легко подсчитать, какой вес переносит ребенок за год учебы в школе. Если рюкзак весит около 6 кг, а в день он его поднимает около 10 раз, то в день это составляет 60 кг. За 200 дней в учебном году школьник перенесет 12 тонн груза – это несколько легковых автомобилей!
Одно из зарубежных исследований подсчитало, сколько же всего весит рюкзак школьника. Исследовали шестиклассников, и результаты оказались ошеломительными: в среднем вес рюкзака и всего, что в нем находится (книги, тетради, игрушки, завтраки и проч.), составил около 10 кг. Более одной трети школьников носят рюкзак с весом, превышающим 30 % веса их тела, хотя бы раз в неделю!
Что с этим делать, если школьница весит около 40 кг, а ее мама с трудом тащит за ней рюкзак весом 15 кг? Количество учебников сократить нельзя, да и носить постоянно за школьником его портфель невозможно. Однако кое-что мы все же можем сделать. Вот несложные правила, каким должен быть рюкзак школьника:
Правила ношения рюкзака
• Рюкзак должен соответствовать росту ребенка. Среди детей всегда наблюдается разница в физическом развитии и телосложении. Более развитому первокласснику подойдет достаточно большой рюкзак, но ребенку меньшей комплекции гнаться за ним ни к чему, даже если они друзья.
• Рюкзак должен быть удобным и качественным. На его лямках должны быть мягкие подкладки, чтобы снизить давление на плечи. Такая же подкладка обязана быть в области спинки рюкзака, той его части, которая прилегает к спине ребенка. Причем одна должна иметь с одной стороны жесткую основу, чтобы не деформироваться, с другой стороны иметь мягкую прокладку, чтобы не надавливать на спину.
• Максимальный вес рюкзака и его содержимого не должен превышать 15 % веса ребенка. Если ребенок надел рюкзак на спину и с трудом начинает идти вперед, то вес портфеля явно превышен.
• Надевайте рюкзак правильно: перед рюкзаком следует присесть, согнув колени. Поднимать достаточно тяжелый рюкзак следует с прямой спиной, за счет разгибания коленей, а не поясницы. Уже с выпрямленной спиной следует надевать одну лямку рюкзака, после чего вторую.
• Носить рюкзак следует с прямой спиной. Если вес его излишний, приходится сгибаться вперед – появляется гиперкифоз в грудном отделе позвоночника, исчезает поясничный лордоз – это очень опасно для межпозвонковых дисков.
• Также не следует носить рюкзак на одном плече. Это выводит все тело из положения равновесия, осанка нарушается, появляется мышечный спазм.
• Обе лямки рюкзака следует умеренно затягивать, так, чтобы оставлять свободу движений. Если имеется дополнительный ремень рюкзака на уровне пояса, застегивайте и его.
• Заполняя рюкзак, кладите только то, что действительно необходимо. Сейчас можно приобретать второй комплект учебников и не носить их каждый раз из школы домой. Контролируйте, что берут с собой ваши дети. Замечено, что сумка школьника, которую проверяют иногда родители, весит меньше, чем рюкзак его друга, в который родители никогда не заглядывают.