Любовь: природа и психология

«Любовь – это вечность, длящаяся день. Это жизнь, прожитая в неделю». Мудрые слова! Но кому-то дано познать эту «вечность», а кому-то нет, потому что любить, увы, способны не все.

Одни готовы сколь угодно долго искать свою «половинку», для других любовь – нескончаемая череда мимолетных увлечений и легких влюбленностей. И ничего тут не поделаешь: человек таков, каков он есть, и каждый воспринимает любовь по-своему. Кто-то восхищается и преклоняется перед этим чувством. Вспомним хотя бы А.С. Пушкина: «Любовь – это восхитительный обман, на который человек соглашается по доброй воле». Или вот слова Шопенгауэра: «Любовь – большая помеха в жизни». Совсем разные мысли, за которыми стоят совсем разные переживания.

Представители естествознания уверяют, что любовь – не что иное, как явление из области биологии и химии. И уже сегодня приводят объективные доказательства того, что возникновение влюбленности связано с серией химических процессов, происходящих в организме.

Биохимики иногда сравнивают влюбленных с наркоманами, аргументируя это следующим образом: мозг влюбленного человека вырабатывает в большом количестве так называемые амфетамины, действие которых можно сравнить с эффектом некоторых наркотических веществ – то же состояние эйфории и внимание, сфокусированное на одном объекте. Учащенное дыхание и затуманенный взгляд с точки зрения биохимии – не что иное, как состояние наркотического опьянения вследствие воздействия амфетаминов на нервные центры в коре головного мозга.

Это состояние очень точно описал Сент-Экзюпери: «В любви лишь двое. Весь остальной мир – декорация». Впрочем, тем влюбленным, чей организм вырабатывает слишком большое количество амфетаминов, не позавидуешь. Конечно, поначалу безумная страсть обостряет чувственность и повышает жизненные силы организма, но вскоре становится причиной нарушения нормальной работы мозга. У таких людей опьянение любовью настолько сильно, что они не только не замечают недостатков своего избранника, возводя его на пьедестал, но и перестают видеть смысл в чем-либо, кроме одного – своей безумной любви. Если же такие люди не встречают ответного чувства или объект их страсти отдает предпочтение другому, может произойти трагедия, – для многих жизнь теряет смысл…

Но, увы, любая, даже самая жгучая страсть не живет больше двух-трех лет. По крайней мере, так утверждают медики. Сильная страсть, говорят они, «съедает» большое количество амфетаминов, и день ото дня это «ненасытное» чувство требует «корма» все больше и больше. Но организм человека просто не в состоянии справиться с такими непомерными «запросами», а потому делает все возможное для того, чтобы снизить накал страстей. Поэтому, если любовь оказалась из ряда «несчастных», не спешите совершать непоправимые поступки – зачем, если все равно «ничто не вечно»? Впрочем, к истинно глубокому чувству это не относится. Настоящая любовь, конечно, никуда не денется – разве что с годами приобретет иное качество. Это зависит уже от других биологически активных веществ. Несмотря на то что амфетаминов становится меньше, постоянное присутствие партнера стимулирует увеличение выработки мозгом эндорфинов, воздействующих как естественные транквилизаторы и болеутоляющие средства. В отличие от первых они оказывают успокаивающее действие, вызывая у партнеров, супругов чувство умиротворенности и безопасности.

Любящая женщина все простит, но ничего не забудет.

«Существуют разные лекарства от любви. Но нет ни одного надежного», – сказал французский философ Франсуа де Ларошфуко. С этими его словами наверняка согласятся те, кто хотя бы раз в жизни оказывался в плену безответной страсти. Любовь – болезненное состояние, напоминающее эмоциональное рабство. И все-таки попытаться вырваться из ее оков стоит. Главное – твердость намерения и настойчивость в выполнении.

По мнению психологов, самое сильное средство от несчастной любви – развенчание кумира. Припомните недостатки своего непутевого возлюбленного, то, что вам особенно не нравится в его поведении (и во внешнем виде тоже). Возьмите листок бумаги и составьте их список. Не испытывайте жалости, будьте критичны! Если умеете рисовать, нарисуйте карикатуру на объект своей страсти. Если не умеете, все равно рисуйте, потому что смех – лекарство от всех болезней, в том числе и от неразделенной любви.

Если ваш возлюбленный когда-то писал вам письма, не храните их и не перечитывайте, а безжалостно порвите. Так же поступите и с его фотографиями. Иными словами, избавьтесь от всего, что напоминало бы вам о человеке, с которым у вас «не сложилось», не сожалейте о прошлом и несбывшемся. Планов мести тоже строить не нужно, потому что черные мысли вредят вашему здоровью, подтачивая его изнутри.

Еще одно сильнодействующее «лекарство» от любовного недуга – найти занятие, которое отвлекало бы от ненужных мыслей и воспоминаний. Это может быть что угодно: посещение тренажерного зала или занятия аэробикой, изучение иностранного языка, турпоездки с друзьями или коллегами. Даже в отпуск на пару недель не возбраняется съездить, чтобы сменить обстановку, познакомиться с новыми людьми. Кто знает, может, именно среди новых знакомых вы встретите того, кто станет героем вашего любовного романа со счастливым концом. Никогда не жалейте о том, что было. Ведь печальный опыт – тоже опыт, и именно он поможет вам в дальнейшем избежать ошибок и разочарований. Говоря словами поэта, «никогда, никогда ни о чем не жалейте – ни потерянных дней, ни сгоревшей любви» (Андрей Дементьев).

Но самое главное, ни в коем случае не разочаровывайтесь в таком прекрасном чувстве, как любовь. Ведь жизнь без нее пуста и неинтересна. Влюбленные всегда отличаются неисчерпаемой энергией и отличным состоянием здоровья. Кстати, для таких людей вероятность приобрести какую-нибудь болезнь значительно ниже, чем у тех, кто не влюблен. Отсюда многие и делают вывод, что состояние влюбленности очень полезно для здоровья и творческой активности. Поэтому не бойтесь любить и не стесняйтесь своих чувств. Любовь – это боль, счастье, мир и перспектива.

Сложно объяснить, почему возникает это удивительное чувство: неразгаданная, необъяснимая тяга одного человека к другому. Красота в нем играет второстепенную роль. Для мозга важно спрогнозировать, насколько потенциальный партнер будет способен выполнить главную задачу – способствовать продолжению рода. Если ваш избранник отвечает необходимым требованиям, мозг вырабатывает биологически активные вещества, которые поступают в «центры удовольствия» коры головного мозга. Это и можно считать зарождением любви. Данный процесс становится биохимическим фундаментом любовного чувства у обоих партнеров. У кого-то таких биологически активных веществ выделяется больше, у кого-то меньше, – отсюда и различная по силе реакция. Но в целом любовь – сильнейшее событие в психической деятельности индивида.

Установить в организме человека конкретное «местонахождение» самого удивительного и необъяснимого чувства крайне сложно. Ученые проводили интересный эксперимент. Его участниками стали 3 тысячи студентов со всеми признаками влюбленности в «начальной стадии»: они совершали «безумные» поступки, не спали по ночам, то впадали в отчаяние, то ликовали… С помощью метода магнитного резонанса исследователи определяли, какие же участки мозга возбуждаются, когда влюбленный смотрит на фотографию своей единственной и неповторимой. Снимок мозга влюбленного сопоставляли с «картами» мозга людей, находившихся в других эмоциональных состояниях, например, сексуального возбуждения, ощущения счастья и наркотической эйфории. Романтическая любовь во всех случаях порождала уникальную картину: при взгляде на фотографию «объектов обожания» активизировались зоны мозга с высоким содержанием рецепторов допамина – химического соединения, тесно связанного с состоянием эйфории, повышенной активности, снижения потребности и в сне. Видимо, именно повышение уровня допамина связано у влюбленных с такими симптомами, как взлет активности, уменьшение потребности в сне и еде, концентрация внимания на единственном объекте и способность получать удовольствие от малейших деталей рождающихся отношений. Однако окончательно ученые ничего не выяснили, поскольку у них вызвало недоумение то, что повышение уровня допамина в одном случае почему-то происходит, а в другом – нет.

В серии других экспериментов было установлено, что новая любовь подразумевает психологическое «присваивание» любимого, частичное усвоение чужих взглядов, увлечений, способов выражаться, характера, а также передачу ему чего-то своего. Доминанта влюбленности преувеличивает достоинства избранника и скрывает его недостатки. У влюбленного человека преобладает стремление брать: «Я с тобой, потому что мне хорошо». У любящего – стремление отдавать: «Я с тобой, потому что хочу, чтобы тебе со мной было хорошо».

Все хотят быть любимыми, то есть получать любовь, но не всегда желают любить, то есть дарить любовь. Под любовью часто подразумевают жажду обладания, присвоения, использования. Мы говорим: «Я тебя люблю» и имеем в виду: «Я тебя выбираю, ты должен принадлежать мне».

Не та мила, которая красива, а та красива, которая мила.

Мы хотим, чтобы нас любили такими, какие мы есть. А надо стать такими, чтобы нас любили другие. Но при этом не забывайте любить себя.

Влюбляться надо часто: активизируется энергетика, хорошеет лицо, человек быстро худеет. Возникает стресс, вследствие чего возбуждается мозг, обостряются эмоции. Мозг стимулирует выработку стероидных гормонов надпочечников, в крови появляется больше адреналина. Поэтому правильно говорят, что человек чувствует себя молодым, когда он влюблен.

Ученые изучили состояние романтической влюбленности с точки зрения нейробиологии, антропологии и социальной психологии. Результаты позволяют рассматривать раннюю сильную влюбленность как проявление целеустремленности. Сопутствующие же этому бурные эмоции – как положительные, так и отрицательные – вторичны. Во влюбляющемся человеке срабатывает заложенный природой механизм, сосредотачивающий внимание на одном конкретном потенциальном партнере, что позволяет экономить время и силы. С половым влечением этот механизм совпадает лишь частично.

Романтическая любовь – это биологическая потребность, отличная от сексуального желания. Она по своему нейронному облику гораздо ближе к таким чувствам, как голод или жажда, чем к таким эмоциональным состояниям, как возбуждение или страсть. По мере углубления отношений нейронная активность понемногу меняется. Это объясняет, почему любовь способна вызвать такой широкий круг эмоций: от эйфории до яркости или тревоги – и почему она становится еще более сильной, когда связана с лишениями. Романтическая любовь – всепоглощающая. Человек не всегда контролирует себя. А когда его отвергают, он может начать думать о преследовании возлюбленного, убийстве или самоубийстве.

Однако некоторые специалисты считают, что не стоит верить на все сто процентов таким исследованиям, поскольку эти открытия ставят интеллектуальную составляющую любви на одну доску с физиологическим вознаграждением, таким как пища и тепло.

Любовь – это часть человеческой культуры. Высокая культура, как подтверждают социологи, повышает уровень любви.

Великое счастье и великая горечь – это любовь.

Любовь мужчины отличается от любви женщины. Для женщины любовь является чем-то намного более важным. Это родство душ и телесное влечение. Для мужчины эмоциональная сторона не так важна. Мужчина говорит: «Я люблю тебя», и для него это означает: «Ты мне нравишься, я хочу спать с тобой, пока не надоест, а взамен я согласен выдавать тебе порцию романтической чепухи, если ты в этом нуждаешься». Если женщина говорит: «Я люблю тебя», то она подразумевает: «Я хочу быть с тобой всегда, делить с тобой радость и горе, иметь с тобой детей и стариться вместе».

Любовь не всегда является синонимом счастья. Лишь 20% представителей сильного пола и 14% женщин в Великобритании могут уравнять счастье и любовь. Об этом свидетельствуют результаты общенационального опроса общественного мнения. Наиболее «холодными» оказались шотландцы: лишь 19% из них указали любовь в числе факторов счастья. А вот жители Лондона – самые романтичные: среди них 27% опрошенных ставят эти два понятия на одну чашу весов.

В России 60% мужчин и 49% женщин считают и ощущают себя влюбленными. Большая часть из них – высокообразованные люди.

К сожалению, настоящая любовь («они жили долго и счастливо и умерли в один день») встречается редко. Большинство людей живет от одной влюбленности («гормональной вспышки») до другой и не несет в своем сердце «тоску по идеалу», при этом боясь признаться, что в жизни им так и не удалось испытать подлинной любви. Четвертая часть людей не испытывает этого чувства. Они ощущают привязанность, потребность о ком-либо заботиться, но любить им – увы – не дано. Это связано с двойной ошибкой мышления – идеализацией и ощущением единственности. Как правило, подобные люди слишком критичны к себе и к другим. Женщины в этих случаях, как правило, не состоялись сексуально. Любовь – последний этап в развитии симпатии, привязанности и сексуального влечения.

Существует множество классификаций любви, многие из которых восходят к седой древности. Известно, что Платон выделял следующие типы любви: эрос – телесное притяжение; любовь-игру; любовь-дружбу; любовь прагматическую; любовь-самоотдачу; любовь-манию (одержимость).

Христианская традиция также дает «развернутое» определение любви:

«…Любовь долго терпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится.

Не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла.

Не радуется неправде, а сорадуется истине.

Все покрывает, всему верит, всегда надеется, все переносит.

Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится…»

(1 Кор., 13: 4–8)

Стоит обратить внимание, что христианское определение чувства любви дается через глаголы, выражающие прежде всего действия, связанные с эмоциональными состояниями. Во многом из христианского определения любви исходит современная западная психология. Настоящее чувство не преследует корыстные цели. Любовь не уходит, если однажды пришла. Любовь – не столько эмоция и не столько слова, сколько поступки. Апогей любви – это желание все отдать ради того, кого любишь.

Все мы, конечно, «потребители». Но любовь – это чудо, преображающее нас и открывающее нам необыкновенную истину, которая состоит в том, что можно просто любоваться человеком, жить рядом с ним, не требуя от него непомерной платы за то, что мы его выбрали.

Любить – это когда ты не боишься, что любимый человек бросит или разлюбит; не ревнуешь; не выставляешь счет за свое чувство; не обижаешься; не выясняешь отношения; не путаешь любовь и инстинкт продолжения рода.

Итак, настоящая любовь объединяет, не приносит страданий, не знает обид и никогда не кончается, это чувство самоотверженной и глубокой привязанности, сердечного влечения. Такое понимание любви делает нас неуязвимыми, щедрыми и счастливыми.

Казалось бы, любовь к себе – это естественное чувство. Однако эгоизм, который есть в каждом, – это скорее любовь к себе с отрицательным знаком, когда «мы всех нулями почитаем, а единицами себя». Но умеете ли вы любить себя не в сравнении с другими людьми: «Я ль на свете всех милее?», а, так сказать, безотносительно?

Любовь к себе с положительным знаком сродни чувству внутреннего самоуважения, достоинства, осознания уникальности и неповторимости своей личности. И это чувство существует с одновременным пониманием того, что есть множество людей на земле, которые красивее, талантливее и успешнее, чем вы.

Любовь должна быть подлинной и действенной, т. е. предполагать не получение эгоистического удовлетворения, а испытание радости через радость другого человека, наслаждение через отраженное наслаждение другого. Подлинность чувства предусматривает уважение прав и достоинств супруга, его интересов, духовную близость.

Из вышесказанного следует: любовь – не врожденный дар, а искусство, овладеть которым можно с помощью практики, требующей дисциплины и требовательности к себе; сосредоточенности, умения слушать партнера, способности жить настоящим, а также терпения и труда.

Отдавая себя в дар другому, человек обогащает другую личность и одновременно подтверждает ценность своей жизни. Способность отдавать есть высшее проявление духовной силы личности, полноты и радости бытия. Способность любить формируется при условии отказа личности от желания потребления и эксплуатации других. Любовь – душа партнерства. Это всеохватывающая, свойственная в той или иной форме каждому человеку способность устанавливать эмоциональные связи со своим окружением. На протяжении всей жизни мы учимся любить и вести себя так, чтобы нас любили. В этом смысле любовь можно определить как умение принимать партнера во всем его своеобразии.

Наши рекомендации