И еще несколько полезных советов
Если впроцессе работы у вас возникнут сомнения или сложности, разберитесь в своих мыслях и желаниях. Будьте правдивы с собой, увидьте вещи- такими, каковы они на самом деле. Задайте себе простые вопросы. Чего вы хотите от пациента: одобрения, уважения, любви, ответа? Что показывает вам пациент своим поведением? Мы постоянно ищем то, что нам так необходимо, но не всегда замечаем, когда это входит в нашу жизнь. Часто пациент оказывается тем человеком, с которым мы вместе можем расти.
Как только вы поймете, что вам нужно, результаты не заставят себя ждать. Сознавая и принимая свое несовершенство, вы сможете сделать очень много. Если в вашей жизни не было никаких проблем, как вы сможете помочь другим решить их? Всегда помните, что пациент нуждается в вас, не задаваясь вопросом, совершенны ли вы.
Не берите на себя ответственности за другого человека, хотя иногда вам, возможно, захочется увеличить свою власть. Даже если сам пациент попросит вас об этом — не поддавайтесь. Забирая власть, вы становитесь слабее. Наблюдайте за собой, делайте это честно, не осуждайте себя.
И еще, если что-то не получается, помните — это не конец света, не принимайте все всерьез. Юмор является самым великим средством в выражении любви к себе и к другим. Те, кто ведет себя непосредственно и часто улыбается, имеют незаменимое качество — располагать к себе других людей.
Откройтесь многообразию направлений, которое раскрывает перед вами жизнь. Двигаясь по ее темным и светлым коридорам, отбросьте страх потеряться и сделать ошибку. Принимая жизнь во всех красках, вы начнете понимать, что неотделимы от Вселенной, что она — в вас, а вы — в ней.
ГЛАВА ВТОРАЯ
СОКРОВИЩА ТЕЛА —
СПОСОБОВ РАБОТЫ С БЛОКАМИ
Во время сеанса, кроме «следования за ощущениями» пациента, вы можете использовать и другие способы раскрытия блокированных участков. Некоторые из них очень просты: это может быть просто слово, взгляд, прикосновение; другие, которые используются при работе с глубокими блоками, требуют времени и определенного опыта. В работе с блоками помните главное — центр можно достичь с любой точки окружности.
Поскольку сам метод — творческий и динамичный, мы полагаем, что вы сами сможете обнаружить другие способы и поделиться с нами. Вы можете использовать эти способы как в середине сеанса, так и в самом начале или конце. Овладевая своим искусством через воображение и радость игры, вы вновь обретете жизненность и магию ребенка.
Помогите человеку, который к вам обратился, проявить свою индивидуальность через творчество, потому что именно оно делает нас непохожими на других.
Прямой контакт
При прямом контакте блок массируется напрямую. В том случае, если такой массаж вызывает еще большее напряжение, это означает, что блокированный участок пока еще не готов к прямому контакту. На первом сеансе, когда доверительный контакт с телом еще не установлен, лучше избегать прямого массажа блока.
Массаж прилегающей области
Основным преимуществом этого способа является отсутствие непосредственного контакта с заблокированным участком. Именно поэтому он часто используется, когда боль не позволяет прибегать к прямому контакту или когда блок очень жесткий (например, при сильном блоке в шее, когда она не двигается или голова не поднимается).
При этом способе работа проводится с участком вблизи блока. Например, при сильной боли в плечах можно массировать шею и грудную клетку. При неподвижности таза можно использовать массаж грудной клетки и ног. Бели у пациента боль в колене, массируйте выше (бедро) и ниже (икры). Этот способ окажет глубокое действие, не затрагивая при этом больной участок. Массируя окружающие участки, вы влияете на равновесие и гармонию во всем теле.
Непрямой массаж блока
Этот способ позволяет снять блок, массируя отдаленный от него участок. Такая техника полезна в том случае, если прямой контакт вызывает сильное напряжение. Массируя блок через отдаленный участок, вы позволяете ему реагировать с его собственной частотой. Такой непрямой подход постепенно пробуждает в блоке энергию, позволяя ему открыться и двигаться тогда, когда он будет к этому готов. Например, массируя ступни или бедра и посылая волны движения вверх, можно снять блок в шее, а массаж плеч вызывает движение в неподвижных руках или ногах.
Во время массажа вы устанавливаете зрительный контакт с заблокированным участком, исследуете его и наблюдаете за движением, которое происходит в этой области. Через зрительный контакт, который сам по себе обладает огромной силой, вы можете увидеть и почувствовать ответный сигнал блока. Он выражается в движении, подергивании, изменении температуры тела, глубоком вздохе, урчании в животе и т. п. Подобные ответные движения говорят о том, что связь установлена и началась работа на более глубоком уровне.
Неподвижный» массаж
Этот способ полезен при сильных блоках, когда во время сеанса участок вообще не реагирует на массаж или еще больше закрывается. Здесь мы используем мелкие вибрации, способные проникать на большую глубину, проходя через уровни напряжения. Большие движения в этом случае неэффективны.
Установив контакт через ритм, не торопитесь — дайте блоку время ответить. Возможно, внешне будет казаться, что рука лежит совершенно неподвижно, однако контакт будет очень сильным. Перемену в блоке можно ощутить рукой, а также заметить по изменению дыхания — оно станет глубже. После этого начинайте постепенно увеличивать амплитуду движения, и через некоторое время вы почувствуете, как тело расслабляется. Не забывайте использовать зрительный контакт.
Прикосновение
Если во время работы в массаже вы почувствовали, что какой-то участок тела напряжен, неподвижен — попробуйте остановиться, прекратить движение. Просто прикоснитесь к пациенту и сами в этот момент сосредоточьтесь на блоке. Это не работа с какой-то проблемой или отдельным вопросом, терапевт отвечает прикосновением на то, что происходит в данный момент с клиентом.
Прикосновение смягчает нас и дает покой, пусть даже только на настоящий момент. Прикосновение на физическом уровне вызывает отклик и на эмоциональном. Вы можете прикоснуться не только физически, но и взглядом. Это очень сильное взаимодействие, когда мы смотрим друг другу в глаза. В этот момент два человека устанавливают глубокий уровень коммуникации на уровне души, приглашая чудесное войти в нашу жизнь.
Вызов
При использовании этого способа мы двигаемся к блоку и «уходим» от него, не давая ему «почувствовать опасность». При массаже всего тела мы мимоходом касаемся блокированного участка и, не акцентируя на нем внимания, сразу переходим на другой. Затем опять возвращаемся, чтобы через секунду уйти вновь. Применяя этот метод, можно наблюдать, как, несмотря на начальное большое сопротивление, проблема разрешается сама собой.
Тови Браунинг сравнивает этот способ с общением с сердитым ребенком: «Он заинтригован тем, что вы не проявляете к нему никакого интереса. Он видит, как другие играют и радуются, и ему тоже захочется принять участие в игре. Как и сердитый ребенок, блок "заинтригован". Он обязательно начинает реагировать на массаж».
Каждый раз, прислушиваясь к своей интуиции, вы выбираете для работы нужный способ. Однако хотелось бы отметить, что, поскольку сам сеанс представляет собой очень глубокое общение, этим способом нельзя пользоваться часто: нельзя «бросать вызов» на каждом сеансе.
Дыхание
Работу с дыханием мы используем практически на каждом сеансе. Во время сеанса мы все время наблюдаем за ним и реагируем на его изменения. Дыхание отражает нашу связь с этим миром: для того чтобы дышать, мы должны постоянно раскрываться, впуская в себя жизнь, и позволять ей покинуть нас. Связь между чувствами, дыханием и телом очевидна. Испугавшись, мы делаем быстрый вздох, задерживаем дыхание; радуясь, смеясь, дышим глубоко животом.
В дыхании много ключей к разгадке, по нему вы почувствуете, когда блок раскрывается или начинает двигаться. Неглубокое дыхание может вдруг стать глубоким, и все тело начнет колыхаться вместе с ним. Лицо расслабляется, и пациент начинает дышать через рот. Он может глубоко зевнуть, когда массируется один участок, и вновь сжать челюсти и сдерживать дыхание при массаже на другом участке. Например, каждый раз, когда вы проводите массаж плеч, пациент почти перестает дышать, а при массаже ног он начинает дышать глубоко. Все это дает бесценную информацию для вас и пациента, поскольку помогает проникнуть во «внутреннюю» историю тела и узнать, где человек радуется жизни, а где она представляет для него неисследованную территорию.
Дыхание через рот обычно называют «земным дыханием», а через нос — «небесным». Дыхание через рот соединяет нас с нижней частью — животом — местонахождением наших эмоций, прибежищем наших «животных» чувств. Оно более глубокое и направляет нас в глубь тела. Дыхание через нос направлено вверх и вниз, его можно назвать медитативным дыханием.
Когда блоки начинают проявляться, попросите пациента дышать глубже и медленнее через рот, используя «земное» дыхание. Цель такого дыхания — усиление связи нашего сознания с ощущениями тела и создание резонанса с его энергиями и блокированными участками.
SOLWI не связан догматически с каким-то типом дыхания, он не учит «правильному» дыханию, а исследует и увеличивает жизненные возможности. В процессе сеанса мы предлагаем человеку способ дыхания, выходящий за рамки привычного. Если вы заметили, что пациент дышит только одним способом, можно предложить ему попробовать дышать по-другому.
Никогда не настаивайте и не принуждайте. Если в процессе сеанса вы хотите напомнить пациенту о более глубоком дыхании, необязательно ему говорить об этом. Просто откройте рот, дышите глубоко сами — это будет хорошим напоминанием. Можно обратить внимание пациента на изменение дыхания при массаже различных участков, этим вы поможете ему осознать, где его дыхание было поверхностно. Обычно после этого пациент начинает дышать более глубоко.
Звук
Другое наше сокровище — звук. Во время сеанса, встретив блок или какую-то непонятную реакцию тела, вы можете попросить пациента издать звук, соответствующий этому участку тела. Важно, чтобы он доверился первому ощущению, которое к нему придет. Перед ним вдруг откроется совсем другая жизнь, о которой он и не подозревал. Он может взорваться от хохота, услышав, что говорят его руки или неподвижный позвоночник.
Очень многие стесняются произносить звуки, потому что боятся показаться глупыми и смешными. Помогитепациенту вернуть свою силу и стать естественным, пусть даже смешным на время. Примите то, что есть на самом деле, — это глубоко исцеляющее чувство.
И еще один важный порог, который мы должны преодолеть на этом пути, — это страх потерять контроль над своими чувствами.Издавая какой-то звук, мы гораздо быстрее вступаем в контакт со своими чувствами, чем при изменении типа дыхания. Звук соединяет нас с внутренним «Я», и поэтому мы начинаем дышать глубже, открывая новое в себе. Звук может выдать запрятанного глубоко внутри бунтовщика или недотрогу, обнаружить в руках — смех, в груди — грусть, а в животе — огромную радость. Голосовые блоки — одни из самых сильных, поэтому не стоит работать со звуком на первых сеансах.
Если ваши пациенты от смущения не могут произнести звуки вслух, вы можете предложить имприслушаться к внутренним звукам, которые издает массируемый участок, или представить, какими эти звуки могут быть. Многим проще прислушаться к своим внутренним звукам и чувствам, чем выразить их вслух.
Одна пациентка пришла ко мне, жалуясь на огромное эмоциональное напряжение во всем теле, которое скопилось в результате свалившихся на нее проблем. Во время массажа верхней части она неожиданно начала раскачиваться сама, я лишь немного помогала ей, в основном для того, чтобы поддерживать контакт. После сеанса я спросила о том, каковы были ее ощущения. Она сказала, что слышала внутреннюю музыку во всем теле, и удивлялась, как это мне удается раскачивать ее в этом ритме. Ей хотелось смеяться и танцевать. Еще долго после сеанса ее тело ощущало внутренний ритм и музыку в нем.
Работая со звуком, мы делаем акцент не на высвобождении эмоций, а на осознании и интеграции. Жажда освобождения отразилась во многих методиках, где стали придавать огромное значение катарсису (греч. katharsis — «очищение»). Однако постепенно многие начали понимать, что чувство свободы, которое ощущается вначале, создает такой же потенциал для остановки, как и другая крайность. Освобождение без интеграции никогда не приведет к истинному исцелению.
Усиление
Усиление вы можете использовать тогда, когда не удается добиться полного расслабления. В этом случае мы двигаемся в сторону большего напряжения.
Например, пациент лежит на животе, вы подбрасываете голень, замечая при этом, что нога постоянно осуществляет контроль, а колено в свою очередь поднимается вверх. Попросите пациента приподнять ногу и напрячь ее изо всех сил. Спросите, какие изменения произошли при этом в его теле. Напрягая ноги, пациент может почувствовать, что одновременно с этим стискивает зубы, сжимает кулаки или увеличивает напряжение в плечевом поясе. Попросите пациента оставаться в таком положении как можно дольше, а потом расслабиться. Вы сразу же заметите огромные перемены.
Пациентке с заболеванием сердца было очень трудно расслабить руки и ноги. Какое усилие необходимо сердцу, чтобы протолкнуть кровь через зажатые сосуды! Ее руки постоянно были холодными. Как только я прикасалась к ним, они пытались мне помогать и контролировать движения. Я попросила ее держать ногу в напряжении, и она с удивлением заметила, что именно это напряжение создает боль в левой лопатке. Как только нога расслабилась, пациентка почувствовала, как кровь циркулирует по ее телу. Ей казалось, что вся ее верхняя часть находится в теплой печке. Пальцы и руки стали горячими. Эта энергия в течение двадцати минут циркулировала по телу, и мы с удивлением наблюдали за этим мощным потоком.
Этот способ лучше применять тогда, когда вы освоите язык тела и методы разговора с ним.
Разговор» с симптомом
В процессе сеанса мы позволяем симптому, ощущению или боли «высказаться». Часто это бывает похоже на исполнение роли — роли симптома или ощущения, которые имеют голос и чувства. Попросите пациента представить себя этим симптомом и озвучить напряжения, хранящиеся в теле. Доверяйте первому ощущению, которое приходит, и высказывайте его, не осмысливая.
Игра.Вы можете продолжить этот разговор через игру или театр, чтобы лучше понять значение симптома. Через «театр» вы можете извлечь целый спектр удивительных качеств и дать возможность человеку увидеть ситуацию со стороны. В этой игре вы оба — актеры, симптомы — лишь маски и костюмы. Будьте искренними и не теряйте чувство юмора.
Рисунок.Если человеку трудно выразить себя через голос или движение, предложите ему отразить на бумаге свое внутреннее состояние или этот симптом. Предложите ему кисти, карандаши, хорошо, если у вас под рукой будет цветная бумага, тогда у него появится выбор. Рисунок оказывает живительное воздействие.
Благодаря медленной прорисовке возникает резонанс, и внутренние бесформенные ощущения начинают приобретать реальные очертания. Благодаря такому пристальному вниманию к деталям пациент может обнаружить нечто новое и с радостью поделиться с вами. Он может продолжить этот рисунок дома и до вашей следующей встречи сделать еще несколько.
Воображение
Воображение — наша естественная способность. Вы можете попросить пациента представить напряжение, ощущение или блок в виде какого-то образа, а затем наблюдать, как это образ будет меняться. При этом очень полезно связать изменения образа с меняющимися ощущениями в теле.
Если у человека отсутствует образное представление, а вы чувствуете в этом необходимость, то сами можете предложить определенную систему образов. Когда тело пациента будет расслаблено, попросите его представить сказочное путешествие, при этом продолжая покачивать его. Счазка понятна ребенку и взрослому, в ней в образной форме рассказывается об основных этапах развития личности на примере описания жизненного пути главного героя. Персонажи сказки обычно отражают различные аспекты самого пациента. В сказках и мифах много похожих сюжетов и событий: рождение, встреча с Добром и Злом, переживание своей силы и бессилия, встреча с любовью, свадьба, смерть, возрождение.
Движение
Если во время сеанса вы чувствуете неподвижность всего тела пациента или отдельных частей, попросите его прислушаться к желаниям своего тела и подвигаться так, как ему бы хотелось. Например, если руки или ноги безжизненны, попросите его делать какие-нибудь движения и обратите внимание на то, как и за счет чего они начинают двигаться, акцентируя на этом его внимание.
Совсем не обязательно, чтобы пациент начал совершать эти движения. Вашей просьбы вполне достаточно, чтобы он осознал свою неподвижность. Возможно, у него возникнут в этих областях какие-то ощущения, которыми он с вами поделится. Скорее всего, вы не будете использовать этот способ так часто, как другие, поскольку он требует особой деликатности.
Непроизвольные движения
Непроизвольные движения — это знаки, которые тело подает спонтанно, указывая наиболее эффективные способы раскрытия блока. Эти движения могут возникнуть в любое время в течение сеанса. Они совершаются неосознанно и могут быть маленькими или большими, одиночными или повторяющимися. При подбрасывании колена ноги могут совершать движения, похожие на «пинание». Другой пример — непроизвольные повороты шеи из стороны в сторону.
Пациент может и не замечать этих движений. Обратите на них его внимание и попросите не прекращать их и делать эти движения осознанно. Очень часто, осознав, что он двигается, пациент из смущения захочет их прекратить. Скажите ему о том, что его тело через эти знаки посылает ему сообщение и этого не нужно стесняться. Спросите, какие чувства у него появляются, какие ощущения возникают в других частях тела. Возможно, меняется дыхание или появляется напряжение. Эти движения могут быть связаны с каким-нибудь воспоминанием, например насилием, операцией. Так же как и в предыдущем подходе пациент играет активную роль.
Пластика
Иногда ответить на некоторые вопросы во время психотерапевтического сеанса довольно сложно. В этом случае мы предлагаем пациенту занять удобное для него положение или позу, поскольку наши позы представляют собой продолжение тех поведенческих маневров и привычек, которые мы используем в нашей повседневной жизни.
Когда во время сеанса что-то начинает пробуждаться, пациент, движимый страхом, использует известные ему способы защиты, принимая какую-то привычную позу. В это время очень важно слушать сигналы тела. Не спешите интерпретировать, расспросите пациента подробнее о том, как чувствует себя тело и его различные аспекты в этой позе, о чем оно говорит.
Танец
Иногда завершение сеанса требует активного выражения энергии тела. Движение уравновешивает, исцеляет, служит мостиком между внешним и внутренним миром человека.
Попросите пациента отобразить в танце раскрывшуюся внутреннюю энергию. Если он смущается и боится проявить свою спонтанность, вы можете первым начать двигаться. Спонтанный танец помогает вам лучше почувствовать свое тело, научиться владеть им. Он имеет и диагностическую функцию. Вы и клиент во время танца можете отмечать, какие части тела танцуют, а какие остаются менее подвижными. Пробуждая эмоции и энергии и высвобождая их через танец, вы с его помощью можете обрести контроль над ними.
ХИМИЧЕСКОЕ ЭХО —