Подход к акцентуированным подросткам

Подростковый возраст - это период, когда бурно протекающие физиологические и психологические изменения, смена социальной среды и социальных требований к подрастающей личности часто провоцируют различные отклонения в поведении, эмоциональные и нервно-психические нарушения. В этот период особое значение име­ет организация и оказание превентивной и консультативной психоло­гической и психолого-педагогической помощи подросткам в целях профилактики и коррекции возможной социальной и психологической дезадаптации. Понимание индивидуальных черт и особенностей ха­рактера подростков позволяет в значительной мере предвидеть его поведение и тем самым корригировать ожидаемые действия и по­ступки.

Одной из особенностей подросткового периода является заверше­ние формирования характера с заострением некоторых его черт и последующим сглаживанием. Именно в подростковом возрасте чаще всего проявляются акцентуации характера, представляющие собой крайние варианты нормального характера. В обычных условиях на­личие той или иной акцентуации не всегда заметно окружающим, не проявляется в отклонениях поведения и не препятствует благополуч­ной социальной адаптации. Однако, под влиянием стрессов, психо-травмирующих ситуаций, жизненных трудностей, которыми достаточ­но богат подростковый возраст, лица с акцентуациями могут деком-пенсироваться. При этом каждый тип акцентуации характера имеет свое «слабое место» и оказывается наиболее чувствительным и уязвимым в отношении специфических психических травм и жизнен­ных трудностей. По определению А.Е.Личко акцентуации характера - это «крайние варианты его нормы», при которых отдельные черты характера чрезмерно усилены, отчего обнаруживается избиратель­ная уязвимость в отношении определенного рода психогенных воз­действий при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим»

(4).

Своевременное распознавание типа или акцентуации характера у подростков является чрезвычайно важным как для профилактики, так и для педагогической и социально-психологической коррекции тех или иных нарушений поведения, эмоциональных срывов или нервно-пси­хических нарушений. Внимательное и длительное наблюдение за по­веденческими проявлениями подростка, его увлечениями, типом реа­гирования на сложные жизненные обстоятельства может дать опыт­ному педагогу и социальному работнику много информации о харак

терологических особенностях подростка. Дополнительную инфор­мацию могут предоставить и специализированные психологичес­кие тесты и опросники. Используемый для выявления типов ак­центуации характера и психопатий патохарактерологический ди­агностический опросник (ПДО) в силу своей трудоемкости и доста­точно больших временных затрат оказывается, к сожалению, не все­гда приемлемым и удобным для применения в условиях школы, тех­никума или консультационного пункта (5, 7,9).

Наиболее эффективным для точной диагностики акцентуаций ха­рактера у подростков является использование системы двойной ди­агностики, сочетающей объективную оценку поведенческих прояв­лений социальным работникам или психологам и опросник, заполняе­мый самим подростком в соответствии с его субъективными пред­ставлениями о себе.

Удобным для предъявления и достаточно быстрым для обработ­ки является модификация опросника Шмишека. Оригинальный вари­ант опросника был разработан Шмишеком (1,10) на основе класси­фикации акцентуированных личностей Леонгарда (3) и применяется для выявления типов личностей на взрослом контингенте. Опросник был модифицирован и адаптирован отечественным психологом И.В-.Крук для раннего выявления акцентуаций характера у детей дош­кольного и младшего школьного возраста (2). Автором предлагается адаптированный подростковый вариант опросника Шмишека, позво­ляющий выявлять специфические подростковые типы акцентуаций характера в соответствии с принятой в нашей стране классификаци­ей (4).

Опросник может применяться при обследовании подростков 12-18 лет с нормальным интеллектом и выявляет следующие типы акцен­туации характера: гипертимный, циклоидный, лабильный (эмотив-ный + экзальтированный), сензитивный (тревожный), психастени­ческий, шизоидный, эпилептоидный, истероидный (демонстра­тивный), неустойчивый. Текст опросника приводится в приложении 7.

Результаты, полученные при применении опросников, должны быть обязательно соотнесены с данными наблюдения и объективными сведениями, полученными при опросе родных и близких, изучении истории развития и реальной жизненной ситуации, в которой находит­ся подросток. Только на основании всех этих данных возможно де­лать выводы о наличии той или иной акцентуации и применять те или иные методы профилактики и коррекции.

Ниже мы приводим описание типов акцентуации характера у под­ростков (по А.Е.Личко, /4/), выделяя наиболее важные ключевые моменты, опираясь на которые, социальный работник, педагог или психолог может дать объективную оценку характерологических осо-

бенностей, распознать наличие акцентуации и разработать приемы и методы индивидуальных превентивных или коррекционных мер. В схеме описания приводятся:

- основные признаки акцентуации характера, проявляющиеся с дет­ства;

- наиболее частая причина дезадаптации, «слабое место», факторы, провоцирующие возникновение поведенческих или эмоциональ­ных нарушений;

- наиболее частные формы проявления дезадаптации или деком­пенсации;

- характерные возрастные поведенческие реакции и возможные формы нарушения поведения, свойственные данному типу акцентуации;

- индивидуально-дифференцированный подход, применяемый к дан­ному типу акцентированной личности.

ГИПЕРТИМНЫЙ ТИП

Основные признаки.

Почти всегда очень хорошее, приподнятое настроение. С раннего детства подвижность, общительность, чрезмерная самостоятель­ность, склонность к озорству, легкость общения и быстрота усвоения учебного материала.

Провоцирующие факторы, «слабое место».

Ограничение возможностей контактирования с окружающими по его собственному выбору. Попытки строгого направления деятель­ности подростка и выбора его контактов. Строго регламентирован­ный режим. Неблагоприятным типом воспитания является домини­рующая гиперпротекция с жестким контролем, которая усиливает подростковую реакцию эмансипации. В то же время воспитание по типу эмоционального отвержения провоцирует появление поведенчес­ких нарушений.

Форма проявления дезадаптации.

С первых лет обучения в школе неусидчивость, отвлекаемость, недисциплинированность. Прогулы, конфликты с родителями и учи­телями.

Возрастные реакции и формы нарушения поведения.

У данного типа выражена реакция эмансипации, проявляющаяся в конфликтах с родителями и учителями, и особенно усиливающаяся при гиперопеке и авторитарном стиле обращения с подростком. Вы­ражена реакция группирования, причем, в группе часто подростки этого типа становятся лидерами. Увлечения нестойки, часто меня­ются. Данному типу свойственно раннее начало половой жизни вслед­ствие рано созревающего полового влечения, возможны беспорядоч­ные сексуальные связи.

Делинквентное поведение проявляется в форме мелких асоциаль­ных поступков и правонарушений, обычно для показа сверстникам своей смелости. Как следствие реакции эмансипации для избегания излишнего контроля и для самоутверждения могут случаться побеги, чаще в форме самовольных отлучек. Имеется склонность к алкого­лизации, частые выпивки в группе с целью развлечения. Истинный алкоголизм в подростковом возрасте не формируется.

Индивидуально-дифференцированный подход.

Подростки этого типа легко идут на контакт вследствие своей общительности. Влияние на подростка может оказать педагог, кото­рый сам является самостоятельной личностью и проявляет к подро­стку уважение, интерес, благожелательность. Рекомендуется обес­печить возможность широких контактов, хорошо действует помеще­ние в группу молодежи, слегка старшей по возрасту. Среда должна быть разнообразной, с богатыми возможностями для проявления соб­ственной активности подростка. Учебная или трудовая деятельность должна осуществляться в коллективе, с возможностями смены об­становки, характер труда, - не монотонный, разнообразный, со сме­ной видов деятельности.

циклоидньм тип

Основные признаки.

Чаще это скрытый тип. В детстве обычно не проявляется. При­знаками являются негрубо выраженные колебания настроения, пери­оды подъема сменяются периодами спада, вплоть до депрессии. В период подъема напоминают подростков с гипертимной акценту­ацией. Первая субдепрессивная фаза обычно совпадает с началом подросткового кризиса, проявляется в снижении настроения, утомля­емости, вялости.

Провоцирующие факторы, «слабое место».

Факторы, провоцирующие дезадаптацию, в период подъема тако­вы же, как у гипертимов. В депрессивную фазу отрицательно влияет коренная ломка испытанного стереотипа, т.е. известного порядка за­нятий, отношений или обстоятельств. Чувствителен к коллективной проработке на собраниях.

Форма проявления дезадаптации.

Субдепрессия или депрессия с раздражительностью и придирчи­востью не только к старшим, но и к сверстникам, с утомляемостью, вялостью, ипохондрическими жалобами, стремлением к «домосед­ству», ощущением собственной несостоятельности и неуверенностью. Такое состояние может смениться эмоциональным подъемом, напо­минающим гипертимный с повышенной активностью, неусидчиво­стью, возбудимостью. При перегрузках возникает повышенная

.75

утомляемость с идеями самообвинения.

Возрастные реакции и формы нарушения поведения.

Реакции эмансипации и группирования обычно проявляются в пе­риод подъема настроения. Увлечения нестойкие, возникают в период подъема, а в период спада настроения забрасываются на время.

Этому типу несвойственны грубые формы нарушения поведения. Делинквентное поведение может появиться в период подъема настро­ения. Склонность к приему алкоголя проявляется так же в период подъема, а в депрессивную фазу отсутствует. В период спада на­строения под влиянием идей самообвинения могут совершать попытки самоубийства, носящие аффективный характер.

Индивидуально-дифференцированный подход.

При контакте требуется гибкая тактика в зависимости от фазы, в которой находится подросток. При подъеме - как с гипертимными; при спаде - ровное, теплбе отношение, избегать критики и наказания, не фиксировать внимание на неудачах. Напоминание о том, что вскоре наступит подъем настроения, может облегчить состояние.

ЛАБИЛЬНЫЙ (ЭМОТИВНЫЙ + ЭКЗАЛЬТИРОВАННЫЙ) ТИП

Основные признаки.

Частая, кажущаяся немотивированной смена настроения по не­сколько раз в день. Чувствительность к чужому мнению о себе, обо­стренная ранимость. На «пустяковые», с точки зрения другого чело­века, раздражители может реагировать несообразно сильно. Акцен­туация лабильного типа у 20% подростков.

Провоцирующие факторы, «слабое место».

Неловкая шутка, замечание в адрес подростка, грубость в при­сутствии сверстников, неудача, даже оторвавшаяся от костюма пу­говица. Особо значимы для подростков этого типа отвержение со стороны близких значимых людей, разлука и утрата близких.

Форма проявления дезадаптации.

Переживания самого пессимистического характера по мелким поводам, унылое и мрачное расположение духа в ответ на неловкую шутку, которую взрослые забудут мгновенно. Лабильному подростку свойственна способность к сильным глубоким чувствам, искренняя привязанность и дружба к родным и близким. На почве эмоциональ­ных переживаний в аффективном состоянии возможно совершение самоубийства.

Возрастные реакции и формы нарушения поведения.

Реакции эмансипации и группирования нестойкие, подчинены пе­репадам настроения. Увлечения, в основном, информативно-коммуникативного характера - музыка, общение в компаниях, могут увлекаться заботой о домашних животных. Хобби могут носить и эгоцентрический характер, проявляющийся в стремлении понравить­ся окружающим, заслужить одобрение старших и сверстников.

Грубые нарушения поведения данному типу не свойственны. Ал­коголь могут принимать в компаниях, в небольших дозах. Побеги совершают, в основном, вследствие избегания трудной ситуации, эмо­ционального отвержения; при побегах обычно не совершают право­нарушений. Иногда побеги могут носить и демонстративный харак­тер. Сексуальная активность проявляется, в основном, в форме флир­та и ухаживаний. Поскольку в подростковом возрасте сексуальное влечение обычно мало дифференцировано, могут быть вовлечены более старшими в преходящий подростковый гомосексуализм.

Индивидуально-дифференцированный подход.

Нуждаются в эмоциональной поддержке, близком друге-утеши­теле. Таким может стать психолог, педагог, социальный работник. Среда и трудовая деятельность должны быть ровными, не создавать излишнего эмоционального напряжения. Избегать насмешек, подчеркивания недостатков и неудач. Напротив, почаще хвалить, ободрять подростка.

СЕНЗИТИВНЫЙ (ТРЕВОЖНЫЙ) ТИП

Основные признаки.

В детские годы свойственна пугливость, страх темноты или жи­вотных с обычным бегством от опасности под защиту взрослых. Дети сторонятся сверстников, предпочитают играть в тихие игры, с млад­шими по возрасту. Чрезмерно привязаны к родителям, одноклассни­кам, с трудом общаются с новыми людьми. Постоянно ощущают свою неполноценность. Внутренняя неуверенность и самоуничиже­ние может в 15-18 лет компенсироваться внешней бравадой.

Причина дезадаптации, «слабое место».

Новая обстановка или коллектив, незнакомые лица, перемена клас­са, школы, места жительства. Плохое отношение окружающих, на­смешки, подозрения в неблаговидных поступках. Для данного типа существенными являются отношения с близкими, тип семейного воспитания. Неблагоприятным типом является доминирующая гипер­протекция с постоянным контролем и лишением самостоятельности,


С детских лет предпочитают играть в одиночестве. Такие дети тянутся к взрослым, где легче молчать и оставаться наедине с со­бой. Имеются трудности в сопереживании чужим радостям и печа­лям. Замкнут, не умеет вступать в неформальные контакты, внут­ренний мир такого подростка останется закрытым и непонятным ок­ружающим.

Провоцирующие факторы, «слабое место».

Помещение в группу сверстников, например, летний лагерь или дом отдыха может привести к дезадаптации. Негативная реакция возможна и на стремление вовлечь в беседу, активное желание окру­жающих поговорить «по душам». Воспитание по типу доминирую­щей гиперпротекции может усилить чувство отгороженности от свер­стников и чудаковатость. На эмоциональное отвержение со стороны близких реагирует уходом в себя, еще большей отгороженностью от людей, недоверием к ним.

Форма проявления дезадаптации.

Полное замыкание в себе, усиление чувства одиночества. Иногда характерны непонятные чудаковатые поступки.

Возрастные реакции и формы нарушения поведения.

Реакция эмансипации проявляется своеобразно - в форме соци­альной некомфортности, критики в адрес существующих правил и норм. Увлечения проявляются очень ярко, часто весьма необычны и прихотливы. Преобладают интеллектуальные или эстетические ув­лечения, встречаются и телесно-мануальные хобби, например, заня­тия гимнастикой, йогой.

Делинквентное поведение редко, однако, могут совершать асоци­альные действия ради «борьбы за справедливость» или ради какой-то идеи. Алкоголизация встречается редко, алкоголь принимают обыч­но для облегчения контактов со сверстниками. Склонны к приему других токсических веществ, поскольку те способны, по мнению под­ростков, усиливать способности к творчеству, фантазированию. Внешняя «асексуальность» сочетается с онанизмом, сексуальным фантазированием. Неумение ухаживать и вступать в контакты мо­жет приводить к перверсиям - подглядыванию за обнаженными по­ловыми органами, эксгибиционизмом и др.

Индивидуально-дифференцированный подход.

Подросткам этого типа трудно вступать в неформальный контакт. Легче это сделать, если начать разговор с его увлечений. Если же подросток начинает разговор сам, надо внимательно, не прерывая,

выслушать его, дать ему возможность раскрыть свои внутренние переживания. Контакт один на один для него значительно проще, чем общение в группе. Стоит избегать помещения в группу, где он может стать объектом насмешек и издевательств. Можно помочь найти друга со сходными чертами характера.

ЭПИЛЕПТОИДНЫЙ ТИП

Основные признаки.

Подросткам этого типа свойственна вязкость, инертность, береж­ное соблюдение своих интересов и пренебрежение чужими. С учите­лями льстив, угодлив, в компании сверстников - деспот. Часто обла­дает хорошими ручными навыками, в работе аккуратен, старателен. В конфликте несдержан, агрессивен, груб. Склонен к затяжным пе­риодам злобно-тоскливого настроения со стремлением сорвать зло на окружающих.

Провоцирующие факторы, «слабое место».

Дезадаптация может быть вызвана ущемлением эгоистических интересов и привилегий, особенно материальных, а также ограниче­нием возможности проявить власть. Отсутствие эмоционального тепла в семье, жестокое обращение усиливает агрессивность и конфликт-ность, неумение сдерживать приступы гнева.

Форма проявления дезадаптации.

В ответ на провоцирующие факторы может в любой обстановке давать взрыв злобного аффекта, проявляя агрессию как в вербаль­ной, так и в физической форме, без учета последствий своих дей­ствий. Подолгу не прощает обид.

Возрастные реакции и формы нарушения поведения.

Подросткам этого типа свойственна выраженная реакция эмансипации, которая при неблагоприятных обстоятельствах приво­дит к побегам и даже полному разрыву с семьей. Группирование со сверстниками происходит, если группа дает подростку власть или позволяет извлечь личную выгоду. Увлечения носят чаще накопитель­ный характер, рано приобщаются к коммерции. Делинквентное пове­дение связано обычно с корыстными целями, склонны к азартным

играм.

Выражена опасность быстрого развития алкоголизма в подрост­ковом возрасте. При опьянении злобен, пьет, пока полностью «не от­ключится», может совершать асоциальные действия. Сексуальное влечение возникает рано, носит выраженный характер. Влечение со­провождается грубыми проявлениями ревности. Склонны к сексу-

 

альным отклонениям гомосексуализму, сексуальному насилию.

Индивидуально-дифференцированный подход.

При коррекции можно опираться на положительные стороны лич­ности - аккуратность, бережливость, способность к ручному мастер­ству, трезвость расчетов. Стремление заботиться о своем здоровье может быть использовано для убеждения отказать от алкоголя. В беседах стоит обратить внимание подростка на то, что отрицатель­ные черты характера - взрывность, склонность к злобно раздражи­тельному настроению могут повредить самому подростку - его здо­ровью, карьере, материальному благополучию. В профессиональных рекомендациях следует учитывать имеющиеся способности, пред­почтение отдавать работе, требующей аккуратности, тщательности.

ИСТЕРОИДНЫЙ (ДЕМОНСТРАТИВНЫЙ) ТИП

Основные признаки.

С детства подростки этого типа привыкли быть центром внима­ния. Крайне эгоцентричны, обладают ненасытной жаждой внимания к своей особе, стремятся любыми средствами добиваться восхище­ния, признания, сочувствия, при этом порой ненависть и негодование в свой адрес предпочитают безразличию. Частое прибежище исте-роидов - кружки художественной самодеятельности при клубах и до­мах культуры.

Провоцирующие факторы, «слабое место».

Страх лишиться ореола исключительности, страх публичного ра­зоблачения несостоятельности претензий и амбиций, лживости и ис­терического фантазирования. Формированию демонстративных черт характера способствует воспитание по типу «кумир семьи» и потворствующей гипер протекции.

Форма проявления дезадаптации.

Преувеличение своих способностей, рассказы о несуществующих «подвигах» или способностях, фантазирование. Любые действия, спо­собные привлечь утраченное внимание, в том числе и неадекватные или экстравагантные.

Возрастные реакции и формы нарушения поведения.

Реакции эмансипации проявляются в основном на словах, в форме громогласных требований свободы. Внешние проявления, в том чис­ле и побеги, носят демонстративный характер. Часто проявляется реакция оппозиции с требованиями вернуть утраченное внимание. Общение в группе сверстников сопряжено с претензиями на лидер-

ство или исключительность. Могут менять группу, если оказались разоблаченными во лжи или несостоятельности притязаний. Увлека­ются подростки истероидного типа тем, чем можно привлечь к себе внимание, часто выбирают для этого оригинальные занятия или за­нятия с явными внешними атрибутами. В сексуальном поведении больше игры и театральности, часто преувеличивают свой сексуаль­ный опыт.

Большинство поведенческих нарушений, в том числе алкоголиза­ция и даже суицидальные попытки, носят несерьезный, демонстра­тивный характер и служат целям привлечения внимания.

Индивидуально-дифференцированный подход.

Подростки этого типа наиболее трудны для коррекционных мероп­риятий. Стратегией превентивных и коррекционных мер может быть поиск сферы, где эгоцентрические устремления подростка, его жела­ние быть в центре внимания могли бы быть удовлетворены безбо­лезненно для окружающих. Ни в коем случае нельзя «подкреплять» демонстративное поведение, оно должно встречать отрицательное отношение, но без публичного разбирательства. Истероида можно «поощрять» вниманием за его положительные действия.

НЕУСТОЙЧИВЫЙ ТИП

Подростков этого типа все время тянет к развлечениям, причем, не требующих волевых усилий. Безволие относится к учебе, к работе по дому, к общественной активности. Они не способны к деятельной активности - как общественно полезной, так и делинквентной. С 12-14 лет начинают выпивать, бродить по улицам, заниматься мелким воровством. У таких подростков отсутствует желание учиться и ра­ботать, они безразличны к будущему, не способны на настоящую дружбу.

Провоцирующие факторы, «слабое место».

Бесконтрольность с раннего возраста, гипоопека, отсутствие вни­мания и контроля, целенаправленного воспитания и формирования волевых качеств.

Форма проявления дезадаптации.

Невозможность усвоения морально-этических норм, различные формы нарушения поведения, невозможность закончить учебные за­ведения из-за прогулов и отсутствия интереса к учебе.

Возрастные реакции и формы нарушения поведения.

Легко вовлекаются в группы, в том числе в асоциальные, где под-

ражают всему дурному. Легко идут на совершение правонарушений в группе. Увлекаются поп-музыкой, смотрят развлекательные филь­мы. Склонны подражать артистам, героям фильмов, причем, чаще выбирают отрицательных персонажей.

Очень склонны к делинквентному поведению - кражам, разбою, хулиганству. Высока склонность к алкоголизации и приему других одурманивающих средств. Рано, уже в подростковом возрасте, мо­жет возникать алкоголизм или токсикомания. Часты побеги из дома, которые служат стремлению избежать наказаний или трудностей, при побегах вступают в асоциальные компании.

Индивидуально-дифференцированный подход.

Для профилактики нарушений подросткам этого типа необходимо твердое, даже властное руководство. В отличие от большинства под­ростков, в данном случае показан строгий режим, дисциплина, страх наказания. Возможно помещение в уже сформированную группу с положительными установками.

Выявление наличия той или иной акцентуации характера с помо­щью приведенных в описании характерных признаков и предлагаемо­го опросника может служить основой для профилактической и кор-рекционной работы с трудными подростками в школах и других учеб­ных заведениях, консультативных пунктах, учреждениях, занимаю­щихся социальной помощью подросткам. Учитывая роль социальных и семейных факторов в провоцировании дезадаптации подростков с акцентуациями характера, для эффективной профилактики и коррек­ции часто оказывается необходимой не только работа с самим под­ростком, но и, в первую очередь, с его ближайшим социальным ок­ружением, семьей (8,9). Комплексная подростковая служба должна включать психотерапевтическую помощь подросткам, семейную те­рапию, социальную и психологическую поддержку подросткам и их родителям.

Приложение 7

АДАПТИРОВАННЫЙ ПОДРОСТКОВЫЙ ОПРОСНИК

ШМИШЕКА (ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ АКЦЕНТУАЦИИ

ХАРАКТЕРА У ПОДРОСТКА)

Инструкция.

Предлагаемый тебе опросник состоит из 88 вопросов, касающихся различных сторон твоей жизни. На каждый вопрос нужно отве­тить «да» или «нет». Не обдумывай ответ долго, отвечай быстро, стараясь дать первый ответ, который приходит в голову.

1. Ты обычно спокоен, весел?

2. Легко ли ты обижаешься, огорчаешься?

3. Легко ли у тебя вызвать слезы?

4. Проверяешь ли ты по несколько раз, нет ли ошибок в твоей рабо­те?

5. Ты такой же смелый, как большинство твоих сверстников?

6. Бывают ли у тебя периоды тоскливого настроения?

7. Любишь ли ты бывать главным в игре?

8. Бывают ли дни, когда ты сердишься на всех без всякой причины?

9. Серьезный ли ты человек?

10. Бывает ли, что тебе что-то нравится особенно сильно?

11. Можешь ли ты первым затеять игру?

12. Долго ли ты помнишь о нанесенной тебе обиде?

13. Умеешь ли ты сочувствовать другим?

14. Складывая вещи в портфель, проверяешь ли ты несколько раз, не забыл ли чего-нибудь?

15. Стараешься ли ты быть лучшим в классе, спортивной секции?

16. Когда ты был маленьким, боялся ли ты грозы, собак?

17. Считают ли тебя одноклассники слишком аккуратным, стара­тельным?

18. Зависит ли твое настроение от домашних и школьных дел?

19. Любят ли тебя все твои знакомые?

20. Бывает ли у тебя неспокойно на душе?

21. Твое настроение обычно немного грустное?

22. Случалось ли тебе рыдать от горя?

23. Тебе трудно оставаться на одном месте?

24. Стараешься ли ты доказать, что ты прав, если тебя несправед­ливо обижают?

25. Можешь ли ты стрелять из рогатки по птицам, дразнить собак и кошек?

26. Раздражает ли тебя беспорядок в твоих вещах, игрушках, кни­гах?

27. Когда ты был маленьким, ты боялся оставаться дома один?

28. Бывает ли тебе весело или грустно без причины?

29. Ты - один из лучших учеников в классе?

30. Бывает ли, что ты злишься, кричишь на окружающих?

31. Часто ли ты веселишься, дурачишься?

32. Чувствуешь ли ты себя иногда абсолютно счастливым?

33. Умеешь ли ты развеселить ребят?

34. Можешь ли ты прямо сказать кому-нибудь, что ты о нем дума­ешь?

35. Ты боишься крови?

36. Охотно ли ты выполняешь школьные поручения?

37. Заступаешься ли ты за тех, с кем поступили несправедливо?

38. Бывает ли тебе страшно или неприятно входить в темную комна-

Т^

39. Любишь ли ты работу, которая требует длительного труда и тер­пения?

40. Легко ли ты знакомишься с людьми?

41. Охотно ли ты выступаешь на утренниках и вечерах в школе?

42. Ты когда-нибудь убегаешь из дома?

43. Кажется ли тебе жизнь иногда тяжелой?

44. Ты когда-нибудь расстраивался из-за ссоры с учителями или од­ноклассниками настолько, что мог не пойти в школу?

45. Можешь ли ты шутить даже при неудачах или неприятностях?

46. Стараешься ли ты помириться, если кого-нибудь обидел?

47. Любишь ли ты животных?

48. Бывает ли, что ты, уйдя из дому, возвращаешься, чтобы прове­рить, все ли в порядке?

49. Беспокоят ли тебя иногда мысли о том, что с твоими близкими может что-нибудь случиться?

50. Зависит ли твое настроение от погоды?

51. Трудно ли тебе отвечать перед всем классом?

52. Можешь ли ты, если сердишься на кого-нибудь, начать драться?

53. Нравится ли тебе быть среди ребят?

54. Впадаешь ли ты в отчаяние, если тебе что-нибудь не удается?

55. Нравится ли тебе организовывать какое-либо дело или игру?

56. Продолжаешь ли ты упорно добиваться цели, даже если встре­чаешь препятствия?

57. Случалось ли тебе когда-нибудь плакать из-за грустной книги или фильма?

58. Бывает ли тебе трудно уснуть из-за каких-либо забот?

59. Рассказываешь ли ты учителям о проделках одноклассников?

60. Боишься ли ты один пройти по темной улице?

61. Следишь ли ты за тем, чтобы каждая вещь лежала на своем месте?

62. Бывает ли, что ты ложишься спать в хорошем настроении, а про­сыпаешься в плохом?

63. Свободно ли ты себя чувствуешь на новом месте или с незнако­мыми ребятами?

64. Часто ли у тебя бывает головная боль?

65. Часто ли ты смеешься?

66. Можешь ли ты играть или заниматься каким-то общим делом с тем, кто тебе не нравится?

67. Удается ли тебе сделать много разных дел за один день?

68. Сильно ли ты переживаешь из-за несправедливости?

69. Любишь ли ты природу?

70. Уходя из дома, проверяешь ли ты, выключен ли везде свет?

71. Боязлив ли ты?

72. Меняется ли твое настроение в праздники?

73. Участвуешь ли ты в художественной самодеятельности, теат­ральном кружке?

74. Любишь ли ты мечтать или фантазировать?

75. Бывает ли, что тебя беспокоит твое будущее?

76. Бывают ли у тебя неожиданные переходы от радости к тоске?

77. Можешь ли ты развлечь своих сверстников?

78. Подолгу ли ты сердишься, обижаешься?

79. Сильно ли ты переживаешь, если у твоих друзей или близких не­приятности?

80. Можешь ли ты из-за одной ошибки или помарки переписать стра­ницу в тетради?

81. Считаешь ли ты себя недоверчивым?

82. Снятся ли тебе страшные сны?

83. Бывает ли у тебя иногда внезапное желание прыгнуть в окно или броситься под машину?

84. Становится ли тебе веселее среди других детей?

85. Если у тебя неприятности, можешь ли ты отвлечься от них на время?

86. Совершаешь ли ты иногда неожиданные для себя поступки?

87. Ты скорее молчалив, чем болтлив?

88. Мог бы ты, участвуя в спектакле, настолько войти в роль, что забыть, что на самом деле ты не такой, как на сцене?

Обработка результатов.

Подсчитывается количество значимых ответов для каждого типа акцентуации. Полученные показатели умножаются на соответству­ющие для каждого типа коэффициенты, приводимые в скобках после названия типа, - это делается для уравнивания показателей. Макси­мальный показатель по каждому виду акцентуации - 24. Признаком

акцентуации характера считается показатель, превосходящий 12 бал­лов. В случае, если выявляется несколько показателей выше 12 бал­лов, возможен подсчет среднего показателя акцентуации. В этом случае признаком акцентуации можно считать показатели, превыша­ющие среднее число.

Гипертимный (3)

да: 1,11,23,33,45,55,67,77.

Циклоидный (3)

да: 6,18, 28, 43, 50,62, 72, 76.

Лабильный (эмотивный+экзальтированный) (2)

да: 3,10, 13,21, 32, 35,47, 54, 57,69,75,79.

Сензитивный (тревожный) (3) да: 16,27,38,49,60, 71,82; нет: 5.

Психастенический (педантичный) (2) да: 4, 14,17,26,39,48, 58,61,70,80,83; нет: 36.

Шизоидный (3)

да: 51,68,74, 81,87;

нет: 40, 53,65.

Эпилептоидный (2)

да: 2,12,20,24, 34,37, 52,56,59,64,78; нет: 46.

Истероидный (демонстративный) (2)

да: 7, 15, 19, 22, 29, 41, 44,63, 66,73, 85, 88.

Неустойчивый (3)

да: 8,25,30,31,42,84,86; нет: 9.

Список литературы

ГБлейхер В.М., Крук И. В. Патопсихологическая диагностика. Киев, 1986.

2. Крук В.И. Психологические факторы в лечении неврозоподобных состояний пред-школьного возраста // Проблемы психофизиологии: Тез. У1 Всесоюз. съезда общества психологов СССР. 4.2. С.257-258. М., 1983.

3. Леонгард К. Акцентуированные личности. Киев, 1981.

4.Личко А.Е. Психопатия и акцентуации характера у подростков. JL, 1983.

5. Патохарактерологические исследования у подростков. Л., 1981.

6. Эйдемиллер Э.Г, Юстицкий В.В. Семейная психотерапия. Л., 1990.

7. Патохарактерологический диагностический опросник для подростков и опыт его практического использования /Под ред. А.Е. Личко и Н.Я. Иванова. Л., 1976.

8. Эйдемиллер Э.Г. Семейная психотерапия при психопатиях, акцентуациях характе­ра, неврозах и неврозоподобных состояниях:

Методические рекомендации. М., 1980.

9.Эйдемиллер Э.Г, Юстицкий В.В. Клинико-психологическая диагностика взаимо­отношений в семьях подростков с психопатиями, акцентуациями характера, не­врозами и неврозоподобными состояниями: Методические рекомендации. Л., 1987.



Наши рекомендации