Диагностика и коррекция социальной дез адаптации подростков
ОГЛАВЛЕНИЕ
1. | Методы психологической диагностики личностного развития дезадаптированных подростков | |
1.1. | Комплексная психологическая диагностика особенностей личностного развития подростка | |
1.2. | Оценка социально-психологического статуса подростка. | |
1.3. | Психологическая диагностика и индивидуально-дифференцированный подход к акцентуированным подросткам. | |
1.4. | Диагностика механизмов и функций регуляции переживаний в подростковом возрасте. | |
1.5. | Диагностика суицидального поведения подростков. | |
2. | Коррекция и реабилитация социально- дезадаптированных детей и подростков методом игр отер апии и тренинга. . | |
2.1. | Возможности, содержание и принципы игровой психотерапии. . | |
2.2. | Методика игровой психотерапии. . | |
2.3. | Тренинг первичных коммуникативных навыков для детей и подростков с трудностями в общении и нарушениями эмоциональной сферы. . |
ДИАГНОСТИКА И КОРРЕКЦИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ДЕЗ АДАПТАЦИИ ПОДРОСТКОВ
(пособие для психологов, педагогов, психосоциальных и социальных работников)
Консорциум «Социальное здоровье России»
Москва 1999 г.
Пособие выполнено под редакцией С.А.Беличевой, доктора психологических наук, профессора.
Авторский коллектив: Вильдовская Л.З., кандидат психологических наук (1.3); Задвицкая Д.М., кандидат психологических наук (2.3); Кудрявцева С.В., кандидат психологических наук (2.1); Морозова Н.В., кандидат психологических наук (1.1; 1.2); Овчинникова М.В., кандидат психологических наук (1.1; 1,2); Ре-принцева Г.И., кандидат педагогических наук (2.2); Туревская Р.А., кандидат психологических наук (1.4); ХайкинаМ.В. (1.5).
Диагностика и коррекция социальной дезадаптации подростков. - М.: Редакционно-издательский центр Консорциума «Социальное здоровье России», 1999.
Пособие выполнено по заказу Министерства труда и социального развития РФ в рамках Федеральной целевой программы «Профилактика беспризорности и правонарушений несовершеннолетних».
ISBN 5-86383-129-4
© Консорциум
"Социальное здоровье России"
РАЗДЕЛ 1
МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ
ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ ДЕЗАДАПТИРОВ АННЫХ ПОДРОСТКОВ
КОМПЛЕКСНАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ
ОПРОСНИК Р.КЕТТЕЛЛА
(в адаптации А.Ю.Панасюка)
ИНСТРУКЦИЯ
Вам предлагается ответить на ряд вопросов, каждый из которых имееттри варианта ответов: «а», «б», «в». При этом следует помнить, что:
1. Вопросы слишком короткие, чтобы в них содержались все необходимые подробности. Представляйте себе типичные ситуации, не задумывайтесь над деталями. Не тратьте время на раздумья, давайте первый естественный ответ, который приходит в голову. Старайтесь отвечать на несколько вопросов в минуту, тогда вы закончите работу примерно за 30 минут.
2. Старайтесь избегать промежуточных, неопределенных ответов, кроме тех случаев, когда ответить определенно невозможно (не более одного ответа на 5-6 вопросов).
3.Помните, что «плохих» и «хороших» ответов быть не может. Не пытайтесь произвести своими ответами благоприятное впечатление, свободно выражайте собственное мнение.
1. Ты понял, как надо отвечать на вопросы?
а. да
б. нет
в. не уверен
i
2. Если бы волшебник превратил тебя в дерево, ты бы предпочел
быть:
а. стройной, одинокой, величественной елью на вершине утеса
б. яблоней во фруктовом саду
в. не уверен
3. Как ты думаешь, у тебя больше друзей, чем у некоторых твоих
одноклассников?
а. да
б. нет
в. среднее между «а» и «б»
4. Когда тебе нужно что-нибудь сделать, то ты обычно:
а. с трудом заставляешь себя начать
б. садишься и без промедления сразу берешься за дело
в. среднее между «а» и «б»
5. Перед экзаменом или другим волнующим событием твой аппетит не хуже, чем обычно? а. да, не хуже
6. нет, аппетит хуже
в. среднее между «а» и «б»
6. Разговаривая иногда с неприятными тебе людьми, ты
взвешиваешь свои слова? а. да
6. нет
в. может быть
7. Твои родители говорят, что ты обычно:
а. спишь спокойно
б. ворочаешься во сне
в, среднее между «а» и «б»
8. Ты думаешь, что из всего класса примерно 10-15 твоих
одноклассников после окончания школы устроятся лучше, чем ты?
а. да
б. нет
в. среднее между «а» и «б»
9. Ты согласен, когда тебя выбирают вожаком в какой-нибудь игре? а. да б. нет в. не уверен
10. Обычно ты считаешь себя человеком, который больше
любит:
а. придумывать что-то новое (например, новые правила, игры).
б. не придумывать что-то новое, а строго соблюдать уже
известные правила игры в. не уверен
11. Предпочел бы ты потратить полчаса на чтение: а. книги про путешествие или открытия б. смешной и веселой книги в. трудно ответить
12. Бывало так, что перед сном тебе в темноте иногда
мерещились человеческие лица и фигуры?
а. да
б. нет
в. не уверен
13. Такие предметы, как математика (или естественные науки)
нравятся тебе больше, чем литература (или гуманитарные науки)?
а. да
б. нет
в. не уверен
14. За что все-таки чаще всего тебе делают замечания? а. за то, что ты слишком активный и разговорчивый б. за то, что ты медлительный и неактивный в. не у верен
15. Тебе бывает неловко, если приходится просить друзей о помощи, в которой ты действительно нуждаешься?
а. да
б. нет
в. может быть
16. Ты обычно:
а. в одном и том же устойчивом настроении
б. то полон сил, то чувствуешь себя измученным
в. трудно сказать
17. Чтобы получить удовольствие от спортивного состязания тебе, как правило, нужно «болеть» за какую-нибудь команду или достаточно с интересом наблюдать за общей игрой? а. да, обязательно «болеть» б. нет, достаточно наблюдать в. трудно сказать
18. Куда бы ты пошел?
а. в музей, где можно увидеть что-нибудь интересное
б. в многолюдную компанию
в. трудно сказать
19. Ты часто меняешь одно увлечение на другое?
а. да
б. нет в. среднее между «а» и «б»
20. Когда старшие тебя в чем-то поправляют, ты можешь
слушать их замечания, не пререкаясь?
а. да
б. нет
в. среднее между «а» и «б»
21. Когда другие вмешиваются в твою работу, бываешь ли ты
иногда настолько рассерженным, что мог бы оттолкнуть их?
а. да
б. нет
в. может быть
22. Если кто-нибудь пользуется твоими вещами, то ты обычно: а. говоришь, что не возражаешь б. очень сердишься в. трудно сказать
23. Бывало ли когда-нибудь, чтобы тебе доверили тайну, а ты по каким-то причинам не смог ее сохранить? а. да б. нет
24. Ты когда-нибудь нарушал правила поведения в школе?
а. да
б. нет
в. может быть
25. Если обстоятельства очень тревожные и тебе, во что бы то
ни стало, необходимо сохранить спокойствие, тебе каждый раз
это удается?
а. да
б. нет
в. может быть
26. У тебя возникает иногда желание стать Другим человеком,
не таким, какой ты есть?
а. да
б. нет
в. может быть
27. Когда тебе объясняют что-то трудное, то ты;
а. замечаешь, что отвлекаешься и думаешь о чем-то другом б. просто слушаешь и ждешь конца объяснения
в. среднее между «а» и «б» .
28. Если у тебя ничего не получается, то ты: а. ищешь кого-нибудь, кто мог бы тебе помочь б. стараешься любой ценой справиться сам в. трудно сказать
29. Ты уверен, что действительно взвешиваешь свои слова,
а не говоришь поспешно и необдуманно, как некоторые?
а. да
б. нет
в. может быть
30. Какие люди нравятся тебе больше? а. до некоторой степени веселые и очень несдержанные б. рассудительные, сдержанные, замкнутые в. трудно сказать
31. Ты согласишься подойти к новому ученику (ученице), чтобы заговорить с ним (с ней) и познакомить с другими?
а. да
б. нет
в. может быть
32. Как по-твоему, твоя жизнь веселее, чем жизнь членов
твоей семьи и твоих друзей?
а. да
б. нет
в. может быть
33. Бьшает, что ты нфедко испытываешь тревогу, оглядьшаясь
на прожитый день?
а. да
б. нет
в. может быть
34. Не взирая на опасности, ты хотел бы поохотиться на тигра?
а. да
б. нет
в. может быть
35. Если ты взялся за книгу, которую тебе надо обязательно
прочитать, и обнаружил, что она скучная, то ты обычно:
а. редко дочитываешь ее до конца
б. обычно все-таки дочитываешь ее до конца
в. трудно сказать
36. Ты расстраивался бы от того, если бы люди называли тебя беспечными и невнимательными?
а. да
б. нет .
в. иногда
37. Как тебе кажется, многие ли из твоих одноклассников
считают тебя своим близким другом?
а. да
б. нет
в. может быть
38. При оживленном споре с друзьями ты часто не высказываешь
свое мнение, даже если считаешь, что оно лучше, чем
мнения других?
а. да
б. нет
в. может быть
39. Принимая какое-либо решение, ты стараешься учесть все,
даже мельчайшие подробности?
а. да
б. нет
в. может быть
40. Ты можешь работать, не отрываясь даже если кругом
шум и суета?
а. да
б. нет
в. может быть
41. Тебе часто хочется делать противоположное тому, что от
тебя требуют? а. да б. нет в. может быть
42. Ты обижаешься на друзей, если они посмеиваются над твоими странностями или непохожестью на других, особенно, если дело касается твоей одежды? а. да б. нет В. иногда
43. Ты все ешь, что тебе дают? а. да б. нет в. иногда
44. Ты любишь иногда похвастаться?
а. да б. нет в. иногда
45. Если ты строишь какие-нибудь планы, то ты всегда
совершенно уверен, что все, что ты задумал, пройдет удачно?
а. да
б. нет
в. может быть
46. Если кто-нибудь сердится и кричит на тебя по пустяку, то ты: а. обычно остаешься спокойным б. нередко выходишь из себя и отвечаешь ему тем же в. трудно сказать
47. Перед каким-нибудь волнующим событием ты:
а. заранее переживаешь это событие, напряжен и очень
нервничаешь
б. остаешься обычно спокоен
в. среднее между «а» и «б»
48. Если все у тебя складывается как нельзя лучше, очень
удачно, то ты:
а. чувствуешь себя счастливым, но внешне остаешься спокоен
б. готов буквально прыгать от радости
в. среднее между «а» и «б»
49. Ты предпочел бы провести вечер:
а. в шумной, оживленной компании
б. остаться одному, чтобы заняться каким-нибудь любимым
делом
в. среднее между «а» и «б»
50. Тебе нравится совершать отчаянные поступки и удивлять
ими людей? а. да б. нет в. иногда
51. Ты обычно терпелив в общении с людьми, которые говорят очень быстро (или очень медленно)? а. да б. нет в. иногда
52. Если бы тебе пришлось работать в школе, то ты предпочел
бы быть:
а. библиотекарем, ответственным за выдачу книг
б. преподавателем физкультуры
в. трудно сказать
53. Кем бы ты восхищался больше?
а. великим писателем или поэтом, который считается
современным в кругу твоих сверстников
б. летчиком-полярником
в. трудно сказать
54. Бывает, что новые мысли или идеи настолько
переполняют тебя, что просто необходимо рассказать
об этом каждому?
а. редко
б. достаточно часто
в. иногда
55. Предпочел бы ты провести две недели летнего отдыха:
а. наблюдая за жизнью птиц и бродя по деревенским местам
с одним или двумя друзьями
б. в качестве вожатого в турпоходе всего класса
в. трудно сказать
56. Обычно ты бываешь: а. в очень хорошем настроении б. несколько грустноват в. трудно сказать
57. Если бы твое школьное сочинение выставили для всеобщего обозрения, то ты: а. предпочел бы спрятаться б. не возражал бы в. трудно сказать
58. Ты любишь дурачиться и болтать с группой друзей на людной улице? а. да б. нет в. иногда
59. Если родители осуждают тебя за что-то, то ты в тайне думаешь, что ты все-таки прав? а. да, как правило б. нет, почти никогда в. иногда
60. Если люди пытаются тебя поучать и командовать, ты обычно: а. спокойно продолжаешь делать по-своему б. споришь и ставишь их на место в. трудно сказать
61. Ты предпочел бы охотнее послушать:
а. духовой оркестр, играющий танцевальную музыку
б. выступление лектора по очень интересной для тебя теме
в. трудно сказать
62. В спорах с одноклассниками высказываешь ли ты
обычно каждому совершенно свободно то, что думаешь?
а. да
б. нет
в. может быть
63. Ты шумишь иногда в классе, когда там нет учителя? а. да б. нет в. иногда
64. Ты всегда выполняешь то, что тебе говорят старшие? а. да б. нет в. иногда
65. Бывало ли когда-нибудь так, что ты почти жалел, что появился на свет?
а. да
б. нет
в. может быть
66. Ты испытываешь чувство раздражения, когда люди не обращают на тебя внимания, даже если ты понимаешь, что они это делают не специально? а. никогда не испытываю б. как правило, испытываю в. может быть
67. Если люди болтают во время музыки, то ты:
а. чувствуешь, что музыка для тебя испорчена
б. так слушаешь музыку, то не замечаешь этой болтовни
в. среднее между «а» и «б»
68. Отвечаешь ли ты вежливо, даже если тебе задают
нескромные вопросы, которые, на твой взгляд, и задавать
бы не следовало?
а. да
б. нет
в. может быть
69. Друзья считают тебя тихим, спокойным человеком?
а. да
б. нет
в. не уверен
70. Если люди говорят, что так делать неправильно или вредно, всегда ли это вызывает у тебя желание попробовать все-таки самому? а. да б. нет в. не уверен
71. Какие предметы тебе нравятся больше?
а. те, которые не требуют от тебя никаких усилий
б. те, которые требуют полной отдачи твоих сил и в которых
ты можешь проявить свои способности в. трудно сказать
72. Тебе легко словами выражать свои мысли?
а. да
б. нет
в. среднее между «а» и «б»
73. Если бы ты имел возможность побывать в дальних странах,то хотел бы там увидеть:
а. жителей этих стран, чтобы знать их обычаи и особенности жизни б. технику этих стран и знаменитые достопримечательности в. трудно сказать
74. Ты согласен с тем, что обычно не стоит плакать над
грустной книгой или кинофильмом?
а. да
б. нет
в. не уверен
75. Если ты знаешь, что какой-то человек был к тебе
несправедлив, можешь ты, тем не менее, легко забыть об этом?
а. да
б. нет
в. может быть
76. Ты можешь легко и свободно обсуждать с учителем
волнующие тебя в школе проблемы? а. да
б. нет
в. может быть
77. Бывает, что ты иногда устаешь от собственных переживаний? а. да б. нет в. может быть
78. Избегаешь ли ты участвовать в коллективных мероприятиях, которые требуют от тебя много времени? а. да б. нет в. может быть
79. Бывает ли так, что ты затрачиваешь на приготовление ряда домашних заданий больше времени, чем требуется? а. да
б. нет
в. может быть
80. Ты получил бы больше удовольствия от спортивного состязания (например, от бокса или футбольного матча): а. если бы поспорил с кем-нибудь, кто победит б. если бы не поспорил, а просто смотрел за матчем в. не уверен
81. Если тебе кажется, что ты надоел окружающим, то ты: а. остаешься, как ни в чем не бывало в их обществе б. всегда покидаешь их общество, очень сердишься, недоволен в. трудно сказать
82. Когда ты рассказываешь своим друзьям о чем-то увлекательном, то тебе обычно трудно бывает заинтересовать их?
а. да
б. нет
в. может быть
83. Ты всегда выполняешь все сразу так, как тебе говорят? а. да б. нет в. иногда
84. Бываешь ли ты очень сердитым, раздражительным? а. да б. нет в. иногда
85. Если на тебя все смотрят, ты можешь работать так же
быстро и не делать ошибок?
а. да
б. нет
в. неуверен
86. Если бы на классном собрании кто-то предложил выбрать тебя старостой класса, но при голосовании выбрали бы другого, то: а. это совершенно не затронуло бы тебя б. тебе было бы несколько неприятно в. трудно сказать
87. Бывает ли так, что иногда во сне ты теряешь каких-нибудь
близких друзей или родителей?
а. да
б. нет
в. может быть
8 8. Тебе легко удается скрыть от друзей свое отношение -
к чему-либо?
а. да
б. нет
в. может быть
89. Что тебе больше нравится?
а. когда твоя одежда имеет обычный вид, как у большинства людей
б. когда она яркая, сшитая по моде, очень красивая
в. среднее между «а» и «б»
90. В музее ты любишь:
а. осматривать то, что тебя привлекло и заканчивать, как только
устанешь б. присоединиться к группе, где есть экскурсовод, который
рассказывает то, что невозможно узнать самостоятельно в. не уверен
91. Как ты думаешь, те, кто хорошо тебя знает, считают
тебя человеком, который настойчиво работает над тем,
что его интересует?
а. да
б. нет
в. трудно сказать
92. Если кто-нибудь просит тебя досказать мысль, которую ты высказал, то ты:
а. начинаешь при этом волноваться и с трудом подбирать
нужные слова б. всегда имеешь готовый ответ
в. среднее между «а» и «б»
93. Тебе нравится бывать в компаниях, где среди твоих
друзей есть примерно половина ребят, которые тебе незнакомы?
а. да
б. нет
в. не уверен
94. Если ты кого-то обидел, то ты: а. подумаешь про себя: «Ничего, скоро все позабудется» б. переживаешь, когда думаешь об этом в. среднее между «а» и «б»
95. Что тебе больше не нравится?
а. присматривать за маленькими детьми
б. слушать того, кто разбирается в деле чуть хуже чем ты
в. трудно сказать
96. Ты иногда можешь оставаться в хорошем настроении и
сохранять спокойствие, если тебя начинают критиковать и
осуждать за что-то?
а. да
б. нет
в. не уверен
97. Когда ты работаешь быстро и тщательно, то ты видишь, что:
а. некоторые все равно обгоняют тебя
б, очень многие отстают и работают не так успешно
в. трудно сказать
98. Если бы ты решил летом поработать, предпочел бы ты стать:
а. членом спасательной команды на пляже
б. лесником
в. трудно сказать
99. Тебе говорили когда-нибудь, что ты делаешь вещи,
которые нельзя ожидать от такого человека, как ты?
.а. да
б. нет
в. не уверен
100. Если ты должен сделать какую-нибудь работу, ты обычно: а. работаешь без остановки, пока не закончишь б. некоторое время напряженно работаешь, затем отдыхаешь в, среднее между «а» и «б»
ЮI. Если кто-то, когда ты ждешь, долго не приходит, ты . обычно нервничаешь и предпочитаешь уйти, чем остаться? а. да, почти всегда ухожу б. почти никогда не ухожу
в. трудно решить (сказать)
102. Имея возможность выбирать, ты предпочел бы жить: а. в уединенном доме в сельской местности б. в городской многолюдной квартире в. трудно решить
103. Когда в класс приходит новичок (юноша или девушка),
знакомится ли он (она) с тобой так же быстро, Как и со
всеми остальными?
а. да
б. нет
в. может быть (среднее между «а» и «б»)
104. Случалось ли тебе говорить о ком-либо плохо? а. да б. нет в. иногда
105. Когда ты счастлив, может ли какая-нибудь мелочь
совершенно испортить тебе настроение?
а. да
б. нет
в. может быть
106. Если твои товарищи отправляются куда-то, вдруг не
пригласив тебя, то ты:
а. считаешь, что они просто забыли
б. начинаешь очень беспокоиться и сердиться
в. трудно сказать
107. Приходя в новую компанию, ты:
а. общаешься дружески со всеми
б. некоторое время смотришь и решаешь, с кем действительно
стоит познакомиться в. среднее между «а» и «б»
108. Кажется ли тебе большинство твоих сверстников более
ребячливыми и менее взрослыми, чем ты?
а. да
б. нет
в. может быть
109. Ты предпочитаешь иметь: а. одного друга
б. много друзей, хотя и менее близких в. трудно сказать
110. В процессе работы ты контролируешь себя, чтобы убедиться, что выполняешь ее правильно?
а. редко б. часто в. может быть
111. Хотел бы ты учиться в школе, где надо ходить не на все
уроки, а только на те, которые кажутся наиболее легкими?
а. да
б. нет
в. может быть
112. Ты чувствуешь испуг при мысли, что забыл сделать то,
что должен был сделать?
а. часто
б. редко
в. может быть
113. Если ты приглашен в компанию, ты всегда рад туда пойти
и достаточно уверен, что поведешь себя так, как следует?
а. да
б. нет
в. может быть
114. Оказавшись в Испании прошлого столетия, ты бы предпочел: а. пойти на концерт старинной гитары и слушать старинные песни б- посмотреть бой быков, который нередко заканчивается
человеческими жертвами в. трудно сказать
115. Если бы одного из твоих одноклассников наказали строже,
чем он того заслужил, ты всегда вступаешься за него?
а. да
б. нет
в. может быть
116. Считаешь ли ты, что большинство людей настолько неразум
ны, что даже не знают, что для них хорошо, а что плохо?
а. да
б. нет
в. не уверен
117. Тебе легко заводить новых друзей?
а. да
б. нет
в. неуверен
П8. Если тебе показывают новую игру, то ты: а. ждешь, пока не увидишь, как в нее играют другие б. сразу включаешься и пытаешься освоить ее в. трудно сказать
119. Как ты думаешь, тебя считают человеком, который в
любых обстоятельствах остается хладнокровным и сохраняет
самообладание?
а. да
б. нет
в. может быть
120. Часто ли ты делаешь то, чего не следовало бы делать?
а. да
б. нет
в. может быть
121. Как по-твоему, родители имеют право сурово наказывать
своих детей, если те грубят им?
а. да
б. нет
в. может быть
122. Если бы ты проводил лето на берегу моря, чтобы тебе
больше понравилось?
а. собирать морские раковины
б. заниматься в секции водных лыж
в. трудно решить
123. Если группе твоих друзей нужно, чтобы кто-то один высказался за всех, это обычно делаешь ты? а. да б. нет в. иногда
124. Ты когда-нибудь говорил неправду?
а. да б. нет в. иногда
125. Если тебе приходится в спешке принимать какое-нибудь решение, остаешься ли ты потом доволен этим решением? а. как правило, да б. очень редко в. иногда
126. Если ты занимаешься, например, дописываешь контрольную,
а вокруг сюит шум, то ты:
а. раздражаешься
б. просто продолжаешь работать
в. среднее между «а» и « б»
127. Если бы ты был журналистом, ты бы предпочел писать:
а. о новых спектаклях
б. о каких-нибудь важных политических событиях,
которые волнуют весь мир в. не уверен
128. Ты обычно:
а. никогда никому не говоришь о своих планах
б. не против, если о них будут знать те, кто ими заинтересуется в. может быть
1 29. Тебя больше нравятся ребята:
а. задумчивые, спокойные, рассудительные
б. очень шумные, беспокойные
в. трудно сказать
130. Ты считаешь, что неразумно брать на себя лишние
хлопоты только ради того, что быть вежливым?
а. да
б, нет
в. трудно ответить
131. Если ты начал какое-нибудь дело, то каждый знает, что ты доведешь его до конца? а. да
б. нет в. может быть
132. Бываеттак, что когда ты собираешься выступтъ перед клас сом, у тебя начинают немного дрожать руки и колотиться сердце? а. да б. нет в. может быть
133. Если ты на глазах у людей совершил какую-нибудь глупость,
можешь ли ты отделаться шуткой и вести себя, как
ни в чем не бывало?
а. да
б. нет
в. может быть
134. Ты предпочел бы получить в подарок:
а. книгу стихов и пьес
б. книгу о спортсменах, например, о гимнастике или хоккее
в. не могу решить
135. Если ребята разыгрывают кого-то, то ты:
а. всегда присоединяешься, чтобы повеселиться с ними
б. считаешь это ребячеством, плохим поступком
в. может быть
136. Думаешь ли ты ( или думал, когда был младше), что
случится, если ты потеряешься во время путешествия или похода?
а. да
б. нет
в. не уверен
137. Тебя иногда беспокоят какие-нибудь никчемные, пустые
и ненужные мысли, от которых ты не можешь отвязаться?
а. да
б. нет
в. может быть
138. Если у тебяесть несколько свободных минут, ты предпочтешь:
а. побеседовать с другом
б. почитать что-нибудь интересное
в. трудно сказать
139. Ты считаешь, что глупо всегда следовать моде?
а. да
б. нет
в. не уверен
140. Читая о великих подвигах какого-нибудь известного героя,
ты испытываешь:
а. как правило, желание самому совершить их
б. нередко считаешь, что такие дела для кого-нибудь другого,
но не для тебя
в. трудно сказать
141. Ты бываешь иногда настолько нервным и взвинченным, Что тебя раздражают внезапные звуки? а. да б. нет в. иногда
142. Ты уверен, что ответил На все вопросы?
а. да
б. нет
в. может быть
«Ключ» к подростковому варианту опросника Р.Кеттелла
Фактор А: 2б, За, 22а. 42б, 62а, 82б, 102б, 103а, 122б, 123а. Фактор В: 23б, 24б, 43а, 44б, 63б, 64а, 83а, 84б, 104б, 124б. Фактор С: 4б, 5а, 6б, 25а, 26б, 45а, 65б, 85а, 105б, 125а. Фактор Д: 7б, 27а, 46б, 47а, 66б, 67а, 86б, 87а, 106б, 126а. Фактор Е: 8б, 9а, 28б, 48а, 68б, 88а, 107б, 108а, 127б, 128а. Фактор F :10a, 29б, З0а, 49а, 50а, 69б, 70а, 89б, 109б, 129б. Фактор G: 11a, 31a, 51a, 71б, 90б, 91а, 110б, 111б, 130б, 131а. Фактор Н: 126. 32а. 526.72а. 926.93а. И 26.11 За. 1326. 133а. Фактор I: 13б, ЗЗа, 34б, 53а, 54б, 73а, 74б, 94б, 114а, 134а. Фактор J: 14б,15а, 75,, 95а, 115, 116а, 135, 136а. Фактор О: 16б, Зба, 56б, 57а, 76б, 77а, 96б, 97а, 1176, 137а. Фактор Q2: 17б, 18а, 37б, 38а, 58б, 78а, 98б, 118а, 138б, 139а. Фактор Q3: 19б, 39а, 59б, 79а, 80б, 99а, 100б, 119а, 120б, 140а. Фактор Q4: 20б, 21а, 40б, 41а, 60б, 61а, 81б, l0la, 121б, 141а.
Нормы для методики «ОПРОСНИК КЕТТЕЛА»
Возраст | Пол | А | В | С | Д | Е | |||||||||||||
м ж | 6,0-113,0 7,0-13,0 | 2,0-5,0 2,0-7,0 | 6,0-14,0 4,0-13,0 | 7,0-13,0 6,0-12,0 | 9,0-14,0 7,0-14,0 | ||||||||||||||
м ж | 7,0-11,0 7,0-13,0 | 1,0-4,0 1,0-6,0 | 6,0-12,0 5,0-11,0 | 6,0-13,0 6,0-13,0 | 9,0-14,0 7,0-13,0 | ||||||||||||||
м ж | 6,0-13,0 7,0-14,0 | 1,0-4,0 1,0-5,0 | 6,0-13,0 5,0-12,0 | 6,0-14,0 7,0-14,0 | 8,0-14,0 8,0-14,0 | ||||||||||||||
м ж | 8,0-13,0 6,0-14,0 | 1,0-5,0 1,0-4,0 | 9,0-15,0 4,0-10,0 | 6,0-14,0 8,0-15,0 | 9,0-15,0 6,0-14,0 | ||||||||||||||
Возраст | Пол | F | Н | I | ] | ||||||||||||||
м ж | 6.0-13,0 7,0-13.0 | 8.0-15,0 7,0-15,0 | 8.0-15,0 6,0-13,0 | 4,0-10,0 8,0-14,0 | 6,0-13,0 7,0-13.0 | ||||||||||||||
м ж | 8.0-14,0 6,0-13,0 | 8.0-13,0 8,0-15,0 | 7,0-15,0 6.0-12.0 | 5.0-11,0 9,0-15.0 | 6,0-13,0 7,0-12,0 | ||||||||||||||
м ж | 8,0-14.0 7,0-15,0 | 7,0-14.0 7,0-15,0 | 7,0-15,0 5.0-14,0 | 5,0-11,0 8,0-15,0 | 6,0-13.0 7,0-13,0 | ||||||||||||||
м ж | 8,0-14,0 8.0-14,0 | 7.0-15,0 6,0-13,0 | 7,0-15,0 5,0-12,0 | 6,0-11.0 10,0-16,0 | 8,0-13,0 6,0-11,0 | ||||||||||||||
Возраст | Пол | Q2 | Q3 | ||||||||||||||||
м ж | 6.0-13.0 7,0-15,0 | 9,0-13,0 7,0-1 4,0 . | 8.0-15.0 9,0-15,0 | 5,0-12,0 5.0-12,0 | |||||||||||||||
м ж | 7,0-15,0 8,0-15.0 | 8,0-13,0 8,0-14,0 | 10.0-15,0 9,0-15,0 | 7,0-13.0 5,0-14,0 | |||||||||||||||
м ж | 7.0-1 5,0 9,0-16,0 | 8,0-14,0 7,0-14,0 | 8,0-14,0 9,0-15,0 | 5,0-13,0 7,0-14,0 | |||||||||||||||
м ж | 7,0-1 5,0 9,0-16,0 | 9,0-15,0 7,0-13,0 | 9,0-15,0 7,0-13,0 | 6.0-13,0 8.0-15,0 | |||||||||||||||
Бпанк к методаке «ОПРОСНИККЕТТЕЛА>>
Фамилия___________ Имя _________ Возраст_ Дата обследования_______ Школа__________ Класс Дата рождения_____________________
АБВ | АБВ | АБВ | АБВ | АБВ | АБВ | АБВ |
ПО | ||||||
Приложение 2
ЛИЧНОСТНЫЙ ОПРОСНИК АЙЗЕНКА
(в адаптации А.Ю.Панасюка)
ИНСТРУКЦИЯ
Тебе предлагается ответить на ряд вопросов. Эти вопросы не являются задачами или правилами, они не связаны со школьной программой. Все они очень простые и составлены так, чтобы их понял каждый твой ровесник.
Ответы на каждый вопрос необходимо записывать на бланке в том квадратике, у которого такой же номер, как и номер вопроса. Например, в квадратике, около которого стоит цифра «1», записывается ответ на вопрос «1». На каждый вопрос можно отвечать только «да» или «нет». Если ты пожелаешь ответить на какой-нибудь вопрос «да», то поставь крестик в квадратике слева от цифры, обозначающий номер вопроса. Если захочешь ответить «нет», то поставь крестик в квадратике, находящемся справа от цифры, обозначающей номер данного вопроса.
Если ты захочешь исправить свой ответ, то сделай это так, чтобы было понятно, как ты исправил. Но лучше, если исправлений не будет.
Психолог, проводящий с гобой это исследование, без твоего согласия не будет никому передавать тот листок, на котором ты напишешь свои ответы, а поэтому твои ответы будут храниться только у него.
Если тебе все ясно, то приступай. Только, пожалуйста, будь повнимательней.
1. Тебе правится находиться в шумной и веселой компании?
2. Часто ли ты нуждаешься в помощи других ребят?
3. Когда тебя о чем-нибудь спрашивают, ты чаще всего быстро находишь ответ?
4. Бываешь ли ты очень сердитым, раздражительным?
5. Часто ли у тебя меняется настроение?
6. Бывает такое, что тебе иногда больше нравится быть одному, чем встречаться с другими ребятами?
7. Тебе мешают уснуть разные мысли?
8. Ты всегда выполняешь все сразу так, как тебе говорят?
9. Любишь ли ты подшучивать над кем-нибудь?
10. Было ли когда-нибудь так, что тебе становилось грустно без особой причины?
11. Можешь ли ты сказать, что ты, в общем-то, очень веселый чело-
век?
12. Ты когда-нибудь нарушал правила поведения в школе?
13. Бывает ли так, что иногда тебя почти все раздражает?
14. . Тебе нравилась бы такая работа, где все надо делать очень быстро?
15. Было ли когда-нибудь, чтобы тебе доверили секрет, а ты по каким-то причинам не смог его сохранить?
16. Ты сможешь без большого труда развеселить компанию скучающих ребят?
17. Бывает так, что твое сердце начинает сильно биться, даже если ты почти не волнуешься?
18. Если ты хочешь познакомиться с другим мальчиком (девочкой), то ты почти всегда первый начинаешь разговаривать?
19. Ты когда-нибудь говорил неправду?
20. Легко ли ты расстраиваешься, когда тебя ругают за что-нибудь?
21. Тебе постоянно нравится шутить и рассказывать веселые истории?
22. Ты иногда чувствуешь себя усталым без особой причины?
23. Ты всегда выполняешь то, что тебе говорят старшие?
24. Ты, как правило, всегда бываешь всем доволен?
25. Можешь ли ты сказать, что ты чуть-чуть более обидчивый, чем другие?
26. Тебе всегда очень нравится играть с другими ребятами?
27. Было ли когда-нибудь, чтобы тебя попросили дома помочь по хозяйству, а ты по какой-то причине не смог этого сделать?
28. Бывает, что у тебя иногда без особой причины кружится голова?
29. У тебя временами бывает такое чувство, что тебе все надоело?
30. Ты любишь иногда похвастаться?
31. Бывает такое, что, находясь среди других ребят, ты чаще всего молчишь?
32. Бывает, что ты так волнуешься, что не можешь усидеть на месте?
33. Ты обычно быстро принимаешь решение?
34. Ты шумишь иногда в классе, если нет учителя?
35. Тебе временами снятся страшные сны?
36. Можешь ли ты веселиться, не сдерживая себя, в компании ребят?
37. Тебя легко огорчить?
38. Случалось ли тебе говорить о ком-нибудь плохо? 39. Можешь ли ты иногда сказать про себя, что ты беззаботный
человек?
40. Если ты оказываешься в глупом положении, то ты потом долго расстраиваешься?
41. Ты все ешь, что тебе дают?
42. Когда тебя о чем-нибудь просят, тебе всегда бывает трудно отказать?
43. Ты любишь часто ходить в гости?
44. Был ли хотя бы раз в твоей жизни такой момент, когда тебе не хотелось жить?
45. Было ли такое, чтобы когда-нибудь ты разговаривал грубо с родителями?
46. Как ты думаешь, тебя считают веселым человеком?
47. Ты часто отвлекаешься, когда делаешь уроки?
48. Нередко бывает так, что тебе не хочется принимать участие в общем веселье?
49. Тебе обычно трудно бывает уснуть из-за разных мыслей?
50. Ты почти всегда уверен, что справишься с делом, за которое взялся?
51. Бывает, что ты нередко чувствуешь себя одиноким?
52. Ты обычно стесняешься заговаривать первым с новыми людьми?
53. Ты часто спохватываешься, когда уже поздно?
54. Когда кто-нибудь из ребят кричит на тебя, ты тоже кричишь в ответ?
55. Бывает, что ты очень веселый или очень печальный без особой причины?
56. Тебе иногда кажется, что трудно получить настоящее удовольствие от компании ребят?
Ключ» к «ОПРОСНИКУ АЙЗЕНКА»
Шкала эксраверсии-интроверсии
«Да»: 1, 3 , 9, 11, 14, 16, -18, 21, 24, 26, 33, 36, 39, 43, 46, 50, 54.
«Нет»: 6, 31, 48, 52, 56.
Шкала нейтротизма
«Да»: 2, 5, 7, 10, 13, 17, 20, 22, 25, 28, 29, 32, 35, 37, 40, 42, 44, 47, 49, 51, 53, 55.
Шкала искренности
«Да»: 8, 23, 41.
«Нет»: 4, 12, 15, 19, 27, 30, 34, 38, 45.
Нормы для методики «ОПРОСНИКА АЙЗЕНКА»
Возраст | Пол | № | Лживость | Нейтротизм | Экстра-интроверсия |
м ж | 3,0-8,0 4,0-10,0 | 2,0-14,0 6,0-15,0 | 7,0-15,0 7,0 |