Коррекция поведения дезадаптированных подростков и юношей

Одной из основных форм социально-педагогической работы с дезадаптированными учащимися является их реабилитация.

Реабилитация может рассматриваться как система мер, направленных на решение задач достаточно широкого диапазона - от привития элементарных навыков до полной интеграции человека в общество.

Социальная реабилитация - это система мер, имеющих своей целью возвращение ребенка к активной жизни в обществе и общественно полезному труду. Этот процесс является непрерывным, хотя и ограничен временными рамками.

Существует несколько форм социально-реабилитационной работы:

1. Индивидуально-психологическая поддержка, осуществляемая путем включения дезадаптированного подростка или юношу в систему гуманизированных межличностных отношений, опосредованных общественно полезной деятельностью.

При построении социально-педагогической реабилитационной программы работы с учащимися девиантного поведения в качестве базовых учитываются следующие положения:

- опора на положительные качества учащегося, т.е. необходимо следовать путем создания для него "ситуации успеха";

- формирование будущих жизненных устремлений (например, работа, направленная на определение будущей профессии, помощь в выборе соответствующего интересам и возможностям учебного заведения и в трудоустройстве);

- включение учащегося в значимую для него общественно полезную деятельность;

- глубокая доверительность и уважение во взаимоотношениях с учащимся.

В процессе реабилитационной социально-педагогической и психологической деятельности специалист выполняет три функции:

а) восстановительную, предполагающую восстановление тех положительных качеств, которые преобладали у учащегося до наступления дезадаптации;

б) компенсирующую, заключающуюся, во-первых, в формировании у учащегося стремления исправить те или иные качества личности путем включения в общественно полезную деятельность, активизации его потребностей в самосовершенствовании на основе самоанализа своих поступков и выработки самокритичного отношения к себе; во-вторых, в формировании морально-нравственных ценностей и идеалов;

в) стимулирующую, направленную на активизацию положительной мотивации деятельности подростка, предполагающую различные воспитательные приемы (внушение, убеждение, пример и др.).

В зависимости от личностных особенностей учащегося и условий, в которых он находится, строятся направления социально-педагогической и психологической работы.

Предкризисное состояние учащегося, обусловленное социальной запущенностью вследствие конфликтов в семье или со сверстниками, побегами из дома, непосещением учебного заведения, предполагает такие виды деятельности специалистов, как: индивидуальное консультирование; включение учащегося в тренинговые группы с целью коррекции негативных эмоционально значимых ситуаций; индивидуальная работа с системой ценностей ребенка; обучение социальным навыкам, способам эффективного общения, конструктивному поведению в конфликтных ситуациях.

Кроме этого, необходима работа с семьей, которая основана на диагностике педагогических позиций семьи; индивидуальном консультировании; включение родителей в тренинговые группы по обучению эффективному родительскому взаимодействию с ребенком.

Кризисное состояние, характеризующееся внешним проявлением различных форм девиантного поведения (агрессией, асоциальным поведением и др.), требует использования экстренной диагностики эмоционального состояния; выявления причин данной проблемы, обучения навыкам решения возникающих проблем, умениям управлять своими эмоциями; помощи в формировании позитивной "Я-концепции" и др.

Исследования С.Л. Беликовой показывают, что индивидуальная социально-педагогическая и психологическая работа является недостаточно эффективной, поскольку лишь у 15% подшефных удалось добиться устойчивого улучшения поведения. Более эффективен коррекционный подход в рамках социально организованных коллективов для подростков.

2. Включение социально-дезадаптированных подростков и юношей в педагогически организованную среду коллектива специализированного подросткового или юношеского клуба.

Социально-педагогическая работа по созданию такого коллектива, безусловно, имеет свои законы и технологию, без знания и соблюдения которых коллектив способен превратиться в орудие беспощадного подавления индивидуальности.

Как показала экспериментальная работа С.А. Алексеева, наиболее эффективно воспитательные функции временных коллективов осуществляются в том случае, когда соотношение "трудных" и "благополучных" составляет 1:3. В коллективе подросткового клуба была специально организована среда, где восстанавливались социальный статус и утраченные навыки социально одобряемого поведения "трудных" подростков.

Включение девиантных подростков и юношей в специализированный коллектив характеризуется следующими стадиями:

- I стадия - период адаптации. Важно, опираясь на первоначальные мотивы, приведшие учащихся в клуб, приобщить их к различным коллективным делам и нормам коллективной жизни.

- II стадия - период частичной неустойчивости ресоциализации, характеризующийся активным включением учащегося в коллективную деятельность клуба, принятием коллективных норм, отказом от асоциальных форм поведения. Однако в это время еще возможны рецидивы асоциальных отклонений.

- III стадия - период полной ресоциализации, характеризующийся практически завершением процесса ресоциализации, когда у юноши складываются достаточно твердые убеждения, социальные ориентации, происходит профессиональное самоопределение, формируются самосознание, способность к самоанализу, самовоспитанию, появляется стремление участвовать в общественной жизни, в общественно полезном труде.

Разберем подробнее, какие методы и формы воздействия более адекватно применяются на разных возрастных этапах.

3. Мероприятия, направленные на профилактику экстремизма для основного общего образования. Методы стимулирования позитивной мотивации

При индивидуальном консультировании:

- методика конфронтации клиента на этапе заключения терапевтического контракта;

- методика проектирования будущего (предполагает подробное описание своего будущего при сохранении девиантного поведения и без него);

- рисунки на темы, связанные с девиантным поведением, например: "Я и наркотики", "Жизнь без наркотиков".

При групповой работе:

- групповое убеждение;

- предоставление учащемуся с девиантным поведением полной свободы действий при делегировании ему всей ответственности за себя и свое поведение;

- помещение личности в иную социальную среду.

Наши рекомендации