Процессы и взаимодействия, сопровождающие процесс родов

Сегодня акушерство все так же уделяет основное внимание роли врача и его умению контролировать процесс родов. Такой подход привел к тому, что нормальные роды проходят в родильных комнатах, оборудованных по последнему слову техники, и под наблюдением электронных приборов. Современное акушерство не знает и не хочет знать, что роды и кормление грудью сразу после рождения — неотъемлемая часть сексуальной жизни женщины. Как медицинская наука, оно остается в неведении относительно потенциально отрицательного влияния врачей-мужчин и незнакомых людей, присутствующих при родах, на их развитие, оно также абсолютно ничего не знает о важности женщин — помощниц при родах и акушерок.

МишельОден

Итак, начнем с начала.

Картина доступная для внимательного наблюдения:

Начинаются роды совсем не в тот момент, о котором предупреждают врачи. Еще за 9 недель до дня родов (и уже тогда можно достаточно точно определить дату нормальных родов) начинаются предварительные «схватки». Это не те схватки, что будут в родах, это очень медленные и мягкие, нежные сокращения матки, плавно вдавливающие головку плода в область малого таза. Головка «вставляется», проходит несколько десятков минут, и матка так же медленно расслабляется, высвобождая головку и позволяя плоду подняться над малым тазом. Предварительные схватки повторяются с небольшой частотой — через 12 часов. Чаще всего женщины этого не замечают. Я считаю это непростительным самообкрадыванием. Думаю, что полноценно участвовать в таинстве рождения новой жизни невозможно без значительной концентрации внимания на всем процессе во все время его прохождения.

Через 7 недель, то есть за две недели до родов, частота и сила схваток увеличиваются, что приводит к окончательному вставлению головки в малый таз. Все, в том числе и будущая мать, отмечают опускание живота на уровень 36 недель беременности. Женщине становится легче дышать и вообще жить. В эти две недели матка сокращается с частотой 4–8 раз в сутки. Некоторые схватки бывают замечены. За два или более (до 12 дней) дня до родов проходят предвестниковые схватки. Это обычно происходит потому, что одну из схваток наиболее сильную, замечает беременная. Женщина уже настроена на начало родов, она возбуждена и взволнована. Поэтому она включается в процесс, и схватки начинают идти одна за другой. Но время еще не пришло. Родовой поток не сформировался, поэтому схватки прекращаются, как только женщина утомится.

Часто в родильном доме предвестники принимают за начавшиеся роды, а их окончание за родовую слабость. Эта ошибка в конце концов приводит к стимуляции или даже к кесареву сечению. В этом случае ребенок приходит в этот мир без должного сопровождения. Подробности (частично) далее.

В конце концов приходит день и час. Схватки резко усиливаются, ускоряются и учащаются. Теперь их трудно не заметить. Объем матки с каждой схваткой немного сокращается, продвигая, таким образом, плод к его конечной цели. Импульсы к сокращению матки все эти 9 недель исходили из ее купола. Теперь у них появляется еще один источник — шейка. По мере растяжения шеечное кольцо генерирует сигнал, который, проходя по всему телу матки вверх, к куполу, формирует на нем импульс к сокращению. Поначалу схватки не скоординированы, поскольку сигнализация поступает из двух точек, а то и более, в случае сильного стресса импульсы могут прийти и из ЦНС. Но при спокойном ведении родов координация быстро устанавливается. После этого наблюдается некоторый спад активности. Это естественно, как если бы в одной комнате собралось много народу, и по тревоге каждый бы начал пытаться все необходимое сделать сам. Началась бы беспорядочная беготня и суета. Потом нашелся бы человек, всех успокоивший и предложивший разделить обязанности и работать сообща на общий результат. Суеты стало бы меньше, а темп действий замедлился бы, но эффективность действий возросла.

В случае, когда нескоординированная деятельность была длительной, схватки могут прекратиться на 4–6 часов, пока организм не восстановит силы. Пугаться этого не стоит, даже если воды начали отходить во время этого этапа. Тут, правда, возникают сложности у рожающих в родильном доме. Дело в том, что роддом, как и всякая больница, является местом постоянного проживания большого количества очень вредных и устойчивых к антибиотикам бактерий. Домашняя же атмосфера безопасна для «своих». Так что в роддоме 6 часов после вскрытия пузыря считаются временем, грозящим инфицированием матери и ребенка. Хотя я мог бы предложить простой выход: основной причиной слишком долгого координирования родовой деятельности является больничный фактор. Если роженица проведет первый и второй периоды родов дома и приедет в роддом уже со скоординированными схватками, то не придется ее стимулировать или «кесарить». Этот метод, кстати, уже используется в некоторых известных мне родильных домах.

В дальнейшем схватки становятся еще чаще и сильнее, шейка матки растягивается и раскрывается, образуя вместе с телом матки родовую «трубу», которая имеет слегка спиралевидное строение и в которую буквально ввинчивается плод, раздвигая податливые мягкие ткани промежности.

Рождается ребенок. Он тихонько всхлипывает и начинает дышать. Сначала поверхностно, пока пульсирует пуповина, потом все глубже и ровнее. Он ищет материнскую грудь, находит ее и начинает сосать. От этого матка сокращается еще больше, плацента отделяется от стенки и соскальзывает к шейке, давит на нее, чем порождает еще несколько схваток, выпихивающих ее наружу. После этого пуповину можно перерезать. Бить ребенка не надо, также не нужен и дикий вопль, который якобы расправляет легкие. Кислород в таких количествах еще не нужен и непривычен. Он может ожечь нежную ткань и породить воспалительный процесс, который через годы проявится как пневмония или бронхиальная астма. Ну а то, что нас избили сразу по прибытии, мы не забудем до самой смерти (горькая шутка).

Перерезание пуповины переживается ребенком без особого энтузиазма, но, согревшись около матери и попив немного молозива, он засыпает рядом с ней, чтобы еще раз пережить во сне то, что с ним только что произошло наяву. Это снимет родовой стресс и запустит механизмы реабилитации родовой травмы.

Это идеальный сценарий. Конечно же, в жизни многое происходит не идеально. Если взять роддомовские роды, то почти все написанное не про них. А жаль. Чем дальше мы от идеала, тем меньше надежды на полную или даже частичную реабилитацию.

Наши рекомендации