Вопрос 27. Функциональные характеристики предпринимательства, этапы развития. Риск как ключевой аспект предпринимательства
Предпринимательская деятельность - по гражданскому законодательству РФ самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Основные черты предпринимательской деятельности:
1. Владение капиталом, собственным или заемным совершающим кругооборот.
2. Управление, надзор и контроль за процессами производства и обращения капитала.
3. Подчинение процесса движения капитала в любой сфере извлечению максимальной прибыли.
4. Учет и использование рыночной конъюнктуры – конкуренции спроса и предложения и т.п., вплоть до вкусов потребителей.
5. Свобода принятия хозяйственных решений с целью обеспечения технических и экономических способов и методов предпринимательской деятельности с наименьшими издержками производства.
6. Направленность производителей, как оферентов – носителей предложения на удовлетворение потребностей, конкурентов – носителей спроса, на обеспеченность общества товарами и услугами за счет возрастающей производительности труда.
7. Способность к экспериментам, новаторству и риску для достижения максимального успеха.
Перечисленные важнейшие признаки предпринимательства взаимосвязаны и действуют одновременно. Сущность предпринимательской деятельности через выполнимые его функции. «Функции предпринимательства» - это осуществление по производству и отменными операциями между предпринимателем и другими элементами хозяйственной среды.
1. Предприниматель берет на себя инициативу соединения факторов производства в единый процесс производства товаров и услуг с целью получения прибыли;
2. Предприниматель есть организатор производства, настраивающий и задающий тон деятельности фирмы и принимающий на себя бремя ответственности за успех их проведения;
3. Предприниматель – это новатор, внедряющий на коммерческой основе новые продукты, новые технологии, новые формы организации дела;
4. Предприниматель – это человек, не боящийся риска и сознательно идущий на него ради достижения цели бизнеса.
К перечисленным функциям можно добавить:
1. Поддержку предпринимательству. Распределение предпринимательских идей, инициативы и опыта управлении, что является функцией менеджмента.
2. Определение нужд потребителей и управление процессом обмена между предприятием и его контрагентами, что является функцией менеджмента.
3. Связи с общественностью (так называемые «паблик-рилейшиз») Осуществление и управление отношениями между предприятием и общественными структурами или средства массовой информации.
Три волны" развития теории предпринимательской функции - так условно можно охарактеризовать развитие процесса научного осмысления практики предпринимательства.
"Первая волна", которая возникла еще в XVIII в, была связана с концентрацией внимания на несении предпринимателем риска. Французский экономист шотландского происхождения Р. Кантильон в XVIII в впервые выдвинул положение о риске в качестве основной функциональной характеристики предпринимательства. Согласно Р. Кантильону, предприниматель есть любой индивид, обладающий предвидением и желанием принять на себя риск, устремленный в будущее, чьи действия характеризуются и надеждой получать доход, и готовностью к потерям.
"Вторая волна" в научном осмыслении предпринимательства связана с выделением инновационности как его основной отличительной черты. Основоположником этого направления является один из крупнейших представителей мировой экономической мысли Йозеф Шумпетер. В своих новаторских работах Й. Шумпетер рассматривал предпринимателя как центральный элемент механизма экономического развития. По его мнению, в основе экономического развития лежит особая функция предпринимателя, проявляющаяся в стремлении использовать "новую комбинацию" факторов производства, следствием чего является нововведение, инновация.
И первая, и вторая "волны" развития теории предпринимательской функции были основаны на многофункциональности предпринимательской роли, что вело к излишней односторонности в толковании проблем предпринимательства. Полифункциональная модель предпринимательства связана с появлением "третьей волны" в результате теоретических изысканий Й. Шумпетера, а также неоавстрийской школы экономического анализа, наиболее видными представителями, которой были Л. Мизес и Ф. Хайек.
"Третья волна" отличается сосредоточением внимания на особых личностных качествах предпринимателя и на роли предпринимательства как регулирующего начала в уравновешивающей экономической системе.
Современный этап развития теории предпринимательской функции можно отнести к "четвертой волне", появление которой связывается с переносом акцента на управленческий аспект в анализе действий предпринимателя, а, следовательно - с переходом на междисциплинарный уровень анализа проблем предпринимательства.
В предпринимательской деятельности риск можно понимать как вероятность неполучения запланированного результата при осуществлении деятельности. В научной литературе понятие «риск» связан с неопределенностью большого количества факто-ров, которые необходимо учитывать при организации предпринимательской деятельности. В современной экономической литературе некоторые авторы разделяют эти два понятия, а некоторые склонны считать, что они тождественны. Понятие «риск» больше связано с технологией принятия управленческого решения и опирается на методологическую базу теории рисков. Риски в предпринимательской деятельности принято называть хозяйственными рисками, т. е. связанными с производственными, финансовыми, коммерческими, социальными и другими функциями. В предпринимательской деятельности появление рисков объясняется интенсивностью использования «операционного» (производственного) и «финансового» рычагов (leverage) в процессе принятия решений. Существует огромное количество видов рисков в предпринимательской деятельности, связанное с многообразием социально-экономических отношений, где возникает опасность потери. К настоящему времени в экономической теории ещё не разработано общепринятой и одновременно исчерпывающей классификации рисков. Это связано с тем, что на практике существует очень большое число различных проявлений рисков, возникают новые их виды, при этом один и тот же вид риска может обозначаться различными терминами. Кроме того, зачастую оказывается весьма сложным разграничивать отдельные виды риска.
Процесс управления рисками в предпринимательской деятельности связан, прежде всего, с анализом всех факторов, которые создают внешнюю и внутреннюю среду хозяйственной деятельности. Реалии российского предпринимательства таковы, что крупные и средние предпринимательские структуры обладают высокой степенью консерватизма и с трудом реагируют на динамику изменений во внешней и внутренней средах. И если малые предприятия, оценив текущий уровень рисков (коэффициент вероятности), смогут относительно быстро переориентироваться и уйти от убыточного бизнеса, то для крупного производства эта проблема становится сложно реализуемой. Поэтому необходимо в системе управления предусматривать последствия от принятия решения в области управления рисками. В зависимости от последствий различают несколько зон риска предпринимательской деятельности:
безрисковая зона – область, в которой не ожидается риск;
зона допустимого риска – область, где предпринимательская деятельность сохраняет свою экономическую целесообразность;
зона критического риска – область, характеризуемая опасностью потерь, превышающих прибыль и стоимость вложенных средств;
зона катастрофического риска - область потерь, превышающих критический уровень. Анализ хозяйственной ситуации в виде выделения зон рисков требует оценки реальных потерь в каждой зоне риска. Для принятия управленческого решения, которое не грозит критическим и катастрофическим риском, может быть построена кривая вероятности потерь, графически отображающая приемлемость конкретного решения. Управление предпринимательскими рисками основывается на принципе уменьшения вероятности проявления определенного риска за счет использования специальных методов. Методы управления рисками можно разделить на четыре основные группы: уклонения от риска, локализации риска, диссипации риска, компенсации риска.
Методы уклонения от риска основываются на том, чтобы просчитать все управленческие решения на стопроцентную гарантию застрахованности от рисков.
Методы локализации риска основываются на выявлении участков хозяйственной деятельности, наиболее подверженные воздействию факторов риска. В основе методов управления лежит определение «экономически опасных» зон деятельности, мониторинг рисков, образование венчурных предприятий, раскручивание фирмы (бизнеса).
Методы диссипации риска основаны на распределении факторов риска между участниками хозяйственной деятельности с целью исключения концентрации риска в одной организационной структуре (точке)
Методы компенсации риска основаны на мерах и механизмах, упреждающих появление рисков. К таким методом нужно отнести методы стратегического планирования и прогнозирования, мониторинга, ситуативного менеджмента, целенаправленного маркетинга, создание системы резервов, лоббирование законопроектов, нейтрализующих появление факторов риска, борьба с криминальными действиями и многое другое. В практическом плане процесс управления рисками можно разделить на следующие этапы:
подготовительный – ранжирование возможных альтернатив в процессе принятия управленческих решений в условиях воздействия разнообразных факторов риска;
организационный – выбор методов управления рисками, способов минимизации потерь, разработка превентивных мер, ситуационного прогнозирования и планирования деятельности;
нормативный – разработка инструкционных материалов для выхода из разнообразных хозяйственных ситуаций.