Рождаемость. Методы изучения, общие и специальные показатели. Факторы, влияющие на уровень рождаемости.
Рождаемость - процесс возобновления новых поколений, в основе которого лежат биологические факторы, влияющие на способность организма к воспроизводству потомства. На уровень и динамику рождаемости влияют также социально-экономические, исторические, культурные и другие факторы.
Для определения интенсивности процесса рождения обычно пользуются показателями рождаемости:
Как статистический показатель рождаемость определяется отношением числа родившихся живыми в данном году к среднегодовой численности населения, умноженным на 1000. В областях, где коэффициент рождаемости составляет 8—10‰, преобладают однодетные семьи. В девяностые годы двадцатого века в России отмечалось резкое снижение рождаемости, уровень которой составлял 8—9‰ (в Ставропольском крае — 10‰). Начиная с 2005 года, рождаемость начала медленно повышаться, достигнув в 2013 году 13,2‰. В Европейских странах уровень рождаемости низкий — 9—12‰, в странах Юго-Восточной Азии высокий — более 25‰. Для углубленной характеристики рождаемости необходимо знать показатели общей и повозрастной плодовитости (фертильности). Показатель фертильности определяется отношением числа родившихся живыми к числу женщин детородного возраста (15—49 лет), умноженным на 1000. В России этот показатель составляет 58,8 на 1000 женщин фертильного возраста. Повозрастные показатели рождаемости (плодовитости) определяются отношением числа родившихся живыми детей у женщин различных возрастных групп (15—19, 20—24, 25—29 лет и т. д.) к числу женщин соответствующей возрастной группы, умноженным на 1000.
Общий коэффициент рождаемости не дает исчерпывающего представления об интенсивности процесса деторождения, пригоден лишь для приблизительной, грубой характеристики и оценки явления, которое в значительной степени зависит от социально-демографической структуры населения.
Факторы, влияющие на уровень рождаемости:
а) состав населения по полу
б) социально-экономические факторы
в) образовательный уровень женщин
г) занятость женщин в общественном производстве
д) помощь государства семьям, имеющим детей
е) традиции народа и религия
ж) состояние здоровья женщины
з) время вступления в брак
и) браки и разводы
к) соотношение абортов и родов
Основные причины снижения рождаемости в РБ:
- участие женщин в производстве
- высокий уровень образованности
- социально-материальное положение семьи
Специальные показатели рождаемости:
1) коэффициент плодовитости - среднее количество детей, рожденных одной женщиной; позволяет устранить влияние половой и частично возрастной структур населения.
2) повозрастные показатели рождаемости - рождаемость среди женщин определенного возраста (интервалы 15-19, 20-24, 25-29, 30-34, 35-39, 40-44, 45-49 лет).
Коэффициент плодовитости менее 64 - низкий, 64-100 - средний, 101-120 - выше среднего, 121-160 - высокий, 161 и более -очень высокий.
3) показатели воспроизводства
а) суммарный коэффициент рождаемости - число детей, рожденных в среднем одной женщиной за весь фертильный период жизни. Данный показатель не зависит от возрастного состава населения и характеризует средний уровень рождаемости в данный календарный период.
б) брутто-коэффициент воспроизводства («грязный», «неочищенный» коэффициент) - число девочек, рождаемых в среднем одной женщиной в течение фертильного возраста (15-49 лет)
в) нетто-коэффициент воспроизводства («чистый», «очищенный» коэффициент) - число девочек, достигающих половозрелого возраста, рождаемых в среднем одной женщиной в течение фертильного возраста. Характеризует степень замещения поколения женщин их дочерями и представляет обобщенную характеристику не ближайших перспектив роста населения, а уровней рождаемости и смертности в данный период.
По нетто-коэффициенту судят о типе воспроизводства населения:
а) расширенное - нетто-коэффициент больше 1;
б) простое - нетто-коэффициент равен 1;
в) суженное - нетто-коэффициент меньше 1.
Нетто-коэффициент воспроизводства может быть рассчитан не только для женского, но и мужского населения по методике расчета этого показателя для женского населения. Он показывает, сколько мальчиков оставляет после себя каждый мужчина с учетом того, что часть их не доживет до возраста отца в момент их рождения.
Билет № 10
1. Травматизм как медико-социальная проблема. Система лечебно-профилактических учреждений и мероприятия по борьбе с травматизмом.
)Травматизм является одной из важнейших медико-социальных проблем современности для большинства стран мира. На протяжении всего XX в. актуальность проблемы травматизма росла, при этом отмечается рост травматизма со смертельным исходом, с переходом на инвалидность, с временной утратой трудоспособности. Сегодня в экономически развитых странах мира травмы занимают третье место среди причин смерти населения, причем среди трудоспособного возраста.
Есть два обстоятельства, которые выделяют травмы среди других патологических состояний человека.
1 - связано с внезапностью травм.
2 - связано с тем, что этот фактор неблагоприятного воздействия на организм человека, как правило, становится ясным сразу.
Эпидемиологическая ситуация с травматизмомв России крайне напряженная. Ежегодно в стране регистрируется более 12 млн. случаев травм и отравлений, из них травмы составляют 93%, отравления — 1 %, другие несчастные случаи — 6 %. Средний уровень травматизма составляет 120—130 случаев на 1000 населения. Травматизм у мужчин в 1,5-2 раза выше, чем у женщин. Травмы и отравления встречаются в любом возрасте, но чаще в трудоспособном.
По уровню первичной заболеваемости взрослого населения травматизм занимает второе место, после болезней органов дыхания, от 80 до 90‰. В заболеваемости с временной утратой трудоспособности по среднему числу дней нетрудоспособности ему принадлежит второе место (15-16 дней на 100 работающих), а по числу случаев на 100 работающих - третье место (10-11 случаев на 100 работающих).
Особенностью травматизма является не только его широкое распространение, но и тяжелые исходы. В 2001 г. удельный вес травматизма в структуре смертности населения России был на втором месте (14,0 %). Последствия травм, отравлений и других внешних воздействий в структуре первичной инвалидности занимают третье место (6,5%).
В зависимости от условий возникновения сходных повреждений принято выделять следующиевиды травматизма.
1. Транспортный травматизмобъединяет повреждения, встречающиеся у людей, работающих или пользующихся транспортными средствами. В зависимости от вида транспорта различают автомобильный травматизм, железнодорожный травматизм, травматизм на воздушном и водном транспорте. Около 40 % умерших в России от травм погибают в результате дорожно-транспортных происшествий. Важно, что гибель при ДТП является одной из основных причин смерти молодежи, особенно юношей, - около трети всех умирающих в возрасте от 15 до 25 лет погибают в дорожно-транспортных происшествиях.
Россия по уровню смертности и инвалидизации в трудоспособном возрасте от дорожно-транспортного травматизма удерживает лидирующее положение в мире.
2. Производственный травматизм -совокупность повреждений, встречающихся у людей в процессе исполнения ими профессиональных обязанностей. В зависимости от вида производственной деятельности выделяют промышленный травматизм и сельскохозяйственный травматизм.
Всего в России в 2000 г. от производственных травм погибло 437 человек, в 2001 г. — 418 человек.
Самыми опасными в отношении производственного травматизма со смертельным исходом являются газоснабжение (27,0% всех смертельных исходов), горнодобывающие производства (25,4%), добыча угля (25,1%).
Основные причины производственного травматизма:
1). Технические причины - не зависящие от уровня организации труда на предприятии, например: несовершенство технологических процессов, конструктивные недостатки оборудования; недостаточная механизация тяжелых работ, несовершенство предохранительных устройств и т.п.
2). Организационные причины, которые зависят от уровня организации труда на предприятии, например: недостатки в содержании территории; нарушение правил эксплуатации оборудования, транспортных средств, инструмента; недостатки в организации рабочих мест; нарушение технологического регламента; и т.п.
3).Санитарно-гигиенические причины, например: содержание в воздухе рабочих зон вредных веществ, превышающих ПДК; недостаточное или нерациональное освещение; повышенные уровни шума, вибрации; наличие различных излучений выше допустимых значений и т.п.
4). Личностные (психофизиологические) причины, к которым относят физические и нервно-психические перегрузки работающего.
3. Уличный травматизмобъединяет обширную группу повреждений, возникающих у людей на улице.
4. Бытовой травматизм - очень разнообразные по своему происхождению повреждения, встречающиеся в бытовых условиях.
5. Спортивный травматизмнаблюдается у людей, занимающихся спортом, во время тренировок или спортивных состязаний.
Спортивный травматизм редко приводит к летальным исходам, однако спортивные травмы оказывают существенное влияние на здоровье спортсменов, как непосредственно после травмы, так и в отдаленном будущем.
Среди всех заболеваний спортсменов около 45% приходится на травмы и травматические заболевания опорно-двигательного аппарата.
В спорте наибольшее количество травм обусловлено воздействием физических (механических и температурных) факторов, а среди них наиболее часто встречаются именно механические.
Все причины спортивного травматизма можно разделить на следующие группы:
1) причины организационного характера;
2) причины, обусловленные индивидуальными особенностями спортсмена;
3) недостаточная физическая и техническая подготовка спортсмена;
4) плохая психологическая подготовка спортсмена;
5) нарушение спортсменами дисциплины и установленных правил во время тренировок и соревнований.
6. Военный травматизм - совокупность повреждений у лиц, находящихся на воинской службе.
2)Профилактика травматизма
Транспортный. Во многих странах проводятся мероприятия, связанные с повышением безопасности дорожно-транспортного движения, включающие: улучшение дорожной сети, установление ограничений скорости, введение правил, требующих использования ремней безопасности и др. Особое значение имеет принятие жестких по выявлению и запрещению вождения в алкогольном и наркотическом опьянении.
Интенсивность нарастания автомобильного травматизма дает право причислить его к тем проблемам, которые имеют важное социальное значение во всех странах мира.
В предотвращении ДТП заинтересованы все, кто участвует в уличном и дорожном движении, но особое внимание следует обратить на водителей автомототранспорта.
Производственный травматизм.Для разработки профилактических мероприятий по борьбе с производственным травматизмом проводится расследование, учет и анализ несчастных случаев на производстве.
Расследование и учет несчастных случаев проводятся в соответствии с «Положением о расследовании и учете несчастных случаев на производстве», №279 от 11.03.99 г.
Важную роль в профилактике производственного травматизма играют организационные мероприятия, выполнение требований ГОСТа по обучению и проведению инструктажа работающих, а также технические мероприятия.
Профилактика спортивного травматизмастроится в первую очередь на устранении причин, которые приводят к спортивной травме.
Для профилактики травматизма, возникающего из-за неправильной организации учебно-тренировочного процесса и соревнований, необходимо правильное планирование учебно-тренировочного процесса, разработка индивидуальных планов спортсменов, обеспечение надежной страховки спортсменов и др.
Для предупреждения травм, связанных со скученностью и перегрузкой мест занятий, необходимо следить за выполнением установленных санитарных норм на каждого занимающегося.
Для профилактики травматизма, обусловленного отсутствием врачебного контроля, его нарушениями или недостаточностью, необходимо обязательное проведение предварительного врачебного контроля; проведение повторных (не реже 1 раза в год) медицинских осмотров спортсменов и др.
Детский травматизм
В последние десятилетия от травм и других несчастных случаев погибает во много раз больше детей, чем от инфекционных заболеваний. Травмы являются одной из основных причин детской инвалидности. Поэтому детский травматизм и его предупреждение являются важной социальной проблемой.
Показатель рассчитывается на определенное число детского населения (обычно на 1000). В 2001 г. в России первичный травматизм среди детей составила 91,8 на 1000, уровень показателя с 1995 г. возрос в 1,2 раза.
Причины и структура детского травматизма изменяются в зависимости от возраста, психического и физического развития ребенка.
В общей структуре травматизма у детей на долю поверхностных травм приходится 36%, раны составляют 18%, переломы костей конечностей - 19,6%.
Важной предпосылкой профилактики повреждений является изучение причин травм.
На долю бытового травматизма у детей приходится 39,3 % всех травм. Они же являются основной причиной гибели детей. Ведущими повреждениями при бытовых травмах являются ушибы, гематомы, ссадины - 31,9%, раны - 20,7 %; переломы - 17,3%.
Основные факторы, определяющими бытовой травматизм: отсутствие надзора за детьми; недостаток оборудованных мест для игр детей и др.
Уличные травмы составляют 34,8 % всех травм. Сюда же относятся все случаи утоплений. В профилактике уличного травматизма ведущую роль играют организация детского досуга под наблюдением родителей и педагогов, воспитательная работа среди детей, приведение в должное техническое состояние домовладений и подсобных построек, уборка улиц, особенно в период гололеда и листопада.
Школьный травматизм составляет - 15,9%. Большинство травм происходит во внеучебное время. Иногда причиной таких травм являются административно-хозяйственные неполадки. Около 30% травм в школе происходит в учебное время на уроках физкультуры и труда.
На транспортный травматизм у детей приходится всего 1,2 %, однако этот вид является наиболее тяжелым. При этом погибают от полученных травм 30 - 35% пострадавших. Наибольшее количество травм приходится на школьный возраст, особенно на 1 - 4-й классы.
В профилактике ДТП большая роль принадлежит ГИБДД, в работе которой особое место занимают занятия с детьми, выступления в средствах массовой информации об имевших место дорожно-транспортных происшествиях.