Педагогическая характеристика.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Внутренняя рецензия

2. Внешняя рецензия

3. Пояснительная записка

4. Обоснование темы

5. Педагогическая характеристика

6. Схема интегративных связей

7. Требования к результатам освоения раздела профессионального модуля

8. Структура занятия:

· Цель занятия;

· Оснащение занятия;

· Хронологическая карта занятия;

· Этапы проведения занятия;

· Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля

· Теоретическое обоснование темы;

· Дидактический материал;

· Карта экспертной оценки

Список литературы.

Примерный перечень тем для рефератов.

11. Приложение:презентации к практическому занятию

ВНУТРЕННЯЯ РЕЦЕНЗИЯ

Методическая разработка практического занятия по теме «Методы простейшей физиотерапии» разработана преподавателем ЦМК ОСД ГБОУ СПО «Ставропольский базовый медицинский колледж» Колесниковой О.И. Данная разработка предназначена для реализации требований Федерального государственного образовательного стандарта по программе профессионального модуля МДК 04 «Выполнение работ по должности служащего Младшая медицинская сестра по уходу за больными», раздел «Технология оказания медицинских услуг». Данный раздел является частью профессионального модуля основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 34.02.01 Сестринское дело; 31.02.01 Лечебное дело; 31.02.02 Акушерское дело (ВПД): выполнение работ по должности служащего Младшая медицинская сестра по уходу за больнымисоответствующих профессиональных компетенций.

Структура и содержание методической разработки полностью соответствует целям и задачам, практической подготовки студентов и формированию профессиональных и общих компетенции. Теоретическое обоснование темы включает в себя все современные представления по данному разделу. План проведения занятия и хронология соответствуют современным дидактическим требованиям. Использован многоуровневый контроль знаний, предусмотрена возможность проведения интерактивного занятия. Теоретическое обоснование сопровождается иллюстративными формами изложения (презентациями). Методическая разработка практического занятия соответствует всем требованиям к методической литературе и рекомендована для использования в учебном процессе.

Рецензор:

Преподаватель высшей категории

ЦМК ОСД Сивкова С.В. ____________________

ВНЕШНЯЯ РЕЦЕНЗИЯ

Методическая разработка практического занятия по теме «Методы простейшей физиотерапии» разработана преподавателем ЦМК ОСД ГБОУ СПО «Ставропольский базовый медицинский колледж» Колесниковой О.И. Данная разработка предназначена для реализации требований Федерального государственного образовательного стандарта по программе профессионального модуля МДК 04 «Выполнение работ по должности служащего Младшая медицинская сестра по уходу за больными», раздел «Технология оказания медицинских услуг». Данный раздел является частью профессионального модуля основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 34.02.01 Сестринское дело; 31.02.01 Лечебное дело; 31.02.02 Акушерское дело (ВПД): выполнение работ по должности служащего Младшая медицинская сестра по уходу за больнымисоответствующих профессиональных компетенций.

Структура и содержание методической разработки полностью соответствует целям и задачам, практической подготовки студентов и формированию профессиональных и общих компетенции. Теоретическое обоснование темы включает в себя все современные представления по данному разделу. План проведения занятия и хронология соответствуют современным дидактическим требованиям. Использован многоуровневый контроль знаний, предусмотрена возможность проведения интерактивного занятия. Теоретическое обоснование сопровождается иллюстративными формами изложения (презентациями). Методическая разработка практического занятия соответствует всем требованиям к методической литературе и рекомендована для использования в учебном процессе.

Рецензор:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Методическая разработка практического занятия рассчитана на 6 учебных часов, в соответствии с учебным планом программы МДК 04 раздела «Технология оказания медицинских услуг.». Данный раздел включает в себя следующие части:

· Оказание медицинских услуг в пределах своих полномочий.

· Оформление документации.

Представленная разработка направлена на изучение понятия физиотерапии, простейшие методы физиотерапии, алгоритмы манипуляции проведение ванны, постановки грелки, банок, пузыря со льдом, горчичников; показаний и противопоказаний для методов простейшей физиотерапии. В соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта и программе модульного обучения, основной целью занятия является формирование соответствующего уровня общих и профессиональных компетенций. После изучения данной темы студент должен:

иметь практический опыт:

- выявления нарушенных потребностей пациента;

- оказания медицинских услуг в пределах своих полномочий;

- ведения медицинской документации

- обеспечения санитарных условий в учреждениях здравоохранения и на дому;

- соблюдения требований техники безопасности и противопожарной безопасности при уходе за пациентом во время проведения процедур и манипуляций

уметь:

- собирать информацию о состоянии здоровья пациента;

- определять проблемы пациента, связанные с состоянием его здоровья;

- обеспечить безопасную больничную среду для пациента, его окружения и персонала;

- применять грелку;

- применять пузырь со льдом;

- применять холодный, горячий, согревающий компресса;

- применять банки

- проводить общую, местную лечебную ванны.

Знать:

- определения терминов, употребляемых при проведении процедур;

- области тела, разрешаемые для выполнения процедур;

- осложнения, возникающие при неправильной технике проведения процедур;

- показания и противопоказания для проведения процедур.

Каждое занятие комплекса включает в себя теоретическое обоснование темы, презентацию, блок контрольно-обучающих заданий, карты самостоятельной работы и карты контрольной оценки по итогам занятия. Для промежуточного контроля по разделу представлен тест. Также представлена рабочая тетрадь по разделу для организации аудиторной самостоятельной работы студентов и проведения самоконтроля.

Трудно переоценить значение данной темы для формирования профессиональных компетенций, так как инфекционная безопасность пациентов и медперсонала – это одно из самых главных условий осуществления медицинской помощи на всех уровнях и этапах.

ОБОСНОВАНИЕ ТЕМЫ.

Одной из важнейших задач при изучении данной темы является, изучения алгоритмов манипуляции применения грелки, пузыря со льдом, горчичников, банок, компрессов, лечебных ванн; показаний и противопоказаний вышеуказанных процедур и возможных осложнений при неправильном проведении манипуляции.

В данной работе представлен весь учебный материал, который позволяет овладеть методикой и техникой проведения данных манипуляций.

.

СХЕМА ИНТЕГРАТИВНЫХ СВЯЗЕЙ.

Общение в с/д
С/д в терапии

Дезинфекция
Методы простейшей физиотерапии
С/д в педиатрии

СЭР в ЛПУ

С/д в хирургии

С/д в акушерстве
Предупреждения травматизма у медработников и пациентов.

Термометрия

ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ РАЗДЕЛА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

Результатом освоения раздела профессионального модуля «Безопасная среда для пациентов и медперсонала» является овладение обучающимися, профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:

Код Наименование результата обучения
ПК 4.1 Эффективно общаться с пациентом и его окружением в процессе профессиональной деятельности
ПК 4.2. Соблюдать принципы профессиональной этики.
ПК 4.3. Осуществлять уход за пациентами различных возрастных групп в условиях учреждения здравоохранения и на дому.
ПК 4.4. Консультировать пациента и его окружение по вопросам ухода и самоухода.
ПК 4.5. Оформлять медицинскую документацию.
ПК 4.6. Оказывать медицинские услуги в пределах своих полномочий.
ПК 4.7. Обеспечивать инфекционную безопасность.
ПК 4.8. Обеспечивать безопасную больничную среду для пациентов и персонала.
ПК 4.9. Участвовать в санитарно-просветительской работе среди населения.
ПК 4.11. Обеспечивать производственную санитарию и личную гигиену на рабочем месте.
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, уважать социальные, культурные и религиозные различия.
ОК 8. Соблюдать правила охраны труда, противопожарной безопасности и техники безопасности.

«Методы простейшей физиотерапий»

Время – 6 академических часов (270 минут)

ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ.

Тип занятия:практическое

Место проведения:кабинет доклинической практики

Продолжительность:270 минут

Содержание занятия:

Применение и приготовление ванн. Постановка горчичников. Приготовление и применение грелки и пузыря со льдом. Приготовление и применение холодного, горячего, согревающего, лекарственного компрессов. Дезинфекция использованного оборудования.

Цели занятия:

Учебная:

· Изучить определение физиотерапии

· Изучить показаний, противопоказании, осложнении и алгоритма постановки горчичников;

· Изучить показаний, противопоказании, осложнении и алгоритма постановки банок;

· Изучить показаний, противопоказании, осложнении и алгоритма постановки пузыря со льдом;

· Изучить показаний, противопоказании, осложнении и алгоритма постановки холодного, горячего, согревающего компресса;

· Изучить показаний, противопоказании, осложнении и алгоритма проведения лечебной ванны.

· Формирование профессиональных навыков компетенций при выполнении сестринского ухода

Воспитательная:

· Воспитать чувство ответственности при выполнении профессиональных обязанностей

Развивающая:

· Развить клиническое и логическое мышление

· Развить самостоятельность

· Развить профессиональные навыки

· Развить письменную и устную речь

· Развить навыки работы с документацией

· Развить чувство инфекционной безопасности

· Развить организационные способности

· Развить положительные личностные качества

Оснащение занятия:

Методическое обеспечение: рабочая программа, поурочный план, методическая разработка, тесты, ситуационные задачи, дополнительная литература, слайды, лекционный материал, карта самостоятельной работы, карта экспертной оценки, учебно-методическая литература, алгоритмы практических навыков, стандарты сестринской деятельности, карта экспертной оценки

Оснащение рабочих мест:горчичники, почкообразные лотки, полотенце, водный термометр, часы, грелка, кувшин, пеленка, пузырь для льда, компрессная бумага, вата, бинт, марлевая салфетка, сложенная в 8 слоев, ножницы, клеенка, ситуационные задачи и ответы, алгоритмы манипуляций, задания в тестовой форме и эталоны к ним.

План проведения занятия и расчет времени:

1.Организационный момент – 5 минут

2.Контроль уровня знаний – 20 минут

3.Изучение нового материала – 20 минут

4.Демонстрационная часть – 10 минут

5.Вводный инструктаж – 5 минут

6.Самостоятельная работа – 180 минут

7.Оформление дневников и манипуляционных тетрадей – 20 минут

8.Подведение итогов занятия, задание на дом – 5 минут

9.Заключительная часть – 5 минут

ЭТАПЫ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ.

1. Организационный момент.Цель: оптимизация учебного процесса, создание рабочего настроя и условий выполнения задач занятия.

Проводится проверка готовности кабинета к работе, оценка внешнего вида студентов, приветствие, проверка посещаемости и назначение дежурных, сообщение темы и плана проведения занятия, целей занятия и его значение в учебном процессе и практической деятельности. Студенты записывают занятия и дату проведения в дневники, осмысливают план проведения занятия.

2. Контроль уровня знаний.Цель: выявление базовых знаний по теме, определения уровня подготовки, готовности к усвоению нового материала и оценка качества знаний, выявление слабых мест в подготовке, оценка способности к логическому и клиническому мышлению, оценка письменной и устной речи. Оценивается качество самоподготовки и усвоения материала. Преподаватель оценивает уровень знаний лекционного материала и результатов самоподготовки, используя различные приемы: фронтальный опрос, терминологический диктант или тестовые задания, индивидуальный опрос.

Вопросы для фронтального опроса:

1. Понятие простейшей физиотерапии.

2. Применение горчичников: показания и противопоказания.

3. Применение грелки: показания и противопоказания.

4. Виды компрессов, особенности постановки.

5. Согревающий компресс: показания и противопоказания.

6. Использование пузыря со льдом: показания и противопоказания.

7. Постановка холодного компресса: показания и противопоказания.

8. Водолечение, классификация ванн по температуре.

9. Проведение лечебных ванн: показания и противопоказания.

Изучение нового материала.

Цель: выполнение требований образовательного стандарта, формирование профессиональной компетенции по разделу модуля, формирование профессиональных навыков по манипуляциям, закрепление теоретических знаний по теме занятия.

Преподаватель обращает внимание на значение данной темы для практики, использует опорный конспект, дополнительные источники информации. Студенты знакомятся с алгоритмами, записывают основные положения и определения в дневники.

4. Демонстрационная часть:

Цель: оптимизировать усвоение нового материала, обеспечить наглядность, вызвать познавательный интерес. Использовать современные технологии в образовательном процессе, закрепить теоретические знания, развить мыслительную деятельность. Обеспечить выработку профессиональных умений и навыков.

Преподаватель демонстрирует слайды по данной теме, учебный фильм.

Вводный инструктаж.

Цель: оптимизация самостоятельной работы, профилактика травматизма, обеспечение выполнения задач занятия, выработка самостоятельности и ответственности.

Преподаватель доводит до внимания студентов план проведения самостоятельной работы, ее цели и задачи. Студенты знакомятся с картами самостоятельной работы и заданием, получают глоссарий, алгоритмы. Преподаватель обращает внимание на обязательное соблюдение принципов этики и деонтологии при общении с пациентами и медперсоналом, соблюдение требований инфекционной безопасности при выполнении практических навыков.

Самостоятельная работа.

Цель: формирование профессиональной компетентности, развитие логического и клинического мышления, выработка самостоятельности. Развитие навыков общения, педагогических способностей, навыков работы с документацией. Стимулировать мыслительную деятельность, вызвать познавательный интерес, привить профессиональные навыки, любовь к будущей профессии. Закрепить теоретические знания на практике.

Первый этап – 90 минут, работа в кабинете доклинической практики. Решение ситуационных задач на развитие клинического мышления. Затем по алгоритмам студенты отрабатывают практические навыки, работают парами. Изучают глоссарий. Планируют свои действия на второй этап самостоятельной работы, знакомятся с картами самостоятельной работы и заданием. Этапы отработки манипуляций контролирует преподаватель. Студентов, не допускающих ошибок, назначают экспертами.

На втором этапе работа в отделениях стационара, выполнение заданий:

· Отработать навыки мытья рук в реальных условиях процедурного кабинета – не менее 5 раз

· Принимают участия в постановки горчичников.

· Принимают участия в постановки грелки.

· Принимают участия в постановки пузыря со льдом.

· Принимают участия в постановки банок.

· Принимают участия в проведении лечебной ванны.

Время работы в отделении – 90 минут. Эксперты представляют отчет об итогах отработки манипуляций. Преподаватель контролирует все этапы самостоятельной работы, оценивает активность студентов.

Оформление дневников и манипуляционных тетрадей.

Цель: развить аккуратность, ответственность, умение работать с документацией, развитие письменной речи.

Студенты документируют этапы занятия в дневники, отражая основные моменты самостоятельной работы, составляют краткий отчет о выполнении на проверку преподавателю.

8. Подведение итогов занятия, задание на дом.

Цель: оценить уровень знаний каждого студента, развить критику и самокритику, определить слабые места подготовки и нацелить студентов на восполнение дефицита знаний, обеспечить оптимальные условия для самоподготовки студентов, развить познавательный интерес.

Преподаватель оценивает работу на всех этапах занятия, проверяет дневники, комментирует основные ошибки, отмечает отличившихся студентов, оглашает итоговые оценки и отвечает на вопросы студентов. Для объективности используются карты экспертной оценки. Сообщается тема следующего занятия, вопросы для самостоятельной подготовки, источники информации /учебные пособия, лекции и т.д

Заключительная часть.

Цель: развить ответственность и аккуратность, стремление к чистоте и порядку.

Студенты прощаются с преподавателем, дежурные проводят проветривание и уборку рабочих мест и кабинета, сдают раздаточный материал и оборудование.



Водолечение.

Водолечение (синоним гидротерапия) — наружное применение воды с лечебной и профилактической целями.

Воду издавна считают источником жизни и применяют с целью оздоровления организма. Истоки водолечения относятся к самым отдаленным временам истории человечества. Первые сведения о водолечении содержатся в индусской книге Риг-Веда (1500 лет до н. э.). Вода применялась не только как средство «омовения» тела с гигиеническими целями, но и служила лечебным целям уже у древних индусов и египтян. Первый ученый, посвятивший свои работы в гидротерапии, был Вильгельм Винтерниц (1835-1917) из Вены. Им доказывалось обоснованность в применении методов гидротерапии В. Приссница в своей докторской диссертации. В Европе Винтерниц становится первым преподавателем гидротерапии и организовывает в 1899 году в Венском университете кафедру гидротерапии. Методы гидротерапии внедрял в практику старший врач Старорусского военного госпиталя М.П. Ламовский. В конце XIX в. гидротерапия получила теоретическое обоснование, совершенствовались и методики гидротерапии.

Водные процедуры (ванна, душ, обмывание, обтирание, обливание, укутывание, купание) благодаря выраженному термическому, механическому (давлению воды, ее движение) и химическому воздействию на многочисленные рецепторы кожи могут оказывать влияние на нервную, сердечно-сосудистую, мышечную, дыхательную, пищеварительную и другие системы организма. Наиболее распространенными водными процедурами являются лечебные ванны.

Классификация ванн.

I. По объему воздействия:

1. Общая ванна – в воду погружается все тело;

2. Полуванна – вода покрывает часть тела до пупка;

3. Сидячая ванна - вода покрывает область таза, нижнюю часть живота и верхнюю часть бедер без погружения в ванну ног.

4. Местная (частичная) ванна – при погружении части тела.

Грелка.

Механизм действия: сухое тепло вызывает рефлекторное расслабление гладкой мускулатуры, усиление кровенаполнения внутренних органов, болеутоляющее и рассасывающее действие, эффект зависит не столько от температуры, сколько от продолжительности действия.

Грелку, нам подарила Первая мировая война. Солдаты, которые находились в нечеловеческих условиях, нуждались в портативном источнике тепла и, понимая это, ученые из Японии, Англии и США изобрели несколько вариаций карманных грелок, устроенных на принципе жидкости внутри. Эти приспособления назывались каталитическими, поскольку функционировали они на основное беспламенного окисления бензина или спирта. Самодельные грелки изготавливали из фляжек, в которые засыпали пищевую соль или измельчённое железо, а катализатором в изделиях практически всегда служила платина. Сегодня предназначение грелки существенно не изменилось, вот только работать устройство стало намного эффективнее и качественнее, а также значительно упростились эксплуатационные свойства.

Существует несколько вариантов грелок:

Ø Резиновая (водяная). Водная грелка (сухое тепло) представляет собой резиновый резервуар емкостью 1-1,5 л с плотно привинчивающейся пробкой. Грелка используется с целью местного согревания отдельных участков и всего тела.

Ø Электротермическая[работает от электросети; син. - термофор (термо- + греч. phoros-несущий). представляет собой плоскую подушку, внутри которой находится металлическая спираль, про­ложенная между листами асбеста, заключённы­ми в изолирующую ткань. На грелку надевают соответствующий чехол. Некоторые электрические грелки снаб­жены приспособлением для регулирования сте­пени нагрева и обеспечива­ют постоянную температуру в течение любого необходимого времени.

Ø Химическаяне нужно подключить к источнику питания или наполнять горячей водой. Подобное устройство достаточно просто помять в руках - этот процесс активирует особый химический состав, который начнет самостоятельно нагреется за счёт определенных процессов внутреннего катализа. Температура такой грелки может достигать 70-80 градусов по Цельсию.

Ø Каталитическая для индивидуального обогрева человека в походе, на охоте, на рыбалке, а также для спортсменов, занимающихся зимними видами спорта. Работает от бензина, одной полной заправки хватает на 8-14 часов работы с отдачей тепла до 60° С. Выделение тепла основывается на беспламенном сгорании паров бензина посредством каталитической сеточки.

I. Подготовка к процедуре.

1. Собрать информацию о пациенте до встречи с ним. доброжелательно и уважительно представиться ему. уточ­нить, как к нему обращаться, если медсестра видит пациента впервые. выяснить, приходилось ли ему встречаться с дан­ной манипуляцией; когда, по какому поводу, как он ее пере­нес.

2. Объяснить пациенту цель и ход предстоящей процеду­ры, если он с нею незнаком.

3. Получить его согласие.

4. Подготовить необходимое оснащение.

5. Вымыть и осушить руки.

педагогическая характеристика. - student2.ru

II. Выполнение процедуры.

1. Налить в грелку на 2/3 ее объема приготовленную в кувшине воду, слегка сжать ее у горловины, выпустить воз­дух и закрутить пробку.

2. Перевернуть грелку пробкой вниз, проверить, не выли­вается ли вода. обернуть грелку пеленкой.

3. Положить грелку на нужную область тела. при необхо­димости длительного применения грелки (по назначению врача) менять воду по мере остывания. каждые 20 минут следует делать 15-20-минутный перерыв.

4. Снять грелку.

5. Осмотреть кожу пациента в области соприкосновения с грелкой.

6. Спросить пациента о самочувствии. удостовериться, что он чувствует себя нормально.

III. Окончание процедуры:

1. Вылить воду из грелки. продезинфицировать грелку, обработку можно провести методом 2-х кратного протирания или методом полного погружения в соответствии с приказом №288 от 23.03.1976 г..

2. Вымыть и осушить руки.

3. Сделать отметку о выполнении процедуры и реакции на нее пациента в медицинской документации.

Пузыря со льдом.

Пузырь со льдом представляет собой мешок из резины или прорезиненной ткани разной формы и размера, который заполняется до половины кусочками льда; из ненаполненной части пузыря выдавливается воздух, чтобы пузырь лучше прилегал к телу, затем отверстие пузыря плотно завинчивается крышкой. Механизм действия: действие холодом – криотерапия- вызывает сужение кровеносных сосудов кожи и подлежащих тканей (гемостаз, уменьшение отечности), снижение чувствительности тканей (болеутоляющее действие).

Банки.

Банки – это колбовидные стеклянные сосуды с ровными хорошо отшлифованными утолщёнными закругленными краями и широким полукруглым дном, вместимостью 30-60 мл. Механизм действия: создаваемый вакуум в банке (вакуум-терапия) рефлекторно вызывает расширение кровеносных сосудов, местный приток крови и лимфы коже из глубжележащих тканей, оказывают рассасывающее; болеутоляющее действие.

Первые сведения об использовании принципов вакуум- терапии донесли до нас исторические памятники первобыт­ного общества. Известно, что аборигены Австралии и Аме­рики в XV-V тыс. до н. э. в рамках магического врачевания применяли методы «изгнания духа болезней» с помощью полого рога буйвола — прототипа современных медицин­ских банок. Ме­дицинские банки представлены в одном из самых полных наборов хирургических инструментов древнего мира, изоб­раженном на рельефе египетского храма Ком Омбо (около 100 г. до н. э.). Выполненные из стекла, рога или бронзы, они были наиболее популярным инструментом любого греческого или римского доктора. По дру­гим сведениям, использование банок с лечебной целью за­родилось в Китае и имеет более чем 400-летнию историю. В качестве банок китайцы использовали коленца бамбука или высокие чайные чашки. Считалось, что банки могут с успе­хом применяться для лечения болезней суставов, колик, острых болей, при пневмониях и некоторых других заболе­ваниях. При этом особо под­черкивалось, что при правильной постановке банок под ними обязательно должен появиться кровоподтек.

Места постановки банок педагогическая характеристика. - student2.ru .

Области с выраженным мышечным и/или подкожно-жировым слоем:

1. Над­лопаточная область.

2. Межлопаточная область.

3. Подлопаточная область.

4. Боковые поверхности грудной клетки.

ИЗБЕГАТЬ:

1. Молочные железы.

2. Позвоночник.

3. Область сердца.

4. Лопатки.

5. Грудину.

6. Роди­мые пятна.

Возможные осложнения

Ø риск возникновения ожога;

Ø беспокойство, связанное с постановкой медицинских банок;

Ø негативный настрой к предстоящему вмешательству.

Ø

III. Окончание процедуры

1. Вымыть банки теплой водой с мылом, уложить в лоток. Вымыть и осушить руки.

2. Сделать отметку о выполнении процедуры и реакции на нее пациента в медицинской документации.

Горчичники.

Механизм действия: при соприкосновении горчицы с водой температуры 40-45 0 с происходит выделение эфирного масла, вызывающего местное кровенаполнение сосудов кожи за счет раздражающего действия, рефлекторное воздействие на сосуды внутренних органов вызывает болеутоляющий эффект, ускоряет рассасывание воспалительных процессов.

Горчичники бывают двух видов:

1. Плотные листы бумаги размером 8х12,5 см, покрытые тонким слоем горчичной смеси, состоящей из жмыха с семян горчицы.

2. В бумажных пакетах по 3 г горчичной смеси, разделенной швами на 4 ячейки.

I. Подготовка к процедуре.

1. Собрать информацию о пациенте до встречи с ним. доброже­лательно и уважительно представиться ему. уточнить, как к нему обращаться, если медсестра видит пациента впервые. выяснить, приходилось ли ему встречаться с данной манипуляцией; когда, по какому поводу, как он ее перенес.

2. Объяснить пациенту цель и ход предстоящей процедуры.

3. Получить его согласие.

4. Вымыть и осушить руки.

5. Осмотреть кожу на предмет отсутствия повреждений, гнойничков, сыпи. уточнить отсутствие аллергии на горчицу.

6. Проверить пригодность горчичников: срок годности постав­лен на каждом 10-ом горчичнике, горчица не должна осыпаться с бумаги, у нее должен быть специфический (резкий) запах. при использовании горчичников, сделанных по другим технологиям (например, пакетированная горчица), проверить срок годности на упаковке. подготовить необходимое оснащение.

II. Выполнение процедуры:

1. Налить в лоток приготовленную воду t=40-45° с.

2. Опустить изголовье. помочь пациенту снять рубашку, лечь на живот (при постановке горчичников на спину). попросить его ох­ватить руками подушку, а голову повернуть набок.

3. Погрузить горчичник в теплую воду горчичной стороной вверх на 3 с и более, дать воде стечь.

4. Плотно приложить горчичник к поверхности кожи стороной, покрытой горчицей.

5. При смачивании пригодных горчичников сразу появляется острый характерный запах эфирно-горчичного масла.

6. Повторить п.п. 9,10, размещая нужное количество горчични­ков на коже.

7. Укрыть пациента пеленкой, затем одеялом. Уточнить ощущения пациента и степень гиперемии через 2-3 мин. Оставить горчичники на 10-15 минут, учитывая индивидуаль­ную чувствительность пациента к горчице.

8. педагогическая характеристика. - student2.ru Снять горчичники при появлении стойкой гиперемии через 10-15 минут или раньше в случае нестерпимого жжения и помес­тить их в лоток для использованных материалов. примечание: при сильном жжении и повышенной чувствитель­ности кожи горчичники накладывают через бумагу или ткань, при этом сохраняется только тепловой эффект.

9. Смочить салфетку в теплой воле и протереть ею кожу, удаляя остатки горчицы.

10. Вытереть кожу насухо полотенцем. помочь пациенту надеть рубашку, укрыть его одеялом и предупредить, чтобы он оставался в постели еще не менее 20-30 минут. Спросить, как пациент себя чувствует.

III. Окончание процедуры.

1. Выбросить горчичники. вымыть и осушить руки.

2. Сделать запись о выполнении процедуры и реакции на нее пациента в медицинской документации.

Компресс.

Компресс - лечебная многослойная повязка.

Виды компрессов:

1. Влажные бывают согревающие, горячие и холодные. Используют для наложения на различные участки тела в зависимости от локализации патологического процесса.

2. Сухие компрессы делают из нескольких слоев стерильной марли и слоя ваты, которые закрепляют бинтом. Применяется для защиты места повреждения (ушиба, раны) от охлаждения и загрязнения.

3. Общие. К общим компрессам относится влажное укутывание (прохладное - для понижения температуры или тёплое - при переохлаждении и замерзании).

4. Местные. Чаще применяются местные компрессы. Они могут быть холодными (примочки), согревающими и горячими

Согревающий компресс.

Согревающий компресс — одна из наиболее частых местных тепловых процедур, которая широко используется как в условиях стационара, так и на дому. Механизм действия:вызывает длительное расширение сосудов, приток крови к подлежащим тканям, оказывает рассасывающее, болеутоляющее действие.

Виды согревающих компрессов:

1. Водный – компресс, внутренний слой которого пропитан водой комнатной температуры, время наложения компресса составляет 8-10 часов

2. Водно-спиртовой – компресс, внутренний слой которого пропитан водного раствора какого- либо спирта (этилового, камфорного). Время наложения компресса составляет 4-6 часов.

3. Масляный – компресс, внутренний слой которого пропитан каким-либо маслянистым веществом. Время наложения компресса составляет 24 часа.

4. Лекарственный – компресс, действие которого приумножено прибавлением к воде разнообразных лекарственных веществ. Время наложения компресса зависит от лекарственного препарата.

5. Мазевый — компресс, внутренний слой которого пропитан мазью и отделён от фиксирующей повязки, например, парафинированной бумагой. Время наложения компресса зависит от мази.

I. Подготовка к процедуре.

1. Собрать информацию о пациенте до встречи с ним. добро­желательно и уважительно представиться ему. уточнить, как к нему обращаться, если медсестра видит пациента впервые. вы­яснить, приходилось ли ему встречаться с данной манипуляцией; когда, по какому поводу, как он ее перенес.

2. Вымыть и осушить руки.

II. Выполнение процедуры.

1. Отрезать кусок марли для компресса и сложить его в 8 слоев. вырезать кусок компрессной бумаги на 2см больше марли, приготовить кусок ваты на 2 см больше по периметру других слоев.

2. педагогическая характеристика. - student2.ru Сложить слои для компресса на столе, начиная с наружного слоя: внизу - вата, затем - компрессная бумага.

3. Смочить сложенную марлевую салфетку, слегка отжать ее и положить поверх компрессной бумаги.

4. Зафиксировать компресс бинтом в соответствии с требова­ниями десмургии. Напомнить пациенту о времени наложения компресса.

5. Снять компресс через положенное время и поместить ис­пользованный перевязочный материал в лоток.

6. Наложить сухую повязку.

III.Окончание процедуры.

1. Утилизировать использованный материал. Вымыть и осушить руки.

2. Сделать отметку о выполнении процедуры и реакции на нее пациента в медицинской документации.

Холодный компресс.

Холодный компресс - состоит из сложенной в несколько слоев мягкой ткани или марли, смоченной в холодной воде и слегка отжатой. Механизм действия:охлаждение кожи способствует сужению кровеносных сосудов, снижа­ет чувствительность рецепторов. оказывает болеутоляющее действие.

Горячий компресс.

Состоит из несколько слоев марлевой салфетки, смоченной в горячей (60-70°с) воде и отжатой. Механизм действиягорячий компресс вызывает интенсивное местное усиление кровообращения, что оказывает выраженное рассасывающее и болеутоляющее действие.

ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ.

Дополните предложение.

Наши рекомендации