Маленькие подсказки для родителей
Диана Валерьевна Хорсанд
Если ребенок левша...
Маленькие подсказки для родителей
М.: АСТ; СПб.: Сова, 2006.с: ил.
Если ваш ребенок родился левшой, считайте, что вам повезло! Скорее всего, он обладает феноменальными способностями. Но этот мир предназначен в основном для «правшей», и поэтому проблем маленькому гению не избежать. Только родительская любовь, терпение, понимание помогут ребенку перестать чувствовать себя «белой вороной» и реализовать таланты, заложенные от природы.
Содержание
Введение....................................................................................................................................... 2
О «правом» и «левом» образе жизни, или Почему мы такие разные?........................... 5
Левополушарные люди, или «правши»............................................................................. 5
Правополушарные люди, или левши.................................................................................. 6
От левши до гения... один шаг?............................................................................................. 11
Дети индиго, или Покой им только снится...................................................................... 11
Если дети мудрее взрослых................................................................................................ 13
Как помочь ребенку-левше.................................................................................................... 18
Воспитание левши, или Как научиться жить в мире «правшей»................................ 18
Как найти общий язык с левшой........................................................................................ 19
Лучшее место в мире для маленького левши................................................................. 25
Необычная «терапия» для необычных детей.................................................................. 33
Разбудите в себе ребенка........................................................................................................ 41
Заключение................................................................................................................................ 45
Введение
Человек есть два человека — один
бодрствует во тьме, другой спит при свете.
Джебран Халиль Джебран
Чем отличаются левши от правшей? Ну и вопрос, скажете вы. Ответ на него знает и ребенок: левши предпочитают все делать не правой рукой, как все обычные люди, а левой. На то они и левши.
Ученых такое объяснение не вполне удовлетворяет. Почему отдельным представителям биологического вида «хомо сапиенс» удобнее действовать левой рукой? Оказывается, у левшей ведущим является правое полушарие мозга, а у правшей — левое. Стопроцентных левшей не так уж и много, гораздо больше тех людей, кто в одних видах деятельности пользуется преимущественно правой рукой, тогда как в других — левой. Таких людей ученые относят к «смешанному типу», и их довольно много. Например, они пишут правой рукой (возможно, в результате переучивания), но режут хлеб и колбасу левой. Моя соседка по квартире с детства не может держать вилку в правой руке. А иголку при шитье держит в правой. На вопрос: «Почему?» — отвечает: «Мне так удобнее». А почему удобнее, сама не знает. Попробуем разобраться.
Можете устроить себе проверку на лево- или правополушарность. Представьте себе, пожалуйста, дом. Если в вашем представлении всплыло нечто неясное и размытое, имеющее при этом стены, крышу, дверь и окно, то вы — совершенно нормальный правша. Если же вы представили себе совершенно конкретный дом — например, ваш домик в деревне, дачу вашего соседа или пятиэтажку, в которой расположена ваша квартира, то вы, несомненно, левша, и у вас включилось отнюдь не левое, а правое полушарие.
И еще один нетрадиционный вариант проверки. Ответьте на вопрос: «Что будет, когда растает лед?» Если вы ответили, что будет вода, вы, несомненно, правша. Ответы типа «оттепель» или «весна» означают, что вы входите в менее многочисленный, но не менее славный и очень необычный клан левшей. Так что, если ваш ребенок родился левшой, считайте, что вам повезло!
С того самого момента, как малыш появился на свет, вы не устаете наблюдать за своим маленьким чудом. Ребенок — настоящее чудо! Как бы мы ни готовились к его рождению, какие бы книги ни читали, на каких бы родительских курсах ни учились, — все равно все для нас впервые, многое удивляет, а иногда и путает. Стечением времени мы привыкаем к малышу точно так же, как он привыкает к нам, и жизнь, казалось бы, снова входит в свою обычную колею. И вдруг вы начинаете замечать, что некоторые проблемы, которые, если верить книгам и рассказам знакомых, должны возникать по мере взросления детей, вас минуют. Однако вместо них появляются такие проблемы, которых избежали другие. Например, ваш ребенок при попытке дотронуться до вас или взять понравившуюся игрушку тянется не правой, а левой рукой. Но это еще только «цветочки». Чем старше ребенок, тем больше сложностей. Малыш требует, чтобы его поняли, или, по крайней мере, начали бы с ним считаться.
«Что, собственно, происходит? — с изумлением думаете вы. — Почему у нас в семье все не так, как у других?» В общем-то, ничего особенного. Просто ваш ребенок, судя по всему, левша. Мы живем в счастливые для левшей времена. Если бы ваш ребенок родился в 60-е годы теперь уже прошлого столетия, и он, и вы намучились бы. Леворукость, как и любое другое «отклонение от среднестатистической нормы», считалось ярко выраженной аномалией. За малыша взялись бы еще в детском саду, не говоря уже о школе. Ему ни за что не удалось бы убедить взрослых, что гораздо удобнее и естественнее держать вилку во время еды и ручку при письме именно левой рукой, а никак не правой. Увы, ему пришлось бы затрачивать 50% усилий на переучивание, и это не смогло бы не сказаться на его общей успеваемости. Взрослые тогда еще обладали непререкаемым авторитетом. Если они полагали, что писать левой рукой — явление ненормальное и даже неприличное, дети покорно (или не очень) переучивались. Один из не до конца переученных левшей, который к тому же плохо видел правым глазом, в день сдачи норм ГТО по стрельбе забыл дома очки. Он пытался убедить инструктора, чтобы тот разрешил ему приложить ружье к левому плечу и целиться левым глазом. Инструктор резко пресек эту «неправильность» и пошел к стенду собирать гильзы. Ему сказочно повезло: он наклонился в тот момент, когда пулька просвистела совсем рядом с его головой. Конечно, крику и ругани хватило на полчаса. А в чем был виноват несчастный левша? Не видел он на расстоянии 50-ти метров без помощи честно зажмуренного левого глаза ни мишени, ни инструктора! Но переучивание и ярлык «отклонен от нормы» — еще не самое страшное, что могло случиться с левшой. В средние века левшей не переучивали, но относились к ним крайне подозрительно, а при удобном случае могли и на костре сжечь. Так что ваши проблемы с детьми-левшами в наши дни можно считать «детскими».
Левое полушарие головного мозга отвечает за сознание и конкретное мышление. Сюда же относятся логика и математические вычисления. Но это еще не все. Левое полушарие ответственно также за речь, чтение и письмо, а еще — за нашу двигательную сферу.
Людям с преимуществом левого полушария несложно выучить наизусть целую поэму, не то, что длинное стихотворение. У них хорошие способности к языкам, поскольку они прекрасно запоминают слова и легко осваивают логику построения предложений. Трудности могут возникнуть с такими языками, как японский, китайский или любой другой язык, использующий на письме не буквы, а иероглифы, обозначающие слоги или целые слова. Если при черепно-мозговой травме страдает левое полушарие, могут проявиться нарушения речи: смазанность, ошибки в названиях предметов, многократное повторение одного и того же, заикание и запинание.
«Правши» лучше воспринимают ритмическую музыку. Их ассоциации довольно конкретны, поскольку им вообще нелегко дается обобщение понятий. Развитое левое полушарие облегчает выполнение стереотипных движений. Благодаря этому «правшам» несложно работать на конвейере, вообще выполнять однотипные задания и операции.
Левое полушарие можно сравнить с персональным компьютером, который контролирует и анализирует все происходящие изменения, как в организме, так и в окружающей его среде. Но сознаются не все изменения, а лишь те, которые можно выделить с помощью логики. К левому полушарию относится наша «внутренняя речь», умение «думать словами».
У оптимистов преобладает левое полушарие. Они любят логические умозаключения, умеют отбросить все, что «не ложится в строку», и уверенно смотрят в будущее.
Философы и исследователи феноменов точных наук — левополушарные люди. Им интереснее не наблюдать мир вокруг себя, а делать выводы из этих наблюдений, анализировать происходящее, логически осмыслять и принимать решения.
И, наконец, левое полушарие отвечает еще и за то, что принято называть силой воли.
Существуют ли особые признаки, по которым можно отличить столь необыкновенных детей? Как ни удивительно, одним из таких признаков является то, что они отдают предпочтение левой руке. Но, естественно, леворукость не означает обязательную принадлежность ребенка к этой группе.
Воспитание детей индиго, среди которых много левшей, — это не воспитание детей, но воспитание личностей. Не удивляйтесь, если ребенок заявит вам: «Я сам знаю, что мне нужно, и не нуждаюсь в том, чтобы мной управляли». Не нужно делать для них ничего особенного. Просто уважайте в своих детях личность, будьте им другом и предоставляйте право выбора. И любите их!
Они по природе своей — первопроходцы и первооткрыватели. Им нужна радость от учебы и новые открытия. Они хотят быть заметными и особенными, хотят быть услышанными. Они очень хотят делать что-то хорошее. Поэтому никому из находящихся рядом с ними не гарантирован покой.
Они постоянно ощущают свою необычность на фоне других детей и взрослых, чувствуют себя «белыми воронами». А разве это легко?
Им нужно не так уж и много — чтобы мы помогли им найти свой путь в жизни и обрести целостность, обуздать собственную силу.
Очевидна склонность детей индиго к миротворчеству. В них ярко проявлено творческое начало и столь же ярко выражено отсутствие агрессивности. Они хотят приносить пользу людям и мечтают о мире без боли и страданий, в котором всем было бы хорошо и все были бы счастливы.
На вопрос: «Кем ты хочешь быть?» — один четырехлетний малыш ответил: «Я хочу быть просто человеком. Хорошим человеком». В семь лет он сказал: «Когда я вырасту, я построю дом для бомжей, чтобы им не пришлось больше жить на улице».
Этих детей нельзя заставить делать что-то, используя угрозы и наказания. С ними можно и нужно говорить «на равных», начиная с самого первого дня, со дня их рождения.
Все задатки человека проявляются уже в раннем детстве, уже тогда становится ясен его облик — настоящий и будущий. Но надо быть очень внимательными, чтобы увидеть это и понять, и необходимо приложить максимум усилий для того, чтобы не навязывать ребенку свой вариант сценария жизни, но принять его сценарий. Дляэтого требуются незаурядное мужество и самообладание.
Доказательство того, что дети индиго действительно не совсем обычные и принадлежат будущему, а также обладают непостижимыми для сознания обычного человека способностями, — рассказ Евгении.
«Когда Асе было четыре года, мы как-то в воскресный день достали из шкафа бабушкин альбом и стали рассматривать фотографии наших родственников. Ася с интересом разглядывала их, переспрашивала, повторяла имена людей, которых никогда не видела, в том числе и из других городов. Вдруг из альбома выпала фотография начала века. Мы сказали: «Ася, это мамина бабушка Нюра, твоя прабабушка, а это ее папа и мама, твои прапрабабушка и твой прапрадедушка». Ася обрадовалась, погладила фотографию и спросила, где они сейчас. Мы ответили, что они много лет назад умерли, не пережили блокаду Ленинграда. И тут наша обычно спокойная дочь ужасно рассердилась и сказала: «Неправда! Баба Лимпада и деда Сеня не умерли! Они к нам приходили, когда я болела. Бабушка дала мне водички, а дед меня смешил!» Сказать, что мы были в шоке, значит, ничего не сказать. Ведь Ася никогда не слышала ни от кого имен своих прапрародственников, но назвала их совершенно правильно, хотя и по-детски. Их действительно звали Олимпиада и Семен. Ася недавно переболела гриппом с высокой температурой, и в течение нескольких тяжелых для нас и для нее часов была в забытьи. Если бы у нее был бред, то она увидела бы монстров или фей, но никак не прадеда и прабабушку. Выходит, рассказы переживших клиническую смерть вроде тех, что описаны в книге Моуди «Жизнь после смерти», где вновь умерших встречают их близкие, давно переселившиеся в мир иной, — правда? И нашей дочери дано это знать с самых ранних лет? Сейчас Асе пять, и она больше не упоминает о каких-то сверхъестественных событиях, но мы никак не можем забыть тот случай, так мы были изумлены».
Если дети мудрее взрослых...
В детях индиго буквально с пеленок живет осознание своей индивидуальности и стремление опираться в первую очередь на собственные силы. У них нет сомнений в том, что они могут достичь всего, чего пожелают. Они предпочитают работать самостоятельно, знают, чего хотят и как этого добиться. Они демонстрируют удивительную уверенность в себе, уравновешенность и напористость. Иногда они могут казаться замкнутыми и даже аутичными, но это лишь потому, что они остро ощущают свою необычность, свои отличия от других детей. По этой причине дети индиго предпочитают оставаться наедине с собой и одновременно они умудряются быть наедине с миром, так как реагируют на все, что происходит вокруг.
Не раз во время консультаций родители и воспитатели рассказывали мне истории, которые на первый взгляд кажутся фантастическими.
Лариса, воспитатель ясельной группы: «В моей группе есть удивительная девочка, Анастасия. Ей всего два года, но, когда я смотрю ей в глаза, мне кажется, что на меня оттуда глядит вся мудрость мира. В возрасте до трех лет дети, как правило, еще не умеют играть с другими детьми, они играют не друг с другом, но рядом друг с другом. Я заметила, что Настя, которая всегда держится особняком, периодически устраивается поиграть или просто посидеть рядом с тем или иным ребенком, и меня удивила безошибочность ее выбора. Так, она немедленно перебралась со своей игрушкой поближе к Илье, когда он разбил чашку и очень огорчился из-за своей неловкости, хотя его и не сильно бранили. В другой раз Танечка, самая младшая в ясельной группе, которой всего полтора года, с самого утра не переставала хныкать. И опять Настя оказалась рядом с ней. Однажды она почему-то устроилась рядом с Ваней. После тихого часа стал понятным и этот выбор — оказалось, что у Вани была температура, он заболел и плохо себя чувствовал. В общем, Анастасия всегда оказывается рядом с тем ребенком, которому именно в этот момент по той или иной причине было очень плохо. Как двухлетний ребенок безошибочно находит того, кто нуждается в помощи или поддержке, уму непостижимо! Как-то раз я утром пришла на работу в таком настроении, что едва сдерживала слезы, — поссорилась с мужем. И представьте себе, что сделала Настя, которая обычно или возится в своем излюбленном уголке, или играет рядом с другими детьми! Она не просто подошла и села рядом со мной. Она попросилась ко мне на руки, что совершенно для нее нетипично. А когда я взяла ее на руки, она ненадолго обхватила меня руками за шею и прижалась ко мне. Мне вдруг стало тепло и спокойно на душе, я как-то сразу поняла, что муж не меньше меня переживает из-за этой дурацкой ссоры и все уладится уже сегодня вечером. Стоило мне так подумать, как Анастасия чуть-чуть отодвинулась, заглянула мне в лицо своим не по-детски серьезным, пытливым взглядом, погладила меня ладошками по лицу и ушла играть в свой уголок. Самое удивительное, что вечером все произошло именно так, как мне представилось во время «телепатического сеанса» с Настей! Бывает же такое!»
Согласно принятой на Тибете классификации цветов и человеческой ауры, цвет индиго символизирует глубокую веру в Бога. Дети индиго чувствительны к энергетике, видят и ощущают необычные вещи и очень интересуются Богом и жизнью ангелов. Это звучит странно для нас, кто вырос в атеистическом государстве, но наши-то дети родились в другое время! Они очень чувствительны к реалиям духовного мира. Их рассказы о Боге, ангелах и других сущностях не придуманы, поскольку они говорят о понятиях, очень далеких от мира комиксов и кинофильмов. Поэтому дети индиго прекрасно чувствуют себя в церкви, они живут напряженной духовной жизнью.
Эту историю рассказала Елена: «Когда Максиму было два года и восемь месяцев, он расспрашивал нас обо всем. Но самым частым вопросом было: "Что это?" Его интересовало абсолютно все. И мы отвечали ему, что это — школа, или магазин, или троллейбус, или киоск... Он удовольствовался такими ответами и больше обычно ни о чем не расспрашивал. Как-то мы проходили с ним мимо недавно построенной церкви. Вполне естественно, что Максим тут же указал на церковь и спросил: "Что это?" Я ответила не останавливаясь: "Церковь". И тут мой мальчик, с которым мы никогда в жизни (и никто в семье, а в детский сад он тогда еще не ходил) не говорили ни о церкви, ни о Боге, вдруг задал мне совершенно необычный вопрос: "Мама, а ты будешь меня в церковь водить?" Я чуть не онемела от изумления, но, конечно, пообещала, хотя сама хожу в церковь изредка. Теперь время от времени Максим вдруг сообщает мне, что хотел бы пойти в церковь. Мы ездим в разные церкви, и ему это нравится! Несколько раз он полностью отстоял службу, хотя обычно ему трудно бывает усидеть на месте даже в течение получаса. Чудеса, да и только!»
Эти удивительные дети рисуют ангелов и церкви, моментально выучивают молитвы и читают их без напоминания родителей. Иногда кажется, что они уже знали тексты молитвы до того, как вы прочли их им в первый раз.
В одной семье растут удивительные близнецы, один из которых — левша, а второй предпочитает использовать в работе в основном правую руку. Нет никакого сомнения в том, что оба мальчика — яркие представители детей индиго. Сейчас Борису и Юрию по шесть лет, и вот что они рисуют (рис. 1).
Рис. 1. «Душа улетает»
Автор — Борис. Когда мальчика попросили прокомментировать рисунок, он сказал: «Этого человека родители крестили (рядом нарисована купель), как и нас с Юрой, когда он был совсем маленьким. Потом он почти никогда не ходил в церковь, читал разные книги, учился, жил и не думал о Боге. Но он помогал людям, жил долго и сделал очень много хорошего и мало плохого. И когда он умер, прилетел Ангел и забрал его душу на небо» (рис. 2).
Рис. 2. «Люди и ангелы»
Автор — Юрий: «У каждого человека есть свой Ангел, который помогает ему быть хорошим. Если мы с Борей деремся, наши Ангелы на небе плачут. Не только у людей есть Ангелы. Ангел есть и у каждой машины, и у каждого дома.
Когда человек приходит в церковь, Ангел помогает ему молиться, подсказывает ему главные слова» (рис. 3)
Рис. 3. «Ангел помогает молиться»
Говорят, что у каждой травинки есть свой Ангел, который тихонько шепчет ей: «Расти, расти...» Видимо, это так и есть, по крайней мере, на совместном рисунке братьев. Они не только увидели, но и нарисовали для нас Ангела подсолнуха (рис. 4).
Рис. 4 «Ангел подсолнуха»
Дети индиго не переносят ложь, у них прямо-таки аллергия на ложь. Люди, у которых слово расходится с делом, им отвратительны. Особенно болезненно они воспринимают ложь или непоследовательность родителей.
Екатерина, воспитательница детского сада: «Ко мне в группу иногда попадают удивительные дети. Но особенно мне запомнился Антон, который в прошлом году поступил в школу. Однажды он был в плохом настроении, его с утра все раздражало. Он наговорил гадостей Олегу, с которым дружил, и тот его ударил. Как началась ссора, я не слышала, потому что находилась в подсобном помещении. Разумеется, я наказала Олега за драку. Антон минут десять бродил по группе, потом подошел ко мне и твердо сказал: "Извините, но это несправедливо!" Спрашиваю: "Антоша, что несправедливо?" — "Что только Олега наказали, несправедливо. Он меня ударил не просто так, а потому, что я ему говорил плохие слова. Накажите меня тоже. Пожалуйста"».
Да, нелегко жить бок о бок с маленьким человеком, который подчас оказывается мудрее нас, но что делать? Постараемся быть на высоте и помочь ребенку не только любить, но и уважать нас за наши достоинства.
Как помочь ребенку-левше
Пройти мир и остаться несовершенным —
это то же, что выйти из бани невымытым.
А. Навои
Увы, вам придется смириться с тем, что на долю левши выпадет больше стрессов и переживаний как положительных, так и отрицательных. И пока ваш ребенок еще мал, он будет нуждаться в вашей помощи, чтобы достичь равновесия. Что же делать, если малыш разнервничался и никак не может успокоиться?
Соберите коллекцию самых разнообразных кристаллов и дайте ребенку посмотреть на них в не лучшую минуту его жизни. Существует теория, по которой многие болезни, как физические, так и психические, обусловлены нарушением цветовой гармонии, смешением цветов или отсутствием, а возможно, просто недостатком какого-либо цвета. Следовательно, восстановить нарушенное равновесие организма можно восполнением недостающего цвета либо очищением его от примесей.
Как показывает практика, ребенок обычно выбирает один-два кристалла, сосредотачивается на них и успокаивается. Многое будет зависеть от цвета кристалла. Выбор ребенка подскажет вам, какие проблемы его могут волновать в настоящий момент.
Все цвета спектра делятся на теплые, холодные и нейтральные. Тепло несут красный, желтый и оранжевый цвета; холод — голубой, синий и фиолетовый. Границей между холодом и теплом, подобно нулевой отметке на термометре, располагается зеленый цвет. Белый, так же, как и черный, синтезируют в себе все цвета. Если ваш ребенок выбрал...
Ø Красные камешки (шпинель, коралл, сердолик, джеспилит, гранат, турмалин).Скорее всего, ребенок испытывает недостаток независимости, старается с помощью красного получить импульс, толчок к действию, искру огня, необходимую для того, чтобы разжечь костер активности и творчества. Если он выбирает красные камешки, задумайтесь, не слишком ли вы подавляете его инициативу, не пытаетесь ли вы диктовать ему правила жизни и поведения.
Ø Оранжевые камешки (яшма, опал, сердолик). Дошкольник скорее всего выберет оранжевый, стремясь «согреться» успокоиться, поскольку оранжевый цвет помогает расслабиться и относиться ко всему менее эмоционально. Такой выбор подскажет вам, что ребенок ощущает недостаток любви. Парадокс состоит в том, что мы можем любить ребенка сколь угодно сильно, но ребенок не обязательно это чувствует. Так что уделите побольше внимания малышу, взявшему в руки один из оранжевых камней, окружите его любовью и заботой — так, чтобы он не мог не заметить вашу любовь. Убедите его в том, что вы можете не одобрять его поступки, но ваша любовь к нему не зависит от его поступков, ведь вы любите его просто за то, что он у вас есть, такой, какой он есть. Ребенок- школьник может выбрать оранжевый по другой причине: ему предстоит контрольная работа, а оранжевый цвет способствует интеллектуальному подъему, также укрепляет силу воли.
Ø Желтые камешки (цитрин, топаз, янтарь, берилл). Желтый цвет — цвет постоянства и стабильности, надежности, реализма и практической работы. Этот солнечный цвет обеспечивает организму равновесие, вселяет чувство оптимизма, обеспечивает самоконтроль. О чем может говорить выбор желтых камешков вашим ребенком? О том, что он хочет успокоиться и прийти в равновесие. А еще о том, что ему как раз и не хватает равновесия и стабильности. Задайте себе вопрос: стабильна ли жизнь вашей семьи?
История, рассказанная Екатериной: «Когда мой Антоша перешел во второй класс, он вдруг начал замыкаться в себе, раздражаться по мелким поводам или, как мне тогда казалось, совершенно без повода. Я, разумеется, встревожилась. Беда была в том, что на все мои вопросы Антон не отвечал либо сердился и отвечал так, чтобы я обиделась и больше не спрашивала. Подруга моей сестры, у которой сын тоже левша и которая несколько раз уже помогала мне своими советами, па сей раз порекомендовала использовать методику цветных камешков и даже дала напрокат ради такого случая собственную коллекцию. Антона камни заинтересовали, он долго их разглядывал, вертел в руках и, наконец, остановился на кусочке янтаря, напоминавшем большую каплю застывшего меда, чистого, без примесей. Антон даже спросил меня, могу ли я купить ему такой янтарь. Я пообещала, что мы вместе пойдем па выставку минералов и купим тот камень, который ему поправится, если, конечно, он не будет слишком дорогим. Антон пошел гулять, а я кинулась к телефону — за консультацией. В ходе разговора я сразу поняла, в чем проблема. Дело в том, что год назад я развелась с мужем, который нашел себе лучшую «партию», и все это время мы занимались разменом квартиры, и мы с Антоном целый год жили на съемных квартирах. В течение года нам трижды пришлось переезжать, с деньгами тоже не было определенности, а в таких условиях обеспечить уют и комфорт невозможно, реально разве что более-менее наладить быт. Само собой, я пропадала на работе, а свои слезы и переживания старалась держать от сына в секрете, чтобы его не расстраивать еще больше: он и так тяжело переживал расставание с отцом. В общем, когда Антон вернулся с прогулки, мы с ним очень серьезно и по-взрослому поговорили. Я честно сказала ему, что вся сложность в том, что я хотела найти нам квартиру в том же районе, где была его школа, но, к сожалению, это район недешевый, и двухкомнатную квартиру найти никак не удавалось. А жить в одной комнате с взрослеющим сыном, учитывая, что мы вряд ли когда-нибудь поменяем жилье, на мой взгляд, просто кошмар. Антон тут же спросил меня, можем ли мы найти двухкомнатную квартиру в другом районе. Я сказала ему, что в "спальных" районах на краю города у нас такой шанс есть. И тут Антоша, которого я по привычке считала малышом, меня изумил. Он сказал: "Мама, нам даже лучше будет, если мы отсюда уедем. В школе все меня спрашивают про папу, и мне плакать хочется, или ругаться, или подраться от обиды, что папа нас бросил. А в новом районе мы сразу скажем, что ты — мать-одиночка, и этих вопросов не будет. И когда я буду играть в футбол, это будет уже совсем не то футбольное поле, где мы с папой вместе гоняли мяч, и мне не будет так плохо. На новом месте я быстрее его забуду. И ты не будешь плакать ночью в подушку. Мама, я ведь не глухой! И уже не маленький!" В общем, мы обсудили с моим взрослым и разумным восьмилетним сыном планы на жизнь, а уже через полгода приводили в порядок свою новую двухкомнатную квартиру, окна которой выходят на лес. Мы с сыном стали лучшими друзьями и с оптимизмом смотрим на жизнь. А медовый янтарь купли на первой же выставке минералов, как талисман нашего дома».
Ø Зеленые камешки (хризопраз, малахит, нефрит, хризолит, хризоберилл).Зеленый цвет считается цветом жизни и возрождения, способствует концентрации и сосредоточению, обострению мыслительной деятельности, а также дает ощущение безопасности и несет умиротворение. Пожалуй, это единственный цвет, выбор которого должен вызывать у вас не беспокойство, а радость. Особенно хорошо, если ребенок выбирает зеленые камешки в период выздоровления после длительной болезни или после семейной или личной трагедии (крушение первой любви лет в четырнадцать — страшная трагедия, которая может довести подростка и до самоубийства). Неплохо, если зеленые камешки выбраны в период подготовки к контрольной работе, тем более, перед экзаменом. Бывает, что ребенка волнуют серьезные вопросы, и тогда он выбирает зеленый камешек в друзья и союзники для размышления.
Ø Голубые камешки (амазонит, аквамарин, бирюза).Голубой цвет — цвет уравновешенной эмоциональности, он усиливает чувство гармонии, эстетические способности и ощущения. Если ваш ребенок выбрал голубые камешки, обратите особое внимание на то, как он проявляет сильные эмоции. Голубой цвет часто выбирают дети, которым трудно справиться со своим гневом, а также мальчики, которым с самого раннего детства запрещают плакать на том основании, что они принадлежат к сильному полу.
Эту историю рассказал Вадим: «Нет, мы не экспериментировали с камешками, но с некоторых пор наш девятилетний сын Стас стал предпочитать голубой цвет всем остальным. Он полюбил голубые рубашки и свитера, а во время ремонта выбрал для своей комнаты голубые обои с синим орнаментом по краю. В общем, ужас какой-то, особенно учитывая переносное значение слова "голубой" применительно к мужчинам. Я ничего не понимал. Моя жена увлекается всякими учениями и теориями, и вот она принесла в дом новость, что наш мальчик, вероятнее всего, не справляется со своими эмоциями, а голубые тона помогают ему уравновеситься. У меня с сыном неплохие отношения, время от времени мы с ним беседуем как мужчина с мужчиной о своем, не девичьем. Я рассказал Стасу, как страдал в детстве от того, что мой отец умудрялся всегда сохранять спокойствие, в любых ситуациях. В отличие от него, я очень легко злился, но считал это чувство чем-то совершенно неприличным, а потому тщательно скрывал его, маскируя то под усталость, то под грусть, то под неважное самочувствие. В общем, я тихо сходил с ума, когда к нам приехал дед, папа моего отца. Пару дней он наблюдал, а когда я в очередной раз после полученной от отца нотации за тройку по природоведению изобразил "плохое самочувствие", дед зашел ко мне в комнату, плотно прикрыл дверь и спросил: "Вадик, а чего ты врешь?" Я от такого вопроса просто оторопел и не знал, что сказать. Дед между тем продолжил: "Ты себя прекрасно чувствуешь, просто на отца за нотацию разозлился. Ну, поругался бы, что ли, высказал бы свое мнение по этому вопросу. Ты ведь считаешь, что отец тебя зря отругал?" Я взвился: "Конечно, зря! Я целую неделю за птицами наблюдал, домик за окном подвесил специально. А училке это не надо было, ей подавай все, как в учебнике написано. А если птицы в жизни ведут себя не как в учебнике? Пусть она птицам тогда тройки ставит, а не мне!" Дед рассмеялся: "Ну, ты и кипяток, весь в меня! Вадик, тебе кто сказал, что злиться стыдно? Стыдно вести себя как дурак, когда злишься. А если ты сердишься, но ведешь себя при этом как мужчина, то есть отстаиваешь свое мнение и доказываешь, что ты прав, или просто считаешь выше своего достоинства бушевать по пустякам, то это совершенно нормально". С тех пор я стал учиться, как выразился дед,"грамотно работать" со своим гневом, и жизнь моя стала намного легче. И тут Стас мне сказал, что три месяца назад помог лучшему другу решить контрольную, а когда учительница заметила у них обоих одну и ту же ошибку, — сказал, что это Стас у него списал. В результате Стас получил двойку, за которую мы с женой его отругали, а его друг за выполненную Стасом работу — четверку. Стасу ужасно хотелось набить "другу" физиономию, но он уже давно усвоил, что "драться нехорошо". Рассказать учительнице или нам, как все было, он тоже не мог, поскольку "ябедничать нехорошо". В общем, и так плохо, и так, нехорошо, а в душе все кипит. С "другом" Стас, естественно, раздружился до такой степени, что даже разговаривать с ним перестал. Я, вполне естественно, сына похвалил, но сказал, что рассказывать родителям правду и ябедничать — понятия совершенно разные, так что гораздо лучше, если он будет мне рассказывать о своих проблемах, тем более серьезных. Ведь если бы он мне тогда сразу все рассказал, никто бы его за двойку не ругал, отнеслись бы к ней, как к несчастному случаю на производстве", — всякое в жизни бывает, и подлые люди встречаются. Еще я сказал Стасу, что уважаю его за то, что он не подрался с этим лживым поганцем, а просто "вычеркнул" его из списка своих знакомых. Для этого надо больше ума и мужества, чем просто в морду дать, то есть разобраться на уровне первобытных людей. Теперь Стас, как и я когда-то, тоже учится "грамотно работать" со своим гневом и другими эмоциями, а к голубому цвету совершенно охладел, к моему большому удовольствию и спокойствию».
Ø Синие камешки (лазурит).Синий цвет — цвет чистого ночного неба, он дарит нам покой и отдых. Синий цвет — цвет духовности и вечности, именно этот цвет связан с открытием «третьего» глаза, со способностью предвидеть будущее, а также с единством и целостностью. Если ваш ребенок выбрал синие камешки, то или ваш левша — философ, который жаждет уединиться и предаться размышлениям о судьбах мира, или же он на грани нервного срыва, и за синие камешки схватился, как утопающий за спасательный круг. Будьте бдительны, внимательно понаблюдайте за жизнью ребенка, — возможно, он нуждается в вашей помощи и поддержке.
Ø Фиолетовые камешки (аметист). Фиолетовый цвет связан с интеллектуальными способностями человека, это цвет познания истины и раскрытия тайн бытия. Можете не беспокоиться, если ваш ребенок занят какими-нибудь творческими проектами, играет на гитаре или пианино, танцует, пост, рисует или лепит, ставит научные опыты. Во всех этих занятиях фиолетовый цвет — самый лучший помощник. Но если он не увлекается ничем, кроме компьютерных игр, то выбор фиолетового цвета может указать на кризис, па переход к «виртуальной реальности». В этом случае необходимо бить тревогу.
Ø Черные камешки (агат, гематит, обсидиан).Черный цвет — это черная точка нирваны, он же является символом смерти и траура. Выбор черных камешков вашим ребенком либо подтверждает его принадлежность к детям индиго, то есть его открытость влиянию космоса, либо говорит о полном уходе в себя, неприятии существующего мира как такового и пассивном бунте против него (возможно, против вас как его составной части), который вполне может со временем перейти в активный. Во втором случае очень важно найти причины недовольства, вызвать ребенка на разговор и снять остроту переживаний и конфликта между ним и миром.
Ø Белые камешки (горный хрусталь, жемчуг, перламутр). Белый цвет символизирует невинность и чистоту, строгость к себе и аскетизм. Это цвет перепадов настроения. Одни выбирают белые камешки, потому что жаждут обновления, хотят изменить что-то в своей жизни, начать с нуля, с чистого листа. Другие же выбирают белый, чтобы отдохнуть от общения с людьми, от нерешенных конфликтов и неприятных ситуаций. Во втором случае длительное созерцание белого цвета может увести в глубокую депрессию. Не исключено, что ваш левша очень застенчив, страдает от одиночества и ощущает себя «белой вороной». Постарайтесь найти человека, с которым он сможет поговорить доверительно и открыто. Выбор белого цвета свидетельствует в том числе и о том, что с вами такой разговор у него не состоится.
Разбудите в себе ребенка
Или то, что сам ты знаешь, передай другим,
Или то, чего не знаешь, от других возьми!
Анвари
Как только вы почувствуете, что те или иные поступки, слова или черты характера, а возможно, и привычки вашего маленького левши раздражают и задевают вас, немедленно совершите путешествие во времени. Вернитесь в свое детство, вспомните себя в том же возрасте, в котором сейчас ваш ребенок.Не исключено, что вы увидите в себе то самое, что раздражает вас в ребенке. Ваш внутренний ребенок еще живет внутри вас, хотя и значительно придавленный грузом прожитых лет. Попробуйте взглянуть на своего малыша глазами вашего внутреннего ребенка, и вы обретете лучшего друга, такого, которого у вас никогда не было и никогда не будет.Ваш ребенок быстро изменится, заметив вашу честность и искренность. Как только вы повернетесь лицом к нему и его проблемам, рассматривая их не с позиции взрослого, а с его собственных позиций, все изменится разом, словно по волшебству.
Как только вы вспомните свое негодование по поводу недоверия взрослых к вашим рассказам и переживаниям, так перестанете видеть в собственном ребенке выдумщика и притвору, и мост доверия соединит берега реки, по разные стороны которой вы стояли, не зная, как преодолеть препятстви