Комплексная оценка состояния здоровья ребенка
Определено, что состояние здоровья детей и подростков характеризуется не только наличием или отсутствием заболеваний, но гармоничностью развития организма, что соответствует возрасту, нормальному уровню развития многочисленных функций организма, качествам и т.д. Комплексная оценка состояния здоровья ребенка включает в себя следующие критерии:
1. Наличие или отсутствие на момент обследования хронических заболеваний
2. Функциональное состояние основных систем организма ребенка
3. Уровень физического и нервно-психического развития ребенка, их гармоничность
4. Степень устойчивости организма неблагоприятным внешним воздействиям
В соответствии с этими критериями выделяют следующие группы здоровья детей:
1 группа – здоровые дети или подростки с нормальным физическим и психическим развитием, которые не имеют уродств, увечий и функциональных отклонений. Одиночные кариозные зубы, гипертрофия миндалин 1 степени, щитовидной железы 2 степени без нарушения функции.
2 группа – здоровые дети, которые имеют функциональные или некоторые морфологические отклонения: реконвалесценты, перенесшие инфекционные заболевания, дети с задержкой физического развития без эндокринной патологии, дети часто (более 4 раз в год) болеющие. Дети, имеющие ДЖВП, гипертрофию миндалин 2 степени, аденоиды 2 степени, искривление носовой перегородки, сколиоз, плоскостопие, гельминтозы, анемия, аллергия, нарушения менструального цикла, вегетативная лабильность, гипотензия
3 группа – дети с хроническими заболеваниями в стадии компенсации (с сохраненными функциональными возможностями)
4 группа – дети с хроническими заболеваниями в стадии субкомпенсации ( со сниженными функциональными возможностями)
5 группа – дети с хроническими заболеваниями в стадии декомпенсации – не посещают школы общего профиля.
РЕЖИМ ДНЯ. ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УЧЕБНОЙ И ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
Р е ж и м д н я - распределение времени суток на выполнение разных видов деятельности и отдыха.
Режим дня важен для человека в любом возрасте, но особенно в детском. Он обеспечивает развитие ребенка (подростка) и прямо влияет на состояние здоровья.
П р а в и л ь н ы й р е ж и м д н я - распределение времени, достаточное для выполнения всех необходимых элементов жизнедеятельности (физиологического, физического, духовного, социального, умственного и др. развития). Правильный режим дня обеспечивает высокий уровень работоспособности при выполнении разных видов работ.
Ф а к т о р ы , к о т о р ы е с л е д у е т у ч и т ы в а т ь п р и
с о с т а в л е н и и р е ж и м а д н я р е б е н к а:
· Возраст (учитываются особенности умственной и физической работоспособности детей разного возраста)
· Состояние здоровья ребенка
· Достигнутый уровень физического, психического, умственного развития ребенка
О с н о в н ы е э л е м е н т ы р е ж и м а д н я:
· Сон
· Режим питания
· Пребывание на свежем воздухе
· Учебная деятельность в школе (колледже и других учебных заведениях)
· Подготовка домашнего задания
· Выполнение домашних обязанностей (решение бытовых вопросов)
· Досуг (спорт, танцы и тд)
Имеет значение правильное распределение времени на каждых из этих элементов и правильное их чередование
Сон
Продолжительность сна должна обеспечивать полноценный отдых и восстановление всех функций организма.
Продолжительность и время сна взрослого человека зависит от многих факторов, в первую очередь характера трудовой деятельности, индивидуальных особенностей и прочее.
Для ребенка и подростка, полноценный сон также определяет нормальное развитие и рост (гормон роста соматотропин выбрасывается в кровь в больших количествах именно во время сна)
Новорожденный и грудной ребенок большую часть суток (если здоров) спит.
Дети преддошкольного и дошкольного возраста, посещающие детские дошкольные заведения в режиме дня имеют послеобеденный сон в течение 2-3 часов.
Послеобеденный сон – хорошая привычка и для детей более старшего возраста и для взрослых, однако в силу насыщенного ритма жизни, редко может быть реализована.
Ребенок младшего школьного возраста должен ложиться спать не позднее 21 часа и вставать 6.30 - 7 утра. Т.о. продолжительнрость сна младшего школьника -
9-10 часов
В возрасте 17-18 лет не позднее 23 часов, при условии подъема в 6.30-7.00
Хроническое недосыпание в школьном возрасте отрицательно влияет на психику, физическую и умственную работоспособность подростка
Учебная деятельность
Еженедельная учебная школьная нагрузка в часах не должна превышать:
Для учеников 1-3 классов – 24 часа
4 классов – 27 часов
5-7 класса – 29 часов
8 класса - 30 часов
9-12 классов – 32 часа
При составлении расписания учебных уроков, следует учитывать степень сложности.
По степени сложности предметы делят:
1 группа – математика, иностранный язык
2 группа – химия, физика
3 группа – родной язык, история, география
4 группа - природоведение (биология), литература
5 группа – физкультура, музыка, рисование, черчение
Между уроками устанавливают перемены, длительностью от 10 до 30 минут
Большую перемену проводят после 2 или после 3 урока.
Обязательно должен быть активный отдых на свежем воздухе не менее, чем 2 часа ежедневно
ЗАКАЛИВАНИЕ
З а к а л и в а н и е - повышение стойкости организма к действию температуры, влажности воздуха, атмосферного давления и других физических факторов внешней среды.
Закаливание следует начинать с грудного возраста.
Принципы закаливания:
· Поступательность (постепенное увеличение интенсивности и длительности действия закаливающего фактора)
· Систематичность ( закаливающие процедуры следует выполнять регулярно по схеме
· Комплексность (объединение нескольких закаливающих факторов – воздух, вода
· Индивидуальный режим (характер, интенсивность, режим закаливания должны учитывать индивидуальные особенности человека – возраст, пол, состояние здоровья)
Основные закаливающие факторы – воздух, вода, солнечные ванны
Закаливание детей 1 года жизни:
С 2-3 месяцев ребенка раздевать несколько раз в день и проводить воздушные ванны 1-2 минуты. Во время ванны ребенка выкладывать то на живот, то на спину. Температура воздуха в комнате должна быть сначала 21-22, затем можно снижать до 20-18
Летом воздушные ванны можно проводить на открытом воздухе, но избегать ветра и солнца
Также обтирания, обливания, душ, ванна – водные процедуры.
Маленьким детям перед влажными обтираниями рекомендуют в течение 1-2 недель сухие обтирания фланелью до легкого покраснения. Дети очень любят сухие обтирания.
Влажные обтирания с 2-3 месяцев махровой рукавичкой, смоченной в воде.
Солнечные ванны детям до 1 года противопоказаны.
Закаливание детей дошкольного и школьного возраста
Солнечные, воздушные, гигиенические ванны, водные процедуры (обтирания, обливания) прогулки
Температура воды для первого обтирания должна быть не менее 35 градусов. В дальнейшем постепенно уменьшают на 1-2 градуса до 25-22 Эту процедуру лучше проводить утром.
Обливания проводят детям с 1 года жизни, начиная с температуры воды 35 градусов, постепенно снижая, обливать из садовой лейки, ковшика. Длительность обливания 1-2 минуты. После этого ребенка досуха вытирают до легкого покраснения кожи и одевают
Можно делать обливания ног водой с 2-3 лет, лучше перед сном, начиная с температуры 30-28 и уменьшать на 1 градус, каждые 3 дня до 15-18.
Солнечные ванны проводят только здоровым детям до 10 утра или после 17 вечера, при температуре в тени не меньше 20-22 градусов. Длительность солнечных ванн в первые три дня – 2 мин, затем каждые 2 дня увеличивать на 2 мин. Максимально в течение 30-40 минут. Нежелательно загорать натощак и ранее, чем через 2 часа после еды.
После солнечной ванны следует отдохнуть в тени, а затем приступить к водным процедурам. Такое комбинированное действие воздуха, воды, солнца и движения благотворно влияет на организм.
Гигиенический душ должен быть температуры 28-30 градусов, хорошо снимает тепловое перегревание летом.
Купание в водоемах начинать с 5 минутного пребывания в воде при температуре воздуха 25, воды 20-22, постепенно длительность купания доводят до 15-20 минут. Выйдя из воды дети должны вытереться полотенцем.