Комплексная оценка состояния здоровья ребенка

Определено, что состояние здоровья детей и подростков характеризуется не только наличием или отсутствием заболеваний, но гармоничностью развития организма, что соответствует возрасту, нормальному уровню развития многочисленных функций организма, качествам и т.д. Комплексная оценка состояния здоровья ребенка включает в себя следующие критерии:

1. Наличие или отсутствие на момент обследования хронических заболеваний

2. Функциональное состояние основных систем организма ребенка

3. Уровень физического и нервно-психического развития ребенка, их гармоничность

4. Степень устойчивости организма неблагоприятным внешним воздействиям

В соответствии с этими критериями выделяют следующие группы здоровья детей:

1 группа – здоровые дети или подростки с нормальным физическим и психическим развитием, которые не имеют уродств, увечий и функциональных отклонений. Одиночные кариозные зубы, гипертрофия миндалин 1 степени, щитовидной железы 2 степени без нарушения функции.

2 группа – здоровые дети, которые имеют функциональные или некоторые морфологические отклонения: реконвалесценты, перенесшие инфекционные заболевания, дети с задержкой физического развития без эндокринной патологии, дети часто (более 4 раз в год) болеющие. Дети, имеющие ДЖВП, гипертрофию миндалин 2 степени, аденоиды 2 степени, искривление носовой перегородки, сколиоз, плоскостопие, гельминтозы, анемия, аллергия, нарушения менструального цикла, вегетативная лабильность, гипотензия

3 группа – дети с хроническими заболеваниями в стадии компенсации (с сохраненными функциональными возможностями)

4 группа – дети с хроническими заболеваниями в стадии субкомпенсации ( со сниженными функциональными возможностями)

5 группа – дети с хроническими заболеваниями в стадии декомпенсации – не посещают школы общего профиля.

РЕЖИМ ДНЯ. ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УЧЕБНОЙ И ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

Р е ж и м д н я - распределение времени суток на выполнение разных видов деятельности и отдыха.

Режим дня важен для человека в любом возрасте, но особенно в детском. Он обеспечивает развитие ребенка (подростка) и прямо влияет на состояние здоровья.

П р а в и л ь н ы й р е ж и м д н я - распределение времени, достаточное для выполнения всех необходимых элементов жизнедеятельности (физиологического, физического, духовного, социального, умственного и др. развития). Правильный режим дня обеспечивает высокий уровень работоспособности при выполнении разных видов работ.

Ф а к т о р ы , к о т о р ы е с л е д у е т у ч и т ы в а т ь п р и

с о с т а в л е н и и р е ж и м а д н я р е б е н к а:

· Возраст (учитываются особенности умственной и физической работоспособности детей разного возраста)

· Состояние здоровья ребенка

· Достигнутый уровень физического, психического, умственного развития ребенка

О с н о в н ы е э л е м е н т ы р е ж и м а д н я:

· Сон

· Режим питания

· Пребывание на свежем воздухе

· Учебная деятельность в школе (колледже и других учебных заведениях)

· Подготовка домашнего задания

· Выполнение домашних обязанностей (решение бытовых вопросов)

· Досуг (спорт, танцы и тд)

Имеет значение правильное распределение времени на каждых из этих элементов и правильное их чередование

Сон

Продолжительность сна должна обеспечивать полноценный отдых и восстановление всех функций организма.

Продолжительность и время сна взрослого человека зависит от многих факторов, в первую очередь характера трудовой деятельности, индивидуальных особенностей и прочее.

Для ребенка и подростка, полноценный сон также определяет нормальное развитие и рост (гормон роста соматотропин выбрасывается в кровь в больших количествах именно во время сна)

Новорожденный и грудной ребенок большую часть суток (если здоров) спит.

Дети преддошкольного и дошкольного возраста, посещающие детские дошкольные заведения в режиме дня имеют послеобеденный сон в течение 2-3 часов.

Послеобеденный сон – хорошая привычка и для детей более старшего возраста и для взрослых, однако в силу насыщенного ритма жизни, редко может быть реализована.

Ребенок младшего школьного возраста должен ложиться спать не позднее 21 часа и вставать 6.30 - 7 утра. Т.о. продолжительнрость сна младшего школьника -

9-10 часов

В возрасте 17-18 лет не позднее 23 часов, при условии подъема в 6.30-7.00

Хроническое недосыпание в школьном возрасте отрицательно влияет на психику, физическую и умственную работоспособность подростка

Учебная деятельность

Еженедельная учебная школьная нагрузка в часах не должна превышать:

Для учеников 1-3 классов – 24 часа

4 классов – 27 часов

5-7 класса – 29 часов

8 класса - 30 часов

9-12 классов – 32 часа

При составлении расписания учебных уроков, следует учитывать степень сложности.

По степени сложности предметы делят:

1 группа – математика, иностранный язык

2 группа – химия, физика

3 группа – родной язык, история, география

4 группа - природоведение (биология), литература

5 группа – физкультура, музыка, рисование, черчение

Между уроками устанавливают перемены, длительностью от 10 до 30 минут

Большую перемену проводят после 2 или после 3 урока.

Обязательно должен быть активный отдых на свежем воздухе не менее, чем 2 часа ежедневно

ЗАКАЛИВАНИЕ

З а к а л и в а н и е - повышение стойкости организма к действию температуры, влажности воздуха, атмосферного давления и других физических факторов внешней среды.

Закаливание следует начинать с грудного возраста.

Принципы закаливания:

· Поступательность (постепенное увеличение интенсивности и длительности действия закаливающего фактора)

· Систематичность ( закаливающие процедуры следует выполнять регулярно по схеме

· Комплексность (объединение нескольких закаливающих факторов – воздух, вода

· Индивидуальный режим (характер, интенсивность, режим закаливания должны учитывать индивидуальные особенности человека – возраст, пол, состояние здоровья)

Основные закаливающие факторы – воздух, вода, солнечные ванны

Закаливание детей 1 года жизни:

С 2-3 месяцев ребенка раздевать несколько раз в день и проводить воздушные ванны 1-2 минуты. Во время ванны ребенка выкладывать то на живот, то на спину. Температура воздуха в комнате должна быть сначала 21-22, затем можно снижать до 20-18

Летом воздушные ванны можно проводить на открытом воздухе, но избегать ветра и солнца

Также обтирания, обливания, душ, ванна – водные процедуры.

Маленьким детям перед влажными обтираниями рекомендуют в течение 1-2 недель сухие обтирания фланелью до легкого покраснения. Дети очень любят сухие обтирания.

Влажные обтирания с 2-3 месяцев махровой рукавичкой, смоченной в воде.

Солнечные ванны детям до 1 года противопоказаны.

Закаливание детей дошкольного и школьного возраста

Солнечные, воздушные, гигиенические ванны, водные процедуры (обтирания, обливания) прогулки

Температура воды для первого обтирания должна быть не менее 35 градусов. В дальнейшем постепенно уменьшают на 1-2 градуса до 25-22 Эту процедуру лучше проводить утром.

Обливания проводят детям с 1 года жизни, начиная с температуры воды 35 градусов, постепенно снижая, обливать из садовой лейки, ковшика. Длительность обливания 1-2 минуты. После этого ребенка досуха вытирают до легкого покраснения кожи и одевают

Можно делать обливания ног водой с 2-3 лет, лучше перед сном, начиная с температуры 30-28 и уменьшать на 1 градус, каждые 3 дня до 15-18.

Солнечные ванны проводят только здоровым детям до 10 утра или после 17 вечера, при температуре в тени не меньше 20-22 градусов. Длительность солнечных ванн в первые три дня – 2 мин, затем каждые 2 дня увеличивать на 2 мин. Максимально в течение 30-40 минут. Нежелательно загорать натощак и ранее, чем через 2 часа после еды.

После солнечной ванны следует отдохнуть в тени, а затем приступить к водным процедурам. Такое комбинированное действие воздуха, воды, солнца и движения благотворно влияет на организм.

Гигиенический душ должен быть температуры 28-30 градусов, хорошо снимает тепловое перегревание летом.

Купание в водоемах начинать с 5 минутного пребывания в воде при температуре воздуха 25, воды 20-22, постепенно длительность купания доводят до 15-20 минут. Выйдя из воды дети должны вытереться полотенцем.

Наши рекомендации