Развитие детей и подростков. школьная зрелость

ЗНАНИЯ:

  1. Методы исследования и оценка физического развития детей и подростков.
  2. Методы определения школьной зрелости.
  3. Участие медицинских работников в проведении профессиональной ориентации школьников.
  4. Основные противопоказания для работы в некоторых отраслях промышленности.

УМЕНИЯ:

1. Использовать полученные знания в просветительной работе по сохранению и укреплению здоровья детей и подростков.

2. Исследовать и определять физическое развитие детей в разные возрастные периоды.

3. Определять группу здоровья.

СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ:

1. Понятие «здоровье детского населения», определяющие и составляющие его факторы.

2. Группы здоровья.

3. Физическое развитие детей и подростков и его значение в оценке здоровья

4. Методы исследования и оценка физического развития детей и подростков.

5. Акселерация и децелерация и их гигиенические проблемы.

6. Участие медицинских работников в проведении профессиональной ориентации школьников. Основные противопоказания для работы в некоторых отраслях промышленности.

7. Школьная зрелость и методы ее определения.

Наглядность, вспомогательный материал:

Таблица №1. Методы исследования и оценочные показатели морфологических и функциональных признаков физического развития детей и подростков.

1. Понятие «здоровье детского населения», определяющие и составляющие его

факторы

В дополнение определения ВОЗ здоровья взрослых - «Здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов» в понятия «здоровье детского населения» включается «и степень гармоничного развития в соответствии с возрастом и полом».

Изучением условий – внешних и внутренних, действующих на организм ребенка, и показателей, характеризующих здоровье детского населения, занимается наука «гигиена детей и подростков».

Факторы, формирующие здоровье детей, от которых зависит в последующем здоровье взрослого человека:

1) наличие наследственных заболеваний (гемофилия, диабет и др.) определяет 4-8% патологии;

2) здоровье родителей, наличие у них хронических заболеваний и вредных привычек, неуравновешенный образ жизни;

3) природно-климатические факторы определяют заболеваемость соответственно в холодный или в жаркий период года и т.д.;

4) социальные факторы: питание (недостаточное, несбалансированное), образ жизни детей (вредные привычки, гиподинамия, отсутствие физической культуры) и социальное благополучие;

5) эпидемические факторы - детские инфекционные болезни (до 15% в общей заболеваемости);

6) эндемические болезни – флюороз, кариес зубов, эндемический зоб и др.;

7) экологические факторы определяют 25-40% заболеваний у детей;

Определение степени физического развития ребенка – дело государственное и основывается на показателях здоровья, разработанных Институтом гигиены детей и подростков МЗ РФ. Этими

показателями определения здоровья у детей широко пользуются педиатры при проведении диспансеризации. Они включают:

1) наличие/отсутствие хронических заболеваний определяется при плановых медосмотрах детей в поликлинике с участием всех основных специалистов (окулист, ЛОР, педиатр, хирург, психиатр);

2) уровень функционального состояния основных органов и систем организма выявляется клиническими методами, иногда с помощью приборов;

3) о степени сопротивляемости организма неблагоприятным воздействиям судят по количеству острых заболеваний и обострений хронических заболеваний в предыдущем году. Часто болеющие дети – это 4 раза в году и более или одно заболевание более 25 дней;

4) уровень нервно-психического развития устанавливается детским психоневрологом;

5) степень физического развития и его гармоничности определяются путем сравнения индивидуальных показателей со средними для каждого возраста.

На основании полученных данных делается комплексная оценка состояния здоровья ребенка и его относят к одной из групп здоровья, которой педиатры ориентируется в назначении физических упражнений, лечебных и оздоровительных мероприятий.

7. Группы здоровья

В соответствии с приказом Минздрава РФ № 621 «О комплексной оценке здоровья детей» (2003) дети от 3 до 17 лет разделяются на 5 групп здоровья:

1) здоровые, с нормальным уровнем морфологического, функционального, биологического и умственного развития; не имеющие дефектов, гармонично развитые;

2) здоровые, но имеющие функциональные и некоторые морфологические отклонения (в росте и весе), сниженную сопротивляемость организма к заболеваниям (болеющие 4 раза в году и более), отставшие по выраженности вторичных половых признаков;

3) дети, больные хроническими заболеваниями в состоянии компенсации с сохраненными функциональными возможностями организма; с ожирением 1-2 степени (на 20-29% и на 30-49%);

4) дети, больные хроническими заболеваниями в состоянии субкомпенсации, со сниженными функциональными возможностями организма; с ожирением 3-й степени (более 50%);

5) дети, больные хроническими заболеваниями в состоянии декомпенсации, со значительно сниженными функциональными возможностями организма – эти дети не посещают школу, обучаются на дому и медосмотрами не охватываются.

К сведению: В Москве по данным диспансеризации за 2003 г из 1,3 млн обследованных детей дошкольного и школьного возраста отнесены к 1 группе 37,6%; 2-й – 53,2% и 3-й - 9,2%. По сравнению с предыдущими годами отмечается рост числа детей 1-й группы и уменьшение 3-й. В то же время в 1-й класс приходит 10% детей с хроническими заболеваниями и к 14 годам их становится уже 20%, а среди выпускников – 30%.

В зависимости от принадлежности к той или иной группе определяется учебная, спортивная или трудовая деятельность.

Так для 1-й группы нет ограничений, педиатр проводит профилактические медосмотры в плановые сроки, а врачебные назначения состоят из общеоздоровительных мероприятий.

Дети 2-й группы (группа риска) требуют более пристального внимания врачей; им обязательно нужен комплекс оздоровительных мероприятий, направленных на повышение устойчивости организма: оптимальная двигательная активность, закаливание, рациональный режим дня и дополнительные витамины.

Дети 3,4 и 5 групп находятся на диспансерном наблюдении у врачей разных специальностей, получают необходимую лечебную и профилактическую помощь; в детских учреждениях организуется щадящий режим дня, более продолжительный отдых и сон, ограничиваются физические упражнения.

Внедрение в программы обучения в экспериментальных школах Москвы 5 основных компонентов ЗОЖ: 1) общеобразовательный (во все изучаемые предметы введены примеры ЗОЖ), 2) социально-психологический, 3) медицинский, 4) физкультурно-оздоровительный и 5) комплексное разностороннее питание – позволило снизить общую заболеваемость детей на 20%, а 80% детей с очками перестали их носить.

Наши рекомендации