Методы и формы гигиенического воспитания
Методы, формы и средства гигиенического воспитания рассматривались нами в лекции №1. К ним относятся: собственный пример, ролевые игры, беседы, листовки (памятки), санитарные бюллетени, вечера вопросов и ответов, выставки.
Кроме общих рекомендаций здоровым лицам, существуют специальные рекомендации ВОЗ по преодолению факторов риска к заболеваниям. Например, программа по профилактике ИБС и других хронических заболеваний включает: рациональное питание (мало жиров животного происхождения, много овощей и фруктов для снижения уровня холестерина в крови и предупреждения тучности, сокращение потребления соли); отказ от курения и алкоголя; раннее выявление повышения кровяного давления и свертываемости крови и борьба с ними; поддержание нормального веса тела и регулярные ежедневные физические упражнения (бег, ходьба); снижение уровня социального и профессионального стресса. Выполнение этой программы позволило снизить среди участников смертность от ИБС за 8 лет в Москве на 25%, в Японии на 36%, в США на 32%, в Англии на 16%. И эти меры оказались эффективнее лекарств.
Контрольные вопросы
1. Определение понятия «здоровье человека» по ВОЗ и основные определяющие его факторы.
2. Составляющие группы риска для здоровья в понятии «образ жизни».
3. Что такое валеология и санология?
4. Определение ЗОЖ и два направления его формирования.
5. Мотивы и девизы, необходимые для выполнения рекомендаций ЗОЖ.
6. Основные компоненты ЗОЖ .
7. Методы и формы гигиенического воспитания ЗОЖ.
8. Что такое «рациональный труд и отдых».
9. Основные принципы рационального питания.
10. Основные направления компонента ЗОЖ «физкультура и спорт».
11. Система оздоровительных мероприятий и их роль в укреплении здоровья.
12. Задачи и виды ежедневных оздоровительный двигательных нагрузок.
13. Основные принципы выполнения спортивных упражнений.
14. Принципы и виды закаливания организма.
15. Медицинская активность.
Таблица №1. Компоненты и рекомендации по формированию
Здорового образа жизни.
1- е направление – (а) создание, построение программы и (б) развитие, усиление, активизация
положительных для здоровья мотивов, условий, факторов, обстоятельств;
2-е направление - исполнение: (а) преодоление, уменьшение факторов риска и (б)
Формирование ЗОЖ
(кто хочет – тот добивается; кто не хочет – ищет оправдание).
Компоненты ЗОЖ | Рекомендации по выполнению ЗОЖ |
1. Рациональный труд и отдых | А. Рациональный труд: 1.Нагрузки по возрасту и полу. 2.Перерывы в работе (по возрасту и профессии). Б. Рациональный отдых (режим дня): 1. Пребывание не свежем воздухе не менее 1 часа. 2. Длительность сна – не менее 7- 9 час. |
2.Физкультура и спорт | А. Оздоровительные мероприятия: А-1. Утренняя гимнастика – до 10 мин. (бодрость, включение мышц и ЦНС в функционирование). А-2.Закаливающие процедуры(повышение иммунитета и устойчивости к микроклиматическим факторам): 1. Водные обтирания (местные, общие). 2. Водные обмывания (местные, общие). 3. Воздушные ванны. 4. Солнечные ванны. А-3. Регулярные физические упражнения – ежедневные (профилактика гиподинамии): !)3 часа на ногах. 2) ходьба - 1 час с частотой от 70-90 до 90-120 шагов/мин. 3) пробежки рывками – 30 мин. или бег Б. Спортивные мероприятия - физические нагрузки на открытом воздухе - 1-2 раза в неделю (развитие, укрепление и поддержание мышечного тонуса, оксигенация): быстрая ходьба или бег 5-20 км; езда на велосипеде или лыжные прогулки до 1 час.; плавание, спортивные игры и др. не менее 1-1,5 час. В) Туризм. – 2 недели - 1 месяц в году (общее оздоровление). |
3. Рациональное питание | 1.Достаточность пищи по качеству и количеству в соответствии с полом, возрастом и физическими нагрузками. 2. Сбалансированность по Б,Ж,У, микроэлементам, витаминам. 3.Соблюдение режима питания (по времени и рациону). 4. Пищевые добавки. |
4. Борьба с вредными привычками | Курение, пьянство, пересаливание пищи, еда на ночь, жевание жвачки натощак и др. |
5. Личная гигиена | Уход за кожей, волосами, полостью рта, одеждой, обувью, рациональный распорядок дня. |
6. Профилактика стресса | А) Мероприятия по предупреждению стресса (аутотренинг). Б) Снижение уровня профессионального и социального стресса. |
7.Медицинская активность | Профилактическая активная деятельность человека по предупреждению заболеваний: А) Профилактические осмотры. Б) Ежегодная диспансеризация. Б) Своевременное обращение за медпомощью при заболевании. В) Выполнение лечебных предписаний. |
Таблица №2. ДЕВИЗЫ, МОТИВЫ И ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ НЕКОТОРЫХ