Методы управления затратами организации
В управлении затратами организаций могут найти применение различные методы. Их выбор обусловлен, в первую очередь, целями управления и наличием условий для применения. Поэтому детально рассмотрим методы управления затратами и условия их применения.
1. Директ-костинг.
Сущность метода данного метода заключается в следующем: постоянные накладные расходы не включаются в себестоимость продукции, а относятся непосредственно на счет прибылей и убытков в том периоде, когда они произошли. [12, с. 35]
Условия применения метода: Разделение затрат на переменные и постоянные.
Преимущества: Необходимая информация может быть получена из регулярной финансовой отчетности без создания дополнительных учетных процедур. Прибыль периода не зависит от постоянных накладных расходов при изменении остатков запасов. Снижается трудоемкость распределения накладных затрат, появляется возможность определить вклад каждого вида продукции в формирование прибыли организации. В сочетании с методом стандарт-костинга позволяет оптимизировать производственную программу, обоснованно определить цены на новую продукцию, обосновать необходимость или отказ в новых заказах. Позволяет сделать выбор между собственным производством или закупкой продукции. [14, с. 178]
Недостатки: Многие виды затрат не могут быть однозначно отнесены к категории переменных или постоянных. Слабое внимание к постоянным затратам. Искажение финансового результата из-за занижения или завышения стоимости ранее произведенной продукции. Создает иллюзию прибыльности технологически сложных, требующих значительных инвестиций проектов. [14, с. 184]
2. Абзорпшн-костинг.
Сущность метода: в себестоимость продукции включаются все затраты (в том числе и накладные).
Условия применения метода: Использование методов распределения накладных затрат, позволяющих наиболее точно установить величину накладных затрат, включаемых в себестоимость единицы продукции.
Преимущества: Отсутствие разделения затрат организации на постоянные и переменные. Более точное определение финансового результата деятельности организации. Отражение покрытия доходом от реализации продукции каждого вида или вида деятельности не только прямых переменных затрат, но и постоянных накладных затрат. Повышение обоснованности выбора дополнительного заказа или отказа от него. [12, с. 57]
Недостатки: Ретроспективность и условность в распределении накладных затрат. Установление фактической себестоимости единицы продукции только в конце периода. Условный характер распределения накладных затрат. Включение в себестоимость продукции затрат, непосредственно не связанных с производством, усложнение учетных и расчетных процедур, недостаточное внимание к характеру поведения затрат в зависимости от объема выпускаемой продукции. [14, с. 113]
3. Стандарт-кост.
Сущность метода: Для каждого вида затрат (материальных, трудовых и других) определяются обоснованные нормы расхода (стандарты) ресурса на единицу продукции. Затраты ресурсов по нормам и отклонения от норм потребления ресурсов учитываются отдельно. [12, с. 98]
Условия применения метода: Наличие системы стандартов (норм и нормативов).
Преимущества: Формирование необходимой информационной базы для анализа и контроля затрат, наглядность в отражении отклонений от плана в процессе формирования затрат. Минимизация учетной работы, связанной с калькулированием себестоимости, своевременное обеспечение менеджеров информацией об ожидаемых затратах на производство. [12, с. 102]
Недостатки: Применение для периодически повторяемых затрат. Успешность применения зависит от состава и качества нормативной базы. Невозможность установить нормы по отдельным видам затрат.
4. Метод ABC.
Сущность метода: Деятельность организации рассматривается в виде процессов или рабочих операций. Сумма затрат организации в течение периода или затрат на определенный вид продукции определяется на основании затрат на осуществление совокупности соответствующих процессов и операций. [13, с. 194]
Условия применения метода: Выделение видов деятельности и операций по ним. Расширение существующей системы бухгалтерского учета. Дополнительное обучение персонала.
Преимущества: Значительное повышение обоснованности отнесения накладных расходов на конкретный продукт, более точное калькулирование себестоимости. Обеспечение взаимосвязи получаемой информации с процессом формирования затрат. [13, с. 197]
Недостатки: Требует значительных изменений в системе бухгалтерского учета и совершенствования систем информационной поддержки, что влечет за собой рост затрат на управление.
5. Таргет-костинг.
Сущность метода: На основании заданной цены реализации изделия и желаемой величины прибыли устанавливается целевая себестоимость, которая в дальнейшем обеспечивается усилиями всех служб организации. Обеспечивает целевую себестоимость на стадии планирования продукции. Является инструментом стратегического управления затратами. [13, с. 238]
Условия применения метода: Тесное горизонтальное взаимодействие между функциональными подразделениями организации. Постоянное применение. Организация постоянного контроля уровня затрат. Надежность маркетинговых прогнозов и правильное позиционирование организации на рынке.
Преимущества: Маркетинговая ориентация производства. Определение целевых затрат для новых продуктов. Контроль затрат еще на стадии разработки продукции.
Недостатки: Для целевого снижения затрат могут потребоваться значительное время или серьезные инвестиции. Технические возможности организации не всегда позволяют снизить себестоимость до заданного уровня. [14, с. 284]
6. Кайзен-костинг.
Сущность метода: Предполагает не достижение определенной величины затрат, а постоянное, непрерывное и всеохватывающее их снижение. Обеспечивает целевую себестоимость в процессе производства продукции. Используется преимущественно в оперативном управлении затратами и контроле за их уровнем. [12, с. 108]
Условия применения метода: Постоянное применение. Проведение непрерывных, относительно небольших усовершенствований производственных процессов, способных в совокупности дать значительный результат. Вовлечение всех сотрудников в непрерывное совершенствование качества деятельности и создание необходимой системы мотивации.
Преимущества: Обеспечивает непрерывное снижение затрат и удержание их на заданном уровне.
Недостатки: Необходима мотивация сотрудников и корпоративная культура, поддерживающая вовлеченность персонала в деятельность организации.
7. CVP-анализ (анализ точки безубыточности).
Сущность метода: Основывается на сопоставлении трех величин: затрат организации, дохода от реализации и получаемой прибыли, соотношение которых позволяет определить выручку от реализации (объем реализации), которая при известных величинах постоянных затрат организации и переменных затрат на единицу продукции обеспечит безубыточность деятельности или планируемый финансовый результат. [14, с. 202]
Условия применения метода: Соблюдение системы допущений (неизменность цены; разделение затрат на переменные и постоянные; отсутствие отклонения фактических постоянных и переменных затрат от плановых). Для графического решения количество видов продукции не должно превышать 3-4.
Преимущества: Позволяет определить объем продаж, при котором достигается безубыточность производства или заданный финансовый результат. Простота, наглядность и оперативность метода.
Недостатки: Разделение затрат организации на переменные, которые линейно зависят от объема продукции, и постоянные, которые от него не зависят, что на практике однозначно сделать весьма сложно
Любое изменение входящих в модель факторов (переменных и постоянных затрат, объема реализации и цены) может дать существенное изменение конечного результата. При количестве видов продукции больше трех графическое решение модели становится невозможным. Основывается на допущении, что производительность труда, которая непосредственно определяет переменные издержки, не зависит от масштаба и не изменяется во времени, а структурные сдвиги качественного состояния, характеризующие изменение системы организации, отсутствуют. [13, с. 371]
8. Бенчмаркинг затрат.
Сущность метода: Предполагает сравнение состояния управления затратами на предприятии с организациими-лидерами для дальнейшего принятия решений в области управления затратами.
Условия применения метода: Правильный выбор организации-эталона. Наличие полной и достоверной информации об эталонных результатах и методах их достижения.
Преимущества: Позволяет получить комплексную оценку управления затратами на предприятии в сравнении с эталонным организациям, которая является серьезной предпосылкой постепенного улучшения управления затратами на основе опыта и технологий других организаций.
Недостатки: Неверный выбор организации-эталона снижает эффективность метода. Требует системности и целенаправленности в применении опыта других организаций. [13, с. 416]
9. Кост-киллинг.
Сущность метода: Направлен на максимальное снижение затрат в кратчайшие сроки без ущерба для деятельности организации и перспектив его развития. Используется в антикризисном менеджменте и управлении конкурентоспособностью.
Условия применения метода: Наличие полной и достоверной информации о состоянии затрат на предприятии. Стремление руководства организации к снижению издержек. Определенным образом построенная система мотивации персонала.
Преимущества: Позволяет быстро сократить затраты организации, возникающие и во внутренней, и во внешней среде.
Недостатки: Жесткость метода (предусматривает в том числе сокращение затрат на заработную плату и сокращение персонала). Требует системного применения (использование время от времени, к отдельным видам затрат или в отдельных подразделениях организации ощутимых результатов не приносит) [12, с. 156].
10. LCC-анализ.
Сущность метода: Затраты определяются на производство и продажу конкретного продукта в течение всего его жизненного цикла и в дальнейшем сопоставляются с соответствующими доходами. Применяется в стратегическом управлении затратами.
Условия применения метода: Наличие точных и детальных маркетинговых описаний состояния рынка и позиционирования продукции или услуг организации. Четкая идентификация этапов жизненного цикла продукта.
Преимущества: Получение в долгосрочном периоде оценки понесенных затрат и их покрытия соответствующими изделию доходами. Обеспечение точного прогноза всех затрат и соотнесение получаемого дохода и понесенных затрат применительно к производству изделия в целом. Обеспечение стратегического видения структуры затрат и сопоставление ее со структурой доходов
Недостатки: Отсутствие периодизации финансовых результатов. Неопределенность в учете накладных затрат: если их не учитывать, страдает комплексность используемой информации; если учитывать, то используемая информация приобретает вероятностный характер. Может потребовать затрат на получение обширной дополнительной информации. [14, с. 293]
11. Метод VCC.
Сущность метода: Рассматривает цепочку потребительской стоимости, в частности, предусматривает анализ затрат, находящихся вне сферы прямого воздействия организации. Применяется в стратегическом управлении затратами.
Условия применения метода: Соответствие стратегического позиционирования организации особенностям деятельности организации и сложившейся конъюнктуре рынка. Полное знание конъюнктуры рынка, внутренних процессов организации, полное представление о деятельности хозяйствующих субъектов, взаимодействующих с организациями.
Преимущества: Позволяет представить величину затрат организации в свете создания новой стоимости, оценить целесообразность процессов, ведущих к формированию затрат, максимально полно привязать затраты организации к ожидаемым доходам.
Недостатки: Требует создания соответствующего информационного обеспечения, постоянной оптимизации затрат в рамках оперативного управления деятельностью организации и участия квалифицированных специалистов.
Решая, какой метод стоит применять, следует помнить, что не бывает универсальных вариантов. Однако в некоторых ситуациях «директ-костинг» имеет ряд преимуществ, над другими методами. Так же вполне уместно применение смешанных методов, объединяющих несколько методов управления затратами. Использование смешанных методов даст возможность повысить результативность управления затратами и достичь наиболее значительных экономических результатов. [12, с. 187]