Тема 1. Введение. Определение сущности психотерапии и психологического консультирования
План: Определение сущности психотерапии психологического консультирования. Место проведения психологического консультирования. Основные причины обращения к психологу-консультанту. Отличие психологического консультирования от индивидуальной и групповой психотерапии. Отличие психотерапевта и психолога-консультанта по степени владения методами психокоррекции. Применение психологического консультирования вместе с другими методами практического психотерапевтического воздействия. Виды психологического консультирования, их классификация.
Отличие психологического консультирования от индивидуальной и групповой психотерапии заключается в целях, задачах, частоте, непрерывности и длительности контактов психолога с клиентом; в активности ролей, выполняемых психологом и клиентом, по их ответственности и стилю общения.
Психологическое консультирование имеет свою ярко выраженную специфику. Его особенности определяются, прежде всего, предметом, целями и задачами, которые в значительной мере зависят от того, как консультант осознает свое профессиональное место и выполняет свою профессиональную роль в индивидуальной логике жизни другого человека. На особенности консультации влияют теоретические предпочтения консультанта, научный подход или школа, к которой он принадлежит. Стиль консультирования специалиста, воспитанного в русле личностно-ориентированного подхода, отличается полной центрацией на клиенте, особым вниманием к его переживаниям и опыту. Консультант, придерживающийся теории нейролингвистического программирования (НЛП) или когнитивного подхода проводит краткосрочное консультирование, которое в некоторых чертах напоминает процесс социального научения или переобучения.
Такие ориентации, как бихевиоризм, психоанализ, НЛП, гуманистическая или трансперсональная психология, весьма различны по целям, средствам, а также по своему потенциалу, так как за каждой из них стоит принципиально иной образ человека, особая картина жизни.
В отечественной практике психологического консультирования в последние годы сложилась определенная ситуация - многие консультанты склонны опираться не на теории, а на те или иные психотехники или коррекционные технологии. Причем психотехники зачастую оказываются независимыми от породивших их теоретических и культурных контекстов. Однако, утратив свой исходный культурный контекст, они так и не обрели российский культурный контекст, что нередко приводит к бездумному использованию психотехник. Последние – это только «инструменты воздействия», и, хотя сами по себе они могут быть хороши, их бессистемное и не сопровождающееся профессиональной рефлексией использование заметно снижает точность и экологичность психологического воздействия. Консультант же при этом теряет из виду целостность работы по отношению, как к отдельному человеку, так и к общепсихологическому, и культурному контексту.
Это отчетливо проявляется в различных подходах к сущности психологического консультирования и его задачам. Многие теоретики и практики консультирования сходятся в одном: процесс психологического консультирования – это совместная деятельность психолога (или консультанта) и другого человека (клиента), направленная на решение проблемы последнего.В остальном их позиции расходятся.
Одни полагают, что консультирование отличается от психотерапии и центрировано на более поверхностной работе (к примеру, на межличностных отношениях). При этом считают, что основная задача психолога-консультанта состоит в том, чтобы помочь клиенту посмотреть на свои проблемы и жизненные сложности со стороны, продемонстрировать и обсудить те моменты взаимоотношений, которые, будучи источниками трудностей, обычно не осознаются и не контролируются (Алешина Ю.Е., 1994). Другие, работающие в гуманистической традиции, считают центральным в консультировании развитие человека как субъекта своей жизнедеятельности. Они понимают под консультированием помощь человеку в «обретении своего подлинного «Я»» и нахождении в себе способности «стать этим «Я»» (Мэй Р., 1994).
Основными категориями профессионального мышления консультанта можно считать следующее:
· воздействие – управление, манипулирование, формирование, психологическое пространство, психологическое время, психологическая дистанция;
· взаимодействие – предмет взаимодействия, позиция во взаимодействии, психологическая реальность.
Методы осуществления воздействия условно разделяются на две группы:
· методы прямого ситуативного воздействия;
· методы косвенного воздействия, предполагающие расширение контекста изучаемой ситуации.
Основное отличие этих методов (как методов научного анализа) в том, что они применяются специалистом с позиции осознанной им научной концепции, что существенно отличает действия профессионального психолога от непрофессиональных некомпетентных действий.
Практический психолог (консультант) выступает как исследователь индивидуальной жизни человека. Воздействуя на нее, получая необходимую для этого психологическую информацию, он становится на время частью жизни другого человека. Степень ответственности за свое воздействие на другого человека, с осознанием средств, способов и меры этого воздействия являются для него необходимыми компонентами его профессиональной рефлексии и условием успешного консультирования. Это тем более трудная и ответственная для психолога задача, что течению индивидуальной человеческой жизни во всей ее жизнеутверждающей полноте существует множество препятствий. Преодолеть их, вырасти из них, осуществить свое истинное развитие человек может только с помощью другого человека - профессионального специалиста
Слово «консультация» употребляется в нескольких значениях. Это и совещание - обмен мнениями специалистов по какому-либо делу, и совет, даваемый специалистом, и учреждения, которые дают такие советы (например, юридическая консультация). Таким образом, консультироваться– значит советоваться со специалистом по какому-нибудь вопросу.
Психологическое консультирование определяется заказом на работу психолога (специалиста-консультанта). Психологу, в соответствии со своими профессиональными возможностями необходимо выделять, а часто и четко дифференцировать в содержании заказа задачи другого человека.
Цели взаимодействия с клиентом для их достижения могут различаться по степени использования психологической информации.
Среди целей взаимодействия психолога и клиента можно выделить следующие группы: социальные, этические, нравственные и собственно психологические.
Социальные цели предполагают соответствие действий и переживаний человека известным ему обобщенным нормам (например, возрастным, половым, профессиональным, правовым и др.). Эти цели предполагают наличие эталона действия или переживания, которому можно было бы соответствовать.
Этические цели предполагают соответствие действий и переживаний клиента критерию «хорошо – плохо», который не имеет четких эталонных характеристик, и человек должен осуществить выбор соответствующей оценке сам.
Нравственные цели предполагают соответствие действий и переживаний критериям «добро – зло», которые также не имеют эталонных характеристик, и нужно осуществлять выбор оценки самому и самому же обосновывать его.
Психологические цели предполагают соответствие действий и переживаний человека его потребностям, то есть это цели достижения идентификации, которые связаны с переживаниями психологического комфорта, с реализацией потребности в самоутверждении и самоуважении. Эти переживания не имеют объективных однозначных проявлений, всегда субъективны, предельно индивидуализированы, окрашены метафорическим личностным смыслом.
Перечисленные цели показывают, что использование в них собственно психологической информации нарастает от социальных целей к психологическим. Естественно, что цели клиента могут меняться, но динамика их определяется главной для него целью обращения к психологу. Общаясь с человеком, принимая заказ, психолог попадает одновременно в ситуацию формирования цели взаимодействия и ситуацию, требующую осмысления возможностей своего профессионального воздействия. Это ситуации возможной подмены целей клиента целями самого психолога. Например, вместо соответствия социальной задаче заказчика, психолог начинает строить свой текст, не совпадающий с текстом заказа. Расширение, таким образом, контекста взаимодействия с клиентом за счет своего контекста и подтекста приводит психолога к потере предмета профессионального взаимодействия.
Психологу необходимо рефлексировать, осознавать и фиксировать результаты своей рефлексии в соответствующей лексике, чтобы предмет его взаимодействия с человеком был доступен для осознания обоими. Психолог и клиент встают перед необходимостью выделения и фиксации предмета их взаимодействия, которым должна стать психическая реальность человека и ее свойства.
Психологическое консультирование начинается там и тогда, когда психолог и клиент формулируют адекватные для поступившего заказа психологические задачи на профессиональную деятельность психолога.
Процедуру профессиональной работы психолога можно представить следующим образом:
1. Человек сообщает психологу о необходимости встречи с ним. Он переживает невозможность использования свойств своей психической реальности, ему необходимо обновление своих возможностей.
2. Вдвоем с психологом они формулируют психологическую задачу.
3. Затем вместе они находят конкретное выражение новых возможностей и их реализацию.
4. Намечают способы движения по «новому пути», а также отношение друг к другу (ответственность для психолога и ответственность для клиента).
5. Принимают ответственность и осуществляют ее, оставляя открытые ими возможности как основу индивидуального выбора клиента. Он может воспользоваться ими, а может и не воспользоваться.
Таким образом, суть психологического консультирования состоит в том, чтобы психолог, пользуясь своими специальными профессиональными научными знаниями и умениями создал условия для другого человека, в которых тот переживет свои новые возможности в решении своих психологических задач. Критерием эффективности этого вида профессиональной деятельности психолога является появление у клиента новых переживаний по поводу своей задачи. С точки зрения самого психолога критерий эффективности может быть найден по показателям соответствия его работы задаче клиента. При этом он может ориентироваться на выработанную специалистами по психологическому консультированию шкалу:
1. Психолог не способен быть внимательным, прерывает клиента, пропускает важную информацию.
2. Действия психолога неявно неконструктивны. Он слишком старается воздействовать на клиента.
3. Клиента не слышно или слышно очень мало, вреда ему нет, но психолог реагирует не на клиента, а на самого себя.
4. Ответы психолога на вопросы клиента равны тому, что говорит клиент. Точное отражение его чувств, пересказ их, резюме ухватывает суть задачи клиента, но не вносит существенных изменений в ее решение.
5. Смысл задачи клиента понят неверно, но через воздействие, все возрастающее по интенсивности, психолог вносит в задачу клиента нечто, облегчающее его состояние.
6. У психолога есть навыки внимания и воздействия через эмпатийность и непосредственность.
7. Психолог «присоединяется» к клиенту, не теряя своей индивидуальности – высочайший уровень.
Вопросы для самоконтроля
1. Сущность психотерапии.
2. Сущность психологического консультирования.
3. Основные причины обращения к психологу-консультанту.
4. Отличие психологического консультирования от индивидуальной и групповой психотерапии.
5. Виды психологического консультирования, их классификация.
Тема 2. Требования, предъявляемые к психологу-консультанту
План:Понятие об общем профессиональном образовании психолога-консультанта. Личностные качества психолога-консультанта. Кодекс профессиональной этики практического психолога, его основные положения, применимые к работе психолога-консультанта. Требования, предъявляемые к ситуации психологического консультирования. Оптимальные условия проведения психологического консультирования.
Психолог-консультант должен иметь общее высшее и специальное профессиональное образование, а также достаточный опыт проведения практического психологического консультирования. Основные вопросы, на которые должен уметь отвечать профессионально подготовленный психолог-консультант касаются неуверенности человека в себе, возникновения угрозы повторения тяжелых душевных переживаний, невозможности самостоятельно разрешать возникающую жизненную проблему, душевных расстройств, переживания чувства одиночества и другие.
Специальные требования, предъявляемые к различным видам психологического консультирования. Основное содержание специальных требований к психологическому консультированию. Причины, по которым эти требования выделяются и рассматриваются отдельно. Особые требования к психологу-консультанту и к психологическому консультированию в интимно-личностной сфере. Специфика психолого-педагогического консультирования, необходимость наличия собственного опыта педагогической работы у психолога-консультанта. Сложные педагогические ситуации и их разрешение.
Вопросы для самоконтроля
1. Основные вопросы, на которые должен уметь отвечать психолог-консультант
2. Специальные требования, предъявляемые к различным видам психологического консультирования.
3. Основное содержание специальных требований к психологическому консультированию.
4. Сложные педагогические ситуации и их разрешение.
Тема 3. Профессиональная подготовка психолога-консультанта
План:Содержание общей и профессиональной подготовки психолога-консультанта. Необходимость знания психологом-консультантом организации психологической консультации. Отличие работы психолога-консультанта от исследования ученого-психолога и от учебной деятельности преподавателя психологии. Основные направления повышения квалификации и совершенствования работы практикующего психолога-консультанта.
Специальные знания и умения профессионально подготовленного психолога-консультанта, пути их получения. Специальная профессиональная подготовка психолога-консультанта. Учебные дисциплины, которые должен изучить психолог-консультант. Необходимость приобретения начинающим психологом-консультантом опыта практической работы. Основные аспекты профессиональной подготовки психолога-консультанта. Необходимость систематического повышения психологом-консультантом своей профессиональной квалификации.
Вопросы для самоконтроля
1. Содержание общей и профессиональной подготовки психолога-консультанта.
2. Учебные дисциплины, которые должен изучить психолог-консультант.
3. Основные аспекты профессиональной подготовки психолога-консультанта.