Упражнения для развития памяти

Воссоздание мысленных образов (для зрительной и слу­ховой памяти).

1. Ребенку дается инструкция: «Попробуй к каждому из названных мною слов сделать какой-либо рисунок: "гру­зовик", "гнев", "веселая игра", "наказание", "дерево", "умная кошка", "мальчик-трус", "капризный ребенок", "хорошая погода", "интересная сказка"».

2. Ребенок представляет слова или фразы в уме, без фик­сации на бумаге.

Назови слова

Упражнение позволяет определить запас слов, кото­рые хранятся в активной памяти ребенка. Взрослый на-

зывает ребенку некоторое слово из соответствующей груп­пы и просит его самостоятельно перечислить другие сло­ва, относящиеся к той же группе. На называние каждой из перечисленных ниже групп слов отводится по 20 с, а в целом на выполнение всего задания — 160 с.

Если ребенок сам затрудняется начать перечисление, взрослый помогает ему, называя первое слово из данной группы, и просит ребенка продолжить.

Узнай фигуры

Детям предлагаются картинки и дается инструкция: «Пе­ред вами пять картинок, расположенных рядами. Картин­ка слева отделена от остальных двойной вертикальной чер­той и похожа на одну из четырех картинок, расположен­ных в ряд справа от нее. Необходимо как можно быстрее найти и указать похожую картинку».

Для пробы ребенку предлагают решить эту задачу на картинках, изображенных в ряду под номером 0, затем, после того как экспериментатор убедился в том, что ребе­нок все понял правильно, предоставляют возможность решить эту задачу на картинках с номерами от 1 до 10. Эксперимент проводится до тех пор, пока ребенок не ре­шит все десять задач, но не должен занимать больше чем 1,5 мин даже в том случае, если ребенок к этому времени не справился со всеми задачами.

Установление связи между элементами материала

1. Перед ребенком раскладывают 15—20 карточек с изо­бражением отдельных предметов. Дается инструкция: «Я сейчас назову тебе несколько слов. Посмотри на кар­тинки, выбери ту из них, которая поможет тебе запом­нить каждое слово, и отложи ее в сторону». После выпол­нения задания ребенка просят воспроизвести данные сло­ва: «пожар», «завод», «корова», «стул», «вода», «отец», «кисель», «сидеть», «ошибка», «доброта».

2. Ребенку дается инструкция: «Посмотри вниматель­но на рисунок. На нем представлены названия живот­ных. Вообрази себе этих животных в местах, где поме­щены их названия, и придумай историю, связывающую их между собой». Затем рисунок закрывается, и ребенок должен на листе бумаге воспроизвести названия живот­ных на их местах.

Вопросы и задания

1. Дайте общую характеристику памяти как психиче­ского процесса.

2. Каковы особенности памяти детей с речевой пато­логией?

3. Предложите психодиагностические методики для об­следования памяти.

4. Какие упражнения для развития памяти можно ис­пользовать при работе с детьми с речевой патологией?

Тест 8

1. Соответствие норме объема зрительной памяти де­тей с речевыми нарушениями:

а) практически соответствует;

б) значительно отличается;

в) незначительно отличается.

2. Особенности слуховой памяти детей с речевыми на­рушениями:

а) практически соответствует норме;

б) незначительно отличается от нормы;

в) наблюдается ее общее снижение.

3. Относительно сохранным у детей является запоми­нание:

а) образное;

б) логическое;

в) как образное, так и логическое.

4. Структура расстройств памяти зависит:

а) от особенностей речевых нарушений;

б) типа доминантности полушарий мозга;

в) уровня психического развития.

5. Особенность памяти детей с моторной алалией:

а) словесные парамнезии;

б) низкий уровень развития логического запоминания;

в) хороший уровень отсроченного воспроизведения.

6. Особенность зрительной памяти детей с ОНР:

а) не запоминают картинки;

б) хорошо запоминают написанные буквы;

в) плохо запоминают геометрические фигуры.

§ 8. МЫШЛЕНИЕ КАК ПСИХИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

Основные понятия

Мышление — это высшая форма познавательной дея­тельности человека, позволяющая отражать окружающую действительность обобщенно и опосредованно, устанав­ливает связи и отношения между предметами и явлени­ями.

Основные функции мышления:

— установление всеобщих взаимосвязей;

— понимание сущности конкретных явлений как раз­новидности определенного класса явлений;

— обобщение свойств однородной группы явлений. Выделяются несколько видов мышления, объединяю­щихся по определенным признакам.

1. По форме:

— наглядно-действенное;

— наглядно-образное;

— абстрактно-образное.

2. По степени новизны и оригинальности:

— репродуктивное (воспроизводящее);

— продуктивное (творческое).

3. По характеристике решаемых задач:

— теоретическое;

— практическое.

4. По структуре:

— дискурсивное;

— интуитивное.

Мышление включает следующие операции:

— анализ (мысленное расчленение предметов, явлений, ситуаций и определение составляющих элементов, частей, моментов, сторон);

— синтез (соотнесение, сопоставление, установление связи между различными элементами);

— абстрагирование (отвлечение существенных свойств предмета от несущественных);

— сравнение (соотнесение каких-либо объектов и вы­деление в них общего или различного);

— обобщение (соотнесение и вьщеление общего в двух или нескольких различных явлениях или ситуациях);

— конкретизация (выражение мысли словами).

Мышление взрослых и детей, имеющих нарушения речи, — одна из важных проблем логопсихологии. Чтобы разобраться в тесной взаимосвязи речи и мышления, тре­буется учитывать внутренние закономерности развития и распада ВПФ. У детей с речевой патологией значения слов не одинаковы при различных способах функционирова­ния мысли. Верно и обратное: каков уровень развития зна­чения слов, таковы и способы последнего. Именно в этом Л.С. Выготский видел одно из главных условий единства речи и мышления.

Мышление имеет особую структуру, в которую входят:

— ориентировка в условиях задачи, анализ входящих компонентов, выделение признаков и связей;

— выработка стратегии;

— поиск соответствующих способов выполнения (ис­полнительный этап);

— нахождение ответа;

— сопоставление результатов с исходными условиями. Формы мышления: понятие, суждение, умозаключение. Этапы выражения мысли словами:

— определение мотива высказывания, замысла;

— перекодирование замысла в развернутую речь и со­здание схемы высказывания;

— активация грамматических структур — развернутое внешне речевое высказывание.

Наши рекомендации