Упражнения для развития памяти
Воссоздание мысленных образов (для зрительной и слуховой памяти).
1. Ребенку дается инструкция: «Попробуй к каждому из названных мною слов сделать какой-либо рисунок: "грузовик", "гнев", "веселая игра", "наказание", "дерево", "умная кошка", "мальчик-трус", "капризный ребенок", "хорошая погода", "интересная сказка"».
2. Ребенок представляет слова или фразы в уме, без фиксации на бумаге.
Назови слова
Упражнение позволяет определить запас слов, которые хранятся в активной памяти ребенка. Взрослый на-
зывает ребенку некоторое слово из соответствующей группы и просит его самостоятельно перечислить другие слова, относящиеся к той же группе. На называние каждой из перечисленных ниже групп слов отводится по 20 с, а в целом на выполнение всего задания — 160 с.
Если ребенок сам затрудняется начать перечисление, взрослый помогает ему, называя первое слово из данной группы, и просит ребенка продолжить.
Узнай фигуры
Детям предлагаются картинки и дается инструкция: «Перед вами пять картинок, расположенных рядами. Картинка слева отделена от остальных двойной вертикальной чертой и похожа на одну из четырех картинок, расположенных в ряд справа от нее. Необходимо как можно быстрее найти и указать похожую картинку».
Для пробы ребенку предлагают решить эту задачу на картинках, изображенных в ряду под номером 0, затем, после того как экспериментатор убедился в том, что ребенок все понял правильно, предоставляют возможность решить эту задачу на картинках с номерами от 1 до 10. Эксперимент проводится до тех пор, пока ребенок не решит все десять задач, но не должен занимать больше чем 1,5 мин даже в том случае, если ребенок к этому времени не справился со всеми задачами.
Установление связи между элементами материала
1. Перед ребенком раскладывают 15—20 карточек с изображением отдельных предметов. Дается инструкция: «Я сейчас назову тебе несколько слов. Посмотри на картинки, выбери ту из них, которая поможет тебе запомнить каждое слово, и отложи ее в сторону». После выполнения задания ребенка просят воспроизвести данные слова: «пожар», «завод», «корова», «стул», «вода», «отец», «кисель», «сидеть», «ошибка», «доброта».
2. Ребенку дается инструкция: «Посмотри внимательно на рисунок. На нем представлены названия животных. Вообрази себе этих животных в местах, где помещены их названия, и придумай историю, связывающую их между собой». Затем рисунок закрывается, и ребенок должен на листе бумаге воспроизвести названия животных на их местах.
Вопросы и задания
1. Дайте общую характеристику памяти как психического процесса.
2. Каковы особенности памяти детей с речевой патологией?
3. Предложите психодиагностические методики для обследования памяти.
4. Какие упражнения для развития памяти можно использовать при работе с детьми с речевой патологией?
Тест 8
1. Соответствие норме объема зрительной памяти детей с речевыми нарушениями:
а) практически соответствует;
б) значительно отличается;
в) незначительно отличается.
2. Особенности слуховой памяти детей с речевыми нарушениями:
а) практически соответствует норме;
б) незначительно отличается от нормы;
в) наблюдается ее общее снижение.
3. Относительно сохранным у детей является запоминание:
а) образное;
б) логическое;
в) как образное, так и логическое.
4. Структура расстройств памяти зависит:
а) от особенностей речевых нарушений;
б) типа доминантности полушарий мозга;
в) уровня психического развития.
5. Особенность памяти детей с моторной алалией:
а) словесные парамнезии;
б) низкий уровень развития логического запоминания;
в) хороший уровень отсроченного воспроизведения.
6. Особенность зрительной памяти детей с ОНР:
а) не запоминают картинки;
б) хорошо запоминают написанные буквы;
в) плохо запоминают геометрические фигуры.
§ 8. МЫШЛЕНИЕ КАК ПСИХИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
Основные понятия
Мышление — это высшая форма познавательной деятельности человека, позволяющая отражать окружающую действительность обобщенно и опосредованно, устанавливает связи и отношения между предметами и явлениями.
Основные функции мышления:
— установление всеобщих взаимосвязей;
— понимание сущности конкретных явлений как разновидности определенного класса явлений;
— обобщение свойств однородной группы явлений. Выделяются несколько видов мышления, объединяющихся по определенным признакам.
1. По форме:
— наглядно-действенное;
— наглядно-образное;
— абстрактно-образное.
2. По степени новизны и оригинальности:
— репродуктивное (воспроизводящее);
— продуктивное (творческое).
3. По характеристике решаемых задач:
— теоретическое;
— практическое.
4. По структуре:
— дискурсивное;
— интуитивное.
Мышление включает следующие операции:
— анализ (мысленное расчленение предметов, явлений, ситуаций и определение составляющих элементов, частей, моментов, сторон);
— синтез (соотнесение, сопоставление, установление связи между различными элементами);
— абстрагирование (отвлечение существенных свойств предмета от несущественных);
— сравнение (соотнесение каких-либо объектов и выделение в них общего или различного);
— обобщение (соотнесение и вьщеление общего в двух или нескольких различных явлениях или ситуациях);
— конкретизация (выражение мысли словами).
Мышление взрослых и детей, имеющих нарушения речи, — одна из важных проблем логопсихологии. Чтобы разобраться в тесной взаимосвязи речи и мышления, требуется учитывать внутренние закономерности развития и распада ВПФ. У детей с речевой патологией значения слов не одинаковы при различных способах функционирования мысли. Верно и обратное: каков уровень развития значения слов, таковы и способы последнего. Именно в этом Л.С. Выготский видел одно из главных условий единства речи и мышления.
Мышление имеет особую структуру, в которую входят:
— ориентировка в условиях задачи, анализ входящих компонентов, выделение признаков и связей;
— выработка стратегии;
— поиск соответствующих способов выполнения (исполнительный этап);
— нахождение ответа;
— сопоставление результатов с исходными условиями. Формы мышления: понятие, суждение, умозаключение. Этапы выражения мысли словами:
— определение мотива высказывания, замысла;
— перекодирование замысла в развернутую речь и создание схемы высказывания;
— активация грамматических структур — развернутое внешне речевое высказывание.