Уроки лечебной физической культуры
(организация, структура, методические принципы)
Занятия лечебной физической культурой относятся к числу испытанных практикой форм борьбы со сколиозом и нарушениями осанки. Основной формой занятий корригирующей ЛФК является групповой урок с лечебным содержанием учебного материала. Особенно значительна роль группового урока как лечебной процедуры при начальных сколиозах в раннем периоде их коррекции, когда костно-мышечно-связочный аппарат позвоночника изменен незначительно.
Определенная система медицинских назначений, реализуемых в планах уроков ЛФК с применением соответствующих методик выполнения физических упражнений, представляет собой медико-педагогический процесс. В этом процессе решаются задачи активной коррекции сколиоза и нарушений осанки. Под активной коррекцией следует понимать применение определенного комплекса средств ЛФК, используемых по медицинским показаниям, дополняемого лечебно-профилактическими мероприятиями. Среди всех лечебных мер, применяемых при консервативном лечении сколиоза и коррекции нарушений осанки, наиболее активно действующим началом являются физические упражнения.
Во внеурочное время лечебное последействие уроков ЛФК должно дополняться использованием средств пассивной коррекции сколиоза. К ним относятся: разгрузка позвоночника, ношение корсетов, применение корригирующих кроваток, корригирующих поз и укладок, вытяжение, валики и т. д. Пассивная коррекция в лечении сколиоза играет вспомогательную роль и дополняет активную, достигаемую средствами ЛФК.
Кроме того, в схеме лечения в санаторных школах-интернатах общеукрепляющее и локальное корригирующее воздействие средств ЛФК сочетается с электростимуляцией (электрогимнастикой) ослабленных мышц туловища, а также с ручным или подводным массажем, методами физиотерапевтического лечения и лечебно-охранительными режимами.
В практике ЛФК оправдан и применим групповой урок. Он позволяет охватить лечением большее количество детей и подростков по сравнению с индивидуальными занятиями и заданиями. Занятия в группе создают атмосферу более высокой эмоциональности, нежели при индивидуальном. Это имеет важное значение, поскольку дети и подростки, страдающие прогрессирующими сколиозами, посещают занятия ЛФК годами. При этом уроки корригирующей ЛФК неизбежно связаны с монотонностью выполнения специальных упражнений длительное время, по назначению врача ЛФК.
Структура урока состоит из трех частей: вводной (подготовительной), основной и заключительной. В каждой из них может применяться широкий круг целенаправленных упражнений, обладающих разными механизмами корригирующего воздействия.
Схема структуры урока
Вводная часть. Эта часть урока содержит упражнения, подготавливающие организм к физическим нагрузкам, предстоящим в основной части. Основная цель — создание наилучших физиологических условий для функций организма при тренировке в основной части урока. Главная задача — обеспечить постепенную подготовку организма путем усиления, главным образом, функции сердечно-сосудистой, дыхательной систем и нервно-мышечного аппарата к предстоящей мышечной работе.
Во вводной части используется группа упражнений, способствующих лучшей организации и дисциплине урока, а также мобилизации внимания занимающихся. В этой части развиваются более свободные движения, устраняется скованность, воспитываются осанка и дыхание. В ней достигается быстрое растормаживание центральной нервной системы. Путем исполнения упражнений в сочетанных движениях рук, ног и туловища они могут комбинироваться с упражнениями в статическом и динамическом дыхании.
Перед уроком измеряется исходная частота пульса. Сообщаются теоретические сведения, цредусмотренные в плане урока по тематике, указанной в программе.
Основная часть. В ней решаются главные лечебные задачи активной коррекции сколиоза и нарушений осанки. Для этого применяются различные виды общеукрепляющих симметричных упражнений, а также используются специальные асимметричные корригирующие и деторсионные движения. С помощью таких видов упражнений проводится тренировка различных ослабленных мышечных групп и укрепление организма в целом. Кроме того, ведется избирательная, локальная коррекция признаков и дефектов сколиоза и нарушений осанки, а также деформации грудной клетки специальными упражнениями.
В процессе коррекции в основной части урока главное внимание обращается на степень тяжести сколиоза, его этиологию, локализацию дуг искривления позвоночника и торсию, а также правостороннюю или левостороннюю направленность дуг искривления и их фиксированность. Проводится избирательная тренировка определенных патологически измененных групп мышц с целью их восстановления и укрепления. Для коррекции грудной клетки и восстановления нарушенных механизмов внешнего дыхания в этой части урока используются все виды симметричных, асимметричных, статических и динамических дыхательных движений общего и специального характера. В комплекс вводятся упражнения, развивающие равновесие с элементами балансирования, воспитывающие правильную осанку, дыхание, расслабление мышц.
В основной части урока постоянно применяются все виды упражнений, активно вытягивающих позвоночник волевым напряжением мышц. По показаниям проводятся самокоррекция и самовытяжение у зеркала. Используются дозированные отягощения и сопротивления в парных упражнениях, развивающих силовую выносливость мышц. Проводится коррекция патологических кривизн усиленных или сглаженных изгибов позвоночника.
В середине этой части урока выполняются упражнения со снарядами и на снарядах. Проводится асимметричная тренировка подвздошно-поясничной мышцы по специальным медицинским показаниям и методике, специальными упражнениями устраняется ее контрактура. Во второй половине основной части урока могут вводиться игровые упражнения.
Заключительная часть. Основной целью заключительной части урока является закрепление последействия лечебного эффекта, полученного в основной части урока, а также снижение физической нагрузки и тонуса организма путем нормализации его вегетативных функций. В эту часть урока включаются несложные в координационном отношении упражнения с малой нагрузкой. Используются так называемые "отвлекающие" упражнения. Например, медленная спокойная ходьба с ритмичным углубленным статическим или динамическим дыханием. Вводятся несложные упражнения для расслабления мышц и движения с необычной координацией, а также упражнения, мобилизующие вторую сигнальную систему и этим самым повышающие тормозные процессы в центральной нервной системе и снижающие эмоциональность.
В заключительной части не проводятся специальные асимметричные корригирующие и деторсионные упражнения. Симметричные общеукрепляющие упражнения выполняются исключительно спокойно, пластично, с элементами расслабления. Для снижения полученной в основной части урока нагрузки также используются дыхательные упражнения статического или динамического характера.
Урок ЛФК может заканчиваться ходьбой, проверкой осанки у зеркала. После нагрузки на уроке определяется частота пульса для сравнения ее с исходными цифрами.
Вводная часть урока обычно занимает 5—7 минут, заключительная — 3—5 минут. Остальное время используется для основной части урока.
На групповом уроке корригирующей ЛФК наиболее целесообразно применение поточного метода тренировки и менее — интервального. Для каждого подобранного в комплекс упражнения определяется средняя доза. Она выражается числом повторений или длительностью выполнения упражнения в минутах. Дозировка нагрузки, полученная по частям урока, контролируется физиологической кривой.
Индивидуальная дозировка нагрузки изменяется последовательно в течение годового курса лечения при переходе от подготовительного периода к основному и заключительному. После адаптации организма ребенка к физическим нагрузкам в подготовительном периоде лечения нагрузка в основном периоде постепенно возрастает и достигает своего максимума. Затем в конце заключительного периода она постепенно снижается для перехода к самостоятельным занятиям лечебной гимнастикой дома в период каникул.
Общая нагрузка, получаемая при выполнении комплекса упражнений на уроке, должна равномерно и последовательно распределяться на все основные мышечные группы тела с акцентом на укрепление мышц спины и живота. В начале урока даются упражнения для мелких и средних мышечных групп, а затем осуществляется переход к тренировке средних и крупных. При дозировании упражнений соблюдается физиологический принцип рассеянной нагрузки, который в процессе урока предусматривает выполнение в определенной последовательности упражнений, охватывающих различные мышечные группы. Например, тренировка мышц плечевого пояса верхних конечностей чередуется с тренировкой мышц тазового пояса нижних конечностей, а мышц спины — с мышцами живота и т. д. Величина и число мышечных групп, участвующих в упражнениях, увеличивают или уменьшают физическую нагрузку: чем меньше мышечных групп участвует в упражнении, тем меньше нагрузка, и наоборот. Это дает возможность соблюдать принцип постепенности в увеличении физической нагрузки.
Начинать занятия следует с вовлечения в сокращение вначале небольших мышечных групп, а затем более крупных. Амплитуда движений влияет на величину нагрузки прямо пропорционально: чем она больше, тем и нагрузка больше, и наоборот. Исходные положения не только имеют значение для правильного выполнения физических упражнений, но и позволяют упростить или усложнить их. В зависимости от исходного положения может увеличиваться или уменьшаться физическая нагрузка.
Для дозирования нагрузки необходимо выбирать соответствующий темп выполнения упражнений: медленный, средний или быстрый. При этом следует учитывать степень тяжести сколиоза и количество упражняющихся мышечных групп. Ритм облегчает выполнение упражнений, поскольку ритмичные сокращения и расслабления мышц ускоряют выработку автоматизма движений, улучшают крово- и лимфообращение. Точность выполнения заданных упражнений вначале вызывает увеличение нагрузки, но затем по мере выработки автоматизма движений наступает ее уменьшение.
При дозировании нагрузки следует учитывать сложность упражнений, особенно когда они одновременно охватывают большое число мышечных групп. Тогда для координации их деятельности требуется большое напряжение воли и внимания, что создает большую нагрузку и вызывает утомление. Начинать надо с простых упражнений и в зависимости от общей тренированности переходить к более сложным.
Для выработки двигательных навыков целесообразно использовать упражнения на координацию движений, балансирование, равновесие и др. Упражнения на расслабление мышц и статические дыхательные упражнения применяются как средства, снижающие нагрузку. У ослабленных больных они должны чередоваться с нагрузочными упражнениями. Чем больше дыхательных упражнений в процедуре ЛФК, тем меньше нагрузка. Их соотношение с общеукрепляющими может быть при сколиозе 1:3; 1:4; 1:5.
Положительные эмоции облегчают физические нагрузки, а скучные занятия вызывают быстрое утомление, снижают интерес к занятию. Использование предметов и снарядов, как правило, усложняет упражнение и тем самым увеличивает нагрузку, но иногда их применение может уменьшить усилие за счет снижения напряжения отдельных мышечных групп.
Следует иметь в виду, что лечебный эффект может быть получен при занятиях физическими упражнениями, если их интенсивность соответствует определенному уровню физической нагрузки. Интенсивность занятий лечебной гимнастикой от пороговой величины должна составлять от 20 до 30 или 40 % в зависимости от состояния здоровья и возрастных функциональных возможностей организма.
Приступая к проведению урока, инструктор ЛФК должен знать развернутый диагноз сколиоза или нарушения осанки у детей, а также иметь представление о локализации признаков и дефектов у каждого занимающегося в группе. Кроме того, ему необходимо знать, какими методиками и видами упражнений они будут корригироваться в процессе урока.
Понятие признаков и дефектов сколиоза и нарушения осанки должно совпадать с клинико-рентгенологическими данными, установленными врачом ЛФК при специальном обследовании больного ребенка. К числу таких наиболее часто встречающихся понятий относятся: степень тяжести сколиоза, локализация основных и компенсаторных дуг искривления позвоночника, левосторонняя и правосторонняя их направленность, близость расположения вершин дуг искривления, наличие клинически и рентгенологически выявленных признаков торсии позвоночника, их локализация и выраженность. В качестве признаков и дефектов рассматриваются участки костной дисплазии и аномалии развития позвоночника и грудной клетки при врожденных сколиозах, а также признаки статического сколиоза с перекосом таза и др.
При назначении упражнений врач и инструктор ЛФК обязательно учитывают степень фиксированности изгибов или кривизн позвоночника во фронтальной и сагиттальной плоскостях (кифозы, лордозы и другие асимметрии положения частей тела).
Планируя содержание урока, инструктор и врач ЛФК исходят из характера перечисленных признаков и дефектов. При сочетании искривления позвоночника с плоскостопием или другими деформациями опорно-двигательного аппарата несколиотической этиологии, а также с заболеваниями внутренних и других органов физическую нагрузку и методики активной коррекции сколиоза регулируют подбором соответствующих упражнений. Инструктор обязан знать методики выполнения различных видов упражнений детьми с компенсированными и декомпенсированными формами сколиоза, знать детей, которым необходимы специальные корригирующие и асимметричные упражнения, иметь в виду особенный выбор методик коррекции стабильно текущих, медленно и быстро прогрессирующих сколиозов.
В сформированный в процессе специального обследования больного план лечения врач и инструктор ЛФК в виде рекомендаций вносят дифференцированные методики применения соответствующих упражнений для коррекции перечисленных признаков и дефектов с учетом форм течения сколиоза. Чтобы убедиться в правильности выбора методик, врач и инструктор ЛФК непосредственно на больном визуально проверяют корригирующее воздействие каждого упражнения. При этом наблюдают, не усиливает ли данное упражнение характер признаков и дефектов сколиоза. В частности, не увеличивает ли оно торсию позвоночника (реберное выбухание, мышечный валик и др.). Отмечают, в какой степени под влиянием упражнений выравниваются нефиксированные или полуфиксированные кривизны позвоночника, как изменяется перекос таза, а также асимметрия частей тела в области плечевого или тазового поясов в момент выполнения упражнения. При апробации данного упражнения на больном следят, не вызывает ли оно усиления поясничного лордоза или же грудного лордосколиоза, образующегося при инверсии грудной дуги искривления позвоночника. При этом врач и инструктор ЛФК уточняют форму уравновешенности дуг искривления позвоночника: уравновешенная или неуравновешенная, компенсированная или декомпенсированная. В соответствии с формой сколиоза выбирают методики применения соответствующих видов корригирующих упражнений, чтобы механизм их воздействия отвечал клинической форме дефекта.
Для того чтобы правильно подобрать методику применения упражнений, важно уточнить локализацию основных дуг искривления позвоночника и наличие выше или ниже их компенсаторных противоискривлений. С этой целью необходимо провести ряд клинических исследований, уточнить отклонение линии отвеса, проанализировать рентгенограммы позвоночника с определением индекса его стабильности, потягиванием ребенка за голову, уточнить фиксированность дуг непосредственно на больном, визуально определить их локализацию. В методике коррекции компенсированных уравновешенных сколиозов необходимо избегать назначения упражнений, которые могут увеличить компенсаторные противоискривления и способствовать декомпенсации сколиоза. В случаях компенсированных сколиозов с наличием только основной нефиксированной дуги без противоискривлений специальные корригирующие упражнения лучше не применять и исключать те симметричные упражнения, которые могут увеличить подвижность основной дуги и таким образом снизить стабильность (устойчивость) позвоночника. В таких случаях необходимо избегать упражнений, образующих противоискривления при неправильных исходных положениях, когда выполняются симметричные упражнения. Следует помнить, что появление противоискривлений там, где их раньше не было при компенсированных сколиозах, указывает на переход от стабильного течения заболевания к медленно или быстро прогрессирующей форме. И, наоборот, некоторые быстро прогрессирующие сколиозы характеризуются декомпенсацией в результате задержки образования самим организмом компенсаторных противоискривлений, когда наблюдается запаздывание их формирования. В таких случаях полезно вызвать их образование с помощью соответствующих упражнений и ускорить переход от декомпенсированной формы к компенсированной.
В случаях когда клинико-рентгенологическая картина свидетельствует о декомпенсированной форме сколиоза с двумя или тремя дугами искривления позвоночника, коррекция основных дуг должна быть направлена на противодействие их дальнейшему увеличению путем подбора и применения соответствующих видов упражнений с учетом механизма их лечебного воздействия. Однако при этом необходимо также учитывать форму течения сколиоза: медленно прогрессирующая или быстро прогрессирующая. Для коррекции декомпенсированного быстро прогрессирующего сколиоза рекомендуется применение преимущественно общеукрепляющих симметричных упражнений лежа, с разгрузкой позвоночника. Интенсивному укреплению мышц туловища способствуют упражнения с отягощением и сопротивлением симметричного типа, повышающие силовую выносливость мышечного компонента искривления позвоночника. При этом исключаются все движения, увеличивающие подвижность в дугах искривления и снижающие стабильность позвоночника.
При выраженной сколиотической деформации позвоночника и грудной клетки характерно нарушение параллельности расположения линий плечевого и тазового поясов и появление связанной с этим асимметрии частей тела. Причиной нарушения такой параллельности является развитие торсии позвоночника в одном из его отделов. В результате скручивания позвоночника плечевой и тазовый пояса отклоняются от фронтальной плоскости. При оценке этих нарушений врач и инструктор ЛФК выбирают такие методики применения упражнений, которые противодействуют скручиванию позвоночника вокруг вертикальной оси (торсии) и этим самым создают условия для восстановления нарушенной параллельности линий плечевого и тазового поясов, которые представляются в виде хорошей осанки. Таким образом, решающее значение для коррекции того или иного признака или дефекта сколиоза имеет правильный выбор методик.
Рассмотрим технологию выбора методик коррекции сколиоза и нарушений осанки в процессе предварительного осмотра больного врачом и инструктором ЛФК на примере самокоррекции грудного сколиоза. Прежде чем выбрать методику самокоррекции такого типа сколиоза, врач и инструктор, зная биомеханику грудного сколиоза, анализируют локализацию имеющихся нарушений расположения со стороны плечевого пояса, лопаток, грудной клетки и других частей тела. Одновременно с этим устанавливают степень патологических изменений мышц и их локализацию. Проанализировав характер имеющихся признаков и дефектов, приходят к выбору наиболее выгодной для их коррекции методики применения упражнений. Зная механизм лечебного действия выбранного вида упражнения, включают его в индивидуальный комплекс.
Так, например, стоя у зеркала или сидя, рука на стороне выпуклости грудного сколиоза отводится в сторону до уровня плеч и производит в небольшом радиусе круговые движения (без поворота туловища) с незначительным отклонением назад от фронтальной плоскости. В момент выполнения такого одностороннего (асимметричного) движения руки лопатка, которая была отклонена вверх и в сторону выпуклости грудного сколиоза, приближается к позвоночнику и одновременно давит на реберное выбухание, которое является одним из элементов торсии позвоночника. Вместе с тем в момент такого упражнения сокращаются и укрепляются растянутые и ослабленные трапециевидные и ромбовидные мышцы.
Приведем второй пример выбора методики применения одного из специальных упражнений для коррекции дефекта сколиоза на вогнутой стороне грудного искривления позвоночника. Этот дефект выражен в следующем. На вогнутой стороне грудного сколиоза надплечье и лопатка опущены вниз, а последняя приближена к позвоночнику, реберные дуги опущены, а промежутки между ними сближены с наличием контрактуры межреберных дыхательных мышц и тугоподвижностью реберных дуг в реберно-позвоночных суставах. Со стороны вогнутости грудной дуги искривления позвоночника наблюдается западение стенки грудной клетки. При выраженных грудных сколиозах в этой зоне верхняя порция трапециевидной мышцы расслаблена и растянута, средняя порция этой же мышцы и ромбовидные укорочены и находятся в контрактуре. С учетом такой картины врач и инструктор ЛФК выбирают из группы специальных упражнений те виды, которые могут наиболее полно воздействовать на выявленные признаки и дефекты, например упражнения для самокоррекции.
Стоя у зеркала, рука на стороне вогнутости грудного сколиоза отводится вверх и несколько вперед. В таком положении рукой производятся круговые движения в небольшом радиусе. В момент выполнения подобных упражнений происходит выравнивание грудной нефиксированной дуги искривления позвоночника и одновременно с этим поднимаются вверх опущенные надплечье и лопатка. При этом сокращаются и укрепляются верхняя порция трапециевидной мышцы и ромбовидная. Вместе с тем в момент выполнения упражнения расслабляются и растягиваются средняя порция трапециевидной и других мышц, находящихся в контрактуре и прижимающих опущенную вниз лопатку в области западения грудной клетки. Такова в общих чертах техника выбора методик применения необходимых видов упражнений для восстановления мышц и коррекции дефектов при сколиозе.
В случаях поясничных искривлений позвоночника выбор соответствующих видов упражнений будет иным, поскольку и характер признаков и дефектов, и их локализация при поясничном искривлении будут другими. В частности, в этом случае на стороне выпуклости поясничного сколиоза таз может быть расположен в косом направлении (перекос таза). При этом на стороне выпуклости в зависимости от вовлечения в деформацию крестцового отдела позвоночника будет выражена степень наклона таза. На противоположной стороне поясничного сколиоза, в области вогнутости, крыло подвздошной кости таза может быть приближено к нижнему ребру грудной клетки. В результате этого имеют место сближение точек прикрепления подвздошно-реберной и квадратной мышц спины. Они могут находиться в контрактуре. В зоне вогнутости поясничной дуги искривления в результате торсии образуется западение. А на выпуклой стороне поясничного искривления имеет место в той или иной мере выраженный "мышечный валик" как признак торсии.
При такой картине сколиоза противодействие торсии позвоночника в его поясничном отделе, а также увеличению дуги искривления, переносу таза и отклонению корпуса в сторону может быть осуществлено группой упражнений. Выбор отдельных из них зависит от каждого из указанных признаков и дефектов, локализованных в зоне поясничного искривления позвоночника. При такой картине сколиоза главную восстановительную и корригирующую роль играет группа специальных упражнений, основанных на косой установке линии тазового пояса при выполнении движений нижними конечностями. Такая группа упражнений в качестве учебного материала приведена в соответствующем разделе программы.
Так, например, при самокоррекции поясничного сколиоза в положении стоя у зеркала нога со стороны выпуклости отводится в сторону или в том же исходном положении волевым напряжением соответствующих мышц опущенная половина таза на стороне выпуклости поясничного сколиоза вместе с ногой подтягивается вверх на себя к реберным дугам до выравнивания крыльев подвздошных костей и таза.
Эти упражнения также основаны на косой установке тазового пояса. Вместе с тем упражнения с таким механизмом коррекции могут применяться не только стоя у зеркала, но и лежа, стоя на коленях, на четвереньках, в ходьбе по рейке гимнастической скамейки и на гимнастической стенке. Следует заметить, что главным требованием к их использованию является правильный выбор, соответствующий клинической картине сколиоза.
Опыт работы врачей и инструкторов кабинетов ЛФК показывает, что известное количество симметричных корригирующих упражнений, применяемых при консервативном лечении сколиотической болезни, не отвечает той патологии, которая развивается в костно-мышечной системе позвоночника и грудной клетке. Нередко при коррекции сколиоза отсутствуют дифференцированные методики использования средств ЛФК. Для более квалифицированного лечения необходимо, чтобы работники ЛФК были достаточно подготовлены и имели возможность сравнивать выявленные в процессе работы клинические признаки сколиоза с дефектами, установленными на рентгенограммах позвоночника, и исходя из сравнительного анализа, намечали план лечения больного ребенка.
Нередко при сколиозе I степени и переходе его во II степень наблюдается тотальное отклонение корпуса в сторону. В таких случаях линия отвеса смещается в сторону от межъягодичной складки, а индекс стабильности на рентгенограммах позвоночника низкий. Это должно насторожить врача ЛФК: появилась грозная предпосылка дальнейшего прогрессирования сколиоза в связи с наличием признаков декомпенсации как результата торсии позвоночника и недостаточности мышечного компонента туловища. В этих случаях важное значение приобретает своевременное применение комплекса средств ЛФК, воздействующих на все признаки и дефекты сколиоза. В частности, используются методики обучения правильному держанию корпуса, выравниванию асимметрии частей тела самокоррекцией и самовытяжением у зеркала с последующим укреплением мышц туловища и воспитание их силовой выносливости с помощью общеукрепляющих симметричных упражнений.
На каждом уроке необходимо применение активно вытягивающих позвоночник упражнений: по продольной оси, волевым напряжением мышц. Такого типа методики могут быть использованы в различных исходных положениях тела ребенка: стоя, в ходьбе, сидя, лежа, стоя на коленях. Упражнения для активного вытягивания позвоночника проводятся на уроке вслед за предварительной проработкой различных мышечных групп, применением общеукрепляющих симметричных упражнений или в чередовании с ними. При нефиксированных и полуфиксированных дугах искривления позвоночника наиболее эффективны вытягивающие упражнения в положении лежа, поскольку в этом случае снимается статическое напряжение мышц туловища и устраняется сцепление позвонков. Это дает возможность волевым импульсом напрягать мышцы туловища и при этом выравнивать дуги искривления позвоночника, а значит, снимать асимметричное давление на зоны роста позвонков со стороны вогнутости сколиоза. В процессе выравнивания нефиксированных дуг искривления растягиваются и укрепляются укороченные и ослабленные мышцы спины со стороны вогнутости дуги искривления и растянутые мышцы — на стороне ее выпуклости.
Выбор методик коррекции основных дуг искривления позвоночника при сколиозе I, II, а иногда и Ш степени строится дифференцированно. При этом учитываются локализация дуг, их правосторонняя или левосторонняя направленность, а также их протяженность и близость расположения вершин. Принимается во внимание величина угла искривления позвоночника, а также полная или частичная подвижность дуг. Одним из главных способов выравнивания основных дуг искривления в момент исполнения упражнения является метод косой установки линии плечевого или тазового пояса в зависимости от локализации основных дуг в грудном или поясничном отделах позвоночника.
При грудопоясничных тотальных, а также нижнегрудных локализациях основных дуг искривления позвоночника выравнивание их также может быть достигнуто методом выгибания вершин дуг искривления в противоположную сторону. В частности, с этой целью применяются
упражнения на отклонение туловища в сторону вершины выпуклости дуги искривления из различных исходных положений. Одна из таких методик — отклонение туловища в сторону выпуклости сколиоза в положении лежа на груди с упором ладони руки, согнутой в локте, в вершину дуги искривления позвоночника, локализованную в грудо-поясничном или нижнегрудном его отделах.
При тотальных декомпенсированных сколиозах иногда целесообразно применить методику выработки компенсаторных противоискривлений выше или ниже основной дуги. Формирование таких противоискривлений преследует цель — перевести декомпенсированную форму сколиоза в компенсированную. Для этого чаще всего используется метод косой установки плечевого или тазового пояса в различных исходных положениях.
В случаях грудопоясничных сколиозов следует считать более эффективными методики применения асимметричной тренировки пояснично-подвздошной мышцы на стороне вогнутости дуги поясничного искривления по клинико-рентгенологическим показаниям. Методика такой тренировки подробно описана в программном разделе (см. гл. 6).
Для обеспечения корригирующего эффекта упражнений важное значение имеет правильное, устойчивое исходное положение тела ребенка. Поэтому путем исходных положений нужно фиксировать те отделы позвоночника, которые расположены выше или ниже основных дуг искривления, чтобы создать более благоприятные предпосылки для корригирующего воздействия применяемого упражнения только локально на зону дуги, не распространяя его на рядом расположенные отделы позвоночника. Несоблюдение таких правил может вызвать образование противоискривлений и, как следствие, привести к неуравновешенности дуг искривления позвоночника в виде декомпенсации. Этот момент особенно важен при специальной коррекции 8-образного (комбинированного) сколиоза с двумя основными, противоположно направленными вершинами дуг искривления позвоночника в грудном и поясничном отделах. При такой клинико-рентгенологической картине сколиоза, когда вершины дуг искривления расположены близко друг к другу, а протяженность их короткая, коррекция специальными корригирующими и деторсионными упражнениями не показана, так как при этом невозможно дозировать действие корригирующих упражнений, не затрагивая другую, близко расположенную дугу противоположного направления. При необходимости коррекции или деторсии позвоночника в зоне грудных дуг следует фиксировать тазовый пояс путем подбора соответствующих исходных положений тела, чтобы создать устойчивость для грудного отдела.
Так, например, устойчивости тела можно достигнуть разведением ног в стороны в положении лежа. А при коррекции грудопоясничных и поясничных дуг искривления или деторсии позвоночника в этом отделе необходимо фиксировать плечевой пояс. Например, лежа с отведением рук в стороны или согнуть их в упоре, завести гимнастическую палку за лопатки и т. д.
Назначение специальных корригирующих асимметричных и деторсионных упражнений может быть оправдано при стабильно текущих или медленно прогрессирующих сколиозах. При быстро прогрессирующих деформациях позвоночника применение вышеуказанных упражнений не показано, особенно в периоды бурного роста скелета. Это связано с возможностью увеличения подвижности дуг искривления и снижения таким образом стабильности позвоночника.
Методика активной коррекции при быстро прогрессирующих формах течения сколиоза имеет свои особенности. Детям с такой формой заболевания показано применение преимущественно общеукрепляющих симметричных упражнений. Подобные виды упражнений большую часть времени на уроке выполняются лежа, с разгрузкой позвоночника. После овладения техникой выполнения симметричных упражнений и предварительного укрепления мышц туловища вводятся упражнения для интенсивного укрепления их путем развития силы и выносливости к статическим нагрузкам на позвоночник. При тренировке мускулатуры туловища в положении лежа на груди амплитуда движений корпусом должна быть небольшой. Это необходимо для избежания увеличения подвижности дуг искривления позвоночника в различных его отделах. Занятия в положении разгрузки позвонков, дисков и связочного аппарата способствуют направленному их росту по физиологическому пути.
При быстро прогрессирующих сколиозах все виды упражнений, в том числе и активно вытягивающие позвоночник, исполняются в положении лежа, с разгрузкой позвоночника. В вертикальном положении тела, с нагрузкой на позвоночник, занятия симметричными специальными упражнениями ограничиваются на уроке небольшим промежутком времени. В этом положении исполняются необходимые для активной коррекции сколиоза упражнения. Например, на самокоррекцию и самовытяжение в положении стоя у зеркала, для выравнивания отклонения корпуса в сторону при декомпенсированных сколиозах. В вертикальном положении тела воспитываются равновесие с элементами балансирования, осанка, дыхание и расслабление мышц. Кроме симметричных упражнений в положении лежа применяются симметричные с асимметричным отягощением и сопротивлением (парные упражнения), для избирательного укрепления мышц на стороне выпуклости грудного и поясничного сколиозов. Эти упражнения создают условия противодействия увеличению дуг искривления позвоночника за счет укрепления растянутых и ослабленных мышц.
При быстро прогрессирующих грудопоясничных сколиозах одним их важных условий их исправления является асимметричная тренировка подвздошно-поясничной мышцы. Кроме того, необходимо предварительно устранить выявленную контрактуру этой мышцы как фактор, способствующий прогрессированию сколиоза. В процессе выполнения симметричных упражнений проводится коррекция сагиттальных кривизн позвоночника, которые могут сочетаться со сколиотическими дугами его искривления. Сагиттальные кривизны при их усилении или уплощении должны исправляться специальными упражнениями. При быстро прогрессирующих сколиозах исключается применение специальных асимметричных упражнений, которые увеличивают подвижность дуг искривления позвоночника и снижают его стабильность.
Особого методического подхода требуют те случаи сколиоза, когда локализация основной дуги искривления позвоночника во фронтальной плоскости совпадает с усиленными или сглаженными патологическими кривизнами или физиологическими изгибами позвоночника в сагиттальной плоскости. Такое сочетание ухудшает клиническое течение сколиоза, так как при этом увеличивается отклонение позвоночника от общего центра тяжести тела по вертикальной оси. Для создания лучших биомеханических условий исправления сколиоза необходимо подбирать соответствующие упражнения, параллельно корригирующие сколиоз и сагиттальные кривизны или изгибы позвоночника. Учебный материал для коррекции сагиттальных искривлений п