Формы организации занятий лечебной физической культурой
Занятия ЛФК организуются в трех формах: групповой урок, индивидуальные занятия, индивидуальные задания для занятий дома под контролем родителей.
Процесс обучения предметами лечебной физической культуры в санаторных школах-интернатах для детей, больных сколиозом, имеет ряд особенностей. Продолжительность урока ЛФК для I—IV классов составляет 30— 40 минут, V—IX — 45 минут. Учебный материал программы подбирается инструкторами ЛФК, исходя из лечебных задач, указанных в назначении врача (см. гл. 2). Задачи усложняются по периодам лечения в течение года:
подготовительный период лечения — сентябрь—октябрь (первая учебная четверть);
основной период лечения — ноябрь—март (вторая и третья четверти);
заключительный период лечения — апрель—май (четвертая четверть).
Учитывая, что расположение уроков ЛФК в расписании занятий оказывает определенное влияние на умственную деятельность учащихся, эти уроки целесообразно располагать в середине или конце учебного дня между двумя общеобразовательными предметами с интенсивной умственной нагрузкой. Исходя из того, что уроки ЛФК проводятся в положении лежа на животе, обед в распорядке дня необходимо предусматривать за 1,5 часа до начала занятий. Это исключает отрицательное влияние занятий ЛФК на функцию пищеварения.
Учебная работа инструктора фиксируется в классном журнале по предметам ЛФК. Успеваемость учащихся оценивается по пятибалльной системе. Итоговые четвертная и годовая оценки успеваемости выставляются в форме "зачтено" или "незачтено". В таком виде оценка выставляется и в свидетельстве об окончании IX класса базовой школы.
Все инструкторы, ведущие уроки лечебной гимнастики, лечебного плавания и подвижных игр с лыжной подготовкой, по существу, обеспечивают выполнение лечебных процедур в педагогической форме, но с лечебным содержанием. Поэтому организационно-методическое руководство их работой осуществляют врачи ЛФК. Они работают в составе ортопедического отделения. Для повышения качества лечебной работы и ее совершенствования инструкторы ЛФК обязаны присутствовать на служебных совещаниях, проводимых заведующим ортопедическим отделением, как и все медицинские работники, осуществляющие лечебный процесс.
При ортопедическом отделении санаторной школы-интерната организуется работа методического объединения врачей и инструкторов ЛФК с высшим образованием. Работу этого объединения планирует заведующий ортопедическим отделением. Заседания объединения предусматривают рассмотрение актуальных вопросов организации и лечения, повышения специальных знаний врачей, инструкторов ЛФК и других специалистов. В течение учебного года планируется не менее четырех заседаний.
Временное освобождение детей от занятий ЛФК дает только врач. Все освобожденные от занятий больные дети обязаны присутствовать на уроках. Принимая во внимание, что учащиеся занимаются лежа на полу, особые требования предъявляются к идеальной чистоте ковров, а также к состоянию спортивной одежды и обуви. Систематически проводится проветривание залов ЛФК и влажная уборка в перерывах между уроками и в конце занятий. Генеральная уборка мест занятий осуществляется один раз в месяц. Спортивная одежда и белье систематически меняются и стираются. Ведется контроль за вентиляцией и температурой воздуха в залах ЛФК (не ниже +14 °С и не выше 4-18 °С), чистотой в раздевалках и душевых. Инструктор требует от родителей, чтобы у ребенка со сколиозом на спинке спортивного костюма была вырезка для зрительного контроля за изгибами линии остистых отростков позвоночника в момент выполнения специальных корригирующих упражнений.
Врачу ЛФК выделяется отдельный кабинет для спецобследования больных, проведения функциональных проб и текущей работы. Этот кабинет оснащается необходимыми приборами и аппаратами и располагается рядом с залами ЛФК.
ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ ЛЕЧЕБНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ
Результаты консервативного лечения детей и подростков, больных сколиозом, а также эффективность коррекции различных видов нарушений осанки в значительной мере зависят от правильного планирования урока ЛФК, составленного на неделю с учетом недельных биоритмов организма.
План урока должен быть содержательным, целенаправленным и полно отражать современные методические принципы корригирующей ЛФК при решении лечебных задач.
Прежде чем приступить к составлению плана группового или индивидуального урока, инструктор ЛФК обязан тщательно проанализировать смысл и содержание лечебных задач, а также методических принципов их решения средствами ЛФК, указанных в назначении врача. Перечень таких задач и их содержание вытекают из анализа, сделанного врачом ЛФК, всей совокупности клинико-рентгенологических данных, полученных в процессе специального обследования конкретного больного.
Составление плана урока строится на основе глубокого анализа задач, методических указаний и дозировок упражнений, указанных врачом ЛФК в индивидуальной "Карте учета функционального лечения", в графе "Назначения". Одновременно с этим инструктор изучает в карте описанные врачом ЛФК характерные признаки и дефекты, а также данные функциональных проб и другие сведения. Такая картина описывается в рабочем документе — карте, которая оформляется инструктором и хранится в кабинете ЛФК.
Инструктор ЛФК отбирает из программы и включает в план урока учебный материал в виде упражнений и методик их исполнения. Выбор видов упражнений производится с учетом их корригирующего воздействия на признаки и дефекты при сколиозе и нарушениях осанки. Включенные в план урока отдельные виды упражнений по значимости решения задач и методическим принципам их выполнения последовательно распределяются в плане урока по трем частям: вводный, основной и заключительный.
При включении в план урока того или иного учебного материала врач и инструктор ЛФК могут ориентироваться на содержание соответствующих разделов программы и отбирать из них материал по медицинским показаниям. Для этих целей могут использоваться разделы программы
"Основные задачи лечебной гимнастики по периодам лечения в учебном году", "Задачи активной коррекции нарушений осанки средствами ЛФК", "Методические требования к лечебному применению симметричных общеукрепляющих упражнений", "Методические требования к лечебному применению специальных асимметричных корригирующих упражнений", "Уроки лечебной физкультуры".
Следует иметь в виду, что при составлении плана урока анализируется и отражается в нем содержание суммы задач и методических принципов их решения. Эта сумма состоит из индивидуальных задач, предназначенных для конкретного занимающегося больного учебной группы. Таким образом, в плане урока отражается содержание суммы задач, которые решаются путем выполнения общегруппового комплекса упражнений, но с индивидуальными особенностями их исполнения.
При составлении плана урока на неделю необходимо анализировать и выделять из суммы задач, стоящих перед групповым уроком, общие и частные, предназначенные для активной коррекции сколиоза или нарушений осанки средствами ЛФК. Общие задачи имеют одинаковый характер для всех занимающихся и решаются путем применения той части комплекса, которую составляют симметричные общеукрепляющие упражнения. Эти упражнения в общегрупповом комплексе исполняются всеми занимающимися с небольшой индивидуализацией. Частные же задачи общегруппового комплекса реализуются индивидуальным исполнением каждым занимающимся специальных корригирующих асимметричных и деторсионных упражнений, назначенных врачом ЛФК. В итоге такой совокупной реализации общих и частных задач достигается суммарный лечебный эффект. Он и является основой противодействия сколиозу, предупреждая или задерживая его дальнейшее прогрессирование.
Составление плана урока и его содержание в различные периоды лечения имеют свои особенности. В первую очередь такие особенности обусловлены выявляемыми при повторных осмотрах больного изменениями признаков и дефектов сколиоза под влиянием курса лечения. Соответственно этому изменяется содержание лечебных задач, а следовательно, и план урока на недельный цикл занятий в подготовительном, основном и заключительном периодах лечения. При необходимости в план общегруппового урока включаются упражнения, взятые из всех ранее реализованных общегрупповых комплексов.
План урока на неделю является обязательным рабочим документом инструктора ЛФК. Он составляется для каждой возрастной учебной группы лечащихся в условиях санаторной школы-интерната для детей, больных сколиозом, а также в детских санаториях с заболеваниями опорно-двигательного аппарата. Для групп детей и подростков, занимающихся в кабинетах ЛФК поликлиник, составление плана менее необходимо.
Общепринятый в системе физического воспитания годовой план-график распределения учебного материала в практике ЛФК не составляется. Это объясняется тем, что контингент лечащихся детей и подростков, страдающих сколиозом и нарушениями осанки, характеризуется большим разнообразием клинических признаков и дефектов. Каждый из них для коррекции требует дифференцированных методик применения средств ЛФК, которые невозможно планировать на год. Нет необходимости составления и поурочных планов, которые не являются конкретными, а содержание их может черпаться из развернутого плана урока на неделю.
В методике составления плана урока необходимо соблюдать следующие принципы:
* обязательное проведение анализа содержания лечебных задач урока и лечебных целей каждого упражнения, которые должны соответствовать характеру признаков и дефектов сколиоза и нарушений осанки при их коррекции;
* общие и частные задачи активной коррекции сколиоза с помощью общегруппового комплекса упражнений следует решать дифференцированно путем выбора соответствующих методик исполнения общеукрепляющих и специальных упражнений;
* определение дозировок физических упражнений должно исходить от содержания лечебных задач и методических принципов их выполнения с учетом патологии сколиоза и возрастных особенностей занимающихся;
* содержание лечебных задач и методических принципов их решения, а также дозировок упражнений может меняться по периодам лечения больного в связи с изменением характера корригируемых признаков и дефектов сколиоза и нарушения осанки под влиянием лечения.
В итоге надо подчеркнуть, что составление плана урока — сложный творческий процесс. При этом от врача и инструктора требуются необходимые профессиональные знания клинико-рентгенологической картины сколиоза, нарушений осанки и методов их коррекции, а также четкого представления о классификации корригирующих упражнений и механизмах их воздействия.
Форма примерного плана урока на недельный цикл занятий ЛФК представлена в приложениях 1 и 2. В заголовке этого плана указываются: учебная возрастная группа детей и подростков (класс), период лечения (подготовительный, основной, заключительный), порядковый номер недели данного периода лечения в учебном году. Далее в плане отражается содержание учебного материала, предназначенного для частей урока (подготовительной, основной, заключительной), а также дозировка упражнений и методические указания к их выполнению.
Планируемые объемы учебной работы для инструкторов ЛФК санаторных школ-интернатов для детей, больных сколиозом, определяются сеткой часов базового плана или его вариантами, утвержденными Министерством образования Республики Беларусь. За год обучения учащиеся санаторных школ-интернатов для детей, больных сколиозом, должны полностью освоить программный материал.
НЕДЕЛЬНАЯ СЕТКА ЧАСОВ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 1-Х КЛАССОВ
(базовый учебный план)
Предмет | КЛАСС | |||||||||
I | II | III | IV | V | VI | VII | VIII | IX | X | |
Лечебная гимнастика | ||||||||||
Лечебное плавание | ||||||||||
Подвижные игры лечебной направленности с лыжной подготовкой |
Проведение индивидуальных занятий ЛФК в санаторных школах-интернатах с детьми со сложными сколиозами и сопутствующими ему другими заболеваниями опорно-двигательного аппарата и внутренних органов организуется за счет часов школьного компонента.