Комментарий 3: Любовь невротика
Вечный Принц допустил диагностическую ошибку. Он считал, что Принцесса-на-горошине избавилась от невротизма, и решил строить с ней взрослые отношения. Почему он ошибся? Может быть, потому что его внутренние проблемы на этот момент всплыли и оказались нерешенными. Конечно, правильней было бы разойтись с Золушкой хотя бы психологически. При этом можно было даже оставаться жить в одной квартире. Ведь они же были друг о друге хорошего мнения. Может быть, такой «развод» заставил бы задуматься Золушку, и она как-то изменила свою позицию. Ведь изменила же она свою позицию, когда он ушел от нее.
Кто-то из крупных специалистов по семейному консультированию говорил, что беды многих людей происходят оттого, что они боятся недели две пожить в одиночку. Разводиться нужно тогда, когда ты убедился, что жить тебе с этим супругом нет никакой возможности, ибо он блокирует твое развитие, а не потому, что появился новый сексуальный партнер. Так вот, когда поживешь один и убедиться, что тебя к прежнему сексуальному партнеру не тянет, что он уже ушел из твоей души, что при виде его не возникает никаких эмоций, ни положительных, ни отрицательных, после того, как убедишься, что это действительно чужой для тебя человек, можно устраивать свои сексуальные дела с другим сексуальным партнером, если он вдруг появится на твоем пути. Тогда это уже будет не невротическое решение. У Вечного Принца такой ситуации не было. Он, продолжая сексуальные отношения с Золушкой, стал налаживать сексуальные отношения с Принцессой-на-горошине и даже находил качественные преимущества у Золушки. Ему просто не хватало количества. Ну, редко было. Строго говоря, Принцесса-на-горошине была для него более приемлемой как деловой партнер. Больше преимуществ у Принцессы-на-горошине не было.
Я думаю, что Принцесса-на-горошине, может быть, и найдет свое счастье, ибо сейчас она ищет там, где его можно найти — в собственном деле, в развитии своих способностей, которые были заблокированы вначале родителями, потом первым мужем, а затем ею самою. А ее высокая чувствительность будет направлена не на поиск «горошин» в материальных благах, приготовленных ей другими, а в самостоятельном творческом труде. Я давно ее не видел, но мне говорили, что она сейчас человек вполне благополучный. Ее сын учится в престижном вузе. Она неплохо зарабатывает. Как устроилась ее личная жизнь, не знаю.
Вы хотите моего анализа ситуации. Но я лучше предоставлю слово К.Хорни, выдающемуся психотерапевту, одной из создателей неофрейдизма. Она описывает четыре способа получения любви, к которым прибегает невротическая личность: подкуп, взывание к жалости, призыв к справедливости и, наконец, угрозы.
Когда невротик пытается получить любовь посредством подкупа, формула его поведения может быть выражена так: «Я люблю тебя больше всего на свете, поэтому ты должен отказаться от всего ради моей любви». Тот факт, что в нашей культуре эта тактика чаще всего используется женщинами, является результатом условий их жизни. В течение столетий любовь не только была особой сферой в жизни женщин, но являлась единственным или главным средством, с помощью которого они могли получить, что хотели. В то время как мужчины всегда руководствовались убеждением: для того, чтобы получить что-то, надо достичь чего-то в жизни, женщины осознавали, что через любовь, и только через любовь, они могли достичь счастья, безопасности и положения в обществе.
Поэтому и в неврозах женщины чаще используют любовь в качестве стратегии поведения. Люди подобного типа впадают в болезненную зависимость от своих любовных взаимоотношений. Она боится быть отвергнутой и при недоразумениях реагирует возрастанием любви. Так она постепенно приобретает убеждение, что находится во власти «великой страсти». Сейчас ситуация изменилась. Женщина и без мужчины может добиться независимого положения. Но, к сожалению, для многих девушек и женщин целью жизни остается найти человека, а не стать им. Принцесса-на-горошине относилась к этой категории. Так она любила своего мужа. Второй формой подкупа является попытка завоевать любовь посредством понимания человека, помогая ему в его умственном и профессиональном росте, в решении затруднений и т. д. Принцесса-на-горошине на начальных этапах общения с Вечным Принцем прибегла к этому способу. Она начала хорошо работать и помогать ему.
Вторым способом добиться любви является апелляция к жалости. Формулой здесь является: «Вы должны любить меня, потому что я страдаю и беспомощна», В то же время такое страдание служит для оправдания права выдвигать чрезмерные требования. Невротик может просто взывать к нашей благородной натуре или вымогать благорасположение радикальными средствами, например, ставя себя в бедственную ситуацию, вынуждающую нас оказывать помощь. К этой форме и прибегла Принцесса-на-горошине. Она ушла со своей работы, где проработала много лет тогда, когда отношения с Вечным Принцем у нее разладились.
При третьем способе получения любви — призыве к справедливости — формула поведения может быть описана так: «Вот что я для вас сделала; а что вы сделаете для меня». Призыв к справедливости может выдвигаться на основе того, что сделал бы невротик для других, если бы имел такую возможность. И к этому способу прибегала Принцесса-на-горошине, когда говорила, что обеспечила успех Вечному Принцу.
И если эти три способа не помогают, они прибегают к угрозам. Одна женщина угрозами самоубийства два раза смогла выйти замуж. Принцесса-на-горошине прибегала и к этому способу. Но на Вечного Принца эти угрозы не подействовали.
Дальнейшие успехи и трения
У меня все покатило и поехало к солнцу. Старший сын окончил институт. Очень удачно работал. Практически в материальном отношении стал самостоятельным, И даже на заработанные им деньги купил себе неплохой автомобиль. Младший сын неплохо учился в институте. Мое материальное положение постепенно налаживалось. Была интенсивная творческая жизнь, правда, не очень связанная с институтом, но и не вступавшая в противоречие с моей работой там. Вот и надо было молчать в тряпочку. Я же посчитал, что достоин большего. Ну, например, захотел самостоятельного цикла по психотерапии или хотя бы звания доцента. Основанием для этого было то, что уже 5 лет план выполняется только за счет моих циклов, я выпустил уже несколько брошюр и вышел на одно из первых мест по научной работе. Вся моя деятельность за пределами института тоже шла в зачет институту.
С этими просьбами я обращался к Оптимисту и к Снежной Королеве. Они обещали поговорить с Ректором. Мне даже сказали, что этот вопрос обсуждается и что мне идти туда самому не нужно. Но у меня вдруг ухудшились отношения с Оптимистом. Я какое-то время не мог понять, в чем дело. Тогда я, не долго думая, написал заявление об увольнении. Состоялась беседа. Все разъяснилось довольно быстро. Его Осведомитель сообщил ему, что я веду на территории кафедры подпольные занятия. Он запамятовал, что все было с ним согласовано, что удостоверения подписываются самим Ректором. Этого Осведомителя я вычислил. Вы, Михаил Ефимович, посоветовали мне спустить все на тормозах, что я и сделал. Отношений я не выяснял. Более того, с Осведомителем у меня до сих пор хорошие отношения. Он иногда приходит на мои занятия. По-моему, он изменился в лучшую сторону
Комментарий: