Спонтанное креативное раскрытие

Эта глава, на которую я много раз ссылался, имеет большое значение. Психотерапевт позволяет пациенту уже на основной ступени КПО отклониться от стандартных мотивов и их задач и пойти в сновидении наяву собственным спонтанным путем. Следовательно, совсем не обязательно выполнять один мотив за другим строго в изложенном порядке, при котором пациент остается точно фиксированным на поставленном задании и его выполнении.

На многих семинарах, в рамках техники основной ступени КПО, открывалась ранее опробованная возможность слегка активизировать креативные (творческие) способности при Кататимном переживании образов. Пациент, как и добивающийся решения проблемы художник или ученый, может en miniature спонтанно или при помощи некоторых упражнений найти активные решения и развернуть свою фантазию. Совместно с Эрикой Ландау [36] я занялся исследованием этого вопроса, и мы обнаружили, что в ходе разворачивающегося психотерапевтического процесса КПО у пациента появляется все больше творческих наклонностей. Это проявляется уже в том, что сновидение наяву по своему содержанию становится шире, красочнее и более насыщенным действенными импульсами. При этом в обращении с фиксированными образами или мотивами препятствия-недопущения находится все больше творческих решений.

Другая форма креативного раскрытия заключается в самостоятельной активности пациента в кататимной панораме, проявляющейся независимо от основного мотива и выраженной более экспансивно.

Креативный потенциал проявляется на образном материале в двух феноменах:

А. Психотерапевтически наиболее продуктивное креативное раскрытие протекает относительно спокойно и направлено прежде всего на расширение панорамы, которое происходит само по себе и развивается все сильнее, а также на обогащение панорамы элементами природы и увеличение количества людей и животных. В конечном счете оно проявляется в тонких, отдельных психотерапевтических шагах. С их помощью пациент все лучше постигает, что структуры, фиксированные на мотивах препятствия-недопущения, больше раскрепощаются и начинают конструктивно и самостоятельно разрешаться. Это позволяет наблюдать в ходе психотерапии креативный процесс обучения. Не в последнюю очередь его также инициирует открытость и высокая оценка психотерапевтом расширения кататимной панорамы и появляющихся попыток решения проблемы. На последующих ступенях КПО креативное поведение при решении проблемы распространяется на межличностные отношения, будь то преимущественно в символическом облачении, например, на мотиве ландшафта (ср. пример 10, с. 74 - 75) или в реальных сценах, как описано выше.

Б. Пациент сам формирует заданный ему кардинальный мотив. В этом случае психотерапевт должен сохранять за пациентом свободу и позволить ему еще более отклоняться от заданной темы. Например, начав с мотива луга, пациент может предпринять какую-то прогулку или, следуя вдоль ручья, остановиться на каких-то деталях, или пойти внутрь ландшафта. Можно отклониться от заданной темы и отвлеченно рассказывать, какие мысли и ассоциации, из своего личного опыта, приходят в связи с этим мотивом. Используемый здесь собственно ассоцитивный метод - это техника средней ступени КПО, на которой я еще подробно остановлюсь в следующем разделе.

Как же психотерапевт со своей стороны может способствовать креативному раскрытию сновидения наяву? Это - важный вопрос при вовлечении на первых сеансах пациентов, испытывающих трудности с самораскрытием. Пока психотерапевт действует преимущественно в рамках академической инструкции, существует опасность подавления спонтанного раскрытия. Если после представления основного мотива - например, луга, ручья, подъема в гору, дома и т. д. - психотерапевт просто предоставляет пациенту свободу и оставляет за ним пространство для раскрытия роящихся в голове дополнений, образов и поведенческих желаний, то становятся ясно видны освобождающиеся творческие импульсы. Дальше психотерапевт может сделать еще один шаг и побуждать фантазии пациента в особо подходящие для этого моменты. Я, например, часто это делал после представления мотива луга, задавая вопрос, что бы ему теперь хотелось сделать или что могло бы доставить ему удовольствие.

Во многих местах панорамы можно побудить пациента расширить сценические впечатления одной только просьбой осмотреться вокруг и дать возможность психотерапевту узнать о деталях впечатлений от ландшафта. Для этого подходит даже растительность на лугу, вопрос о животных вокруг и за пределами луга. Путь в гору также предлагает пациенту изменчивое окружение с различными видами (о чем часто следует спросить вначале, так как многие не знают о значении широкого рассмотрения природы в КПО). Наконец, в высшей степени разнообразные грани ландшафта предлагает обзорная панорама с вершины горы по четырем сторонам света и с соответствующим разделением на передний, средний и задний план. Пластичный пример приведен на рис. 1 и 2 (с. 80 - 81).

Внешний вид дома точно так же, как и его внутренняя часть, может вызывать многогранные креативные импульсы формирования (гештальт-образования). При этом вполне креативными результатами считаются также и курьезные конструкции дома, - как, например, “дом духов” одной тяжело больной пациентки или уникальный, даже “невозможный” интерьер.

Особенно интересны спонтанные креативные попытки решения, связанные с мотивами препятствия-недопущения, как было показано в предыдущем разделе. Я имею в виду фокусировку фиксированных образов, с концентрацией на мелких деталях, а также решение проблем на материале фиксированных образов. Последующие феномены преобразования и направленные на решение проблемы образы всегда бывают креативными.

Креативные способности проявляются далее в том, что у небольшой группы особо одаренных фантазией пациентов открывается склонность более или менее многоречиво самостоятельно развивать свои собственные фантазии. В этом случае психотерапевту еще удается то тут, то там распозновать кардинальные мотивы основной ступени КПО.

Эти пациенты обладают способностью самостоятельно развивать сценический ход событий в КПО. Наиболее ярко это становится видно, когда они еще осмысленно включены в контекст всего сценария или в рамки затрагиваемого круга проблем.

Ассоциативный метод

Заимствованный у средней ступени КПО ассоциативный метод [45] принципиально расширяет психотерапевтический спектр исходной техники основной ступени КПО. Тем самым в психотерапевтическом процессе открывается новая степень свободы. Для психотерапевта, работающего по технике основной ступени КПО, благодаря этому также расширяется психотерапевтическая постановка цели.

Ввиду сегодняшних требований к Кататимно-имагинативной психотерапии, из системы подготовки психотерапевтов нельзя более исключать ассоциативный подход при работе с подходящими для этого пациентами. Это имеет прежде всего два основания.

1. Сегодня психотерапевт гораздо чаще, чем в прежние десятилетия, при использовании техники основной ступени КПО сталкивается с пациентами, неудовлетворяющимися одним только представлением стандартных мотивов в начале сеанса и следующим за этим креативным расширением. Эти люди неохотно и не без некоторого усилия заставляют себя концентрироваться на жестко заданных образах и их длительном рассмотрении. У них сам собой запускается “фильм” сценического продолжения. В некоторых случаях он даже спонтанно форсируется. Таким образом, это более или менее быстрый или более или менее оживленный ход развития образа, нередко даже ни в коей мере сценически уже не связанная последовательность отдельных элементов образа, которые могут поразить психотерапевта. Психотерапевт основной ступени КПО должен быть подготовлен к подобным случаям и знать, какие феномены его ожидают. Поэтому он должен обладать основополагающими знаниями, чтобы как можно лучше использовать позитивные аспекты этого раскрытия.

2. Во время подготовки к печати этого издания Кататимное переживание образов было признано в Германии направлением психотерапии, оплачиваемым через систему медицинского страхования, в соответствии с Директивами Федерального объединения больничных касс в области психотерапии от 1987 г. Это нашло отражение в требованиях к системе повышения квалификации для получения дополнительной специальности “психотерапевт”. Тем самым возникла необходимость удовлетворить запросы также и той части изучающих КПО психотерапевтов, которая - в отличие от полного обучения для получения квалификации “психотерапевт, специализирующийся по методу КПО” - могла бы удовлетвориться минимальными требованиями при повышении квалификации, в соответствии с требованиями Врачебной палаты.

Теперь психотерапевт может научиться прорабатывать открывающиеся в КПО конфликты дополнительно ассоциативно-когнитивно, как минимум в определенных пределах. Это хорошо скажется на лечении проявлений невротического развития личности и невротических симптомов у пациентов.

Как известно, на заре психоанализа З.Фрейд [15] ввел технику свободных ассоциаций, чтобы вызывать у пациента поток бессознательного материала без использования гипноза (который он применял прежде). В качестве гипотезы, по меньшей мере, можно предположить, что, благодаря обогащению КПО приходящими в голову мыслями и идеями, например, по поводу некоторых элементов образа, в соответствии с закономерностями саморегулирующегося процесса обрисовывается ядро бессознательного конфликта и, как говорил З.Фрейд (1914 г.), “сначала медленно, почти неминуемо, в чистейшем образовании отыскивается патогенное положение”. Естественно, в психоанализе существует также и техническое предположение, что пациент действительно в состоянии собирать мысли и идеи, появляющиеся у него по поводу какого‑то конкретного образа. Хотя этому и можно научиться, но в действительности в форме цепочек ассоциаций это встречается все же достаточно редко и только у очень хорошо “натренированных” пациентов.

Что же касается принципа ассоциативного метода в Кататимном переживании образов, то он заключается в естественной попытке перенести свободные ассоциации на уровень образного сознания. При этом оказывается, что при представлении образов, как и при развертывании мысленных ассоциаций, аналогично разворачиваются целые цепочки образов, которые точно так же постепенно направляются на конфликт. Такое использование ассоциативной символдрамы, зачастую в сочетании с более обязывающим пробным действием (в смысле активного отреагирования в фантазии), очень хорошо себя зарекомендовало. Очень подробно я это излагаю во 2 главе моего большого учебника [45].

Следовательно, можно принять, что мы рассматриваем две категории ассоциативного раскрытия на двух различных уровнях:

‑ на уровне образного сознания и

‑ на уровне приходящих в голову мыслей и ассоциаций.

На продвинутом этапе КПО в процессе психотерапии подходящих для этого пациентов оба уровня могут смешиваться друг с другом. Для знакомых с КПО пациентов, в особенности если они находятся на имагинативном сеансе, преобладающей формой являются ассоциации на уровне образного сознания. Мысленные ассоциации отступают, как правило, далеко на задний план. Стимулируя спонтанно приходящие в голову идеи, опытный психотерапевт умеет направить ассоциации на некую тему, на какой‑то установленный в КПО фокус конфликта. К этому вопросу я еще вернусь позднее.

Психотерапевт может “запустить” ассоциативную технику в КПО только в самых редких случаях. Это уж совсем не получается с пациентами, перед глазами которых устанавливаются неподвижные образы (по причинам, которые здесь невозможно разобрать более подробно). В соответствии с нашими ожиданиями относительно основной ступени КПО, такие пациенты детально описывают мотив ландшафта, а также, быть может, и исходящий от него эмоциональный тон. В этом образе они будут передвигаться или, в ответ на нашу просьбу-побуждение, посмотрят вокруг себя, совершат прогулку или выполнят поставленную нами задачу, например, проследят за течением ручья, осмотрят дом и т. п. Если интерес и внутренняя активность больше, они могут изменить или развить далее образ, отправиться в исследовательскую экспедицию, на разведку или на прогулку и т. д. К этому психотерапевт бывает готов после достаточного обучения на основной ступени КПО.

Знание ассоциативного метода и вопрос, каким образом с ним работать, затрагивает, однако, именно ту группу пациентов, которые спонтанно развертывают сценические проявления, продолжающиеся и без нашего участия. При этом могут переживаться целые истории, имеющие, например, сказочно-лирический характер, в которых конфликтный материал отыскивается сам собой и которые при этом даже могут сталкиваться с драматическим обострением конфликтной сцены. Другой формой ассоциативного метода может быть спонтанное появление сцен из раннего детства (возрастная регрессия, ср. с. 178). Труднее управлять динамическими формами фрагментирования содержания образов. Но сначала я приведу магнитофонную запись более длинного ассоциативного развертывания. Она должна помочь читателю понять эту форму ведения психотерапии, полностью отличную от обычной формы ведения на основной ступени КПО.

Занятие

Наши рекомендации