Действия проводника при, возникновении аварий и ситуаций, которые могут привести к нежелательным последствиям.
5.1.1. На стоянках и в пути следования пассажирских поездов могут возникнуть следующие основные аварийные ситуации:
- загорание вагона, могущее привести к пожару или взрыву;
- сход подвижного состава с рельс;
- разрыв состава в пути следования;
- вынужденная остановка поезда (отключение электроэнергии, неисправность подвижного состава, железнодорожного пути и другие причины);
- обнаружение взрывных устройств, других подозрительных предметов.
5.1.2. При возникновении аварийной ситуации проводник обязан немедленно сообщить о случившемся начальнику поезда или поездному электромеханику и далее выполнять их указания.
5.1.3. Проводники, находящиеся поблизости, по сигналу тревоги обязаны немедленно явиться к месту происшествия и принять участие в оказании пострадавшему первой медицинской помощи, предупреждении несчастных случаев или устранении возникшей аварийной ситуации.
5.1.4. При загорании в вагоне, находящимся в пункте формирования, которое может привести к пожару или взрыву необходимо:
- немедленно сообщить о случившемся начальнику поезда;
- организовать эвакуацию людей, материальных ценностей, служебной документации;
- приступить к ликвидации пожара, используя первичные средства пожаротушения.
5.1.5. При обнаружении задымленности в вагоне, появлении запаха дыма или открытого огня во время следования поезда дежурный проводник, немедленно вызвав проводника, находящегося на отдыхе, обязан:
1) остановить поезд стоп-краном (за исключением случаев, когда поезд находится в тоннеле, на мосту, виадуке, акведуке, путепроводе или под мостом и в других местах, не допускающих эвакуацию пассажиров и препятствующих тушению пожара).
В случае, когда возникновение пожара обнаружено при нахождении поезда в местах, исключающих его остановку, он должен быть остановлен немедленно после проследования этих мест.
Одновременно, в случае отсутствия в аварийном вагоне начальника поезда и поездного электромеханика, вызвать их по цепочке через проводников соседних вагонов или по внутрипоездной связи и сообщить машинисту локомотива;
2) открыть двери всех купе, объявить и организовать эвакуацию пассажиров обесточить вагон (в светлое время суток), а в ночное время отключить все потребители кроме цепи аварийного освещения (в ночное время) и сигнализации, открыть и зафиксировать тамбурные боковые и торцевые двери (а при отсутствии высокой платформы и фартуки) обоих тамбуров в аварийном вагоне и закрепить их на защелки;
3) открыть аварийные выходы (окна), где они предусмотрены конструкцией вагона, а при отсутствии аварийных выходов в вагоне и невозможности эвакуации пассажиров через тамбурные двери, разбить или открыть окна, расположенные за очагом пожара по ходу эвакуации пассажиров.
Примерный текст оповещения пассажиров следующий: «Граждане пассажиры! В связи с возможной опасностью пожара прошу срочно покинуть вагон. Все двери и аварийные выходы открыты».
5.1.6. В случае срабатывания установки пожарной сигнализации проводник вагона должен убедиться в достоверности её показания и в случае обнаружения пожара принять меры согласно требованиям пунктов 5.1.5, 5.1.7, 5.1.8 настоящей Инструкции, а в случае ложного срабатывания вызвать поездного электромеханика поезда.
5.1.7. При эвакуации пассажиров проводники аварийного и соседнего вагонов обязаны, не допуская паники и встречного движения, вывести пассажиров в соседние вагоны и на полевую сторону путей.
В зависимости от места возникновения пожара эвакуацию пассажиров (по возможности) производить с учетом того, что огонь распространяется в противоположном ходу поезда направлении.
5.1.8. Одновременно с эвакуацией пассажиров и после нее проводники вагона, не дожидаясь прибытия начальника и поездного электромеханика поезда, обязаны осуществлять тушение пожара первичными средствами пожаротушения и установкой пожаротушения с использованием запаса воды из системы вагона. Во время тушения пожара после эвакуации пассажиров двери для перехода из вагона в вагон на соседних с горящим вагонах должны быть закрыты.
5.1.9. Все работники поездной бригады обязаны прибыть к месту пожара с огнетушителями или с другими средствами пожаротушения и принимать участие в эвакуации пассажиров и тушении пожара.
5.1.10. По прибытию к месту пожара начальник поезда проводник горящего вагона должн лично убедиться в полной эвакуации пассажиров из вагона, используя для этих целей противогаза СПИ-20, а поездной электромеханик должен удалить предохранитель аккумуляторной батареи на пульте управления (по возможности) и в обязательном порядке предохранитель, расположенный в коробке на аккумуляторном ящике (с целью полного обесточивания).
5.1.11. При отцепке хвостовой части состава и горящего вагона, а также ограждении поезда на перегоне проводник должен подавать машинисту локомотива сигналы, установленные инструкцией по сигнализации на железных дорогах Российской Федерации.
5.1.12. Закреплять оставленные группы вагонов и загоревшиеся вагоны следует в соответствии с инструкцией по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах Российской Федерации.
5.1.13. До прибытия территориального пожарного подразделения или пожарного поезда поездная бригада должна принимать все зависящие от нее меры по спасению пассажиров и ликвидации пожара, используя все имеющиеся средства пожаротушения и индивидуальной защиты. После прибытия командного состава пожарного подразделения на место происшествия руководствоваться его указаниями.
5.1.14. При пользовании пенными (углекислотными, порошковыми) огнетушителями струю пены (порошка, углекислоты) не направлять на людей. При попадании пены на незащищенные участки тела стереть ее платком или другим материалом и смыть водным раствором соды.
5.1.15. При загорании электрооборудования применять только углекислотные или порошковые огнетушители. При пользовании углекислотным огнетушителем не браться рукой за раструб огнетушителя.
5.1.16. При тушении пламени песком совок, лопату не поднимать на уровень глаз во избежание попадания в них песка.
5.1.17. Тушить горящие предметы, находящиеся на расстоянии менее 2 м от контактной сети, разрешается только углекислотными, аэрозольными или порошковыми огнетушителями, не поднимаясь на крышу вагона.
Тушить горящие предметы водой, пенными и воздушно-пенными огнетушителями можно только после указания руководителя работ или другого ответственного лица о том, что напряжение с контактной сети снято и она заземлена.
5.1.18. Тушение горящих предметов, расположенных на расстоянии свыше 7 м от контактного провода, находящегося под напряжением, допускается без снятия напряжения. При этом необходимо следить, чтобы струя воды или пены не приближалась к контактной сети и другим частям, находящимся под напряжением, на расстояние менее 2 м.
5.1.19. При разрыве состава в пути следования проводники расцепленных вагонов обязаны поднять переходные площадки и закрыть торцевые двери на ключ. Проводники отцепившейся группы вагона должны привести в действие ручные тормоза. Начальник поезда и поездной электромеханик совместно с локомотивной бригадой выявляют причину саморасцепа.
Во время следования поезда до ПТО, где будет произведен полный осмотр автосцепки, проход через торцевые двери вагонов, между которыми произошел саморасцеп, должен быть закрыт.
5.1.20. При возникновении аварийных ситуаций, когда требуется выключить электроснабжение и обесточить электрические цепи, применяется аварийное выключение. Если на щите не предусмотрена такая кнопка, все переключатели ставят в нулевое положение, затем открывают крышку нижней секции электрораспределительного шкафа и вынимают предохранители с красной маркировкой.
Предохранители, находящиеся на электрораспределительном щите, можно снимать только используя специальную рукоятку.
5.1.21. при возникновении постороннего шума под вагоном или нарушении плавности хода проводник обязан остановить поезд стоп-краном и выставить красный сигнал, по цепочке вызвать начальника поезда и поездного электромеханика для выявления причины и принятия оперативных мер.
5.1.22. При заклинивании колесных пар – вагон идет юзом (вибрация, скрежет) – проводник обязан остановить поезд стоп-краном, выставить красный сигнал и по цепочке вызвать начальника поезда и поездного электромеханика для выяснения причины и принятия решения для обеспечения безопасности движения поезда. При наличии ползунов на колесных парах выключается воздухораспределитель при помощи ручки разобщительного крана (повернуть поперек питательной трубы), выпускается воздух из запасного резервуара при помощи поводка выпускного клапана.
5.1.23. При срабатывании системы контроля нагрева букс (СКНБ) загорается сигнальная лампа и раздается непрерывный звонок. Проводник должен немедленно:
- остановить поезд стоп-краном в любом месте;
- выставить красный сигнал;
- вызвать по цепочке начальника поезда и поездного электромеханика;
- убедившись в том, что сигнал продублирован проводниками соседних вагонов, до прихода начальника поезда и поездного электромеханика проверить на ощупь все буксы.
Если роликовая букса имеет нагрев, то совместно с машинистом поезда принимается оперативное решение и устанавливается режим движения поезда до ближайшей станции для замены колесной пары или отцепки вагона. Позисторная система СКНБ (П) при обрыве цепи от механических повреждений подает прерывающийся акустический и световой сигналы. При появлении этих сигналов проводник должен вызвать поездного электромеханика. Поезд при этом не останавливать.
Остановка поезда стоп-краном производится при срабатывании СКНБ и СКНБ(П) только при непрерывном звуковом сигнале.
5.1.24. При получении информации о готовящемся террористическом акте в поезде проводник должен немедленно сообщить об этом начальнику поезда.
5.1.25. При обнаружении взрывного устройства в поезде проводник должен:
- остановить поезд стоп-краном (за исключением случаев, указанных в абзаце первом подпункта 1) пункта 5.1.5, обеспечить ограждение и охрану обнаруженного взрывного устройства;
- принять участие в эвакуации пассажиров;
- поставить в известность начальника поезда.
5.1.26. Запрещается осуществлять какие-либо действия с обнаруженным взрывоопасным предметом.
5.1.27. В случае срабатывания взрывного устройства проводник должен остановить поезд стоп-краном, вызвать начальника поезда и принять меры к спасению пассажиров и оказанию первой медицинской помощи.
5.1.28. При наружном обстреле поезда необходимо принять меры к защите пассажиров от поражения – разместить их вдоль боковых стен вагона ниже уровня оконных проемов и сообщить начальнику поезда.
5.1.29. При стрельбе внутри вагона проводник должен сообщить об этом начальнику поезда и действовать в соответствии с его указаниями.
5.1.30. При обнаружении бесхозных сумок, свертков и других посторонних подозрительных предметов проводник должен изолировать доступ к ним пассажиров и немедленно информировать начальника поезда, членов поездной бригады и работников правоохранительных органов.
5.1.31. При обслуживании локомотива одним машинистом в аварийных ситуациях на перегоне или железнодорожной станции, где не предусмотрен осмотрщик вагонов, проводник, по указанию начальника поезда, должен:
- при закреплении состава (вагона) использовать исправные тормозные башмаки. При их подкладывании и снятии необходимо держаться одной рукой за раму вагона;
- при ограждении состава соблюдать требования инструкции по сигнализации на железных дорогах Российской Федерации. Ограждение поезда с головы должен производить проводник головного вагона, а с хвоста поезда - проводник хвостового вагона;
- при сокращенном опробовании тормозов производить плавное открытие концевого крана, удерживая одной рукой тормозной рукав.
При выполнении указанных работ во всех случаях следует проходить по обочине полотна.
Работы необходимо производить в рукавицах.