Комплексно-ориентированная модель-
К комплексно-ориентированным теориям практической социальной работы относятся: ролевая, когнитивная, социально-педагогическая и виталистская модели теоретического обоснования социальной работы.
Ролевая модель
Сторонники этой модели исходят из того, что люди строят свое поведение в соответствии со схемами, воспроизводимыми индивидуально-личностным сознанием. Они занимают определенное положение в социальной структуре общества, имеют свое место, позицию, связанную с выполнением ролей.
Ролевая модель сводится к следующему:
ü роль – это шаблон, набор ожидаемых видов поведения человека при выполнении им социальных функций. Действуя согласно этим ожиданиям, человек исполняет социальную роль;
ü может возникнуть расхождение в понимании того, что обязан и не обязан делать человек в соответствии с этой ролью. Конфликт возникает в результате противоречия между социальными ролями, когда одна роль несовместима с другой или в чем-то существенно противоречит ей. Возможны внутриролевые конфликты, когда различные роли выполняются одним лицом и являются несовместимыми или плохо совмещаемыми;
ü ролевую игру специалист по социальной работе использует для обучения клиента коррекции поведения, а также повышения его адаптивности.
Когнитивная (познавательная) модель
Сторонники этой модели считают, что социальные услуги должны быть доступными для всех, нуждающихся в них.
В когнитивной модели предполагается регулирование поведения клиента путем обучения «отрабатывать» механизмы своих поступков, адекватные тем условиям, в которых клиент находится. Эта модель в практике социальной работы часто используется по месту жительства, когда социальные работники проводят много времени с клиентом в различных формах досуга.
Обсуждая проблемы клиента, специалист изменяет уровень его информированности о сути проблемы и путях ее решения. Расширенная таким путем информация повышает роль адаптивных механизмов взаимодействия клиента и социальной среды.
На практике социальные работники встречаются с разрешением конфликтов, природа которых может быть различной. Чаще всего возникает конфликт между Я (представление клиента о самом себе) и представлениями, возникающими о нем у других. Пути выхода из конфликта приобретают общественную значимость, поскольку имеют отношение к изменениям других людей.
Социально-педагогическая модель
В ее основе заложена идея о том, что воспитание является частью процесса социального становления человека.
Воспитание является целенаправленным воздействием на индивида или группу, которое осуществляет субъект воспитания с целью выработки у клиента определенных социальных качеств.
Социально-педагогическая модель рассматривается на двух уровнях: структурной и психосоциальной работы.
В первом случае школа рассматривается как механизм процесса социализации ребенка. Она формирует социальный статус человека, помогает ему адаптироваться к обществу.
Во втором случае школа рассматривается как социальный институт, ставший фактором борьбы социальных групп за власть, поскольку школа формирует ценности, оправдывающие существующую систему.
Виталистская модель
Виталистская модель основана на концепции жизненных сил, индивидуальной и социальной субъектности человека. Жизненные силы человека рассматриваются как его способности к воспроизводству, осуществлению жизни человека как биосоциального существа.
Жизненные силы представляются как единство индивидуальной и социальной субъектности. Индивидуальная субъектность – это способность человека удовлетворять свои многообразные потребности индивидуальными средствами, социальная субъектность – способность человека удовлетворять свои потребности с помощью социальных институтов, учреждений и организаций общества.
Социальная работа в рамках виталистской модели рассматривается как деятельность по оптимальному формированию и реабилитации жизненных сил, индивидуальной и социальной субъектности человека.
Практическая деятельность социального работника акцентируется на решении следующих задач:
· преодоления обостренной реакции клиента на негативные оценки своих возможностей преодолеть собственные трудности;
· локализации блоков торможения позитивного развития ситуации клиента;
· повышения информированности клиента по поводу возможностей решения его проблемы;
Методы исследования в СР.
В современном науковедении под методологией понимается прежде всего учение о принципах построения, формах и способах научно- познавательной деятельности. Методология науки дает характеристикукомпонентов исследования – его объекта, предмета анализа, задач исследования, совокупности исследовательских средств, необходимых для их решения, а также формирует представление о последовательности движения в процессе решения исследовательских задач. Исходя из этого, методологию научного исследования следует рассматривать как совокупность теоретических положений о познании и преобразовании действительности.
Методика исследования – понятие, под которым понимается совокупность технических приемов, связанных с данным методом, включающим частные операции, их последовательность и взаимосвязь.
Чаще всего социальный работник проводит исследование для понимания окружающего его социума: либо для удовлетворения потребности взнаниях либо для предвидения будущих событий и управления ими.
Обычно построение теории начинают свое существование с изучения тех событий, которые социальный работник хотел бы объяснить, с так называемого пилотажного исследования.
Выделяют следующие компоненты любой теории: 1) понятия; 2) утверждения; 3) предположения.
. Сущность научных методов и их роль в практике социальной работы
Социальная работа как система научных знаний состоит из двух основных разделов:
1) теоретико-методологического, фундаментального, в котором изучается методология, рассматриваются закономерности, принципы, категориальный аппарат, и
2) прикладного, социально-практического, управленческого приложения теоретического и эмпирического знания к решению практических социальных задач.
Социальная работа как система научных знаний носит преимущественно прикладной характер. Как известно, все науки делятся на фундаментальные и прикладные. Они имеют различные методы и предмет исследования, разные подходы и угол зрения на социальную действительность. Прикладная наука отличается от фундаментальной своей практической направленностью. Если фундаментальная наука занимается в основном приращением, апробацией нового знания, его обоснованием и проверкой, превращением текущих исследований в «твердое ядро» науки, то прикладная наука занимается проблемами применения апробированных знаний в социальной практике.
Метод — от греческого «methodos» — путь исследования, способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи. Он выступает как совокупность подходов, приемов, операций практического или теоретического освоения действительности.
Метод в социальной работе выполняет двоякую роль, выступая:
1) как способ, путь познания и применения знаний, выработанных в науках, изучающих различные аспекты жизнедеятельности человека и социальной практики;
2) как определенное конкретное действие, способствующее качественному изменению существующего объекта (субъекта).
По этому основанию можно выделить всеобщие (философские) методы, общенаучные методы и частные специальные научные методы.
1. Всеобщий, или философский метод понимается как единство мировоззренческой и методологической позиций субъекта в различных видах деятельности.
Одним из основных методов социального познания является всеобщий метод материалистической диалектики, сущность которого состоит в том, что процесс выявления и осмысления фактов, событий и явлений основывается на отражении в сознании исследователя объективной диалектики самой социальной действительности. При этом любое явление или событие рассматривается и исследуется в состоянии своего становления и развития, что исключает субъективность в подборе и толковании фактов, предвзятость и односторонность.
2. Общенаучные методы применяются во многих областях деятельности, в том числе и в социальной работе. Среди них следует выделить:
— метод научной абстракции состоит в отвлечении в процессе познания от внешних явлений, сторон и выделении (вычленении) глубинной сущности процесса. В основе этого метода две ступени познания: во-первых, исследование начинается с конкретного анализа и обобщения эмпирического материала. Здесь выделяют наиболее общие понятия и определения науки; во-вторых, на основе уже познанных явлений, понятий происходит объяснение нового явления. Это путь восхождения от абстрактного к конкретному;
— метод анализа и синтеза. Посредством анализа исследуемое явление, процесс расчленяют на составные части и исследуют каждую отдельно. Результаты анализа рассматривают целостно и путем синтеза воссоздают единую научную картину о социальном процессе;
— метод индукции и дедукции. С помощью индукции (от лат. наведение) обеспечивается переход от изучения единичных фактов к общим положениям и выводам. Дедукция (от лат. выведение) делает возможным переход от наиболее общих выводов к относительно частным;
— единство общего и особенного в теории и практике социальной работы. Технология социальной работы в широком смысле включает социальные теории процесса социального развития, представляет собой единство метода и многообразие методик;
— исторический метод. Историческое исследование не только выявляет социальные закономерности возникновения, становления и развития явлений в контексте исторического времени, но и помогает разложить действующие в его процессах социальные силы, проблемы на составляющие, выявить их последовательность, определить приоритеты;
. Частные специальные научные методы — это специфические способы познания и преобразования отдельных областей реального мира, присущие той или иной конкретной системе знаний. Таковыми являются, например, в социологии метод социометрии, в математике корреляционный анализ и т.д. Эти методы после соответствующей трансформации используются в решении проблем социальной работы.
Ни в отечественной, ни в зарубежной практике нет единого словоупотребления относительно частных методов, приемов научного исследования. Одну и ту же систему действий некоторые авторы называют методом, другие — техникой, третьи — процедурой или методикой, а иногда — методологией.