Что можно отнести к пространству самоуправления?
Ø Участие в подготовке программы смены
Ø Участие в благоустройстве лагеря
Ø Выбор спектра дел и мероприятий на смену
Ø Участие в работе постоянных и временных органов самоуправления
Ø Участие в общих собраниях, сборах, дискуссиях
Ø Участие в работе педагогического совета лагеря и планерках вожатых
Ø Включенность во все виды дежурств и самообслуживания
СУБКУЛЬТУРА ЛАГЕРЯ
Субкультура лагеря – это все то, что делает лагерь уникальным, неповторимым и привлекательным для детей. Это особое пространство детства, где уважается личность ребенка, где создается особое эмоционально положительное поле, основанное на нравственных ценностях: добро, свобода, творчество, любовь, справедливость, красота, толерантность и т.д.
Элементы субкультуры лагеря:
1. Музыка, песни
2. Игра
3. Законы, традиции, легенды (нормы и ценности общения и отношений)
4. Юмор
5. Базовые педагогические технологии, педагогическая культура и педагогическое взаимодействие
6. Создание особых ситуаций – катализаторов эмоций
7. Природно-климатические условия лагеря
8. Оформление пространства лагеря
МУЗЫКА И ПЕСНИ
Музыка – искусство, отражающее действительность в звуках. Музыка обладает уникальной способностью создавать настроение, создавать нужный фон для любой деятельности.
Где, как и когда можно использовать музыку в лагере?
Во – первых, для создания настроя на те или иные дела (для праздника – веселая, для огонька – спокойная и мелодичная, для линейки – торжественная, для трудового десанта – бодрая, и т.д.)
Во – вторых, для создания конкретных образов (звук мотора и визг тормозов – для поездки в автомобиле, таинственная музыка для волшебства или для выхода сказочного героя, раскаты тамтамов и рев животных – для джунглей, и т.д.)
В - третьих, для сопровождения режимных моментов (утром – энергичная и радостная, вечером – мелодичная, успокаивающая)
В – четвертых, музыка для развлекательных и танцевальных программ (инструментальная для сопровождения игровых и конкурсных моментов, заполнения пауз, танцы народов мира, эстрадная музыка)
В – пятых, музыка для души и отдыха (инструментальная и классическая)
Трудно представить себе лагерь без песни. Песня также создает эмоциональный фон любому делу, не только своей мелодией, но и словами.
Песней можно сопровождать практически любую деятельность в лагере: и утренний подъем, и прогулку с отрядом, и завершение общелагерного дела. Ничто так не объединяет ребят, как песня, исполненная всем отрядом или всем лагерем.
Классифицировать песни можно по-разному:
· По возрасту (песни для младшего, среднего и старшего возраста, песни для всех, вожатские песни)
· В зависимости от периода смены (песни оргпериода, основного периода, прощальные песни)
· По тематике (о любви, дорожные, о море, военные и т.д.)
Существуют традиционные песни, которые из года в год поются в одном и том же лагере, включая в этот список гимн лагеря и вечернюю песню «Огонька»
ИГРА
Доказывать значимость игры в лагере нет необходимости. Игра – сильнейшее средство развития личности ребенка. Игра развивает внимание, наблюдательность, мышление, память, волю. Игра формирует нравственные качества: справедливость, взаимовыручку, дружбу, терпимость, сотрудничество.
Игру в лагере можно рассматривать с разных сторон:
1. Как ситуативный вариант (для решения оперативных педагогических задач таких как, создание необходимого настроя, эмоционального фона)
2. Как эпизод совместной деятельности (проведение мероприятий в виде игры)
3. Как форму организации жизнедеятельности (когда в основу смены закладывается сюжетно – ролевая, имитационная или деловая игра)
4. Как системообразующая деятельность (пример: игра – эпопея)
Классификаций игр существует множество.
Признак | Виды игр |
Цели и задачи | · игры на знакомство · игры на снятие напряжения · развивающие игры · игры на выявление лидеров · игры на взаимодействие · …………. |
По деятельности | · физические и психологические игры и тренинги (двигательные, экспромтные, освобождающие, игротерапия) · интеллектуально-творческие игры (дидактические. сюжетно-интеллектуальные, трудовые, компьютерные, игровые методы обучения) · социальные (сюжетно-ролевые, деловые) · комплексные |
Степень активности | · подвижные · спортивные · сидячие (тихие) |
По составу участников | · индивидуальные · групповые · массовые |
По возрасту участников | · для дошкольников · для младшего школьного возраста · для среднего школьного возраста · для старшего школьного возраста · для взрослых |
По объему времени | · длительные (в течение смены) · временные · кратковременные · игры – минутки |
Жанры | · музыкальные · дидактические · трудовые · шутки, розыгрыши · …………. |
Место проведения | · настольные · в помещении · уличные · на воздухе · на местности (в лесу, в воде, и т.д.) |
По степени регулирования управления | · организованные (взрослым или ребенком – затейником, инструктором) · экспромтные |
В игровое пространство лагеря могут быть включены самые разнообразные формы создания игровой деятельности:
Ø Павильон настольных игр (шахматы, шашки, лото, нарды, и т.д.)
Ø Площадки и оборудование для подвижных игр (мячи, скакалки, кегли, обручи, городошные площадки, качели, песочницы, аттракционы, и т.д.)
Ø Зал компьютерных игр (желательно, развивающего характера)
Ø Территория спортивных игр (теннисные корты, площадки для скейтборда и роликов, площадки для футбола, баскетбола, волейбола, турники, бассейн)
БАЗОВЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ, ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА,
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ
От личности вожатого, от его педагогического мастерства, педагогической культура и спектра педагогических технологий, которые он активно использует каждый день в работе с детьми, зависит очень и очень многое. От того, как вожатый выстроит отношений со своими воспитанниками, какой выберет стиль управления детским коллективом, зависит эффективность смены, комфортность пребывания детей в лагере.
С нашей точки зрения стиль профессиональной деятельности вожатого должен включать в себя:
· Личностно-гуманистическую направленность педагога в отношениях с детьми и с взрослыми
· Профессиональную компетентность (профессиональные знания, умения и навыки)
· Понимание и принятие ценностей воспитательной системы лагеря
· Высокую профессиональную адаптивность (мобильность, гибкость, быстрое переключение с одного вида деятельности на другой, владение способами саморегуляции и саморелаксации)
· Креативность (умение выдвигать идеи, творческий подход к решению проблем, к проектированию педагогической деятельности)
· Общую культуру, в том числе коммуникативную и рефлексивную культуру
· Стремление к профессиональному совершенствованию и личностному росту
· Умения работать в коллективе (команде)
ЮМОР
Вожатый должен обладать чувством юмора и остроумием. Ребята очень ценят шутку, смех и веселье. На самом деле юмор - сильное педагогическое средство, он помогает избежать конфликтов, снять напряжение, помогает поднять настроение.
Элементы юмора могут присутствовать везде: в играх (существует множество игр – шуток, розыгрышей), в различных делах (название, содержание, название ролей), в призах и сюрпризах.
Важно развивать в детях как чувство юмора (умение принять и отреагировать на шутку), так и остроумие (умение самому шутить и создавать юмористические ситуации)
ТРАДИЦИИ
Кроме законов в каждом лагере существуют традиции, это и дела, которые проводятся каждую смену, это и нормы взаимоотношений между людьми, которые передаются от одного поколения детей и взрослых к другому. При помощи традиций создается особая атмосфера в лагере. Когда мы говорим об имидже лагеря, мы в первую очередь, имеем в виду систему его традиций.
Традиции передаются разными способами - через педагогический коллектив или детский коллектив, летописи, музей, дневники, выставки стенгазет. Каждому вожатому – новичку просто необходимо ознакомиться с традициями лагеря, в котором он будет работать.
Традиция | Варианты стихотворного объяснения традиции |
ТРАДИЦИЯ ДОБРОГО ОТНОШЕНИЯ К ЛЮДЯМ | Это не просто «добрый день» и «до свидания», А чуткость, такт, забота и внимание. |
ТРАДИЦИЯ ВЕЧЕРНЕГО ОГОНЬКА | Огонек – откровенья святая пора, Это правда крутая и друга слова. Разговор по делам, по душам, по сердцам. То, что редко судьба преподносит всем нам. |
ТРАДИЦИЯ СЮРПРИЗОВ | Нежданный подарок, Задорная шутка. Улыбок на час, Ну, а дел – на минутку. |
ТРАДИЦИЯ ВНИМАНИЯ | Мужчине – быть рыцарем, Девушке – феей, Не так это сложно, За дело скорее! |
ТРАДИЦИЯ ОРЛЯТСКОГО КРУГА | Есть обычай такой у отважных орлят. И тебе он понравится, друг! Провожая закат, с теплой песней отряд В наш орлятский становится круг. Орлятский круг, орлятский круг, Сплетенье верных рук. И слева – друг, и справа – друг, И громче сердца стук. |
ТРАДИЦИЯ ДОБРОГО ОТНОШЕНИЯ К ПЕСНЕ | Песен много, традиций одна! Помни мелодию, не путай слова. Помни того, кто ее подарил. Передай песню дальше. Песню нельзя оборвать, Песню не нужно кричать, Пой от души – меньше фальши. |
СОЗДАНИЕ ОСОБЫХ СИТУАЦИЙ – КАТАЛИЗАТОРОВ ЭМОЦИЙ
А.Н. Лутошкин обозначил в своих книгах ситуации актуализации эмоциональных состояний. Такие ситуации помогают раскрыть эмоциональные ресурсы коллектива, они являются своеобразными ситуациями – катализаторами эмоций. В деятельности детского коллектива эти ситуации часто встречаются в самых различных сочетаниях.
· Ситуация совместных переживаний.Коллектив бывает труднее «зажечь», но если это удается, то эмоции вспыхивают ярче и переживаются дольше, чем у отдельной личности. Совместные переживания могут значительно увеличивать силу эмоциональных реакций каждого члена группы
· Соревновательные ситуации.Возникновение соревновательности – это одна их психологических особенностей детей. Уникальная черта такой ситуации – быстрый переход от эмоций к мотиву деятельности, стремлению добиваться успеха. Но есть и негативные моменты, при частом использовании возникает нездоровая конкуренция, озлобленность, нетерпимость к другим людям, к другим коллективам.
· Ситуации успеха – неуспеха.Эти ситуации способны вызвать огромный диапазон эмоций – от эйфории, восторга до гнева или уныния. Настроение отряда зависит от того. Насколько успешно он принимает участие в общелагерных мероприятиях или насколько удалось или не удалось дело, проводимое в самом отряде. Такие ситуации – проверка на сплоченность детского коллектива.
· Ситуации новизны.Новое всегда интересно. Потребность в новых впечатлениях велика у детей. Поэтому вожатый должен экспериментировать, вводить новые элементы в формы и методы работы, в общение с детьми, в оформление пространства лагеря, что создает благоприятный эмоциональный фон.
· Ситуации неожиданности. В вашем отряде появилась и прижилась традиция добрых сюрпризов. Замечательно! Ситуация неожиданности – это своеобразная «эмоциональная атака». Добрый сюрприз – и на лице ребенка появилась улыбка.
ПРИРОДНО-КЛИМАТИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ЛАГЕРЯ
Природа – это источник открытий и удивлений, источник эстетического наслаждения. Природа – то место, где люди отдыхают от своих тревог и забот, снимают усталость, избавляются от стресса.
Природные условия вносят свой вклад в реализацию программы смены и в атмосферу лагеря. Прекрасные пейзажи: лес, берег озера, морские волны и пляж, звездное небо, рассветы и закаты, пушистые облака, вызывающие различные ассоциации, голоса птиц, шум прибоя – все это может стать отличным естественным оформлением вашего мероприятия.
Разумеется, если лагерь находится в лесу, да еще возле водоема (озера, реки или моря), то возможностей получить самую широкую гамму разнообразных впечатлений от общения с природой, у детей гораздо больше.
ОФОРМЛЕНИЕ ПРОСТРАНСТВА ЛАГЕРЯ
Оформление пространства лагеря заметно влияет на эмоциональное состояние детей. Дети едут в лагерь, чтобы получить новые впечатления, сменить обстановку, и важно, чтобы вместо стандартных многоэтажных построек они смогли попасть в удивительную страну детства и сказки, где будет уютно, красиво, ярко, романтично, где все пропитано любовью и заботой о детях.
Составляющие пространства лагеря:
Ø Архитектура домов, строений
Ø Интерьер жилых комнат и служебных помещений
Ø Территория лагеря: костровые и отрядные места, беседки, клумбы, игровые площадки, площадь для общего сбора, фонари, и пр.
К оформлению пространства лагеря можно и нужно привлекать самих детей, ведь им важно чувствовать себя в лагере, как дома. То, что они создают сами, то они больше ценят и берегут.
В пространстве лагеря должны быть предусмотрены «уголки одиночества» - места, где любой ребенок может уединиться, побыть наедине с самим собой. Стремление к уединению у некоторых детей естественно. Так трудно 21 сутки, и днем, и ночью, находится в окружении других людей, от общения тоже можно устать.
СИСТЕМА АНАЛИЗА ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Анализ – это этап в организации дела, который позволяет соотнести результаты дела с намеченными в процессе целеполагания задачами, и оценить эффективность деятельности.
Рефлексия – это осмысление человеком собственных действий и поступков, своих внутренних состояний, чувств, переживаний.
Анализ и рефлексия необходимы в педагогической деятельности, так как они позволяют контролировать деятельность отряда (и деятельность собственно педагога), не допускать ошибок; позволяют своевременно корректировать деятельность педагога, создают основу для поиска и реализации новых идей, создают условия для профессионального роста педагога и развития коллектива. Важно научить подростка коллективному анализу и рефлексии, так как это способствует осознанному отношению их к деятельности коллектива и собственной деятельности, и является мощнейшим средством личностного саморазвития.
В отряде вожатый должен предусмотреть следующие вида анализа:
· Анализ дела, прошедшего в отряде или в лагере
· Анализ каждого дня
· Анализ оргпериода
· Анализ всей смены
· Анализ работы органов самоуправления в отряде
· Анализ взаимоотношений, сложившихся в коллективе
· Анализ поступков детей, конкретных ситуаций
· Анализ участия каждого ребенка в деятельности отряда и лагеря
· Самоанализ детьми и взрослыми своих поступков, собственного участия в жизни отряда и лагеря
Анализ деятельности и отношений осуществляется на 5 уровнях
1. Личностный уровень – дневники, анкеты, беседы, ведение педагогического дневника
2. Групповой уровень – диагностика деятельности малой группы (инициативная группа, совет дела)
3. Отрядный уровень – система отрядных огоньков, сбор совета отряда
4. Общелагерный уровень (всего детского коллектива) – общий сбор лагеря (форум), совет командиров
5. Уровень педагогического коллектива – анализ деятельности отряда и вожатого на ежедневных планерках, педагогические советы
Общие требования к коллективному анализу:
Ø Конструктивность (выявлять как положительные, так и отрицательные стороны, не сводиться к фиксации эмоций)
Ø Позитивность (выявление позитивных моментов в жизнедеятельности коллектива, создание положительной мотивации на достижение успеха)
Ø Своевременность (отвечать потребностям группы, настрою и педагогическим задачам)
Ø Структурированность (соблюдение этапов анализа, фиксация результатов)
Ø Разнообразие (использование различных форм проведения анализа)
Ø Личная направленность (стимулирование осознанного отношения каждого к жизнедеятельности коллектива и собственным поступкам)
Формы анализа
«Огонек» – уникальная форма отрядной работы. Это - откровенный разговор, коллективное обсуждение отрядом и вожатыми прожитого дня; взаимоотношений, складывающихся в коллективе.
Основная задача огонька – это рефлексия совместной деятельности отряда, событий происходящих с отрядом в целом и с каждым в отдельности. Огонек позволяет членам отряда лучше узнать друг друга, привить навыки самоанализа и анализа событий, происходящих в лагере и отряде. Огонек является важным средством в формировании личности, самооценки подростка, его отношения к сверстникам и старшим.
«Огонек – анализ дела»
Задача: научить ребят видеть причины удач и неудач в организации какого-либо дела, привить навыки анализа совместной деятельности, самоанализа.
Схема проведения огонька:
§ Настрой (Песня «Вечерняя»)
§ Вступительное слово ведущего (о схеме анализа проведенного дела или прожитого дня)
§ Рассказ – анализ детьми деятельности отряда, передача символа огонька (талисмана)
§ Заключительное слово ведущего (подведение итогов, настрой на оптимистическое продолжение смены)
§ Заключительная песня
§ Прощальный ритуал
Схема анализа
1. Фиксирование результатов деятельности / Мы это сделали!
2. Оценка деятельности / Что хорошо? Что плохо?
3. Выявление причин / Почему это удалось? Почему не удалось?
4. Создание банка положительного опыта/ Что сохранить? Что убрать?
5. Определение личного вклада каждого / Кого благодарить и за что?
6. Стимулирование самоанализа / Каков мой вклад в дело? Что я могу о себе сказать? Какие выводы я сделаю?
7. Определение путей изменения деятельности / Что изменить? Что добавить? Как это сделать?
Схема письменного анализа
Цель: анализ наиболее значимого события за какой-либо период (неделю, смены)
Описание события | |
Мысли во время события и после него | |
Чувства во время события и после него | |
Деятельность и отдельные действия, которые запомнились | |
Кто и как влиял на восприятие этого события | |
Выводы, к которым я пришел |
«День за днем»
Для ежедневного анализа происходящего с каждым ребенком можно использовать следующую схему.
Инструкция: