Динамика сформированности моторных навыков даниила в.
Выводы по главе 2:
Во второй главе мы представили результаты исследования моторных навыков у детей с синдромом Дауна и определили содержание коррекционной работы средствами коммуникативных игр. При исследовании моторных навыков у детей изучаемой категории использовались упражнения, предложенные Л.С. Цветковой, А.В. Семенович. Экспериментальная работа проводилась на базе школы № 19 города Таганрога. Проведенный анализ данных исследования показал, что у ребёнка с синдромом Дауна моторные навыки развиты недостаточно. С учётом данных, полученных в ходе констатирующего эксперимента, на основе методических рекомендаций Лютовой Е.К., Мониной Г.Б. и др., нами было определено содержание работы по формированию моторных навыков у детей с синдромом Дауна. Данное содержание было реализовано в соответствие с разработанным перспективным планом работы. Благодаря использованию предложенных приемов ребенок начал проявлять инициативу в общении со взрослым, отвечать на предложения взрослого, диапазон средств общения у него начал расширяться и дифференцироваться, ребёнок стал активнее, проявился интерес к изучению окружающего мира, подвижным играм, обучению в школе.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В соответствии с целью данного исследования - коррекция двигательных нарушений детей с синдромом Дауна, в работе решены следующие задачи:
· изучена характеристика детей с врождённой патологией синдрома Дауна
· была разработана методика работы по преодолению физических нарушений у детей с синдромом Дауна
· была проверена практическая работа по формированию моторики у детей с синдромом Дауна с помощью коммуникативных игр.
Мы считаем, что нашу работу необходимо продолжить, для этого нами разработана брошюру в помощь родителям ребёнка и педагогам. Наше исследование показало, что формирование моторных навыков у детей с синдромом Дауна с помощью коммуникативных игр эффективно и следует применить такой вид работы при составлении плана на год.
Исследования, выполненные в процессе эксперимента показали, что формирование моторных навыков с помощью коммуникативных игр показывают высокие результаты. В общении со взрослым перед ребенком встают серьезные коммуникативные задачи - понять обращенную к нему речь и ответить собеседнику. Поэтому считаем необходимым сосредоточить внимание на коммуникативном факторе, являющимся решающим условием коррекции нарушений развития речи у детей дошкольного возраста с синдромом Дауна, и представить некоторые приемы, позволяющие преодолевать трудности в развитии речевых средств общения у этих детей:
Взрослому необходимо отвечать на все инициативные действия ребенка. Если ребенок просто протянул руку, взрослый может поймать ее, слегка пожать, потрясти, дождаться зрительного контакта, улыбнуться малышу. Можно обыграть этот жест как приветствие.
Важно комментировать внешний мир для ребенка. Взрослый может взять ребенка на руки или присесть рядом с ним и комментировать звуки, движения людей, явления природы.
Одобрять любое ответное действие ребенка. Если взрослый обратился к ребенку с просьбой, а малыш в то же время тянется к предмету в противоположной от взрослого стороне, следует ответить на его действие. Необходимо проследить взглядом за рукой ребенка и озвучить название предмета. Если позволяет ситуация, можно выполнить функциональное действие с указанным предметом, а затем повернуть ребенка таким образом, чтобы оказаться с ним в едином поле зрения, и повторить свою просьбу.
Играть наравне с ребенком, используя предметные средства общения. Взрослому необходимо играть вместе с ребенком. Бывают ситуации, когда взрослый передает ребенку новую игрушку в надежде, что малыш сам придумает возможные способы действия, но это ошибочное мнение. Ребенка нужно научить игровым действиям.
Позитивно и безоценочно интерпретировать внутренний мир ребенка. Комментировать действия и проявления ребенка (движения, вокализации, взгляды и т. д.), наделяя их определенным коммуникативным смыслом.
Открыто выражать положительные эмоции. Ребенка необходимо обнять, погладить его по спинке. Нужны дополнительные экспрессивномимические средства, способные выразить радость взрослого.
Комментировать проявления ребенка в 1—2-м лице. Когда взрослый обращается к ребенку, следует использовать в речи такие личные местоимения, как «я», «ты».
Повторять вслед за ребенком его реакции и действия: вокализации, улыбку, мимику, жесты, предметные действия и т. д. Следует повторять за ребенком доступные для него движения, это поможет ему научиться замечать, оценивать, контролировать собственные действия.
Вносить в общение элементы новизны и неожиданности. Проявлять изобретательность и вносить новое в традиционные способы общения и игры, заинтересовывая ребенка.
Хвалить ребенка. За свои действия (ответные или инициативные) ребенок должен получать похвалу: поглаживанием, поцелуем, словами и т. д. Похвалы и поощрений должно быть больше, чем порицаний.
Принимать за инициативу и использовать самостоятельные действия ребенка с предметами, случайную эмоциональную реакцию, вокализацию, начиная общение и игру.
Запрашивать «любимый однозначный ответ». Обращаться к ребенку с вопросом, на который он обязательно даст эмоционально яркий ожидаемый ответ, например: «Как ты маму любишь?».
Учить ребенка реагировать на простое обращение по имени без дополнительного прикосновения.
Учить понимать названия предметов и действий в различных ситуациях (дома, в кабинете у специалиста, на прогулке, в гостях), прислушиваться к голосу, адекватно реагировать на интонацию, узнавать знакомые голоса; понимать отдельные инструкции в знакомых словосочетаниях, выполнять некоторые речевые просьбы.
Учить ребенка выполнять одношаговые поручения в знакомых и новых ситуациях; отвечать на вопросы, используя указательный или имитирующий жест; учить обозначать предметы звуком, звукосочетанием или жестом; при общении сохранять устойчивый зрительный контакт; подражать движениям (собственным, знакомым движениям взрослого, новым движениям), жестам, звукам и звукосочетаниям.
Формировать в ходе эмоционально-личностного общения переход к предметно-действенной форме общения и совместной предметной деятельности.
Благодаря использованию предложенных приемов ребенок начнет проявлять инициативу в общении со взрослым, отвечать на предложения взрослого, диапазон средств общения у него будет расширяться и дифференцироваться, нахождение рядом со взрослым будет для малыша предпочтительным и эмоционально комфортным.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Федюкович Н. И. Анатомия и физиология человека: учебное пособие //«Феникс»2013г.
2. Жиянова П. Л. Формирование навыков общения и речи у детей с синдромом Дауна : пособие для родителей. М. : Благотворительный фонд «Даунсайд Ап», 2014. 140 с.
3. Иванова М. М. Советы родителям по организации речевого диалога с ребенком в повседневной жизни : (из опыта консультирования семей, воспитывающих детей дошкольного возраста с синдромом Дауна) // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2014. № 4. С. 20 – 28.
4. Методы обследования речи детей : Пособие по диагностике речевых нарушений / под общ.ред. Г. В. Чиркиной. 3-е изд., доп. М. : АРКТИ, 2003. 240 с.
5. Одинокова Г. Ю. Феномены общения ребенка раннего возраста с синдромом Дауна // Дефектология. 2015. № 2. С. 56—63.
6. Методика физического воспитания и развития ребенка: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений [Текст] / под редакцией С.А.Козловой, издательский центр «Академия»- М.,2008.-322 с.
7. Попова, С.Н. Физическая реабилитация. Учебник для студентов высших учебных заведений. [Текст]/ Под общей редакцией профессора С.Н.Попова. Ростов -на –Дону, 2004г.- 603
8.Экологическое прогнозирование (Брусиловский Л.С., 1979);
9. Аксенова Л.И. Маленькие ступеньки, ведущие в большую жизнь // Дефектология, 1999. - № 3
10. Бургасова, Н.Е. Модернизация системы обучения детей с ОВЗ в условиях инклюзии / Н.Е. Бургасова, С.Ю. Танцюра // Логопед : журнал. — 2014 .— №8 .— С. 112-117.
11. Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М., 1997.
12. Самыличев А.С., Гуро-Фролов Р.Н., 1991; Стребелева Е.А., 1991)
13. Лапшин В.А., Пузанов Б.П. Основы дефектологии - Москва, Просвещение, 1990
14. Назарова, Н.М. Специальная педагогика. В 3 т. Т. 2. Общие основы специальной педагогики / Н.М. Назарова [и др.] – М. : Академия, 2008.
15. Семаго, М. М. Организация и содержание деятельности психолога специального образования : методическое пособие / М. М. Семаго, Н. Я. Семаго. – М. : АРКТИ, 2007
16. Столяренко, Л.Д. Психология и педагогика: Учебник / Л.Д. Столяренко, С.И. Самыгин, В.Е. Столяренко. – Ростов н/Д: Феникс, 2012. - 636 c.
17. Гаркуша Ю.Ф. Социальная адаптация и интеграция детей с особыми образовательными потребностями.- Изд.: Секачев В., 2008.-132с.
18. Гнатченко, Л.П. Организация коррекционно-развивающей работы с детьми с синдромом Дауна / Л.П. Гнатченко // Логопед : журнал. — 2014 .— №1 .— С. 113-117.
19. Дети с отклонениями в развитии: Методическое пособие для педагогов, воспитателей массовых и специальных учреждений и родителей / Под ред. Н.Д. Шматко. - М., 1997.
20. Зелинская, Е.А. Развитие коммуникативных умений детей младшего школьного возраста с интеллектуальными нарушениями средствами театральной деятельности / Е.А. Зелинская // Инновации в образовании : журнал. — 2014 .— №3 .— С. 44-53
21. Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов и 100 ответов, М: ВЛАДОС ПРЕСС, 2000
22. Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии. - М.: Высшая школа, 1999.
23. Граматикополо Л. С., Григоренко Н. Ю. Особенности формирования речевых и коммуникативных навыков у детей раннего возраста с синдромом Дауна / Современные тенденции образования лиц с ОВЗ / Сост. О. Г. Приходько и др. М. 2014 г.
24. Лисина М. И., Формирование личности ребенка в общении, Питер, СПб., 2009.
25. Челышева М. В., Урядницкая Н. А. Профиль развития как основа разработки программ ранней помощи. М. 2008 г.
Приложение 1
Состояние общей моторики
Приложение 2
Состояние крупной моторики
Приложение 3
Состояние мелкой моторики
Приложение 4
Упражнение «СОБЕРИ БУСЫ».
Игра для детей 5-7 лет. Проводится индивидуально или подгруппой из 2 человек. Проводится на логопедическом занятии, коррекционном часе, в свободной деятельности.
ЦЕЛИ: Автоматизация и дифференциация всех групп звуков.
Развитие фонематического слуха.
Развитие внимания, мелкой моторики и тактильной чувствительности.
Совершенствовать звуко-слоговой анализ.
Развивать грамматически правильную связную речь.
МАТЕРИАЛЫ: Две верёвочки, бусинки с изображением предметов на все группы звуков, мешочек.
Как сделать бусинки. На два одинаковых кружочка наклеить 2 одинаковых изображения предмета, вырезанные из бархатной или наждачной бумаги. Между кружочками положить цилиндр, отрезанный от фломастера. Плотно склеить кружочки с боковых сторон.
Правила игры: В мешочек не подсматривать. Нанизывать бусинки в соответствии с условием игры. Выигрывает тот, кто правильно выполнит задание.
ХОД ИГРЫ:
ВАРИАНТ 1. Логопед выкладывает перед ребёнком бусинки с автоматизируемым звуком и несколько без него. Ребёнок должен нанизать только бусинки с заданным звуком.
1.
2. Усложнение: Ребёнок нанизывает бусинки с предметами, названия которых содержат автоматизируемый или дифференцируемые звуки в заданной последовательности: в начале, в середине, в конце слова.
ВАРИАНТ 2. Ребёнок сначала выбирает бусинки с заданным звуком и запоминает их. Затем ребёнок закрывает глаза, узнаёт изображение на бусинке на ощупь и только после этого нанизывает на верёвочку.
ВАРИАНТ 3. Ребёнок нанизывает подобранные бусинки, подбирая к каждой картинке подходящие прилагательные или глаголы. После того, как бусы собраны, ребёнок закрывает глаза и на ощупь называет картинки и вспоминает подобранные словосочетания.
ВАРИАНТ 4. Ребёнок, нанизывая бусинки, составляет с ними предложения.
Потом снимает бусинки, вспоминая составленные предложения сначала руководствуясь зрительным и тактильным восприятием, а потом только тактильным.
ВАРИАНТ 5. Послушай рассказ логопеда. Подбери к нему соответствующие бусинки. Воспроизведи рассказ с опорой на подобранные бусинки.
Например: У медвежонка в лесу были друзья: лисёнок и зайчонок . На день рождения медвежонку подарили шарик и шапочку. Друзья вместе пили чай из красивых чашек и играли в разные игры.
Приложение 5
Игра «Спрячь шар в ладошках»
Форма проведения: индивидуально или с небольшой группой детей
Цель: формирование эмоционального контакта со взрослым.
Задачи.
1) Образовательная: учить взаимодействовать с педа-гогом, слушать инструкции.
2) Коррекционно-развивающая: развивать мелкую мо-торику, мышление, развивать пассивный и активный словарный запас.
3) Воспитательная: воспитывать желание играть сов-местно со взрослым, усидчивость.
Оборудование: шарики по числу детей, коробка
Ход игры. Дети сидят на стульчиках. Дефектолог держит коробку с шариками в руках, показывает их детям. Дефектолог достает шарик из коробки показывает его детям, катает его между ладошками, прячет его в ладошках, вызывая положительную ответную реакцию детей.
Затем, дефектолог раздает шарики детям и предлагает вместе спрятать их в ладошках: - У всех шарики спрятались? (проверяет). Говорит, что шарика не видно.- Вот он шарик (открывает ладоши). Проверяет, все ли дети открыли ладошки. Радуется вместе с детьми.
Игра «Ладушки»
Форма проведения: индивидуально или с небольшой группой детей
Цель: формирование эмоционального контакта со взрослым.
Задачи.
1) Образовательная: учить взаимодействовать с педагогом, слушать инструкции.
2) Коррекционно-развивающая: развивать мелкую моторику, мышление, развивать пассивный и активный словарный запас.
3) Воспитательная: воспитывать желание играть совместно со взрослым, усидчивость.
Оборудование: кукла би-ба-бо (бабушка).
Ход игры. Дефектолог одевает на рук куклу би-ба-бо, сажает ребенка перед собой, ласково берет его руки в свои и ритмично похлопывая его ладошками, говорит потешку:
Ладушки, ладушки,
Где были, у бабушки,
Что ели кашку,
Что пили брашку
Ладушки-ладушки,
Снова едем к бабушке!
Дефектолог предлагает ребенку надеть на ручку куклу би-ба-бо и повторяет игру.
Игра «Мыльные пузыри»
Форма проведения: индивидуально или с небольшой группой детей
Цель: формирование положительного эмоционального контакта со взрослым.
Задачи:
1)Образовательная: учить взаимодействовать с педагогом, слушать и выполнять инструкции, отвлекаться на свое имя.
2)Коррекционно-развивающая: развивать мелкую моторику, мышление, развивать пассивный и активный словарный запас.
3)Воспитательная: воспитывать желание играть совместно со взрослым, усидчивость.
Оборудование: Тюбик с мыльными пузырями
Ход игры. Дефектолог открывает тюбик с мыльными пузырями и дует в круглое отверстие. Показывает, какие большие мыльные пузыри, как их можно лопать. Затем взрослый предлагает ребенку самому открыть тюбик и подуть в отверстие. Радуются вместе с ребенком.
Пузыри, пузырики, мыльные летят!
Лопаются, светятся, вот радость для ребят!
Игра «Иди ко мне»
Форма проведения: индивидуальная
Цель: формирование эмоционального контакта со взрослым.
Задачи.
1) Образовательная: учить взаимодействовать с педагогом, слушать и выполнять инструкции, отвлекаться на свое имя.
2) Коррекционно-развивающая: развивать мелкую моторику, мышление, развивать пассивный и активный словарный запас.
3) Воспитательная: воспитывать желание играть совместно со взрослым, усидчивость.
Ход игры. Дефектолог отходит от ребенка на несколько шагов и манит его к себе, ласково приговаривая: «Иди ко мне, мой хороший». Когда ребенок подходит, взрослый его обнимает: «Ах, какой ко мне хороший (имя ребенка) пришел». Игра повторяется.
Игра «Возьми шарик»
Форма проведения: индивидуально или с небольшой группой детей (2-3 человека)
Цель. формирование эмоционального контакта со взрослым.
Задачи.
1) Образовательная: учить взаимодействовать с педагогом, слушать и выполнять инструкции.
2) Коррекционно-развивающая: развивать мелкую моторику, мышление, развивать пассивный и активный словарный запас.
3) Воспитательная: воспитывать желание играть совместно со взрослым, усидчивость.
Оборудование: воздушный шар.
Ход игры. Дефектолог надувает шар, завязывает его и протягивает ребенку: «На возьми». Когда ребенок немного подержит шар, педагог просит: «Дай мне». Показывает, как шар летает, и снова отдает его ребенку. При этом выражает радость, удовольствие от игры: «Какой красивый!», «Как летает!», оживленно хлопает в ладоши. Просит ребенка подкинуть шар вверх.
Игра «Хоровод с куклой»
Форма проведения: индивидуальная или с небольшой группой детей (2-3 человека)
Цель: продолжать формировать эмоциональный контакт со взрослым, вызывать интерес к кукле.
Задачи.
1) Образовательная: учить взаимодействовать с педагогом, слушать и выполнять инструкции, эмоционально реагировать на игровую ситуацию.
2) Коррекционно-развивающая: развивать мелкую моторику, мышление, развивать пассивный и активный словарный запас.
3) Воспитательная: воспитывать желание играть совместно со взрослым, усидчивость.
Оборудование: Кукла средних размеров.
Ход игры. Дефектолог приносит новую куклу. Она здоровается с детьми, гладит каждого ребенка по голове. Дефектолог просит по очереди подержать куклу за руку. Кукла предлагает потанцевать. Затем дефектолог ставит детей в кружок, берет за одну руку куклу, другую дает одному из малышей и вместе с ними двигается по кругу вправо и влево, выражая радость, веселье и напевая простую детскую мелодию.
Игра «Догонялки»
Форма проведения: с небольшой группой детей (2-3 человека)
Цель: продолжать формировать эмоциональный контакт со взрослым, вызывать интерес к кукле.
Задачи.
1) Образовательная: учить взаимодействовать с педагогом, слушать и выполнять инструкции, эмоционально реагировать на игровую ситуацию.
2) Коррекционно-развивающая: развивать мелкую моторику, мышление, развивать пассивный и активный словарный запас.
3) Воспитательная: воспитывать желание играть совместно со взрослым, усидчивость.
Оборудование: кукла небольших размеров
Ход игры. К детям приходит кукла, знакомая им по прошлой игре, и говорит, что хочет играть в догонялки. Взрослый побуждает детей убегать от куклы, прятаться за ширму, а кукла их догоняет, ищет, радуется, что нашла, обнимает: «Вот мои ребятки!»
Игра «Делай, как я»
Форма проведения: с небольшой группой детей (2-3 человека)
Цель: продолжать формировать эмоциональный контакт со взрослым.
Задачи.
1) Образовательная: учить взаимодействовать с педагогом, слушать и выполнять инструкции, эмоционально реагировать на игровую ситуацию.
2) Коррекционно-развивающая: развивать мелкую моторику, мышление, развивать пассивный и активный словарный запас.
3) Воспитательная: воспитывать желание играть совместно со взрослым, усидчивость.
Ход игры. Дефектолог садиться напротив детей, и показывает различные жесты руками, изменяет мимику лица, делает движения различными частями тела, побуждая детей повторять то, что он делает. «Сейчас я улыбнусь! Делай как я!», «сейчас я огорчусь…делай как я!», «Сейчас я смотрю в бинокль! Делай как я!», «А сейчас я плыву! Делай как я!» и т.д.
Игра «Пришел петрушка»
Форма проведения: с небольшой группой детей (2-3 человека)
Цель: продолжать формировать эмоциональный контакт со взрослым.
Задачи.
1) Образовательная: учить взаимодействовать с педагогом, слушать и выполнять инструкции, эмоционально реагировать на игровую ситуацию.
2) Коррекционно-развивающая: развивать мелкую моторику, мышление, развивать пассивный и активный словарный запас.
3) Воспитательная: воспитывать желание играть совместно со взрослым, усидчивость.
Оборудование: Петрушка, погремушки.
Ход игры. Дефектолог приносит Петрушку, рассматривает его с детьми. Петрушка гремит погремушкой, потом раздает погремушки детям. Они вместе с Петрушкой встряхивают погремушками, радуются.
Приложение 6
Композиция, выполненная Данилом с помощью взрослого «Ежики любят грибы»
Приложение 7
Игра «Вместе играем»
Цель: учить ребёнка взаимодействию с другими людьми.
Оборудование: парные игрушки (шарик-желобок, паровозик-вагончик, машина-кубики) .
Взрослый дает ребёнку игрушку, предлагает поиграть вместе. Затем он помогает ребёнку выполнять предметно-игровые действия в соответствии с назначением каждой игрушки. В конце игры взрослый фиксирует, как ребёнок играл, комментирует его действия.
Игра «Листочек падает»
Цель: развивать умение сотрудничать.
Взрослый поднимает над столом лист бумаги (на расстояние около метра), затем опускает его и обращает внимание детей на то, как плавно он опускается вниз и ложится на стол. После этого ведущий просит детей превратить свои руки в листочки бумаги. Ведущий снова поднимает лист бумаги-дети поднимают руки вверх. Взрослый опускает лист, он спускается на стол. Детям нужно сделать тоже самое, то есть плавно опустить руки на стол одновременно с листом бумаги. Упражнение можно повторить несколько раз. Ведущий подчеркивает умение ребят действовать согласованно, вместе.
Игра «Передай мяч»
Цель: учить взаимодействовать с другими людьми.
Ребёнок и взрослый стоят напротив друг друга. Взрослый показывает ребёнку, как нужно правильно удерживать и передавать мяч другому, называя его по имени («На, Даня!»).
Игра эмоционально поддерживается взрослым.
Игра «Клубочки»
Цель: развивать умение выполнять одновременно одинаковые действия и достигать большого результата.
Материал: корзина с разноцветными клубочками.
Ход: педагог показывает корзину и произносит слова:
Разноцветные клубочки
Укатились от ребят. (высыпает клубочки)
Будем мы сейчас клубочки
Все в корзину собирать.
Ты клубочек отыщи
И в корзину положи (обращается ребенку).
Когда клубочки собраны, педагог показывает ребёнку полную корзину и говорит, называя заслуги ребёнка (Даня собрал красный клубочек, Даня собрал жёлтый клубочек…)
Игра «Топ-топ-топ»
Цель: развивать умение выполнять одновременно одинаковые действия по инструкции взрослого.
Материал: салютики.
Ход: педагог размахивает салютиками, привлекая внимание ребёнка, дает салютик, читает стихотворение и побуждает одновременно с ним выполнять действия:
Мы шагаем топ-топ-топ, Топ-топ, ножки, топ!
А в ладоши хлоп-хлоп-хлоп! Хлоп-хлоп-хлоп, ручки, хлоп!
По дорожке мы шагаем Ай да, молодцы!
И в ладошки ударяем. Ай да, удальцы!
Игра «Флажки»
Цель: развивать умение обмениваться предметами.
Материал: флажки
Ход: педагог показывает ребёнку флажки и говорит:
Очень любят малыши
Разноцветные флажки.
Вы флажками помашите
И другой флажок возьмите.
Педагог помогает ребёнку обменяться флажками, например: «Дай, Даниил, мне флажок, а я тебе отдам свой флажок. Помашем вместе флажками».
Игра «Поезд»
Цель: учить двигаться в определенном направлении, согласовывая действия с другим человеком, вселять чувство уверенности в свои возможности, побуждать к самостоятельным действиям.
Ход: взрослый предлагает ребёнку встать за ним или перед ним. В первом случае ребёнок выполняет роль вагончиков, а взрослый паровоза. Во втором случае ребёнок- паровоз, а взрослый – выгончик. Паровоз дает гудок и поезд начинает движение вначале медленно, а затем всё быстрее и быстрее. Ребёнок двигает руками в такт словам «чу-чу-чу».
Варианты игры: Роль паровоза выполняет ребенок.
Вот поезд наш едет, Кто хочет слезать?
Ребят он повез Чу-чу-чу, чу-чу-чу!
Колеса стучат, Вставайте, ребята,
Далеко-далеко. Бежит паровоз
А в поезде этом Пойдемте гулять!
Но вот остановка, Далеко-далеко.