Динамика сформированности моторных навыков даниила в.

Выводы по главе 2:

Во второй главе мы представили результаты исследования моторных навыков у детей с синдромом Дауна и определили содержание коррекционной работы средствами коммуникативных игр. При исследовании моторных навыков у детей изучаемой категории использовались упражнения, предложенные Л.С. Цветковой, А.В. Семенович. Экспериментальная работа проводилась на базе школы № 19 города Таганрога. Проведенный анализ данных исследования показал, что у ребёнка с синдромом Дауна моторные навыки развиты недостаточно. С учётом данных, полученных в ходе констатирующего эксперимента, на основе методических рекомендаций Лютовой Е.К., Мониной Г.Б. и др., нами было определено содержание работы по формированию моторных навыков у детей с синдромом Дауна. Данное содержание было реализовано в соответствие с разработанным перспективным планом работы. Благодаря использованию предложенных приемов ребенок начал проявлять инициативу в общении со взрослым, отвечать на предложения взрослого, диапазон средств общения у него начал расширяться и дифференцироваться, ребёнок стал активнее, проявился интерес к изучению окружающего мира, подвижным играм, обучению в школе.



ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В соответствии с целью данного исследования - коррекция двигательных нарушений детей с синдромом Дауна, в работе решены следующие задачи:

· изучена характеристика детей с врождённой патологией синдрома Дауна

· была разработана методика работы по преодолению физических нарушений у детей с синдромом Дауна

· была проверена практическая работа по формированию моторики у детей с синдромом Дауна с помощью коммуникативных игр.

Мы считаем, что нашу работу необходимо продолжить, для этого нами разработана брошюру в помощь родителям ребёнка и педагогам. Наше исследование показало, что формирование моторных навыков у детей с синдромом Дауна с помощью коммуникативных игр эффективно и следует применить такой вид работы при составлении плана на год.

Исследования, выполненные в процессе эксперимента показали, что формирование моторных навыков с помощью коммуникативных игр показывают высокие результаты. В общении со взрослым перед ребенком встают серьезные коммуникативные задачи - понять обращенную к нему речь и ответить собесед­нику. Поэтому считаем необходимым сосредоточить внимание на коммуникативном факторе, являющимся решающим условием коррекции нарушений развития речи у детей дошкольного возраста с синдромом Дауна, и представить некоторые приемы, позволяющие пре­одолевать трудности в развитии речевых средств обще­ния у этих детей:

Взрослому необходимо отвечать на все инициатив­ные действия ребенка. Если ребенок просто протянул руку, взрослый может поймать ее, слегка пожать, по­трясти, дождаться зрительного контакта, улыбнуться малышу. Можно обыграть этот жест как приветствие.

Важно комментировать внешний мир для ребен­ка. Взрослый может взять ребенка на руки или присесть рядом с ним и комментировать звуки, движения людей, явления природы.

Одобрять любое ответное действие ребенка. Если взрослый обратился к ребенку с просьбой, а малыш в то же время тянется к предмету в противоположной от взросло­го стороне, следует ответить на его действие. Необходимо проследить взглядом за рукой ребенка и озвучить назва­ние предмета. Если позволяет ситуация, можно выпол­нить функциональное действие с указанным предметом, а затем повернуть ребенка таким образом, чтобы оказать­ся с ним в едином поле зрения, и повторить свою просьбу.

Играть наравне с ребенком, используя предметные средства общения. Взрослому необходимо играть вместе с ребенком. Бывают ситуации, когда взрослый передает ребенку новую игрушку в надежде, что малыш сам при­думает возможные способы действия, но это ошибочное мнение. Ребенка нужно научить игровым действиям.

Позитивно и безоценочно интерпретировать вну­тренний мир ребенка. Комментировать действия и прояв­ления ребенка (движения, вокализации, взгляды и т. д.), наделяя их определенным коммуникативным смыслом.

Открыто выражать положительные эмоции. Ре­бенка необходимо обнять, погладить его по спинке. Нуж­ны дополнительные экспрессивномимические средства, способные выразить радость взрослого.

Комментировать проявления ребенка в 1—2-м лице. Когда взрослый обращается к ребенку, следует использо­вать в речи такие личные местоимения, как «я», «ты».

Повторять вслед за ребенком его реакции и дей­ствия: вокализации, улыбку, мимику, жесты, предметные действия и т. д. Следует повторять за ребенком доступные для него движения, это поможет ему научиться замечать, оценивать, контролировать собственные действия.

Вносить в общение элементы новизны и неожидан­ности. Проявлять изобретательность и вносить новое в традиционные способы общения и игры, заинтересовы­вая ребенка.

Хвалить ребенка. За свои действия (ответные или инициативные) ребенок должен получать похвалу: по­глаживанием, поцелуем, словами и т. д. Похвалы и по­ощрений должно быть больше, чем порицаний.

Принимать за инициативу и использовать само­стоятельные действия ребенка с предметами, случайную эмоциональную реакцию, вокализацию, начиная обще­ние и игру.

Запрашивать «любимый однозначный ответ». Об­ращаться к ребенку с вопросом, на который он обяза­тельно даст эмоционально яркий ожидаемый ответ, на­пример: «Как ты маму любишь?».

Учить ребенка реагировать на простое обращение по имени без дополнительного прикосновения.

Учить понимать названия предметов и действий в различных ситуациях (дома, в кабинете у специалиста, на прогулке, в гостях), прислушиваться к голосу, адекватно реагировать на интонацию, узнавать знакомые голоса; понимать отдельные инструкции в знакомых слово­сочетаниях, выполнять некоторые речевые просьбы.

Учить ребенка выполнять одношаговые по­ручения в знакомых и новых ситуациях; отвечать на вопросы, используя указательный или имитирующий жест; учить обозначать предметы звуком, звукосочета­нием или жестом; при общении сохранять устойчивый зрительный контакт; подражать движениям (собствен­ным, знакомым движениям взрослого, новым движени­ям), жестам, звукам и звукосочетаниям.

Формировать в ходе эмоционально-личност­ного общения переход к предметно-действенной форме общения и совместной предметной деятельности.

Благодаря использованию предложенных приемов ребенок начнет проявлять инициативу в общении со взрослым, отвечать на предложения взрослого, диапазон средств общения у него будет расширяться и дифферен­цироваться, нахождение рядом со взрослым будет для ма­лыша предпочтительным и эмоционально комфортным.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Федюкович Н. И. Анатомия и физиология человека: учебное пособие //«Феникс»2013г.

2. Жиянова П. Л. Формирование навыков общения и речи у детей с синдромом Дауна : пособие для родителей. М. : Благотворительный фонд «Даунсайд Ап», 2014. 140 с.

3. Иванова М. М. Советы родителям по организации речевого диалога с ребенком в повседневной жизни : (из опыта консультирования семей, воспитывающих детей дошкольного возраста с синдромом Дауна) // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2014. № 4. С. 20 – 28.

4. Методы обследования речи детей : Пособие по диагностике речевых нарушений / под общ.ред. Г. В. Чиркиной. 3-е изд., доп. М. : АРКТИ, 2003. 240 с.

5. Одинокова Г. Ю. Феномены общения ребенка раннего возраста с синдромом Дауна // Дефектология. 2015. № 2. С. 56—63.

6. Методика физического воспитания и развития ребенка: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений [Текст] / под редакцией С.А.Козловой, издательский центр «Академия»- М.,2008.-322 с.

7. Попова, С.Н. Физическая реабилитация. Учебник для студентов высших учебных заведений. [Текст]/ Под общей редакцией профессора С.Н.Попова. Ростов -на –Дону, 2004г.- 603

8.Экологическое прогнозирование (Брусиловский Л.С., 1979);

9. Аксенова Л.И. Маленькие ступеньки, ведущие в большую жизнь // Дефектология, 1999. - № 3

10. Бургасова, Н.Е. Модернизация системы обучения детей с ОВЗ в условиях инклюзии / Н.Е. Бургасова, С.Ю. Танцюра // Логопед : журнал. — 2014 .— №8 .— С. 112-117.

11. Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М., 1997.

12. Самыличев А.С., Гуро-Фролов Р.Н., 1991; Стребелева Е.А., 1991)

13. Лапшин В.А., Пузанов Б.П. Основы дефектологии - Москва, Просвещение, 1990

14. Назарова, Н.М. Специальная педагогика. В 3 т. Т. 2. Общие основы специальной педагогики / Н.М. Назарова [и др.] – М. : Академия, 2008.

15. Семаго, М. М. Организация и содержание деятельности психолога специального образования : методическое пособие / М. М. Семаго, Н. Я. Семаго. – М. : АРКТИ, 2007

16. Столяренко, Л.Д. Психология и педагогика: Учебник / Л.Д. Столяренко, С.И. Самыгин, В.Е. Столяренко. – Ростов н/Д: Феникс, 2012. - 636 c.

17. Гаркуша Ю.Ф. Социальная адаптация и интеграция детей с особыми образовательными потребностями.- Изд.: Секачев В., 2008.-132с.

18. Гнатченко, Л.П. Организация коррекционно-развивающей работы с детьми с синдромом Дауна / Л.П. Гнатченко // Логопед : журнал. — 2014 .— №1 .— С. 113-117.

19. Дети с отклонениями в развитии: Методическое пособие для педагогов, воспитателей массовых и специальных учреждений и родителей / Под ред. Н.Д. Шматко. - М., 1997.

20. Зелинская, Е.А. Развитие коммуникативных умений детей младшего школьного возраста с интеллектуальными нарушениями средствами театральной деятельности / Е.А. Зелинская // Инновации в образовании : журнал. — 2014 .— №3 .— С. 44-53

21. Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов и 100 ответов, М: ВЛАДОС ПРЕСС, 2000

22. Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии. - М.: Высшая школа, 1999.

23. Граматикополо Л. С., Григоренко Н. Ю. Особенности формирования речевых и коммуникативных навыков у детей раннего возраста с синдромом Дауна / Современные тенденции образования лиц с ОВЗ / Сост. О. Г. Приходько и др. М. 2014 г.

24. Лисина М. И., Формирование личности ребенка в общении, Питер, СПб., 2009.

25. Челышева М. В., Урядницкая Н. А. Профиль развития как основа разработки программ ранней помощи. М. 2008 г.

Приложение 1

Состояние общей моторики

динамика сформированности моторных навыков даниила в. - student2.ru

Приложение 2

Состояние крупной моторики

динамика сформированности моторных навыков даниила в. - student2.ru

Приложение 3

Состояние мелкой моторики

динамика сформированности моторных навыков даниила в. - student2.ru

Приложение 4

Упражнение «СОБЕРИ БУСЫ».

Игра для детей 5-7 лет. Проводится индивидуально или подгруппой из 2 человек. Проводится на логопедическом занятии, коррекционном часе, в свободной деятельности.

ЦЕЛИ: Автоматизация и дифференциация всех групп звуков.

Развитие фонематического слуха.

Развитие внимания, мелкой моторики и тактильной чувствительности.

Совершенствовать звуко-слоговой анализ.

Развивать грамматически правильную связную речь.

МАТЕРИАЛЫ: Две верёвочки, бусинки с изображением предметов на все группы звуков, мешочек.

Как сделать бусинки. На два одинаковых кружочка наклеить 2 одинаковых изображения предмета, вырезанные из бархатной или наждачной бумаги. Между кружочками положить цилиндр, отрезанный от фломастера. Плотно склеить кружочки с боковых сторон.

Правила игры: В мешочек не подсматривать. Нанизывать бусинки в соответствии с условием игры. Выигрывает тот, кто правильно выполнит задание.

ХОД ИГРЫ:

ВАРИАНТ 1. Логопед выкладывает перед ребёнком бусинки с автоматизируемым звуком и несколько без него. Ребёнок должен нанизать только бусинки с заданным звуком.

1. динамика сформированности моторных навыков даниила в. - student2.ru

2. Усложнение: Ребёнок нанизывает бусинки с предметами, названия которых содержат автоматизируемый или дифференцируемые звуки в заданной последовательности: в начале, в середине, в конце слова.

ВАРИАНТ 2. Ребёнок сначала выбирает бусинки с заданным звуком и запоминает их. Затем ребёнок закрывает глаза, узнаёт изображение на бусинке на ощупь и только после этого нанизывает на верёвочку.

динамика сформированности моторных навыков даниила в. - student2.ru
ВАРИАНТ 3. Ребёнок нанизывает подобранные бусинки, подбирая к каждой картинке подходящие прилагательные или глаголы. После того, как бусы собраны, ребёнок закрывает глаза и на ощупь называет картинки и вспоминает подобранные словосочетания.

ВАРИАНТ 4. Ребёнок, нанизывая бусинки, составляет с ними предложения.

Потом снимает бусинки, вспоминая составленные предложения сначала руководствуясь зрительным и тактильным восприятием, а потом только тактильным.

ВАРИАНТ 5. Послушай рассказ логопеда. Подбери к нему соответствующие бусинки. Воспроизведи рассказ с опорой на подобранные бусинки.

Например: У медвежонка в лесу были друзья: лисёнок и зайчонок . На день рождения медвежонку подарили шарик и шапочку. Друзья вместе пили чай из красивых чашек и играли в разные игры.

Приложение 5

Игра «Спрячь шар в ладошках»

Форма проведения: индивидуально или с небольшой группой детей динамика сформированности моторных навыков даниила в. - student2.ru

Цель: формирование эмоционального контакта со взрослым.

Задачи.

1) Образовательная: учить взаимодействовать с педа-гогом, слушать инструкции.

2) Коррекционно-развивающая: развивать мелкую мо-торику, мышление, развивать пассивный и активный словарный запас.

3) Воспитательная: воспитывать желание играть сов-местно со взрослым, усидчивость.

Оборудование: шарики по числу детей, коробка

Ход игры. Дети сидят на стульчиках. Дефектолог держит коробку с шариками в руках, показывает их детям. Дефектолог достает шарик из коробки показывает его детям, катает его между ладошками, прячет его в ладошках, вызывая положительную ответную реакцию детей.

Затем, дефектолог раздает шарики детям и предлагает вместе спрятать их в ладошках: - У всех шарики спрятались? (проверяет). Говорит, что шарика не видно.- Вот он шарик (открывает ладоши). Проверяет, все ли дети открыли ладошки. Радуется вместе с детьми.

Игра «Ладушки»

Форма проведения: индивидуально или с небольшой группой детей

Цель: формирование эмоционального контакта со взрослым.

Задачи.

1) Образовательная: учить взаимодействовать с педагогом, слушать инструкции.

2) Коррекционно-развивающая: развивать мелкую моторику, мышление, развивать пассивный и активный словарный запас.

3) Воспитательная: воспитывать желание играть совместно со взрослым, усидчивость.

Оборудование: кукла би-ба-бо (бабушка).

Ход игры. Дефектолог одевает на рук куклу би-ба-бо, сажает ребенка перед собой, ласково берет его руки в свои и ритмично похлопывая его ладошками, говорит потешку:

Ладушки, ладушки,

Где были, у бабушки,

Что ели кашку,

Что пили брашку

Ладушки-ладушки,

Снова едем к бабушке!

Дефектолог предлагает ребенку надеть на ручку куклу би-ба-бо и повторяет игру.

Игра «Мыльные пузыри»

Форма проведения: индивидуально или с небольшой группой детей

Цель: формирование положительного эмоционального контакта со взрослым.

Задачи:

1)Образовательная: учить взаимодействовать с педагогом, слушать и выполнять инструкции, отвлекаться на свое имя.

2)Коррекционно-развивающая: развивать мелкую моторику, мышление, развивать пассивный и активный словарный запас.

3)Воспитательная: воспитывать желание играть совместно со взрослым, усидчивость.

Оборудование: Тюбик с мыльными пузырями

Ход игры. Дефектолог открывает тюбик с мыльными пузырями и дует в круглое отверстие. Показывает, какие большие мыльные пузыри, как их можно лопать. Затем взрослый предлагает ребенку самому открыть тюбик и подуть в отверстие. Радуются вместе с ребенком.

Пузыри, пузырики, мыльные летят!

Лопаются, светятся, вот радость для ребят!

Игра «Иди ко мне»

Форма проведения: индивидуальная

Цель: формирование эмоционального контакта со взрослым.

Задачи.

1) Образовательная: учить взаимодействовать с педагогом, слушать и выполнять инструкции, отвлекаться на свое имя.

2) Коррекционно-развивающая: развивать мелкую моторику, мышление, развивать пассивный и активный словарный запас.

3) Воспитательная: воспитывать желание играть совместно со взрослым, усидчивость.

Ход игры. Дефектолог отходит от ребенка на несколько шагов и манит его к себе, ласково приговаривая: «Иди ко мне, мой хороший». Когда ребенок подходит, взрослый его обнимает: «Ах, какой ко мне хороший (имя ребенка) пришел». Игра повторяется.

Игра «Возьми шарик»

Форма проведения: индивидуально или с небольшой группой детей (2-3 человека)

Цель. формирование эмоционального контакта со взрослым.

Задачи.

1) Образовательная: учить взаимодействовать с педагогом, слушать и выполнять инструкции.

2) Коррекционно-развивающая: развивать мелкую моторику, мышление, развивать пассивный и активный словарный запас.

3) Воспитательная: воспитывать желание играть совместно со взрослым, усидчивость.

Оборудование: воздушный шар.

Ход игры. Дефектолог надувает шар, завязывает его и протягивает ребенку: «На возьми». Когда ребенок немного подержит шар, педагог просит: «Дай мне». Показывает, как шар летает, и снова отдает его ребенку. При этом выражает радость, удовольствие от игры: «Какой красивый!», «Как летает!», оживленно хлопает в ладоши. Просит ребенка подкинуть шар вверх.

Игра «Хоровод с куклой»

Форма проведения: индивидуальная или с небольшой группой детей (2-3 человека)

Цель: продолжать формировать эмоциональный контакт со взрослым, вызывать интерес к кукле.

Задачи.

1) Образовательная: учить взаимодействовать с педагогом, слушать и выполнять инструкции, эмоционально реагировать на игровую ситуацию.

2) Коррекционно-развивающая: развивать мелкую моторику, мышление, развивать пассивный и активный словарный запас.

3) Воспитательная: воспитывать желание играть совместно со взрослым, усидчивость.

Оборудование: Кукла средних размеров.

Ход игры. Дефектолог приносит новую куклу. Она здоровается с детьми, гладит каждого ребенка по голове. Дефектолог просит по очереди подержать куклу за руку. Кукла предлагает потанцевать. Затем дефектолог ставит детей в кружок, берет за одну руку куклу, другую дает одному из малышей и вместе с ними двигается по кругу вправо и влево, выражая радость, веселье и напевая простую детскую мелодию.

Игра «Догонялки»

Форма проведения: с небольшой группой детей (2-3 человека)

Цель: продолжать формировать эмоциональный контакт со взрослым, вызывать интерес к кукле.

Задачи.

1) Образовательная: учить взаимодействовать с педагогом, слушать и выполнять инструкции, эмоционально реагировать на игровую ситуацию.

2) Коррекционно-развивающая: развивать мелкую моторику, мышление, развивать пассивный и активный словарный запас.

3) Воспитательная: воспитывать желание играть совместно со взрослым, усидчивость.

Оборудование: кукла небольших размеров

Ход игры. К детям приходит кукла, знакомая им по прошлой игре, и говорит, что хочет играть в догонялки. Взрослый побуждает детей убегать от куклы, прятаться за ширму, а кукла их догоняет, ищет, радуется, что нашла, обнимает: «Вот мои ребятки!»

Игра «Делай, как я»

Форма проведения: с небольшой группой детей (2-3 человека)

Цель: продолжать формировать эмоциональный контакт со взрослым.

Задачи.

1) Образовательная: учить взаимодействовать с педагогом, слушать и выполнять инструкции, эмоционально реагировать на игровую ситуацию.

2) Коррекционно-развивающая: развивать мелкую моторику, мышление, развивать пассивный и активный словарный запас.

3) Воспитательная: воспитывать желание играть совместно со взрослым, усидчивость.

Ход игры. Дефектолог садиться напротив детей, и показывает различные жесты руками, изменяет мимику лица, делает движения различными частями тела, побуждая детей повторять то, что он делает. «Сейчас я улыбнусь! Делай как я!», «сейчас я огорчусь…делай как я!», «Сейчас я смотрю в бинокль! Делай как я!», «А сейчас я плыву! Делай как я!» и т.д.

Игра «Пришел петрушка»

Форма проведения: с небольшой группой детей (2-3 человека)

Цель: продолжать формировать эмоциональный контакт со взрослым.

Задачи.

1) Образовательная: учить взаимодействовать с педагогом, слушать и выполнять инструкции, эмоционально реагировать на игровую ситуацию.

2) Коррекционно-развивающая: развивать мелкую моторику, мышление, развивать пассивный и активный словарный запас.

3) Воспитательная: воспитывать желание играть совместно со взрослым, усидчивость.

Оборудование: Петрушка, погремушки.

Ход игры. Дефектолог приносит Петрушку, рассматривает его с детьми. Петрушка гремит погремушкой, потом раздает погремушки детям. Они вместе с Петрушкой встряхивают погремушками, радуются.

Приложение 6

Композиция, выполненная Данилом с помощью взрослого «Ежики любят грибы»

динамика сформированности моторных навыков даниила в. - student2.ru

Приложение 7

Игра «Вместе играем»
Цель: учить ребёнка взаимодействию с другими людьми.
Оборудование: парные игрушки (шарик-желобок, паровозик-вагончик, машина-кубики) .

Взрослый дает ребёнку игрушку, предлагает поиграть вместе. Затем он помогает ребёнку выполнять предметно-игровые действия в соответствии с назначением каждой игрушки. В конце игры взрослый фиксирует, как ребёнок играл, комментирует его действия.


Игра «Листочек падает»
Цель: развивать умение сотрудничать.

Взрослый поднимает над столом лист бумаги (на расстояние около метра), затем опускает его и обращает внимание детей на то, как плавно он опускается вниз и ложится на стол. После этого ведущий просит детей превратить свои руки в листочки бумаги. Ведущий снова поднимает лист бумаги-дети поднимают руки вверх. Взрослый опускает лист, он спускается на стол. Детям нужно сделать тоже самое, то есть плавно опустить руки на стол одновременно с листом бумаги. Упражнение можно повторить несколько раз. Ведущий подчеркивает умение ребят действовать согласованно, вместе.

Игра «Передай мяч»
Цель: учить взаимодействовать с другими людьми.

Ребёнок и взрослый стоят напротив друг друга. Взрослый показывает ребёнку, как нужно правильно удерживать и передавать мяч другому, называя его по имени («На, Даня!»).

Игра эмоционально поддерживается взрослым.

Игра «Клубочки»

Цель: развивать умение выполнять одновременно одинаковые действия и достигать большого результата.
Материал: корзина с разноцветными клубочками.
Ход: педагог показывает корзину и произносит слова:

Разноцветные клубочки

Укатились от ребят. (высыпает клубочки)

Будем мы сейчас клубочки

Все в корзину собирать.

Ты клубочек отыщи

И в корзину положи (обращается ребенку).

Когда клубочки собраны, педагог показывает ребёнку полную корзину и говорит, называя заслуги ребёнка (Даня собрал красный клубочек, Даня собрал жёлтый клубочек…)

Игра «Топ-топ-топ»
Цель: развивать умение выполнять одновременно одинаковые действия по инструкции взрослого.
Материал: салютики.
Ход: педагог размахивает салютиками, привлекая внимание ребёнка, дает салютик, читает стихотворение и побуждает одновременно с ним выполнять действия:
Мы шагаем топ-топ-топ, Топ-топ, ножки, топ!

А в ладоши хлоп-хлоп-хлоп! Хлоп-хлоп-хлоп, ручки, хлоп!

По дорожке мы шагаем Ай да, молодцы!

И в ладошки ударяем. Ай да, удальцы!


Игра «Флажки»
Цель: развивать умение обмениваться предметами.
Материал: флажки
Ход: педагог показывает ребёнку флажки и говорит:

Очень любят малыши

Разноцветные флажки.

Вы флажками помашите

И другой флажок возьмите.

Педагог помогает ребёнку обменяться флажками, например: «Дай, Даниил, мне флажок, а я тебе отдам свой флажок. Помашем вместе флажками».

Игра «Поезд»
Цель: учить двигаться в определенном направлении, согласовывая действия с другим человеком, вселять чувство уверенности в свои возможности, побуждать к самостоятельным действиям.
Ход: взрослый предлагает ребёнку встать за ним или перед ним. В первом случае ребёнок выполняет роль вагончиков, а взрослый паровоза. Во втором случае ребёнок- паровоз, а взрослый – выгончик. Паровоз дает гудок и поезд начинает движение вначале медленно, а затем всё быстрее и быстрее. Ребёнок двигает руками в такт словам «чу-чу-чу».

Варианты игры: Роль паровоза выполняет ребенок.

Вот поезд наш едет, Кто хочет слезать?

Ребят он повез Чу-чу-чу, чу-чу-чу!

Колеса стучат, Вставайте, ребята,

Далеко-далеко. Бежит паровоз

А в поезде этом Пойдемте гулять!

Но вот остановка, Далеко-далеко.

Наши рекомендации