Результаты исследования и их обсуждение

Мы проводили несколько вариантов игр, направленных на формирование моторных навыков. Данные игры советуют использовать в работе с детьми с особыми образовательными потребностями, например, как с синдромом Дауна. Авторы игр– Лютова Е.К., Монина Г.Б.

Таблица 5.

Состояние общей моторики

  Состояние до эксперимента Состояние после эксперимента
Общая моторика Выполняет самостоятельно Выполняет с помощью взрослого Не выполняет Выполняет самостоятельно Выполяет с помощью взрослого Не выполняет
-умение бросать мяч        
-умение ловить мяч        
-умение перекатывать мяч        
-умение прыгать на скакалке        
-умение играть в подвижные игры          

Умеет бросать мяч верно с 1 раза, ловить научился только со 2-3 раза, напрягается. При перекатывании мяча возникли трудности.

Прыгать на скакалке стал правильно к марту, с напряжением, раскачиваясь, балансируя туловищем и руками.

В подвижные игры ребёнок играет с удовольствием. По результатам первых занятий у ребёнка с синдромом Дауна улучшилась целенаправленность движений, они стали подчинены жестам и речи взрослого. В ходе наблюдений нами было отмечено, что ребёнок перестал хаотично выполнять двигательные задачи, его движения стали более целенаправленны на достижение условно поставленной цели, его действия стали подчиненными и легко регулируемыми педагогом. Постепенно, по мере сформированности устойчивого внимания, мы старались перейти от индивидуальной работы к работе в паре, где деятельность ребёнка переходила под контроль педагога. Виды упражнений на данном этапе обучения и развития ребёнка были направлены на развитие основных двигательных действий и развитие ориентировки в пространстве. Для помощи в выполнении упражнений мы привлекали самого Даниила, это способствовало проявлению интереса у него к взаимовыручке и товариществу. Для повышения эмоционального фона занятий всегда применялось музыкальное сопровождение. Одним из основных методических приёмов было то, что после выполнения определённых двигательных действий и упражнений, ребёнок всегда поощрялся. Всё это, на наш взгляд, способствовало развитию моторно-зрительной координации, пространственной ориентировки, развитию действий совместно с педагогом, воспитанию чувства коллективизма.


  Состояние до эксперимента Состояние после эксперимента
Крупная моторика Выполняет самостоятельно Выполняет с помощью взрослого Не выполняет Выполняет самостоятельно Выполняет с помощью взрослого Не выполняет
-умение наклоняться (вперёд, назад, влево, вправо)        
-умение прыгать на месте        
-умение прыгать (вперёд, назад, влево, вправо)        
-умение приставного шага        
-умение крупного шага        
-умение бегать          

Таблица 6.

Состояние крупной моторики

В ходе наблюдений за ребёнком с проблемами в моторном развитии было выявлено, что в процессе выполнения им таких основных двигательных умений, как ходьба, бег и прыжки, его движения хаотичны, плохо координированы, ребёнок плохо реагировал на мышечные усилия (часто терял из рук спортивный инвентарь). Но к концу марта значительно улучшился характер выполнения упражнений, ребёнок становится активнее, сильнее физически, появляется чувство бодрости. Виды упражнений на данном этапе обучения и развития ребёнка были направлены на развитие основных двигательных действий и развитие ориентировки в пространстве. Для помощи в выполнении упражнений мы привлекали самого Даниила, это способствовало проявлению интереса у него к взаимовыручке и товариществу. Для повышения эмоционального фона занятий всегда применялось музыкальное сопровождение. Одним из основных методических приёмов было то, что после выполнения определённых двигательных действий и упражнений, ребёнок всегда поощрялся.

Таблица 7

Состояние мелкой моторики

  Состояние до эксперимента Состояние после эксперимента
Мелкая моторика:   Выполняет самостоятельно Выполняет с помощью взрослого Не выполняет Выполняет самостоятельно Выполняет с помощью взрослого Не выполняет
-умение застёгивать пуговицы        
-умение завязывать шнурки        
-умение вырезать ножницами из бумаги крупные предметы        
-умение вырезать ножницами из бумаги мелкие предметы        
-умение держать карандаш          


Анализ результатов исследования, направленного на выявление состояния динамического параметра тонких движений, показал, что выполнение последовательных движений пальцами рук (умение завязывать шнурки) стало доступно ребёнку после первого месяца работы. С увеличением количества выполненных серий у него повышался темп и амплитуда, изменялся порядок движений. Качество выполнения упражнения стало лучше, проявлялось в точности, плавности и целенаправленности.

Умение застёгивать пуговицы не было сформировано на начало эксперимента. Последующие серии характеризовались резким увеличением амплитуды, изменением плавности и темпа движения. Что касается упражнений с ножницами, то ребёнок выполнял задание с напряжением, помогая себе другой рукой. Карандаш удерживал на начальных этапах только при помощи взрослого, рисовал кисточкой неаккуратно, но к концу эксперимента резко возрос интерес к рисункам в сопровождении речью, комментировании нарисованного. Это помогало ребёнку сосредоточиться и движения становились точными и аккуратными.

В ходе предъявления простых предметных и сюжет­ных картинок ребёнок в редких случаях отвечал на вопро­сы указательным жестом (24 %).

В ходе взаимодействия со взрослым у ребёнка отмечал­ся неустойчивый зрительный контакт (82 %). В игровой деятельности он почти не подражал действиям взрос­лого (71 %). Он отвечал на инициативу взрослого, но собственную активность и инициативность в общении и взаимодействии не проявляли. В ходе общения он ис­пользовал некоторые невербальные средства общения (59 %), из речевых средств общения - крик и некоторые вокализации.

Таблица 8.

Наши рекомендации