Коррекция заикания у дошкольников с применением комплексного метода
На этапе формирующего эксперимента участники исследования были сформированы на две базовые группы по 10 человек в каждой (таблица 3).
Таблица 3
Список детей контрольной и экспериментальной групп
Экспериментальная группа | Группа детей | Контрольная группа | Группа детей |
Антон М. | Группа Б | Ксения А. | Группа А |
Анастасия В. | Группа В | Екатерина М. | Группа Б |
Мария С. | Группа А | Андрей П. | Группа Б |
Кирилл Ч. | Группа В | Надежда Т. | Группа В |
Дарья З. | Группа А | Денис К. | Группа В |
Олег А. | Группа А | Елизавета М. | Группа А |
Антон Р. | Группа В | Ирина С. | Группа Б |
Игорь Е. | Группа А | София Г. | Группа А |
Денис А. | Группа В | Анастасия В. | Группа Б |
Женя С. | Группа В | Артём А. | Группа Б |
Сходство ЭГ и КГ до начала формирующего эксперимента наглядно показана на рисунке 3 и 4.
Рис.3. Результат обследования дошкольников с заиканием до начала формирующего эксперимента ЭГ
Рис.4. Результат обследования дошкольников с заиканием до начала формирующего эксперимента КГ
На рисунках 3 и 4 показаны результаты обследования дошкольников с заиканием до формирующего эксперимента, где мы можем увидеть сходства детей с нормой и детей с заиканием.
С детьми экспериментальной группы (далее ЭГ) проводился комплексный метод преодоления заикания у дошкольников. Дети контрольной группы (далее КГ) не принимали участия в формирующем эксперименте, но продолжали посещать логопедический кабинет детского сада.
В ходе формирующего эксперимента была осуществлена коррекционная работа с заикающимися дошкольниками при помощи разнообразных педагогических методов (словесных, наглядных, практических и методов проблемного обучения).
Целью логопедического воздействия являлось преодоление заикания у старших дошкольников. Нами были определены следующие направления работы:
− проведение сопряженной речи (речь при непосредственном участии логопеда);
− проведение отраженной речи (дублирование за логопедом специальных слов, маленьких фраз, сохраняя при этом установленный логопедом темп и ритм речи);
− проведение ритмической речи (простукивание ритма на каждом необходимом слоге или только на ударном слоге в проблемном слове);
Основной формой работы по преодолению заиканию у старших дошкольников были фронтальные логопедические занятия продолжительностью 40 минут. Курс занятий рассчитан на 3-4 месяца. Занятия проводились в определённой системе, поэтапно, с учётом основных дидактических правил и требований программы для старших дошкольников. На занятиях присутствовало 10 человек. Логопедические занятия проводились в среднем 2 раза в неделю.
Формирование комплексного коррекционно-образовательного пространства;
− оборудование предметно-развивающей среды, помогающей речевому и индивидуальному развитие детей;
− периодическое повышение уровня знаний специалистов;
− симбиоз усилий различных педагогов, медиков и родителей для ликвидации речевых нарушений и, в частности, дефекта заикания.
При разработке данной модели также учитывалось то, что для детей с заиканием характерно нарушение общей и мелкой моторики. Их дыхание зачастую поверхностное, ключичное. Кроме того, одни заикающиеся дети гиперактивные, другие, наоборот, пассивные, вялые. Данные особенности обычно обусловлены слабостью их нервной системы, парезом мышц, иннервирующих дыхательную мускулатуру, органы артикуляции, мимику, общую и мелкую моторику. Учитывалось и то, что при отсутствии своевременной помощи со стороны педагогов, медиков, родителей у большинства заикающихся детей речевые проблемы осложняются патохарактерологическим развитием личности. При этом возможны, либо агрессивность, либо чрезмерная расторможенность. Наряду с этим у значительной части заикающихся детей наблюдается повышенная истощаемость, дефицит внимания; память и работоспособность снижены. Поэтому для преодоления заикания воспитанникам детского сада требуется помощь различных специалистов, то есть необходим комплексный подход. Только комплексный подход к преодолению заикания обеспечивает интегрированные связи между специалистами, работающими с заикающимися детьми логопедических групп в специализированном детском саду.
Для подготовки к занятиям нами использовались методические пособия Волковой Г.А. «Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи».
Конспекты некоторых занятий представлены в Приложении 2 . Примерный план занятия был следующим:
I. Организационный момент.
II. Основной этап.
1.Развитие диафрагмального дыхания и снятия мышечного напряжения.
2. Сообщение темы занятия ( Введение в тему занятия.)
3. Работа у доски и/или работа в тетрадях.
4. Физкультминутка.
5. Дидактические игры и упражнения для закрепления нового материала.
6. Проверка правильности выполнения самостоятельной работы дома.
7. Физкультминутка.
8.Упражнения для закрепления модели словообразования существительных с суффиксом НИЦА.
III. Заключительный этап (подведение итогов занятия).
Все занятия были направлены на обогащение словарного запаса, развитие практического умения пользоваться им, формирование грамматических стереотипов словоизменения и словообразования, их закрепление в устной и письменной речи.
Независимо от того, удалось обнаружить первоисточник проблемы или нет, ребенка следует показать неврологу, логопеду, психологу, а иногда и психотерапевту. Начать обследование лучше с консультации педиатра, который даст направление к детскому психиатру. Специалисты проведут необходимую диагностику, помогут разобраться, что стало «пусковым механизмом» заикания и подскажут, что делать дальше.
Весь применяемый лечебно-педагогический комплекс по своим особенностям влияния на заикающихся есть возможность условно классифицировать на две структурные части: на лечебно–оздоровительную деятельность и коррекционно-педагогическую деятельность.
Основными целями лечебно-оздоровительной деятельности, которую осуществляет врач, выступают: развитие и оздоровление непосредственно нервной системы и основ физического здоровья заикающегося ребенка дошкольного возраста; ликвидация и лечение выявленных отклонений и различных патологических проявлений в их психофизическом положении (коррекция или снятие выявленных речевых судорог, всевозможных расстройств вегетативной нервной системы, выявленных нарушений моторики и пр.).
Основной целью коррекционно-педагогической деятельности, которую преимущественно осуществляет логопед, выступает: ликвидация речевых дефектов (фактически происходит перевоспитание некорректной речи) и различных психологических особенностей заикающихся субъекта. Логопед должен организовать симбиотическую медико-педагогическую деятельность всех требуемых специалистов (всевозможных врачей, воспитателей, ритмиста, специалиста по ЛФК, а также музыкального работника и пр.), применяющих свои методы и особенности профессии при влиянии на заикающихся.
Итак, на этапе формирующего эксперимента была разработана система взаимосвязанных между собой фронтальных занятий по преодолению заикания у старших дошкольников.