Адреналин и возбудимое миндалевидное тело
Вы наверняка думаете, что сейчас должно последовать детальное объяснение процесса, изложенное точным научным языком с использованием большого количества терминов, которое потребует от вас работы со словарем. Не знаю, как насчет вас, но во время таких разъяснений у меня бывает довольно глупое выражение лица, а мой разум хочет уехать в продолжительный отпуск на Багамы. Нет-нет, «детального объяснения» не будет, вместо этого я вам предлагаю короткий обзор сигнальной системы мозга и ее влияния на наше тело.
Независимо от того, участвует миндалевидное тело в реакции «борьбы или бегства» или нет, в случае действительной или мнимой опасности частота сердцебиений у человека увеличивается, в кровоток выбрасывается адреналин и другие гормоны стресса. Согласно последним исследованиям, проведенным доктором Джимом Макгау из Университета Калифорнии в Ирвине, адреналин оставляет более сильные воспоминания в нашем мозгу, чем гормоны удовольствия. Это означает, что ваши тревожные ощущения «химически перегружены» и остаются с вами дольше, чем приятные переживания.
Ухудшает ситуацию то, что миндалевидное тело многих из нас слишком восприимчиво (возбудимо), то есть оно чаще и охотнее выделяет адреналин, чем требуется. Следствием этого является наша способность заводиться с полуоборота, легко впадать в панику и в целом делать из мухи слона. Человека с возбудимым миндалевидным телом легко определить по его поведению: как правило, такие люди — буйные и мнительные, это паникеры, хронические жалобщики.
Когда миндалевидное тело находится в постоянной лихорадочной активности, оно расширяет негативные нейронные пути в нашем мозгу. Мы наполняемся негативными мыслями и начинаем беспокоиться, воображая снова и снова нежелательные события, испытывая тревогу и несчастье. Мы рассказываем сами себе истории, основанные на, как я это называю, «засевших в голове старых убеждениях ».
Возбудимое миндалевидное тело отрицательно влияет на здоровье. Если оно постоянно участвует в реакции «борьбы или бегства», химические продукты стресса, выпущенные в кровь, накапливаются. Саблезубых тигров, пугавших наших предков, в современном мире заменили опасные ситуации на дорогах, конфликты с начальником или сотрудниками, ссоры с мужем или женой. Эти повседневные «опасности» запускают гормоны «борьбы или бегства», но они не требуют от вас бегства в безопасное место или драки с кем-либо, то есть тех физических действий, на которые раньше расходовались химические продукты стресса. Теперь эти вещества накапливаются в организме, создавая усталость и вызывая болезни.
Слишком восприимчивая сигнальная система может навредить вашему здоровью и значительно понизить уровень вашего счастья, пока вы не научитесь управлять ею. Обучая мозг новым приемам
Хотя вы запрограммированы на то, чтобы притягивать негативное и иметь высокочувствительную сигнальную систему, у вас есть надежда на увеличение уровня счастья. В отличие от мозга собаки человеческий мозг может «выучить» новые приемы. Изменение мыслей ведет к изменению биохимии мозга и, возможно, структуры ДНК.
Исследования, проведенные доктором Ричардом Дэвидсоном, директором Лаборатории эмоциональной нейробиологии в Университете Висконсина в Мэдисоне, с которым вы уже встречались в первой главе, показали, что разные новые мысли создают новые нейронные проводящие пути. Когда мы меняем образ мыслей, чтобы поддерживать счастье, негативные нейронные пути суживаются, а позитивные пути расширяются. Становится легче думать о положительных вещах.
Годами считалось, что наследственный компонент в нашем уровне счастья — 50 процентов, определяемые структурой ДНК, — не может быть изменен. Однако Брюс Липтон, молекулярный биолог и автор книги «Биология веры», считает, что состав ДНК не настолько постоянен, как мы думаем. В своем любопытном исследовании он предполагает, что позитивные и негативные мысли влияют на ДНК. Это еще одно доказательство того, что наше мышление может «перенастроить» наш уровень счастья.
Я не говорю о принятии желаемого за действительное или простом решении быть счастливым. Не нужно приклеивать улыбку на лицо, чувствуя боль, или покрывать сгоревший пирог слоем глазури. Негативные эмоции все еще с вами. Я говорю о возможности высшего мозгового центра и коры головного мозга изменить «негативное смещение» и «победить» примитивную сигнальную систему.