Методика развития ловкости у детей младшего школьного возраста с нарушением опорно-двигательного аппарата
Не маловажное значение в коррекции нарушений имеют индивидуальные и возрастные особенности.
Двигательные нарушения в той или иной степени выраженности наблюдается у всех детей с отклонениями в развитии, особенно впервые годы их жизни. Малыш хотя и передвигается самостоятельно, ходьба его длительное время может быть недостаточно устойчивой. Родители в этих случаях длительное время водят его за руку, ограничивают его двигательную активность. Это приводит к тому, что у ребенка крайне медленно обогащается двигательный опыт, что еще больше задерживает совершенствование у него функций равновесия [4 с. 62].
Родителям следует всячески содействовать самостоятельности и активности ребенка в ходьбе и других моторных навыках. Им необходимо помогать моторному развитию ребенка. Прежде всего, важно значение в развитии и моторики имеет проведение специальных упражнений в равновесии. Для тренировки равновесия используется также следующие приемы: взрослый слегка подталкивает ребенка, который сидит на стуле, стоит на коленях или четвереньках, не используя рук для поддержки.
Большое значение в формировании имеет тренировка развития в ходьбе.
Все упражнения на равновесие проводятся в интересной для ребенка игровой форме с применением различных предметов и игрушек. Формирование равновесия не только увеличивает двигательный опыт ребенка, оно также способствует развитию мышечных ощущений, на основе которых формируются контроль над произвольными движениями.
Поскольку мышечные ощущения у детей с отклонениями в развитии впервые годы жизни слабые, большую часть упражнений по развитию движений желательно проводить перед зеркалом. У детей с отклонениями в развитии впервые годы жизни часто наблюдается неправильная установка стоп, плоскостопие. Для развития правильной опорности стопы и укреплению ее свода полезна ходьба по ребристой доске, вдоль каната (босиком). Также полезна ходьба по гимнастической лестнице.
Для развития зрительно - моторной координации и моторики рук большое значение имеют специальные игры, при которых ребенок должен покатить мяч и попасть в ворота или бросить его в ящик, в корзину [4 с. 64].
Малыша следует также обучить специальным приемам сенсорного обследования и узнавания предметов с обязательным подключением рук, то есть ребенок ощупывает предмет и узнает его на ощупь, каждой рукой.
Система помощи предусматривает раннюю диагностику и ранее начало систематической лечебно - педагогической работы с детьми, страдающими ДЦП. В основе такой системы лежат ранее выявление еще в родильном доме или детской поликлинике среди новорожденных всех детей с церебральной патологией и оказание им специальной помощи [8 с. 10].
В нашей стране имеется сеть специализированных учреждений министерств образования здравоохранения и социального развития: поликлиники, неврологические отделения и психоневрологические больницы, специализированные санатории, ясли – сады, школы – интернаты для детей с нарушениями ОДА, дома ребенка, интернаты (Министерство здравоохранения и социального развития) и различные реабилитационные учреждения. Амбулаторное лечение проводится на базе детской поликлиники врачами (невропатологом, педиатром, ортопедом), которые руководят лечением ребенка в домашних условиях.
В этих учреждениях осуществляется не только восстановительное лечение, но и предоставляется квалифицированная помощь специалистов – логопедов, дефектологов, психиатров, по коррекции нарушений. Детей, родители которых по каким – либо причинам не могут обеспечить им лечение и воспитание в домашних условиях, государство берет под временную или постоянную опеку.
Важным является максимальное всестороннее развитие ребенка в соответствии с его возможностями. В школах – интернатах для детей с нарушениями ОДА обучаются самостоятельно передвигающихся и обслуживающие себя дети с сохранным интеллектом. Дети, не передвигающиеся и не обслуживающие себя самостоятельно, обучаются на дому по обычной вспомогательной или индивидуальной программе [8 с. 12].
Профориентация детей проводится в течение всего периода обучения с целью подготовки к будущей профессии, более всего соответствующей психофизическим возможностям и интересам подростка.
В специальных школах около 70 % школьников подвержены различным нарушениям осанки. Неправильная осанка влияет не только на эстетическую сторону телосложения, но и влечет за собой множество различных заболеваний. Коррекция осанки продолжается на протяжении всего периода обучения умственно отсталого ребенка и не только на уроках физической культуры, но и на других уроках, в быту, играх, на отдыхе. Упражнения на осанку должны быть обязательным элементом в физкультминутках, физкультпаузах, гимнастике до уроков.
Подвижность в суставах – необходимое качество для нормального функционирования ОДА. Развитием подвижности в суставах характеризуется гибкость – способность человека выполнять упражнения с большей амплитудой.
При коррекции плоскостопия используют средства, способствующие укреплению мышечного и суставно-связочного аппарата. Возможности для коррекции психомоторных нарушений, совершенствования двигательных способностей учащихся достаточно велики. На данный момент работа над коррекцией нарушений идет по восходящей. Появляются новые методы, упражнения. Родители стали лучше следить за своими детьми, избегая появлений нарушений (заболеваний) ОДА, появляется литература.
На данный момент работа над коррекцией нарушений опорно-двигательного аппарата улучшается, появляются новые методы лечения, разнообразные упражнения. Коррекция нарушений опорно-двигательного аппарата должна быть не только на уроках физкультуры, но и на других уроках, в быту, играх, на отдыхе. Родители, на данный момент, стали больше уделять внимания детям, избегая появления нарушений (заболеваний) опорно-двигательного аппарата [4 с. 66].
Таким образом, мы видим, существование движения, ловкость в действительном мире является именно психофизическим, где деятельность и мышц, и мозга значимы в равной степени. Поскольку ловкость является психофизическим качеством, то оно должно обладать свойством упражнениями. Н. А. Берштейн отмечает: "... ловкость - не навык и не совокупность каких-нибудь навыков. Ловкость - это качество или способность, которая определяет отношения нашей нервной системы по навыкам. От степени двигательной ловкости зависит, насколько быстро и успешно может соорудить у человека тот или иной двигательный навык и насколько высоко совершенство он сумеет достигнуть. И упражняемость, и ловкость, несомненно, представляют собой упражняемые качества, но как та, так и другая сторона стоят над всеми навыками, подчиняет их себе и определяет существенное свойство" [8 с. 14].
Исследования В. С. Фарфеля также подтверждают мнение о том, что ловкость все-таки является качеством воспитываемым мы тренируемым. В методической литературе можно увидеть два пути тренировки ловкости:
1) накопление разнообразных двигательных навыков и умений;
2) совершенствование способности кровать двигательную деятельность в соответствии с требованиями меняющейся обстановки.
В качестве конкретных методических приемов для тренировки ловкости рекомендуют следующий приемы:
- применение упражнений с необычными исходными положениями;
- зеркальная выполнения упражнений;
- варьирование пространственными границами, в которых выполняются упражнения;
- усложнение упражнений дополнительными движениями.
В понятие ловкость входят следующие компоненты:
1) быстрота реакции на сигнал;
2) координация движений;
3) быстрота усвоения нового;
4) особенности выполнения движений и использования двигательного опыта.
Ряд ученых определяют вязкость как способность быстро овладевать новыми движениями, иначе - способность быстро обучаться, быстро перестраивать двигательную деятельность в соответствии с требованиями меняющейся обстановки (В.С. Фарфель, Л. П. Матвеев, Л. Б. Кофман и др.).
К показателем ловкости относят следующие факторы: способность быстро обучаться; использовать двигательный опыт; быстро реагировать на изменение ситуации, например, подвижных играх координированно выполнять двигательные действия. При формировании ловкости необходимо правильно выбрать методику обучения ребенка движению; подвижные игры на развитие ловкости должно включать упражнения на координацию, а игры - игровые упражнения. Так, например, игровые упражнения на координацию движение и внимания могут быть следующие игры: «Зоопарк», «Игрушки» и т. д.; общий развивающими упражнениями на координацию движений и внимания: «Поспеши, но не ошибись» и т.д.
Большое место в развитии ловкости принимаю такие игры, как «Старая лапта», «Летучий мяч», «Запрещенное движение», «Тень», «Фокины дети», «Зеркало», отличающиеся к «Школе мяча».
Воспитание ловкости успешно осуществляется в физических упражнениях, подвижных и спортивных играх. Исследование Л. Н. Голынской показала целесообразность использования для развития ручной ловкости упражнения типа кулачки - ладошки: исходное положение - положить правую руку, сжатая в кулак, на стол; левую, выпрямленную - рядом. Быстро поменять положение рук по сигналу педагога. Или – «По порядку»: дотрагивается каждым пальцем по порядку от мизинца до большого пальца. В начале левый или правой рукой, а затем наоборот [8 с. 35].
Игры в ладошки в паре, общеразвивающие упражнения с малым мячом также способствует развитию ручной ловкости.
Ловкость - это сложно координированное качество, оно необходимо ребенку для успешного использования двигательного опыта.
Поскольку психофизические качества формируется у ребенка комплексно, развитие из качеств способствует улучшению других психофизических качеств. Их развитие требует пристального внимания педагогов, и соблюдения ими следующих правил:
- помоги, но не навреди;
- заинтересуй, но не настаивай;
- Каждый ребенок индивидуален.