Методы и приемы развития скоростно-силовых качеств и ловкости у детей младшего школьного возраста

Принято считать основными физическими (двигательными) качествами человека силу, быстроту движений, ловкость. Развитие, воспитание и совершенствование их – целостный процесс, конечные задачи которого – расширены функциональных возможностей человека, степень его двигательной одаренности.

Сила – способность человека внешнее сопротивление или противодействовать ему посредством мышечных напряжений. Сила измеряется динамометром. Различают абсолютную (суммарная сила всех мышечных групп) и относительную силу (величина абсолютной силы, приходящая на 1 кг веса спортсмена).

Средствами развития силы является упражнения с отягощениями и упражнения взрывного характера. Наиболее распространенными методами развития силы является метод максимальных усилий, метод динамических усилий, изометрический (статический) метод и метод электрической стимуляции мышц. В спорте больше значение имеет зависимость силы – скорость или скоростно-силовые качества (бег, прыжки, метание, штанга, бокс и т.п.).

Быстрота.Развитие быстроты – способности человека выполнять большое количество движений с максимальной скоростью – характеризуется увеличением подвижности нервных процессов, быстрота следующих друг за другом, давая возможность быстрой смене сокращений и расслаблений мышц, направляя и координируя движения и уменьшая латентный (скрытый) период двигательной реакции.

Поскольку быстрота движении и реакции необходима в о всех видах спорта и во многих ситуациях, то и упражнения для её развития одинаковы:

- бег на коротких отрезках с максимальной скоростью;

- семенящий бег, бег с опорой, бег с высоким подниманием бедра и т.п.;

- упражнения с применением большой силы (кратковременно), прыжков и т.п.;

- упражнения в быстроте ответных действий на внезапный сигнал и пр.

Совершенствование техники любого движения увеличивает возможность быстрых рациональных движений, что в конечном итоге повышает скорость выполнение движения.

Ловкость – самое сложное многозначное качество. Измерителями ловкости считаются координационная сложность усвоенного движения, точность выполнения пространственных временных силовых ритмических характеристик, изменения двигательной деятельности в соответствии с изменившейся установкой.

Принципы воспитания скоростно-силовых качеств и ловкости:

1. Научности.

2. Всесторонности.

3. Сознательности и активности.

4. Повторности и систематичности.

5. Постепенности.

6. Доступности.

7. Коллективности в сочетании с индивидуализацией.

8. Наглядности прочности.

Т.А. Тарасовой были разработаны следующие условия развития ловкости у детей младшего школьного возраста:

1. Ловкость возрастает при овладении новыми разнообразными движениями. При отсутствии новых двигательных ощущений снижается способность к обучению. Поэтому важно включать элемент новизны и в те движения, которыми дети владеют.

2. Необходимо давать усложнения, новые сочетания движений, изменять привычные условия выполнения движения.

Автор считает, что подвижные игры наиболее успешно помогут ребенку в формировании ловкости и предлагает требования подбору подвижных игр для детей младшего школьного возраста. Т.А. Тарасова отмечает, что прежде чем организовать работу, необходимо произвести отбор и классификацию подвижных игр, способствующих развитию ловкости: игры с использованием обще развивающих упражнений, действий с мячом, скакалкой, на закрепление навыков лазанья, перелезания, катание на лыжах и т.д. Она также считает, план работы по использованию подвижных игр для развития ловкости, который включает в себя перечень игр, используемых в совместной деятельности педагога с детьми – непосредственно образовательной деятельности по физическому воспитанию, на прогулке, при проведений спортивных досугов и развлечений; игр, рекомендованных для работы учителям. В самостоятельной деятельности должны использоваться игры, уже хорошо знакомые детям.

Помимо Т.А.Тарасовой, проблемой формирования ловкости у детей подготовительной к школе группе занимался А.В.Радионов. Он выделяет три взаимосвязанных и взаимообусловленных этапа работы по формированию ловкости у детей подготовительной группы:

1 этап(подготовительный) –этот этап предполагает обучение детей осознанному выполнению физических упражнений, обогащении их двигательного опыта, переносе полученных знаний и навыков в игровую деятельность.

2 этап(основной)–задачей этого этапа является воспитание мгновенной реакции на сигнал, совершенствовании двигательных навыков в подвижных играх, улучшении координации движений и умении приспосабливаться к изменениям окружающей обстановке.

3 этап (заключительный) – на данном этапе решаются задачи совершенствования двигательных навыков детей и творческого использования имеющегося двигательного опыта в повседневной жизни. На данном этапе предусматривалось проведение подвижных игр с более сложными заданиями; придумывание игр и упражнений самими детьми; включение описанных выше игр в формеактивного отдыха–физкультурные досуги и праздники, использование игр большой подвижности, а также самостоятельную двигательную деятельность детей.

ГЛАВА 2.

Наши рекомендации