Анализ военно-политической обстановки в мире показывает, что начало XXI века будет характеризоваться проявлением во внутригосударственных и международных отношениях двух главных тенденций.

Первая - выражается в отходе от военно-силовой политики к развитию отношений доверия и сотрудничества в военной, политической области, в стремлении именно на этой основе упрочить национально-государственную и международную безопасность.

Вторая - противоположная тенденция, заключающаяся в расширении причин и поводов для использования военно-силовой политики. Кризисный характер экономического развития большой группы государств мира, реальный рост социального разрыва между экономически развитыми государствами и странами с отсталой экономикой, провоцируют политические режимы некоторых государств к попыткам решения экономических и политических внутренних и межгосударственных проблем вооруженным путем. Кроме того, амбиции отдельных крупнейших экономически развитых государств в стремлении к региональной гегемонии также подталкивают их к проведению военно-силовой политики.

Данные тенденции обуславливаются следующими объективными причинами:

- нарастание дефицита сырья и энергии в развитых странах мира;

- перенос социально-классового противостояния в мире в область национальных противоречий;

-усиление борьбы за лидерство в установлении нового экономического порядка в регионах и мире в целом;

- выход на политическую арену сил, исповедующих терроризм как способ изменения мирового порядка;

-нарастание потребности в реформировании существующего миропорядка путем изменения статуса новых мировых держав.

Существующие противоречия между государствами и народами будут подталкивать различные радикальные и экстремистские движения к силовым действиям.

Появление новых центров финансово-экономической мощи в Европе, Азии и на ближнем востоке также, бесспорно, провоцирует применение силы в переделе мира. Следовательно, даже окончательный уход в прошлое рецидивов «холодной воины» не означает, что из международной практики будет исключено военно­-политическое противостояние. Отказ от идеологического противостояния не отменит геополитических интересов, а также национальных приоритетов во внешней политике любого государства.

Переходя к анализу угроз безопасности России, следует остановиться в первую очередь на источниках военной опасности, которые при определенных условиях могут перерасти в военные угрозы различного масштаба (глобального, регионального и локального).

Глобальная военная опасность для России исходит и будет исходить от стран, обладающих стратегическим ядерным оружием (США, Китай, Франция, Великобритания, Пакистан). В свою очередь и Россия, обладающая стратегическим ядерным оружием, является источником глобальной военной опасности по отношению к другим государствам мира. В то же время военно-стратегическая обстановка в мире показывает, что потенциальная военная опасность в глобальном масштабе реально уменьшается и имеет все позитивные тенденции к дальнейшему снижению.

Страны, обладающие стратегическими ядерными вооружениями, стремятся к снижению глобальной военной опасности. Кроме того, складывающиеся отношения России и США с Китаем, Францией и Великобританией позволяют делать вывод об уменьшении взаимной глобальной военной опасности для России на данном этапе.

Таким, образом, военно-стратегическая обстановка в мире начала ХХI века характеризуется тенденцией к снижению существующей для России военной угрозы со стороны стран, обладающих стратегическим ядерным оружием. Так же и со стороны России к этим странам.

К характерным особенностям современных войн сегодня можно отнести:

- применение различных форм и методов боевых действий, в том числе нетрадиционных;

- сочетание военных действий (проводимых в соответствии с правилами военной науки) с партизанскими и террористическими действиями;

широкое использование криминальных (и регулярных) формирований;

- скоротечность военных действий (30-60 суток);

- избирательность поражения объектов

-повышение роли дальних дистанционных боев с применением высокоточных радиоуправляемых средств;

- нанесение точечных ударов по ключевым объектам' (чаще критическим элементам объекта экономики);

-сочетание мощного политико-дипломатического информационно­психологического и экономического воздействия.

Источниками потенциальной региональной военной опасности России и других стран СНГ являются государства, граничащие с территорией бывшего СССР на юге, которые способны в отдельности создать достаточно мощные группировки войск против северных соседей. Кроме того, источником региональной военной опасности служат усиливающиеся территориальные и конфессиональные противоречия на северо-западе и востоке России. В то же время региональные военные опасности различного характера сглажены до определенной степени двусторонними соглашениями (экономическими, пограничными, военными, культурными и т. д.) И практически не пере росли в военную угрозу для России, хотя и обладают большим взрывным потенциалом.

Локальная военная опасность в настоящее время имеет более подвижный характер, более выраженные и конкретные симптомы противоречий и менее короткий процесс по времени перехода к непосредственной военной угрозе или к вооруженному конфликту. Локальная военная опасность России практически существует по всему пери метру границ России с государствами дальнего зарубежья. Питательной средой для нее служат существующие чисто военные и территориальные противоречия, которые при определенных условиях могут перерасти в вооруженные конфликты

Наши рекомендации