Влияние уровня угроз и факторов неопределенности на развитие Военно-политической и Военно-стратегической обстановки в мире

– 20 мин.

Уровень угроз и факторов неопределенности оказывают существенное влияние на развитие военно-политической и военно-стратегической об­становки в мире, на создание очагов напряженности и зон конфликтов, на характер войн и вооруженных конфликтов. Следует отметить, что войны и вооруженные конфликты будущего будут порождаться не одним каким-либо даже очень весомым фактором, а сложным переплетением различных социально-политических, экономических, национальных и религиозных проти­воречий и причин, которые следует учитывать при раскрытии стратегическо­го содержания вооруженной борьбы будущего.

Российское военное планирование в области строительства и примене­ния Вооруженных Сил РФ в первой половине XXI будет определяться также существованием ряда факторов неопределенности. Под фактором неопреде­ленности понимается ситуация, конфликт или процесс политического или военно-политического свойства, развитие которого может существенно из­менить геополитическую обстановку в приоритетном для интересов России регионе или создать прямую угрозу безопасности РФ. Однако сам характер факторов неопределенности исключает возможность формулирования одно­значного прогноза их развития. Данное обстоятельство превращает факторы неопределенности в особую категорию военного планирования для россий­ских Вооруженных Сил.

В качестве факторов неопределенности выделяются:

Снижение роли СБ ООН, формальное и фактическое лишение его прерога­тив по санкционированию применения военной силы в мире. Расширение практики применения военной силы в политических или экономических целях на основании национального решения, существенно уменьшит значение и эффективность политических инструментов разрешения кризисных ситуа­ций и значительно понизит порог применения Вооруженных Сил. Это может потребовать от России серьезной корректировки планов военного строительства и развертывания войск. Таким образом, сохранение за Советом Безопасности ООН полномочий по санкционированию применения военной силы в мире рассматривается в качестве важнейшего инструмента сохранения международной стабильности.

Возможность возвращения ядерному оружию свойств реального военного инструмента. Отмечены попытки вернуть ядерное оружие в спектр допусти­мых военных инструментов за счет реализации в новых образцах ядерных вооружений «прорывных» научно-технических разработок, превращающих ядерное оружие в относительно «чистое», применение которого не имеет столь значительных негативных последствий, как применение более ранних видов ядерного оружия. Проведение в ряде стран подобных НИОКР и принятие политических решений о возможности их расширенного финансиро­вания рассматриваются в Министерстве обороны РФ как фактор, способный серьезно изменить мировую и региональную стабильность. Фактически ста­вится вопрос о возможности точечного применения ядерного вооружения в региональных конфликтах против военных и гражданских целей с целью уничтожения крупных группировок вооруженных сил и объектов граждан­ской инфраструктуры. Понижение порога применения ядерного оружия на оперативно-тактическом и тактическом уровнях, девальвирующее значение обычных вооруженных сил и вооружений, превращает угрозу применения ядерного оружия из политической в военно-политическую. Это потребует от России перестройки системы управления войсками и создания потенциала сдерживания, возможно, не только за счет изменения ядерной политики, но и путем готовности к осуществлению асимметричных мер.

Возможность усиления процессов распространения ОМП, включая ядерные технологии, и средств доставки. Расширение практики применения вооруженных сил без санкции СБ ООН может спровоцировать большую востребо­ванность оружия массового поражения, включая ядерное, среди региональ­ных центров силы, стремящихся создать инструмент сдерживания. Помимо общей дестабилизации международной обстановки это будет иметь и целый ряд военно-прикладных последствий. Появление в региональных балансах сил ядерного фактора с обеих сторон существенно изменит характер воору­женной борьбы. Для России этот процесс, в случае полномасштабной реали­зации, создаст проблему расширения мер противодействия угрозе разработ­ки и применения ОМП в региональных конфликтах, как на политическом, так и на военно-техническом уровне.

Перспективы и направленность развития Шанхайской организации по со­трудничеству. В настоящее время Шанхайская организация по сотрудниче­ству (ШОС) играет важнейшую роль в обеспечении региональной стабиль­ности в Центральной Азии и западной части Дальневосточного региона. В случае дальнейшего укрепления политического и военно-политического потенциала данной структуры Россия будет иметь на Юго-Восточном и Дальневосточном направлениях зону мира и стабильности, исключающую возникновение крупномасштабной военной угрозы, которой России при­дется противостоять в одиночку. В случае же, если произойдет полная или частичная ренационализация политики в области безопасности государств региона, Россия вынуждена будет рассматривать регион как потенциальный источник этнических конфликтов, пограничных споров и обшей военно-по­литической нестабильности. Это естественным образом может внести кор­рективы в российское военное планирование, а также в принципы разверты­вания группировок сил и средств частей постоянной готовности.

Возможные направления развития процесса расширения НАТО. В случае трансформации НАТО в политическую организацию с исторически сформи­ровавшимся военным потенциалом, процесс расширения Альянса на восток будет оставаться в рамках политического диалога с Россией относительно условий дальнейшего взаимодействия. В этом диалоге неизбежно будут воз­никать сложности, связанные с условиями интеграции новых стран-членов в Альянс и их роли в нем, поскольку Россия твердо выступает за отсутствие антироссийских компонентов не только в военном планировании, но и в политических декларациях стран-членов Альянса. В противном случае парт­нерство России и НАТО лишено функционального смысла. Однако в слу­чае, если НАТО сохранится в качестве военного альянса с преимущественно наступательной военной доктриной, особенно на фоне ослабления роли СБ ООН в принятии решения о применении силы, это потребует коренной пе­рестройки российского военного планирования и принципов строительства российских Вооруженных Сил с внесением в спектр возможных действий элементов превентивной стратегии при возникновении угрозы для РФ. Тем более такой перестройки потребует развертывание группировок иностран­ных войск на территории пограничных с Россией государств. Не исключа­ется и изменение российской ядерной стратегии, и повышение значимости тактического ядерного оружия для обеспечения стабильности на Западном стратегическом направлении.

Российское государство, после­довательно проводя сбалансиро­ванную внешнюю политику и осу­ществляя широкое международ­ное сотрудничество, строго при­держивается общепризнанных принципов международного права в области международной полити­ки, которые положены в основу Концепции внешней политики РФ, утвержденной Президентом РФ в 2000г. Важно отметить, что ее пра­вовую основу составляют в первую очередь положения Конституции, федеральные законы, а также дру­гие нормативные акты, регулиру­ющие деятельность федеральных органов государственной власти в сфере внешней политики, об­щепризнанные принципы и нор­мы международного права. В Кон­цепции говорится: «Высшим прио­ритетом внешнеполитического курса России является защита ин­тересов личности, общества и госу­дарства».

В Концепции внешней полити­ки РФ определены основные при­оритеты внешней политики наше­го государства в решении глобаль­ных проблем (Слайд № 1):

- формирование нового мироу­стройства;

- укрепление международной безопасности;

- обеспечение благоприятных внешнеполитических условий для России в сфере международных экономических отношений;

- соблюдение и защита прав че­ловека на международном уровне;

- информационное сопровожде­ние внешнеполитической дея­тельности.

В ней содержится комплекс но­вых предложений по оздоровле­нию современной международной обстановки и созданию благопри­ятных внешних условий для фор­мирования стабильного, справед­ливого и демократического миро­порядка, строящегося на общеп­ризнанных нормах международ­ного права (включая прежде всего цели и принципы Устава ООН), равноправных и партнерских от­ношениях между государствами.

Концептуальные основы внеш­ней политики Российского госу­дарства отражают современный этап в развитии международных отношений. Концепция внешней политики РФ и ее основные нап­равления, определяемые Прези­дентом РФ, учитывают качествен­но новую расстановку сил на ми­ровой арене и необходимость при­менения новых подходов в реше­нии проблем российской внешней политики и важнейших междуна­родных вопросов.

Таким образом, осуществление внешней политики России невоз­можно себе представить без регу­лятивной составляющей данного механизма. Регулятивная состав­ляющая конституционно-право­вого механизма осуществления внешней политики РФ - это сово­купность взаимосвязанных нор­мативно-правовых актов, регули­рующих взаимоотношения и дея­тельность государственных орга­нов в процессе осуществления внешней политики России. Она представляет собой совокупность нормативно-правовых актов, зак­репляющих организационную структуру, функции и полномочия государственных органов, в ком­петенцию которых входит реше­ние вопросов внешней политики.

Исходя из сложившейся обстановки и того, что высшим приоритетом государственной политики России является защита интереса личности, общества и государства, необходимо обозначить основные цели военной политики России на современном этапе.

1)Обеспечение надежной безопасности страны, сохранение и укрепление ее суверенитета и территориальной целостности, прочных и авторитетных позиций в мировом сообществе, которые в наибольшей мере отвечают инте­ресам Российской Федерации как великой державы, как одного из влиятельных центров современно­го мира и которые необходимы для роста ее политического, эко­номического, интеллектуального и духовного потенциала.

2) Воздействие на общемиро­вые процессы в целях формирова­ния стабильного, справедливого и демократического миропорядка, строящегося на общепризнанных нормах международного права, включая, прежде всего цели и принципы Устава ООН, на равноправных и партнерских отношений между государствами.

3) Создание благоприятных внешних условий для поступа­тельного развития России, подъе­ма ее экономики, повышения уровня жизни населения, успеш­ного проведения демократических преобразований, укрепления ос­нов конституционного строя, со­блюдения прав и свобод человека.

4) Формирование пояса ста­бильности по периметру россий­ских границ, содействие устране­нию имеющихся и предотвраще­нию возникновения потенциаль­ных очагов напряженности и кон­фликтов в прилегающих к Рос­сийской Федерации регионах.

5) Поиск согласия и совпадаю­щих интересов с зарубежными странами и межгосударственными объединениями в процессе решения задач безопасности мира, определяемых национальными приоритетами России, строительство на этой основе системы партнерских и союзнических отношений, улучшающих условия и параметры международного взаимодействия.

Даже беглый анализ существующих угроз национальной безопасности России, с учетом имеющихся факторов неопределенности, показывает сте­пень изменений, произошедших в мире за последнее десятилетие. Очевидно, что, наряду с переменами в области военно-политических форм и методов, существенно модифицировался характер непосредственно военного, боево­го противостояния, учет которых необходим при оценке перспектив обеспе­чения национальной безопасности в России.

Наши рекомендации