Списки слогов и слов для «теста оперативных единиц чтения» (топеч)
Список А
U71UCI | УК Л | |||||||||
Список № 1
л | т | к | О | д | я | ф | ш | в | Е | Ы | Ж | |
ц | в | А | э | ч | с | ю | П | г | Щ | и | к | О |
т | л | я | П | я | в | л | и | н | к | д | Ц | |
ю | л | ж | Е | к | У | в | X | Е | р | А | Б | |
ф | т | и | М | г | ы | ж | щ | э | А | Р | У | |
н | к | Б | О | л | в | ы | М | Е | Ч | И | Б | Е |
щ | о | П | X | ф | и | Б | ц | д | я | Ж | Ю | В |
ш | в | М | ш | ч | н | А | д |
Список № 2
ки | РО | ом | ДА | СУ | BE | ИС | ги | РА | МБ |
ИЛ | АШ | ду | жи | НЕ | ОК | им | РЫ | ОМ | |
BE | ял | ДИ | ЕМ | пы | ЛЮ | AM | СЕ | ИК | РУ |
ВО | юн | СИ | ня | ЕЛ | ША | ЧУ | ЮР | ЩУ | ЯК |
БЫ | ин | ля | ЮМ | ИМ | ВУ | ЖО | ДЕ | ИХ | ЦУ |
АР | юс | КА | ДО | сы | ОТ | РИ | УК | НЕ | ЧА |
АХ | ФО | АЛ | ЦА | ДЫ | ОЛ | ЯН | РИ | НЯ | УС |
ОШ | ХУ | ЧИ | ТЕ | ЗА | ЭХ | ЖУ | AT | ПЕ | ОЧ |
ХИ | БЕ | УФ | ИХ | ТЫ | БЯ | го | УЧ | ШО | ФА |
ЯР | юш | ЛЫ | мя | ЕС | ЗЫ | ню | ТУ | ИГ | ДО |
Список JV8 3
ЛАМ | ДИП | СИН | ВУР | ШОМ | РУС | КУЦ | вин |
ЛЯД | ЖАН | КОС | РЕС | ЛЯН | ДИМ | СУН | ЧОР |
ВИС | ВОК | ЛЫК | РАН | КУЛ | мош | лип | СЕР |
вын | БУЛ | ДЬШ | РОН | ВУЛ | НУС | ДИЛ | нял |
син | КИЛ | ШОР | ЧУМ | хил | мын | ДАЦ | ХУР |
МАП | ЦИК | лих | ВАН | ДЫР | вис | ныш | нял |
СУР | МАИ | лын | СУШ | хим | ЧАЛ | РЫС | НУЛ |
ШАЛ | ВУР | пис | РЕС | ГАК | НЕМ | хит | кич |
ШОМ | ХАТ | РИК | ЛОС | ЦАХ | лык | ЖУР | ЛАП |
ЦАР | МУФ | ЧЕС | МАЦ | КУС | зим | ляс | дих |
ЖЕР | ДЫМ | ФЕХ | БАЦ | ЛЯР | вим | НЕС | чим |
НАК | РОШ | НЫР | СУН | лих | чик | шим | хил |
ЦУК | ЛАХ | НАМ | КИР |
Список № 4
ПРИ | ACT | КНУ | ИСТ | СПУ | ТРА | глю | ВЗА |
ОРХ | ЦВЕ | АХТ | СТИ | ХРУ | ДМЕ | МЛА | ПРЫ |
ХРО | ШЛИ | онк | ЕСТ | гли | СТА | кно | ОЛС |
ФРЕ | ШТИ | APT | КПИ | мля | СНУ | ело | УСТ |
ШКА | пти | УКС | БЛА | иск | ВСЮ | ЖМА | ГРЯ |
БЛЕ | олп | ихт | ПЧЕ | ГЛЕ | КРЮ | АНТ | слы |
ПРЯ | жни | плю | КНЯ | пси | КРЫ | БЛА | иле |
ФРУ | ВЛЕ | ОРШ | ШХУ | БРЫ | МНУ | ПЧЕ | АПТ |
СЛЕ | ХВА | ВРА | СФЕ | ЧТИ | олк | ОЛП | КЛЕ |
ФЛЕ | ТРЯ | ЧМЕ | КНЯ | ТРЮ | ПЧЕ | КВА | АСК |
ЯРП | КСИ | ТВО | мло | ВРУ | ВТО | НРА | ЯХТ |
взя | ски | ПРУ | СВЕ | КРЯ | отс | ЯМК | СТЫ |
сви | УКС | КРЕ | ТЛЯ |
Список Л« 5
МАК | РИС | моль | дым | пол | ВЕСЬ | нил | КУЛЬ | ||||||||
ШИК | РОТ | МАТЬ | ДУХ | лов | РЫСЬ | ШУМ | САД | ||||||||
ХОРЬ | сон | топь | РОК | вонь | лом | РЕВ | ШАЛЬ | ||||||||
ВЕЛ | МОХ | СЕТЬ | нос | воль | нить | СУК | ДАР | ||||||||
ТОК | ПУТЬ | ТИР | вынь | РОЖЬ | нюх | толь | сок | ||||||||
ДЕНЬ | ЖАЛ | СИНЬ | МЕЛ | тик | РУЛЬ | кит | СЕВ | ||||||||
ШАРЬ | ПОТ | СЫР | дочь | ХАН | вить | ШАР | ЛУК | ||||||||
МЫШЬ | ЛОСЬ | дол | сыпь | мол | соль | кинь | СУШЬ | ||||||||
ДАМ | ЖАЛЬ | ХОР | ЛАНЬ | конь | дом | НЕС | киль | ||||||||
ЩИТ | ДАНЬ | РОС | хоть | ЛАРЬ | СОР | ТЕМЬ | ЛУНЬ | ||||||||
САМ | НОЛЬ | МЕЛ | РОЛЬ | сом | ЖУТЬ | кол | ШУТ | ||||||||
РАНЬ | МОР | СУП | РОМ | ТЕНЬ | ТУР | ШУТ | СУХ | ||||||||
ШЕЛ | РАД | кот | ДАЛЬ | ||||||||||||
Список № 6
ЛИСТ | ПРИЗ | КЛИН | РАНГ | СТУЛ | БРАНЬ | СТУК |
СМЕХ ШЕСТЬ ТРОС | ШКАФ РИНГ МАСТЬ | ствол ПАСТЬ ПЛОТ | ЦИРК ГРАЧ КРУГ | ДИСК КЛУБ СТОЛ | ПЛАЧ ЗНАК БИНТ | ВАНТ ДРАНЬ ШМЕЛЬ |
КВАЧ | ШИПР | звон | ХРУСТ | жизнь | ФОРС | ПЛАН |
СВИСТ ТРОН | ДЛАНЬ ПЛАТ | КЛЕН ЗНАТЬ | ГОНГ КАНТ | кость стон | БОРТ ШТИЛЬ | ПУСК ПАРК |
ТРАП | ЧЕСТЬ | ПОРТ | СТАЛЬ | МРАК | ПАКТ | БАНК |
СЛОН | ГРАНЬ | ТОРТ | МОСТ | СНЕГ | СТОК | ВИНТ |
КРАЛ | КЛЕСТ | КОРТ | ШЕСТ | писк | СРОК | СТЕР |
ВАНТ ЗОНТ ДОЖДЬ БРОНЬ | КРАН СКОТ РОСТ ХВАТ | вождь ВЛАСТЬ ШРАМ КЛАН | БРАТ ДРУГ ДУСТ КИСТЬ | пост НАСТ шпон стиль | КОСТЬ ШПРИЦ КРИК ЗРАК | КРОТ КРЕСТ СВАТ ТРЕК |
СОРТ | ПИРС |
Приложение 3 МЕТОДИКА РАННЕГО ВЫЯВЛЕНИЯ ДИСЛЕКСИИ (МРВД)
Данную методику целесообразно использовать в ходе массовых профилактических осмотров детей 6-8 лет. Обследование с помощью МРВД не требует специального оборудования и занимает около 5-8 мин. Пользование методикой доступно широкому кругу специалистов, участвующих в предшкольной диспансеризации детей (детские психиатры, невропатологи, педиатры, логопеды).
Описание методики и правила оценки выполнения заданий.
I. «Рядоговорение». Инструкция ребенку: «Перечисли по порядку времена года и (после ответа на этот вопрос) дни недели» (при недостаточном понимании своих временных понятий допустима помощь в виде наводящих вопросов или подсказки, не содержащей порядкового перечисления).
Оценки (здесь и далее оценка дается в штрафных баллах): 1) правильно ответил на оба вопроса — 0 баллов; 2) правильно ответил на один вопрос — 2 балла; 3) не ответил ни, на один вопрос — 3 балла.
П. «Ритмы». Инструкция: «Послушай, как я постучу, и после того, как я закончу, постучи точно так же». После этого однократно предъявляется серия ударов по столу (карандашом или палочкой) с длинными и короткими интервалами:
1) простые ритмы — 1! !, !!!,!!!!,!!!!,!!!!; если задание выполнено верно, то переходят к более сложному; если допущено больше одной ошибки, то прекращают;
2) сложные ритмы — !!!!!,!!! II,!!!!!. II!!!!. Критерий выполнения такой же, как в простых ритмах.
Оценки: 1) выполнены оба задания — 0 баллов: 2) выполнены только простые ритмы — 2 балла; 3) не выполнено ни одного задания — 3 балла.
III. Тест «Кулак — ребро — ладонь». Инструкция: «Посмотри внимательно на то, что я сейчас сделаю, и повтори точно так же». Экспериментатор демонстрирует ребенку трижды подряд последовательность из трех движений руки: ударить кулаком по столу, поставить ладонь ребром, хлопнуть ладонью по столу. Ребенок, так же как и экспериментатор, должен трижды без ошибок воспроизвести эту последовательность. Если ребенок нарушил последовательность движений не более одного раза, нужно указать, что допущена ошибка, и предоставить ему еще попытку (если ребенок воспроизвел последовательность из 3 движений только один раз и после стимуляции продолжил ее верно, то это ошибкой не считается). При явно ошибочном воспроизведении демонстрация образца повторяется. Всего допускается не более 5 демонстраций.
Оценки: 1) правильное воспроизведение с одной-двух попыток после 1-й демонстрации — 0 баллов; 2) правильное воспроизведение после 2 демонстраций или после 3 демонстраций с 1-й попытки — 2 балла; 3) правильное воспроизведение после 4 и 5 демонстраций или после 3 демонстраций со 2-й и более попыток — 3 балла.
IV. Субтест «Повторение цифр». Инструкция: «Сейчас я назову тебе какие-нибудь несколько цифр, а ты, как только я кончу говорить, повтори их точно в таком же порядке. Внимание!» После этого экспериментатор ровным голосом, не меняя интонации на последней цифре, в ритме отсчета стартового времени называет ряд из трех цифр (см. цифровые ряды). При ошибочном воспроизведении предъявляется другой ряд из трех цифр. При верном воспроизведении переходят к ряду из 4 цифр и так далее до ряда из 5 цифр. Экспериментатор фиксирует количество цифр в
наибольшем правильно воспроизведенном ряду. Это является предварительной оценкой за первую половину задания. После этого дается новая инструкция: «Сейчас я назову тебе еще несколько цифр, и ты их тоже будешь повторять, но только начинай с конца, повторяй их в обратном порядке. Например: если я скажу 1-2, то ты должен сказать 2-1». При этом для наглядности нужно поочередно коснуться пальцем на столе двух воображаемых точек: сначала слева направо, затем справа налево. Тактика обследования и фиксирования результатов такая же, как в первой половине задания: сначала предлагается ряд из 2 цифр, затем из 3 и т. д. Итоговым результатом выполнения всего задания является сумма предварительных оценок за первую и вторую половины задания.
ЦИФРОВЫЕ РЯДЫ |
Прямой счет: |
№ 3 3-8-6 6-1-2 № 4 3-4-1-7 6-1-5-8 № 5 8-4-2-3-9 5-2-1-8-6 |
Обратный счет: |
№ 2 2-5 6-3 № 3 5-7-4 2-5-9 № 4 7-2-9-6 8-4-9-3 |
Оценки: 1) итоговый результат больше 6 — 0 баллов, 2) итоговый результат равен 6 — 2 балла; 3) итоговый результат меньше 6 — 3 балла.
V. Ориентировка в «право — лево»:
1. Простая ориентировка. Инструкция: «Подними левую руку (начинать надо обязательно с левой), покажи правый глаз, левую ногу». Если задание выполнено, то переходят к следующему, если нет — прекращают.
2. Речевая проба Хеда. Инструкция: «Возьмись левой рукой за правое ухо, правой рукой — за правое ухо, правой рукой — за левое ухо, покажи левой рукой правый глаз».
Оценка: 1) выполнены оба задания — 0 баллов: 2) выполнена только простая ориентировка — 2 балла; 3) не выполнено ни одного задания — 3 балла.
VI. Составление рассказа по серии картинок. Ребенку предъявляется рассказ в 2 картинках (удобен для использования рассказ о курице, цыплятах и самоварной трубе из книги Н. Радлова «Рассказы в картинках»). В рассказе на первой картинке изображены: курица, которая вывела 4 желтых цыплят на прогулку, и
249 лежащая на земле самоварная труба, в которую один из цыплят заглядывает. На второй картинке удивленная курица, оглянувшись, видит, что трое цыплят вылезли из трубы черными, а четвертый, еще желтый, цыпленок заглядывает в нее.
Инструкция: «Посмотри! На этих картинках нарисован маленький рассказик. Расскажи: про что здесь нарисовано? Составь рассказ по этим картинкам».
Если ребенок не может самостоятельно составить рассказ или вместо него перечисляет изображенные предметы, то нужно задать наводящие вопросы. После того как ребенок закончил рассказ, задается вопрос: «Объясни: почему цыплята стали черными?» Оценки выставляют в два этапа.
1. Оценивается качество построения рассказа — связность, полнота изложения, правильность описания, последовательность событий: а) рассказ составлен самостоятельно, без существенных погрешностей — 0 баллов; б) рассказ составлен только по наводящим вопросам без грубых погрешностей или самостоятельно, но с грубыми погрешностями (пропущена существенная часть рассказа, нарушена последовательность событий) — 2 балла; в) вместо рассказа перечисляются изображенные предметы — 3 балла; г) ребенок без посторонней помощи даже не перечисляет предметы на картинках — 4 балла.
2. Оценивается понимание причинно-следственных связей: а) дано правильное объяснение (испачкались в саже или в краске) — 0 баллов; б) объяснение неполное («труба — черная») — при этом задается наводящий вопрос: «Что значит черная?», и если удовлетворительного ответа не дано, то оценка — 1 балл; в) объяснения совсем не было — 2 балла.
Итоговая оценка равна сумме первой и второй оценок. Составление окончательного заключения:
1. При обследовании детей 6,5-7,5 лет без грубой речевой патологии суммируются следующие 3 оценки: за «Рядоговорение», «Повторение цифр» и за тест Озерецкого или «Ритмы» (из этих двух выбирается задание, за которое получена большая оценка). Сумма баллов, превышающая 5, свидетельствует о предрасположенности к дислексии.
2. При обследовании детей 7,5-8,5 лет с выраженной речевой патологией (полиморфная дислалия, общее речевое недоразвитие, ринолалия) суммируются следующие оценки: за «Рядоговорение», «Повторение цифр», «Ориентировка в „право — лево"» и «Рассказ по картинкам». Сумма баллов, превышающая 5, свидетельствует о предрасположенности к дислексии.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Ананьев Б. Г., Рыбалко Е. Ф. Особенности восприятия пространства у детей.— М.: Просвещение, 1964.
Бейн Э. С., Бурлакова М. К., Визель Т. Г. Восстановление речи у больных с афазией. М., 1982.
Белътюков В. И. Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и усвоения устной речи.— М.: Педагогика, 1977.
Волкова Л. С. (ред.) Логопедия. М., 1989, 1995.
Головина Т. Н. Изобразительная деятельность учащихся вспомогательной школы.— М.: Педагогика, 1974.
Выготский Л. С. Собр. сочинений, т. 2. М., 1982.
Выготский Л. С. Собр. соч., т. 3. М., 1983.
Демьянов Ю. Г. Клинические особенности младших школьников со стойкими нарушениями успеваемости//Клиническое и психолого-педагогическое изучение детей с интеллектуальной недостаточностью.— М., 1976.
Доброхотова Т. А., Брагина Н. Н., Левши М., 1994.
Егоров Т. Г. Психология ошибок чтения на разных ступенях обучения// Изв. АПН РСФСР.— 1945.— Вып. 1.— С. 89-124.
Егоров Т. Г. Психология овладения навыком чтения. М., 1953.
Ермолина Л. А. Перспективы применения препаратов метаболического действия при лечении детей с интеллектуальной недостаточностью// Вопросы ранней диагностики психических заболеваний.— Вып. 3.— М., 1978.— С. 166-177.
Жирмунская Е. А. Биоэлектрическая активность здорового и больного мозга человека//Клиническая нейрофизиология.— Л., 1972.— С. 224-254.
Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. М., 1990.
Журова Л. Е., ЭльконинД. Б. К вопросу о формировании фонематического восприятия у детей дошкольного возраста//Сенсорное воспитание дошкольников.— М., 1963.— С. 213-227.
Зиндер Л. Р. Очерк общей теории письма. Л.: Наука, 1987.
Иванова В. Ф. Принципы русской орфографии. ЛГУ, 1977.
Исаев Д. Н., Ефремов К. Д., Пукшанская С. М. Легкая детская энцефалопатия как причина дислексии и дисграфии//Тез. Первой Всесоюз. конф. по неврологии и психиатрии.— М., 1974.— С. 120-121.
Исаев Д. Н., Карпова А. Н., Карпов Б. А. Патогенетический анализ механизмов нарушения процесса чтения у детей-олигофренов по результатам регистрации движений глаз//Проблемы общего психического недоразвития.— Л., 1976.— С. 122-123.
Исаев Д. Н. Психическое недоразвитие у детей.— Л.: Медицина, 1982.
Исаев Д. Н. Психопрофилактика в практике педиатра.— Л.: Медицина,
1984.
/ Карпенко Н. П., Подольский А. И. Внимание и коррекция дисграфиче-ских ошибок у детей с недоразвитием речи//Вестн. Моск. ун-та.— 1980.— Сер. 14, № 3.— С. 51-52.
Ковалев В. В. Психиатрия детского возраста.— М.: Медицина, 1979.
Ковалев В. В. Семиотика и диагностика психических заболеваний у детей и подростков.— М.: Медицина, 1985.
Ковшиков В. А. Сравнительная характеристика речевых нарушений у детей с временной задержкой психического развития и астенической формой олигофрении//ХХШ Герценовские чтения: Дефектология.— Л., 1970.— С. 65-67.
Корпев А. Н. Пейропсихологический и психометрический анализ синдрома дислексии у детей с задержкой психического развития//Нейро-психологические исследования в неврологии, нейрохирургии и психиатрии.— Л., 1981.— С. 126-129.
Корпев А. Н. Экспериментально-психологический анализ недостатков изобразительной деятельности у детей, страдающих дислексией, и детей с задержкой психического развития//Дефектология.— 1983.— № 4.— С. 10-15.
Корпев А. Н.. Ефремов К. Д. О двух вариантах дислексии у детей//Выяв-ление и коррекция нервно-психических и речевых расстройств у детей.— Л., 1985.— С. 155-161.
Корпев А. Н. О возрастной динамике дислексии у детей и прогнозе ее компенсации//Изучение и коррекция речевых расстройств.— Л., 1986.— С. 96-102.
Корпев А. Н. О влиянии фактора половой принадлежности на распространенность и клиническую симптоматику некоторых форм резидуаль-но-органических поражений головного мозга у детей//Психика и пол у детей и подростков в норме и патологии/Под ред. Д. Н. Исаева.— Л., 1986.— С. 69-73.
Корпев А. Н. Нарушения поведения и возрастные кризы у детей и подростков с речевыми нарушениями//Психопатические расстройства у подростков.— Л., 1987.— С. 59-64.
Корнев А. Н. Нейропсихологические методы исследованиях/Психодиагностические методы в педиатрии и детской психоневрологии. СПб., 1991. С. 48-73.
Краснопольский Э., Столпова М. К вопросу об изучении детского письма по тексту Кортиса//Вестн. просвещения.— 1927.— М» 1.— С. 79-84.
Красовская О. А О нарушениях зрительно-перцептивных функций при очаговых поражениях мозга в детском возрасте // Проблемы медицинской психологии. М., 1980. С. 79-88.
Лалаева Р. И. Нарушение процесса овладения чтением у школьников.— М.: Просвещение, 1983.
Лебединская К. С. Основные вопросы клиники и систематики задержки психического развития//Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей/Под ред. К. С. Лебединской.— М., 1982.— С. 5-21.
Лебединский В. В. Нарушения психического развития у детей.— М.: Изд-во МГУ им. М. В. Ломоносова, 1985.
Лебединский В. В., Марковская И. Ф., Лебединская К. С., Фишман М. Н., Труш В. Д. Клинико-нейропсихологический и нейрофизиологический анализ аномалий психического развития детей с явлениями «минимальной мозговой дисфункции»//А. Р. Лурия и современная психология. М., 1982. С.62.
Левина Р. Е. Недостатки чтения и письма у детей.— М.: Учпедгиз, 1940.
Леонтьев А. А. Некоторые вопросы лингвистической теории письма//В кн.: Вопросы общего языкознания. М., 1964.
Ломов Б. Ф. Формирование графических знаний и навыков у учащихся.— М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959.
Лупандин В. М. Некоторые общие итоги комплексного изучения легких форм интеллектуальной недостаточности//Вопросы равней диагностики психических заболеваний.— Вып. 3.— М., 1978.— С. 224-227.
Лурия А. Р. Очерки психофизиологии письма.— М.: Изд-во АПН РСФСР, 1950.
Лурия А. Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга.— М.: Изд-во МГУ им. М. В. Ломоносова, 1962.
Марковская И. Ф. Нейропсихологическая диагностика нарушений высших психических функций у детей с аномалией психического разви-тия//Практикум по патопсихологии. МГУ, 1987. С.136-156.
Марковская И. Ф. Задержка психического развития (клинико-нейропси-хологическая диагностика). М., 1994.
Микадзе Ю. В., Корсакова Н. К. Нейропсихологическая диагностика и коррекция младших школьников. М., 1994.
Мну хин С. С. О врожденной алексии и аграфии//Сов. невропат., психиат. и психогигиена.— 1934.— Т. 3, вып. 2/3.— С. 193-203.
Мну хин С. С. О структуре, механизмах и локализации некоторых сенсорных нарушений у детей (Сообщение I) //Науч. деятельность психоневрологического института им. В. М. Бехтерева за 1947 г. Л., 1948. С. 96-98.
Мну хин С. С. О временных задержках, замедленном темпе умственного развития и психическом инфантилизме//Резидуальные нервно-психические расстройства у детей.— Л., 1968.— С. 5-22.
Мнухин С. С., Клейман Е. В. К психопатологии субкортикальных поражений у детей //Сб. работ, посвященный Р. Я. Голант. Л., 1940. С. 309-323.
Мухина В. С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта.— М.: Педагогика, 1981.
Обучение детей с задержкой психического развития/Под ред. Т. А. Власовой и др.— М.: Просвещение, 1981.
Овчарова Р. В. Справочная книга школьного психолога. М., 1996.
Озерецкий Н. И. Метрическая скала для исследования моторной одаренности детей. Орехово-Зуево, 1923.
Ольхин А. В. Нарушения письма и их устранение у детей с недостатками артикуляции: Автореф. дис. ... канд. мед. наук.— Л., 1980.— 12 с.
Основы теории и практики логопедии/Под ред. Р. Е. Левиной.— М.: Просвещение, 1968.
Панасюк А. Ю. Адаптированный вариант методики Д. Векслера WISC.— М.: Медицина. 1973.
Певзнер М. С., Явкин В. М. Результаты обследований неуспевающих учащихся начальных классов общеобразовательных школу/Дефектология.— 1977.— № 2.— С. 19-23.
Плотника И. М. К вопросу о механизмах дисграфии, связанной с нарушением анализа и синтеза структуры слов и предложений у учащихся 1—2 классов вспомогательной школы// Психические и речевые нарушения у детей и пути их коррекции.— Л., 1978.— С. 96-104.
Постоловский И. 3., Оморокова М. И. Обучающие тесты при чтении молча. Пособие для чтения в 1 классе. Одесса, 1991.
Прокопова Е. Д. Об особой форме неравномерного психического недоразвития у детей, ее клинико-экспериментальном анализе и обосновании: Автореф. дис. ... канд. мед. наук.— Л., 1953.— 12 с.
Румянцева Л. И. О значении ритмико-слоговой структуры слов в процессе чтения. Изв. АПН СССР, 1952. С. 42-51.
Садовникова И. Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников.— М.: Просвещение, 1995.
Сальникова Т. П. Методика преподавания грамматики, правописания и развития речи. Москва — Воронеж, 1996.
Симерницкая Э. Г. Мозг человека и психические процессы в онтогенезе.— М.: Изд-во МГУ им. М. В. Ломоносова, 1985.
Симерницкая Э. Г. Нейропсихологическая методика экспресс-диагностики «Лурия-90». М., 1991.
Спирова Л. Ф., Ястребова А. В. Дифференцированный подход к проявлениям нарушения письма и чтения у учащихся общеобразовательных школ//Дефектология.— 1988.— № 5.— С. 3-9.
Сумченко Г. М. Сопоставление буквенных замен при письме слогов у учащихся массовой школы, школы для детей с тяжелыми нарушениями речи и вспомогательной школы//Речевые и нервно-психические нарушения у детей и взрослых.— Л., 1987.— С. 37-42.
Сухарева Г. Е. Клинические лекции по психиатрии детского возраста. Т. 3.— М.: Медицина, 1965.
Тихомирова Л. Ф., Басов А. В. Развитие логического мышления детей. Ярославль, 1995.
Ткачев Р. А. Врожденная алексия//Сов. невропат., психиат. и психогигиена.— 1933.— Т. 2, вып. 10.— С. 83-91.
Тонконогий И. М. Введение в клиническую нейропсихологию. Л., 1973.
Тоцкий П. С. Орфография без правил. М., 1991.
Тригер Р. Д. Недостатки письма у первоклассников с задержкой психического развития//Дефектология.— 1972.— № 5.— С. 35-41.
Троицкая И. В. Опыт изучения детей с дисграфией//Седьмая научная сессия по дефектологии.— М., 1975.— С. 568. i
Усанова О. Я. Специальная психология. Система психологического изучения аномальных детей. М., 1990.
Хватцев М. Е. Логопедия.— М.: Медицина, 1959.
Хамская Е. Д. Нейропсихология. МГУ, 1987.
Ченцов Н. Ю., Симерницкая Э. Г., Обухова Л. Ф. Нейропсихологический анализ нарушений пространственных представлений у детей и взрос-лых//Вестн. Моск. Ун-та. Психология. 1980, № 3.
Цыпина Н. А. Ошибки в чтении у первоклассников с задержкой психического развития//Дефектология.— 1972.— № 5.— С. 41-48.
Шванцара И. и колл. Диагностика психического развития (пер. с чешек.). Прага, 1978.
Щерба Л. В. Теория русского письма.— Л.: Наука, 1983.
Эйдемиллер Э. Г. Методы семейной диагностики и психотерапии. М. — СПб., 1996.
Элъконин Д. Б. Некоторые вопросы психологии усвоения грамоты//Вопр. психол.— 1956.— № 5.— С. 51-59.
Юркова И. А. О некоторых клинических особенностях психического ин-фантилизма//Дети с временными задержками развития.— М., 1971.— С. 25-30.
Arlin P. К. Piagetian tasks as predictors of reading and math readiness in grades K-1//J. Educat. Psychol.— 1981.— Vol. 73, N 5.— P. 712-721.
Atchison M. I., Canter J. I. Variables in fluencing phonemic discrimination perfomance in normal and learning disabled children//.!. Speech Hear. Disord.— 1979.— Vol. 44, N 4.— P. 543-556.
BakkerD. J. Temporal order in disturbed reading.— Rotterdam: Univ. Press, 1972.
Bakher D. Neuropsychological Treatment of Dyslexia. Oxford Univ. Press N. Y., 1990.
Bakwin H. Reading disability in twins//Developm. Med. and child Neural.— 1973.— Vol. 15.— P. 184-187.
Bender L. Neuropsychiatric disturbances//Dyslexia/Ed. by A. H. Keeney.— Philadelphia, 1968.— P. 42-48.
Benton A. L. Dyslexia in relation to form perception and directional sense// Reading Disability//Ed. by J. Money.— Baltimor, 1962.— P. 81-101.
Benton C. D. Management of dyslexias associated with binocular abnormali-ties//Dyslexia/Ed. by A. H. Keeney.— Philadelphia, 1968.— P. 143-154.
Bremen M., Rudel R. G. el at. Inter- and intrahemispheric processing of letter stimuli by dyslexic children and normal readers//Cortex.— 1986.— Vol. 22, N 3.— P. 447-460.
Bruner J. О познавательном развитии//!} кн.; Исследование развития познавательной деятельности. Под ред. Дж. Брунера, Р. Олвера и П. Грия-филда. М., 1971. С. 25-98
Catts H. W. Speech production: Phonological deficits in reading — disorderd children//.!, of Learning Disab.— 1986.— Vol. 19, N 8.— P. 504-508.
Catts H. W. The relationship between speech-language impairments and reading disabilities //In: H. Grimm & H. Skowronek (Eds.) Language Acquisition problems and reading disorders: Aspects of diagnosis and intervention. Berlin — New York, 1993. P. 167-182.
Corcin S. Serial-ordering deficits in inferior readers//Neuropsychologia__
1974.— Vol. 12, N 3.— P. 347-354.
Critchley M. Developmental dyslexia.— 2 ed.— London: Heinemann Medical. 1970.
Critchley M., Critchley E. A. Dyslexia defined.— London: S. п., 1978. Davenport L. et al. Narrative speech deficits in dyslexics//J. clin. exper.
Neuropsychol.— 1986.— Vol. 8, N 4.— P. 347-361. Decker S. N. Converging evidence for multiple genetic form of reading dis-
ability//Brain and Language.— 1988.— Vol. 33.— P. 197-215. Di lanni M. et al. The effect of Piracetam in children with dyslexia//J. of
Clinical Psychopharmacology, 1985, Vol. 5, N 5. P. 272-278. DoehringD. G. Pattern of impairment in specific reading disability.— Bloom-
ington; London, 1968. Doehring D. G., Hoshko I. M. Classification of reading problems by the
Q-technique of factor analysis//Cortex.— 1977.— Vol. 13.— P. 281-
294. Eggert D., Schllck K. D., Wieland A. J. Treatment by psychomotor exercises
in primary school children with dyslexia and disorthographia//Kran-
kengymnastik.— 1973.— Bd. 25, N 3.— S. 83-87. Ellis N. Two smal longitudinall studies: I. Developmental dyslexia. II. Early
reading development // In: H. Grimm & H. Skowronek (eds.) Language
acquisition problems and reading disorders: Aspects of diagnosis and
intervention. Berlin — New York, 1993.
Fox В., Routh K. Phonemic analysis and severe reading disability in children//,!. Psycholing. Res.— 1980.— Vol. 9, N 2.— P. 115-119. Frey H. Improvement of spelling performance of reading disabled children
through autogenic training//Zschr. Entwicklungspsychol. padag. Psy-
chol.— 1978.— Bd. 10, N 3.— S. 258-264.
Gaddes W. H. Learning disabilities and brain function.— N. Y., 1980. Gantzer S. Sequential information processing in dyslexic children//Zschr.
Entwicklungspsychol. padag. Psychol.— 1979.— Bd. 11, N 1.— S. 77-
87.
Geschwind N.. Galaburda A. M. Cerebral Lateralisation. Biological Mechanisms, Associations, and Pathology: I.A Hipothesis and a Program for
research.//Arch.Neurol., 1985, V. 42.— P. 428-459 Gilliland H. A practical guide to remedial reading.— Merril, 1978. Gittelman R. Indications for the use of stimulant treatment in learning disorders//,!. Amer. Acad. Child. Psychiatr.— 1980.— Vol. 19, N 4.—
P. 623-636. Goldaracena R. M. Children with reading problems; profile on the WISC
subtests: Informes del Departamento de Psicologia// General. V. Madrid:
1979.— Vol. 2, N 3.— P. 15-26. Goldberg H. K. Vision, percertion and related facts in dyslexia//Dyslexia/
Ed. by A. H. Keeney.— Philadelphia, Saint Louis, 1968.— P. 90-109. (Gollnitz G.) Гелънитц Г. Особенности развития при энцефалопатиях в
детском и юношеском возрасте//Проблемы постнатального соматопси-
хического развития.— М., 1974.— С. 235-262. (Gollnilz С., Schulz-Wulf G.) Гельнитц Г., ШульцВульфГ. Ритмико-музы-
кальная двигательная терапия как основа психогигиенического под-
хода к ребенку//Психогигиена детей и подростков.— М., 1985.— С. 186-207. Goodenough F. Measurement of intelligence by drawings.— N. Y., 1926.
Gordon H. W. Cognitive asymmetry in dyslexia families//Neuropsycholo-gia.— 1980.— Vol. 18, N 6.— P. 645-656.
Griffin P., Cole M., Diaz E., King К. Социально-исторический подход в психологии обучения. Педагогика, М., 1989.
Hallgren В. Specific dyslexia//Acta psychiat. neural.— 1950.— N 65, suppl.— P. 1-287.
Heiman J. R., Ross A. O. Saccadic eye movements and reading difficulties// J. Abnorm. Child Psychol.— 1974.— Vol. 2, N 1.— P. 53-61.
Helfgott E., Rudel R. G., Koplewicz and Krieger J. Effect of Piracetam on reading test perfomance of dyslexic children.//Child Health Dev., 1987, Vol.5.—P. 110-122.
Helissy H. R. The comparative epidemiology of reading disability in German and English speaking countries//Acta paedopsychiatry.— 1967.— Vol. 34, N 9.— P. 273-277.
HEW national advisory committee on dyslexia and related reading disorders, 1969; reading disorders in the United States.— Washington, 1969.
Hick C. The ITPA visual sequential memory task: an alternative interpretation and the implication for good and poor readers//Grit. J. Educ. Psychol.— 1980.— Vol. 50, N 1.— P. 16-25.
Hirsch K., Jansky J. J. Early prediction of reading disability//Dyslexia/Ed. by A. H. Keeney.— Philadelphia, Saint Louis, 1968.— P. 21—31.
Hunter E. J., Lewis H. M. The dyslexic child: two years later//J. psychol.— 1973.— Vol. 83, N 1.— P. 163-170.
Hynd G. W. Learning Disabilities and Neuropsychological Correlates: Relationship to Neurobiological Theory// D. J. Bakker, H. van der Vlugt (Ed.) Learning Disabilities. V.I, Neuropsychological Correlates and Treatment. Amsterdam, 1989. P. 123-148.
Kaluger G., Kolson C. J. Reading and learning disabilites — 2 ed.— Columbus, 1978.— 494 p.
Kamhi A. G., Gatts H. W. Toward an understanding of developmental language and reading disorders//J. of Speech and Hearing Dis.— 1986.— Vol. 51.— P. 337-347.
Kappers E. J. Neuropsychological Treatment of Dyslexia. Paper, presented on IARLD Conf. In Tromso, Norwey, August 26-28, 1994.
Keeney A. H. Comprehensive classification of the dyslexia//Dyslexia/Ed. by A. H. Keeney.— Philadelphia, Saint Louis, 1968.— P. 174-176.
Kemper Th. L. Asymmetrical lesions in dyslexia//Gerebral dominance/Ed, by N. Geschwind, A. M. Galaburda.— Cambridge, 1984.— P. 75-89.
Klein P. S., Schwartz A. A. Effects of training auditory sequential memory and attention on reading//J. Spec. Educ.— 1979.— Vol. 13, N 4.— P. 365-374.
(Kleinpeter V., Resler H.-D.) Кяайнпетер У., Реслер Г.-Д. Основные принципы психотерапии в детском и подростковом возрасте//Психогигие-на детей и подростков/Под ред. Г. Н. Сердюковой, Г. Гельнитца.— М., 1985.— С. 163-185.
(Klix F.) Клике Ф. Пробуждающееся мышление.— М.: Прогресс, 1983.
Leisman С. el at. Aetiologicai factors in dyslexia: II ocular-motor program-ing//Perceptual and Motor Skills.— 1978.— Vol. 47. N 2.— P. 667-672.
Leisman G. Aetiological factors in dyslexia: III ocular-motor factors in visual perceptual response efliciency//Perceptual and Motor Skins.— 1978__
Vol. 47. N 2.— P. 675-678.
Leong C.K. From Phonemic Awarness to Phonological Processing to Language Access in Children Developing Reading Proficiency//In D. J. Sawyer & B. J. Fox (Ed.) Phonological awareness in reading: The evolution of current perspectives, N. Y., 1991. P. 217-254.
Lerner J. W. Learning Disabilities: theories, Diagnosis, and Teaching Strategies. Boston Toronto, 6th ed., 1993.
Levinson H. N. A solution to the riddle dyslexia.— N. Y., 1980.
Lunzer E. A., Solan Т., Wilkinson N. The effectiveness of measures of oper-ativity language and short-term memory in the prediction of reading and mathematical understanding//Brit. J. Educ. Psychol.— 1976.— Vol. 46.— P. 295-305.
Matejcek Z. Vyvojove poruchy cteni.— Praha: SPN, 1972.
Matejcek Z., Sturma J. Language structure, dyslexia, and remediation: the Czech perspective//Dyslexia: its neuropsychology and treatment/Ed, by G. Pavlidis, F. Fisher.— New York: Chichester, 1986.— P. 203-214.
Matejcek Z. Dyslexie.— Praha: SPN, 1987.
Matt is S., French J. H., Rapin J. Dislexia in children young adults: three independent neuropsychological syndromes//Develop. Med. Child. Neural.— 1975.— Vol. 17, N 2.— P. 150-163.
Mattis S. Dyslexia syndromes in children: toward the development of syndrome-specific treatment programs//Neuropsychological and cognitive processes in reading/Ed, by F. J. Pirozzolo. M. C. Wittrock.— London. 1981.— P. 93-108.
Money J. Dyslexia: a postconferense review//Reading disability /Ed. by J. Money.— Baltimor. 1962.— P. 9-33.
Newcomer Ph. L., Magee P. Tile performance of learning (reading) disabled children on a test of spoken language//Reading Teacher.— 1977.— Vol. 30, N 8.— P. 896-900.
Oaklander V. (Вайолет Оклендер) Окна в мир ребенка. Руководство по детской психотерапии. (Пер. с англ.) Москва, 1997.
Orton S. Reading, writing and speech problems in children.— London, 1937.
Pirozzolo F. J., Rayner K. Cerebral organization and reading disability// Neuropsychologia.— 1979.— Vol. 17, N 5.— P. 485-491.
Preston M. S., Guthrie J. Т., Childs B. Visual evoked responses (VERs) in normal and disabled readers//Psychophysiology.— 1974.— Vol. 11, N 4.— P. 452-457.
Rabinoviteh R. D. Reading problem in children, definitions and classifies-tions//Dyslexia/Ed. by A. H. Keeney.— Saint Louis. 1968.— P. 1-10.
Rie E. D., Rie H. E. Reading deficits and intellectual patterns among chil-dren//Intelligence.— 1979.— Vol. 3, N 4.— P. 383-389.
Riehie D. J., Aten J. D. Auditory retention of nonverbal and verbal sequential stimuli in children with reading disabilities//.!. Learn. Dis.— 1976.— Vol. 9, N 5.— P. 312-318.
Roeltgen D. P., Tucker D. M. Developmental phonological and lexical agraph-ia in adults//Brain and Lang.— 1988.— Vol. 35, N 2.— P. 287-300.
Rousseau F. Speech and language characteristics of a learning disabled child/ /Paediatrician.— 1974.— Vol. 3, N 6.— P. 325-328.
(Rutter M.) Pammep M. Помощь трудным детям.— М.: Прогресс, 1987. Sabbadini-Piatelli L. Diagnosi e terapia dei disturb! dell'appredimento in patricolare della dislessia in eta'scolare e prescoIare//Acta Phoniatr. Lat.— 1979.— Vol. 1. No 2.— P. 151-156.
Satyah H. S. Management of children with reading dilficalties: a multidisci-plinary approach//,!. Learn. Dis.— 1980.— Vol. 13, N 8.— P. 435-439.
Satz P., Taylar H,, Friel J. et al. Some developmental and predictive precursors of reading disabilities: a six year follow-tip//Dyslexia: an appraisal of current knowledge/Ed, by A. L. Benton, D. Pearl.— N. Y., 1978.
Satz P., Morns R. Learning disability subtypes: a review//Neuropsychologi-cal and cognitive processes in reading/Ed, by F. J. Pirozzolo, M. C. Wit-trock.— London, 1981.— P. 109-144.
Schwalb E.. Bleat H., Blau H. Developmental and symptomatic dyslexia: differential diagnosis and remediation//Learning Disorders. Special child Publ./Ed. by B. Bateman.— 1971.— P. 344-373.
Shankweiler D. Prerequisites for Alphabetic Literacy: Toward A Cross-Language Perspective. Paper presented on 1994 IARLD Meeting in Norway «Barriers and Breakthroughs», 1994.
Shankweiler D., Liberman. I. J. Reading behavior in dyslexia is there a distinctive pattern?//Bull. Orton. Soc.— 1978.— Vol. 28.— P. 114-123.
Shankweiler D., Liberman I. Phonology and Reading Disability. Solving the Reading Puzzle. International Academy for Research in Learning Disabilities. Monogr. Ser. N 6, Ann Arbor, 1989.
Skulova M. Anxiety and disorders of personal adjustment in children with specific developmental dyslexia