Исследование чтения слогов

Управление образования

Слонимского райисполкома

исследование чтения слогов - student2.ru

Верстак Е.В.

Учитель-дефектолог

Средняя школа № 10

Г. Слоним

2005 г.

СОДЕРЖАНИЕ

  Введение Обследование чтения Исследование чтения букв Исследование чтения слогов Исследование чтения слов Исследование чтения фраз и текста Развитие навыков чтения Расширение «поля зрения» Правильность чтения Беглость чтения Сознательность чтения Выразительность чтения Литература Приложение 1 Развитие моторики артикуляционного аппарата Приложение 2 Развитие акцентологических навыков у детей с ОПФР   Приложение 3 Фрагменты уроков      
 

исследование чтения слогов - student2.ru

Данная работа посвящена развитию навыков чтения у детей с ОПФР. В ней даны как теоретические сведения, так и огромный практический материал, который мы используем на уроках чтения и на коррекционных занятиях. Цель этой работы - показать, что чтение как особый вид деятельности представляет большие возможности для всестороннего развития ребёнка с ОПФР (умственного, эстетического, речевого), а также для идейного воспитания, адаптацию к обществу.

Большое внимание мы уделяем обследованию чтения, так как учителю важно знать степень сформированности у ребёнка навыка чтения, характер и причины затруднений, что позволяет выбрать адекватный образовательный маршрут для ученика, разработать оптимальную коррекционную программу. Все методики подобраны по степени нарастания сложности. Это позволяет учитывать индивидуальные возможности ребёнка. Подобрано большое количество заданий для исследования чтения букв, слогов, слов, фраз и текстов, разработана таблица для анализа учебных достижений учащихся по чтению.

В следующем разделе даны методические рекомендации, упражнения, приёмы для расширения «поля зрения», выработки правильности, беглости, сознательности, выразительности чтения. Все данные характеристики тесно связаны между собой, следовательно, и работа по их развитию должна вестись в комплексе, систематически, основываясь на принципе «от простого к сложному».

В первом приложении собраны различные упражнения для развития моторики артикуляционного аппарата, что важно для правильности, выразительности чтения.

Во втором приложении даётся система работы по формированию акцентологических навыков у детей, начиная с первого класса, что содействует развитию культуры речи и, следовательно, общей культуры человека.

В третьем приложении показаны фрагменты уроков.

Предложенные методики, разработки, упражнения могут быть использованы учителями, учителями-дефектологами, воспитателями ГПД не только на уроках литературного чтения, коррекционных занятиях, но также и на уроках по другим предметам и во внеклассной работе.

Обследование чтения

Обследование чтения носит комплексный характер. Сначала обследуется техника чтения, затем понимание прочитанного. При чтении не следует делать замечаний и исправлений. Начинать необходимо с короткого текста, если ребенок затрудняется, тогда предлагаются предложения, слова, слоги или буквы для их узнавания.

ИССЛЕДОВАНИЕ ЧТЕНИЯ БУКВ

Цель: выяснение способностей к обобщенному восприятию букв, проверка чтения отдельных букв.

Материал:

Буквы разрезной азбуки, задания 1-15 с изображением набора букв:

выполненных разным шрифтом;

наложенных друг на друга и зашумленных;

нестандартно расположенных в пространстве;

изображенных зеркально.

Техника:

1.Ребенку предлагаются буквы и инструкция: «Назови эти буквы» или «Назови букву, которую я покажу».

2. Если ребенок не может назвать букву или не произносит данный звук, его просят указать соответствующую букву среди других.

3.Для исключения трудностей произношения ребенком может использоваться и такой вариант инструкции: «Найди такую же букву, как я покажу».

Обращается внимание на то, сразу ли ребенок узнал предъявленные ему буквы или у него возникли затруднения, каков характер этих затруднений. Для определения качества ошибок ребенку дополнительно предлагается ряд изолированных букв, схожих по оптическим признакам (Н-Р, З-В) и ряд букв, соответствующие звуки которых близки по фонетическим признакам (С-Ш-Ч-Щ-З-Ж-Ц, Р-Л, Б-П). Ребенок должен правильно их назвать.

Для выявления оптических нарушений, которые могут быть причиной трудностей в узнавании букв, предъявляются таблицы с зеркальными изображениями букв или букв, перечеркнутых дополнительными штрихами, что осложняет зрительное выделение буквы из фона. При затруднениях ребенку задаются вопросы: «Правильно ли написана эта буква?», «Скажи, здесь есть неправильно написанная буква?», «покажи и скажи, что в них неправильно».

Задание 1

Аа Бб Вв Гг Дд Ее
Жж Зз Ии Кк Лл Мм
Нн Оо Пп Рр Сс Тт
Уу Фф Хх Цц Чч Шш
Щщ ъ ь Ээ Юю Яя

Задание 2

Аа Лл Пп Чч Юю
Фф Дд Ее Зз Жж
Уу й Вв Гг Шш
Тт Мм Оо Цц Хх
Кк Дд Нн ы Рр

Задание 3

й Ц у к

е Н г Ш Щ з

х ъ ф Ы

в а п р О л д Ж э

яч м т

ь б ю ё

исследование чтения слогов - student2.ru Задание 4

исследование чтения слогов - student2.ru исследование чтения слогов - student2.ru ю

у ё ы и

исследование чтения слогов - student2.ru о я э е

а исследование чтения слогов - student2.ru

г к х

исследование чтения слогов - student2.ru исследование чтения слогов - student2.ru ш ж ч щ

исследование чтения слогов - student2.ru с

исследование чтения слогов - student2.ru исследование чтения слогов - student2.ru б з

исследование чтения слогов - student2.ru исследование чтения слогов - student2.ru дп ц

в т

ф

Задание 5

Д
Т Р Т  
М ч д
И ч а
м и л
Д   и Ч
                 

исследование чтения слогов - student2.ru

Задание 6

исследование чтения слогов - student2.ru исследование чтения слогов - student2.ru исследование чтения слогов - student2.ru исследование чтения слогов - student2.ru исследование чтения слогов - student2.ru исследование чтения слогов - student2.ru исследование чтения слогов - student2.ru исследование чтения слогов - student2.ru исследование чтения слогов - student2.ru исследование чтения слогов - student2.ru исследование чтения слогов - student2.ru исследование чтения слогов - student2.ru исследование чтения слогов - student2.ru исследование чтения слогов - student2.ru исследование чтения слогов - student2.ru исследование чтения слогов - student2.ru исследование чтения слогов - student2.ru исследование чтения слогов - student2.ru исследование чтения слогов - student2.ru

Задание 7

           
    исследование чтения слогов - student2.ru
      исследование чтения слогов - student2.ru
  исследование чтения слогов - student2.ru
 
 

исследование чтения слогов - student2.ru

исследование чтения слогов - student2.ru

                   
    исследование чтения слогов - student2.ru
    исследование чтения слогов - student2.ru
 
  исследование чтения слогов - student2.ru
 
    исследование чтения слогов - student2.ru
 
    исследование чтения слогов - student2.ru
 
    исследование чтения слогов - student2.ru
 
исследование чтения слогов - student2.ru исследование чтения слогов - student2.ru

Задание 8

А-о О-ю С-е И-у Х-ж З-в Д-б В-д-у Р-в-ф Ъ-ь-ы В-н-к

Задание 9

исследование чтения слогов - student2.ru исследование чтения слогов - student2.ru м исследование чтения слогов - student2.ru л и исследование чтения слогов - student2.ru исследование чтения слогов - student2.ru л исследование чтения слогов - student2.ru т н исследование чтения слогов - student2.ru исследование чтения слогов - student2.ru исследование чтения слогов - student2.ru исследование чтения слогов - student2.ru ш исследование чтения слогов - student2.ru исследование чтения слогов - student2.ru и ц щ т

исследование чтения слогов - student2.ru исследование чтения слогов - student2.ru Т В

исследование чтения слогов - student2.ru исследование чтения слогов - student2.ru исследование чтения слогов - student2.ru Е Г Б Ь

исследование чтения слогов - student2.ru исследование чтения слогов - student2.ru П Ъ

исследование чтения слогов - student2.ru исследование чтения слогов - student2.ru Задание 10

исследование чтения слогов - student2.ru исследование чтения слогов - student2.ru исследование чтения слогов - student2.ru

исследование чтения слогов - student2.ru исследование чтения слогов - student2.ru исследование чтения слогов - student2.ru исследование чтения слогов - student2.ru исследование чтения слогов - student2.ru исследование чтения слогов - student2.ru Ж

исследование чтения слогов - student2.ru исследование чтения слогов - student2.ru исследование чтения слогов - student2.ru исследование чтения слогов - student2.ru исследование чтения слогов - student2.ru исследование чтения слогов - student2.ru исследование чтения слогов - student2.ru исследование чтения слогов - student2.ru исследование чтения слогов - student2.ru исследование чтения слогов - student2.ru исследование чтения слогов - student2.ru исследование чтения слогов - student2.ru исследование чтения слогов - student2.ru исследование чтения слогов - student2.ru о

исследование чтения слогов - student2.ru

исследование чтения слогов - student2.ru исследование чтения слогов - student2.ru исследование чтения слогов - student2.ru исследование чтения слогов - student2.ru исследование чтения слогов - student2.ru исследование чтения слогов - student2.ru исследование чтения слогов - student2.ru исследование чтения слогов - student2.ru исследование чтения слогов - student2.ru исследование чтения слогов - student2.ru исследование чтения слогов - student2.ru исследование чтения слогов - student2.ru К

исследование чтения слогов - student2.ru исследование чтения слогов - student2.ru исследование чтения слогов - student2.ru исследование чтения слогов - student2.ru Л

 
  исследование чтения слогов - student2.ru

исследование чтения слогов - student2.ru исследование чтения слогов - student2.ru

исследование чтения слогов - student2.ru исследование чтения слогов - student2.ru исследование чтения слогов - student2.ru исследование чтения слогов - student2.ru исследование чтения слогов - student2.ru исследование чтения слогов - student2.ru исследование чтения слогов - student2.ru исследование чтения слогов - student2.ru исследование чтения слогов - student2.ru исследование чтения слогов - student2.ru исследование чтения слогов - student2.ru исследование чтения слогов - student2.ru Р о

исследование чтения слогов - student2.ru исследование чтения слогов - student2.ru исследование чтения слогов - student2.ru исследование чтения слогов - student2.ru исследование чтения слогов - student2.ru исследование чтения слогов - student2.ru исследование чтения слогов - student2.ru исследование чтения слогов - student2.ru исследование чтения слогов - student2.ru Задание 11

исследование чтения слогов - student2.ru исследование чтения слогов - student2.ru исследование чтения слогов - student2.ru исследование чтения слогов - student2.ru исследование чтения слогов - student2.ru исследование чтения слогов - student2.ru исследование чтения слогов - student2.ru исследование чтения слогов - student2.ru исследование чтения слогов - student2.ru исследование чтения слогов - student2.ru исследование чтения слогов - student2.ru исследование чтения слогов - student2.ru исследование чтения слогов - student2.ru исследование чтения слогов - student2.ru исследование чтения слогов - student2.ru исследование чтения слогов - student2.ru исследование чтения слогов - student2.ru исследование чтения слогов - student2.ru

       
  исследование чтения слогов - student2.ru
 
    исследование чтения слогов - student2.ru

исследование чтения слогов - student2.ru Задание 12

исследование чтения слогов - student2.ru исследование чтения слогов - student2.ru исследование чтения слогов - student2.ru исследование чтения слогов - student2.ru о

                           
    исследование чтения слогов - student2.ru
  исследование чтения слогов - student2.ru
    исследование чтения слогов - student2.ru
    исследование чтения слогов - student2.ru
 
 
    исследование чтения слогов - student2.ru
 
 
    исследование чтения слогов - student2.ru
    исследование чтения слогов - student2.ru
 
 
исследование чтения слогов - student2.ru

исследование чтения слогов - student2.ru исследование чтения слогов - student2.ru исследование чтения слогов - student2.ru исследование чтения слогов - student2.ru исследование чтения слогов - student2.ru исследование чтения слогов - student2.ru

З исследование чтения слогов - student2.ru исследование чтения слогов - student2.ru исследование чтения слогов - student2.ru исследование чтения слогов - student2.ru исследование чтения слогов - student2.ru исследование чтения слогов - student2.ru исследование чтения слогов - student2.ru

исследование чтения слогов - student2.ru исследование чтения слогов - student2.ru исследование чтения слогов - student2.ru

Задание 13

исследование чтения слогов - student2.ru

исследование чтения слогов - student2.ru

       
  исследование чтения слогов - student2.ru   исследование чтения слогов - student2.ru

З

З

исследование чтения слогов - student2.ru исследование чтения слогов - student2.ru Задание 14

исследование чтения слогов - student2.ru исследование чтения слогов - student2.ru исследование чтения слогов - student2.ru исследование чтения слогов - student2.ru исследование чтения слогов - student2.ru К Н Ж Ю Я

исследование чтения слогов - student2.ru исследование чтения слогов - student2.ru исследование чтения слогов - student2.ru исследование чтения слогов - student2.ru В С Е Е И Х

исследование чтения слогов - student2.ru исследование чтения слогов - student2.ru исследование чтения слогов - student2.ru Задание 15

                         
  исследование чтения слогов - student2.ru   исследование чтения слогов - student2.ru   исследование чтения слогов - student2.ru   исследование чтения слогов - student2.ru
 
  исследование чтения слогов - student2.ru   исследование чтения слогов - student2.ru   исследование чтения слогов - student2.ru
 
 

исследование чтения слогов - student2.ru

ИССЛЕДОВАНИЕ ЧТЕНИЯ СЛОГОВ

Цель: оценка сформированности навыков чтения (слогослияния).

Материал:

задания 1-8 со слогами и (или) касса букв и слогов: прямыми; обратными; закрытыми; со стечением согласных.

Техника:

4.Ребенку предлагаются слоги и инструкция: «Прочти слоги» или «Прочти, что я покажу».

5.Для исключения трудностей произношения ребенка используется инструкция «Покажи, где написано то, что я читаю».

Изучается, как протекает чтение слогов, характер чтения (побуквенное, послоговое), проявление затруднений.

В набор предлагаемых для чтения слогов включаются слоги с правильно и неправильно произносимыми ребенком звуками, а также слоги, включающие соответствующие оппозиционные фонемы (СА-ША, ДА-ТА). При этом особое внимание следует обращать на наличие у ребенка умения дифференцировать звуки.

В качестве помощи может использоваться совместный звуко-буквенный анализ на составление слогов из букв разрезной азбуки.

Задание 1

на ан па ап та ат ша аш
мо ом по оп то от шо ош
му ум пу уп ту ут шу уш

Задание 2

ки зо су ве си ра на му до кя то лё шу цу фа шо не ня ча жи лю ды те бе во бы ха сы зе чи ля хи рю тё си вэ

Задание 3

во - фо лу - ру бы - пы гя - кя дё - те жа - ша

исследование чтения слогов - student2.ru исследование чтения слогов - student2.ru исследование чтения слогов - student2.ru исследование чтения слогов - student2.ru исследование чтения слогов - student2.ru исследование чтения слогов - student2.ru са ча за

исследование чтения слогов - student2.ru ша ца са ща жа са

Задание 4

ап ар ах ош яр ел оп ил ял юн юс юш уп ом аш ем юм их ып ес от ол эх ис ок ян им ук ат уч ик их як ус оч

Задание 5

рок пок бок шул чул тул нир дир шир цир сер пит фол тес гюл жас хяц бюн вэм дым зер бит вел дес кюл шас кац пун фем тим вис мап жер нак дац ныш рик гер люм хиц лык дос жак жан фёк рес пий дяк зим шир

Задание 6

при пры про трэ тря трё сле слю слу кри плю тка шпу фче кна сно кну пре гри блю дка жпу вче гня знё хню брэ орх ярп аст укс онщ ихт ест иск яхт юлп акр ипл юлк орш юрт итк ягр ёнц кни апч ехт лси тро сло онк ерш фри

Задание 7

стра–стру–стры –стри встра – встре – встру

вскры – вскри – вскра вздро – вздры – вздру

лыст смых квич хвут пурс клон доск чёрн щирк цинп берн вирт крост шпрон штупь

Задание 8

па – по но – ну ол – ле то-ту вуф – вюф тод – дёт Пи – Áы Во – Вё
за – зу – зы та – ту – ты ла – ма – на ди – бу – ды ша – жа – са ко – го – хо тя – ча – чи су – зу – цу зы – иш – сы
аж – уж – иж – их Ву – Ню – Ку – Гю Ро – Га – Го – Ра ВЫ – ВЬЕ – ВЕ ов – ув – уд – од ДО – да – ыд – ЭД ВЗЕ – ЭЗ – ЗЕФ БГЕ - ПЕГ – ГТЕ

Исследование чтения слов

Все вопросы техники чтения рассматриваются в связи со словом, так как нельзя научиться читать, не овладев умением соотносить графические знаки, воспринимаемые зрительно, с соответствующими звуками.

Эти знаки должны восприниматься не изолированно, а комплексно, объединяясь в слове. Отсюда приобретает особое значение использование в процессе обследования техники чтения (правильности и темпа), такого приема, где единицей повторения выбрано слово. Проверка состояния чтения отдельных слов становится центральной частью обследования.

Цель: оценка сформированности навыков чтения, выяснения уровня техники и беглости чтения.

Материал:

Задания 1-7 словами:

простыми по написанию и часто повторяющимися при чтении школьных учебников;

более сложными по слоговой структуре и звуковому составу;

малознакомыми, редкоупотребляемыми;

в написании которых сделаны ошибки: пропущен слог или буква, сделаны перестановки элементов.

Усложнение материала: задания даются с учетом этапа обучения ребенка. Сначала даются для чтения простые слова, одно-двусложные с открытыми и закрытыми слогами; затем более сложные по звуковому и морфологическому составу, состоящие из трех-четырех слогов и со стечением согласных. Далее предъявляются многосложные и структурно близкие слова, т.е. схожие по написанию (переполох- перепонка- перепелка). При этом следует учитывать, что слова, выбранные для обследования чтения, должны включать звуки, часто используемые в устной речи.

Техника:

Ребенку предлагаются слова и инструкция: «Прочти слова» («Читай вслух слова»)или«Прочти, что я покажу».

Материалом обследования могут служить слова такого типа: те…дь (тетрадь), конве… (конверт), мед…дь (медведь), …апочки (шапочки, тапочки), градус…к (градусник).

Выявляется, правильно ли ребенок выполняет указанную пробу или он затрудняется определить, какое слово предполагается в предъявленном ему с пропущенными буквами. Последнее свидетельствует о том, что в памяти читающего отсутствует эталон, т.е. полноценный звуковой образ, или же срабатывают механизмы сложных связей, что является результатом отсутствия переноса навыков узнавания одного варианта знакомого звукового образа на другой, чем-либо напоминающий знакомый образ.

Задание 1

Ау му ум да он

рак дым жук кит мир мак лук рот сом сон суп сын шум сыр тир дом ком кот пол шар хор бег бык пар сок

яма ива иду Ира ухо уха Аня

бусы вата Вова каша зубы   бант марш март духи дыни куры лапа Лиза   лифт парк шарф лужа луна лама Маша Миша   мост зонт волк лицо жаба сила лисы лоси   порт куст торт Зина липа муха совы кино   бинт тигр бокс

брат шнур двор стол

врач спор грач шкаф

флот крик гриб стог

банка башни бочка   воздух кактус журчит лыжник сундук   исследование чтения слогов - student2.ru жа исследование чтения слогов - student2.ru исследование чтения слогов - student2.ru ко сы ни вафли вишни волны брови труба флаги клоун глина исследование чтения слогов - student2.ru ки исследование чтения слогов - student2.ru ла па исследование чтения слогов - student2.ru ма буква булки нитка машина радуга рукава сапоги малина исследование чтения слогов - student2.ru То исследование чтения слогов - student2.ru исследование чтения слогов - student2.ru Ко ля По

Задание 2

том-дом жил-мил жар-шар пир-мир суп-дуб вот-вон   крыша-крыса сайка-зайка бусина-бузина чечетка-щепотка шаль-жаль пыль-быль игра-икра боль-моль пень-тень ночь-дочь   катушка-подушка нагнать-догнать сыплют-щиплют подбивал-подпевал балка-палка тепло-темно башня-пашня медаль-педаль малина-Полина уголки-угольки   удочка-уточка калька-галька клеит-греет клюет-гниет

Задание 3

картина снеговик телевизор сковорода молотилка милиционер аквариум лекарство простокваша ежегодник фланелеграф университет демонстрация регулировщик землетрясение

белка – балка – булка – банка

бабочка – папочка – тапочка – шапочка

переполох – перепонка – перепёлка

завизжать – завещать – зализать – завязать – загрязнять

Задание 4

курорт мамонт здравница орошение алмаз излишество термометр манометр

электрификация, интеллигенция, экранизация, стратостат, стенографировать, корреспонденция, линолеум, топографировать, странствовали.

Задание 5

те…дь …апочки конве… мед…дь градус...к приве… аква…ум …еговик лютра гирата свелка воропей молотец комбизон матрышка холодиник

Задание 6

«Читай вслух слова по строчкам. Старайся читать правильно и быстро». ПРИМЕЧАНИЕ:

Наши рекомендации