Чтение слогов, слов, предложений

– Прочитайте по «окошечкам» слоги с буквой д.

Прибежал веселый а,

Прочитали дети: да!

Прибежал задорный о,

Прочитали дети: до!

Прибежал угрюмый у,

Прочитали дети: ду!

Прибежал пузатый ы,

Прочитали дети: ды!

Прибежал тихоня и,

Прочитали дети: ди!

– Прочитайте слоги по строкам.

– Прочитайте выборочно только те слоги, в которых буква д обозначает мягкий согласный звук [д’].

– Прочитайте только те слоги, в которых буква д обозначает твердый согласный звук [д].

Буква Д – наш дружный дом,

В нем мы весело живем.

Каждый день по вечерам,

В дом друзья приходят к нам.

В. Лиходеев

– Хозяйка леса Даша пригласила своих друзей – птиц, чтобы они рассказали вам об удивительной птице – дятел.

Заранее подготовленные (хорошо читающие) дети читают тексты на карточках.

Карточка 1.

Как внимательный врач, дятел осматривает, выстукивает, выслушивает каждое дерево! И если дерево заражено, в его теле есть вредные личинки, дятел принимается долбить его. По следам работы дятлов легко узнать, заражен лес или здоров!

По В. Бианки

Карточка 2.

Работы у дятла в лесу много. Он не только врач, но еще и вроде плотника. За свою жизнь он выдалбливает десятки дупел, и его дупла служат домиками для скворцов, мухоловок, горихвосток, синиц и других очень полезных птичек.

По В. Бианки

Карточка 3.

Постучит по суку носом, крикнет отрывисто, сорвет с ветки шишку и понесет ее в свою кузницу. Кузница у него на пне, там щель, дятел сунет в нее шишку и давай долбить, расклевывать.

По В. Бианки

Карточка 4.

В пору сокодвижения дятлы любят полакомиться кленовым, березовым или осиновым напитком. Для этого они дырявят кору рядами тонких отверстий – кольцуют.

А. Стрижев

– Что интересного вы узнали?

– Что еще хотели узнать?

Дятел, дятел –

Наш приятель,

Дуб долбит,

Как долотом.

Помоги нам,

Дядя Дятел,

Для скворцов

Построить дом.

Г. Сапгир

– Прочитайте строчку слов.

– Придумайте предложения, включив в них эти слова – по одному из них, по два. (У Хозяйки леса большой дом. У жителей леса многоэтажные дома. Зимой они часто проводят время дома. И т. п.)

– Прочитайте слова по столбцам, по строкам.

– Прочитайте только имена.

– Прочитайте только слова, в которых один слог.

– Прочитайте только те слова, в которых два слога.

– Прочитайте слова, в которых буква Д, д обозначает мягкий согласный звук.

– Прочитайте слова, в которых буква Д, д обозначает твердый согласный звук.

– Прочитайте предложения.

– Объясните, как узнать, на каком рисунке Надя, а на каком – Лида.

– Прочитайте первое предложение.

– Определите, можно ли по нему догадаться, на какой картинке Надя, а на какой – Лида.

– Прочитайте ту часть предложения, в которой говорится о Лиде.

– Найдите на рисунке Лиду и расскажите, во что она одета.

– Прочитайте ту часть предложения, в которой говорится о Наде.

– Прочитайте стихотворение А. Шибаева.

– Сравните слова «раки» и «драки» по количеству букв, звуков, слогов.

Буква Д – в числе согласных,

И, конечно, не напрасно!

Не было б без Д – деревьев,

Декабря, дождей, деревни,

Добрых душ, детей и детства.

Буква Д, тебя приветствуем!

Т. Синицына

– Рассмотрите последнее задание. Объясните, что обозначает слово «среда». (День недели; все, что нас окружает; окружающая среда.)

– Составьте новое слово, поставив буквы в том порядке, который задают числа справа. (Адрес.)

Чтение слогов, слов, предложений - student2.ru

3. Закрепление изученного. Игра «Звук заблудился».

– Какой звук «заблудился»?

Мама с бочками (дочками) пошла

По дороге вдоль села.

Сели в ложку (лодку) и – айда!

По реке туда-сюда.

На поляне весной

Вырос зуб (дуб) молодой.

– Что вы знаете об этом звуке?

– Какой буквой он обозначается?

4. Дифференцированная работа. Работа по рабочей тетради «Я учусь писать и читать».

1) Отработка зрительного образа буквы Д, д.

– Закрасьте те части рисунка, в которые вписана буква Д, д.

2) Сравнение буквенного состава слов.

– Найдите буквы, которыми различаются слова в парах.

– Впишите эти буквы в пустые клеточки и прочитайте получившиеся по вертикали слова. (Кедры, город.)

– Сравните эти слова по количеству звуков; по количеству слогов; по месту ударения.

Дятел на дубу сидит

И в дубу дупло долбит.

Дятел дерево долбил,

Деда стуком разбудил.

Задание для читающих детей: прочитать загадки.

Задание для нечитающих детей: отгадать загадки, построить схемы слов-отгадок, определить место буквы Д в слове.

Как над речкой, над рекой

Появился вдруг цветной

Чудо-мостик подвесной.

(Радуга.)

Т. Маршалова

На улице столбом, в избе скатертью.

(Дым.)

В белом поле по дороге

Мчится конь мой одноногий,

И на много-много лет

Оставляет он свой след.

(Карандаш.)

От дома начинается,

У дома и кончается.

(Дорога.)

– Что заметили? (Нет слов, в которых буква д стоит в конце.)

– Разве таких слов не бывает? Приведите примеры. (Согласный звук [д] в конце слова оглушается.)

Близнецы на тонкой ветке

Все лозы родные детки.

Гостю каждый в доме рад.

Это сладкий… (виноград).

Тест для нечитающих детей.

На семи мешочках – задания, нужно показать правильный ответ выбранным цветом: к – красный, ж – желтый, з – зеленый. На обратной стороне «светофорчика» заданий представлены буквы (слово – «подарок».)

Чтение слогов, слов, предложений - student2.ru

1. Укажите букву, которая обозначает гласный звук:

(к) д (ж) а (з) л

2. Укажите букву, которая обозначает звонкий согласный звук:

(с) к (ж) с (з) д

3. Прочитайте слово. Объясните его значение. Укажите, какая схема соответствует этому слову:

Долг

(к) к с с к (ж) с к с с (з) з к с с

4. Указать местоимение:

(к) но (ж) он (з) на

5. Найдите слово, которое правильно разделено на слоги:

(к) дым-ок (ж) ды-мок (з) дымо-к

6. Найдите слово, в котором есть только твердые согласные:

(к) змея (ж) горка (з) лимон

7. Найдите лишнее слово и обоснуйте свой выбор:

(ж) дом (к) Дима (з) ягода

Для читающих детей: чтение рассказа Я. Пинясова «Хитрый огурчик».

– Кто догадался, как огурчик попал в бутылку?

III. Итог урока.

– Что нового узнали? Чему научились?

Уложили дятла спать

В деревянную кровать.

Он в кровати всем назло

Продолбил себе дупло.

– Назовите слова с новой буквой.

– В каких словах слышится звук [д], а в каких [д’]? От чего это зависит?

– Напечатайте слоги: дя, де, до, ду.

Пословица, тебя мы знаем,

Но не такою ты была.

Неужто буква озорная

Вновь чье-то место заняла?

От бобра (добра) бобра не ищут.

У знаний нет сна (дна).

– Объясните смысл пословиц.

Самооценка собственной деятельности на уроке.

– Как вы сегодня поработали?

– Как вы думаете, кто у нас сегодня на уроке очень хорошо работал?

– Что интересного было на уроке?

– Послушайте напоследок совет от Хозяйки леса Даши.

Стать добрым волшебником

Ну-ка, попробуй!

Тут хитрости

Вовсе не нужно особой!

Понять и исполнить желанье другого

Одно удовольствие, честное слово!

С. Погорельский

Урок 33
СОПОСТАВЛЕНИЕ ЗВУКОВ [д], [т]
ПО ЗВОНКОСТИ–ГЛУХОСТИ

Цели:способствовать развитию фонематического слуха на примере составления схем слов и анализирования звуков ([д] – [т]); формировать навык чтения слов, предложений с изученными буквами; развивать речь.

Ход урока

I. Введение в тему урока.

Живут в согласии буквы-сестрички.

В букварь забежали они на странички.

На доске записаны буквы: д, г, с, т, к, з.

– Найдите пару каждой букве. (Пары: г – к, з – с, д – т.)

– Сегодня на уроке мы будем читать слова с буквами дит.Увидим, как буквы умеют заменять друг друга в словах и что из этого получается.

II. Работа по теме урока.

Работа по учебнику.

– Отгадайте загадку.

На доске рисуем дом

(Учитель чертит схему слова «дом»),

В доме дремлет добрый…

Л. Колодяжная

– Кто живет в этом доме? Узнаем, разгадав загадку в учебнике.

– Что надо сделать, чтобы прочитать новое слово? (Заменить первый звук в слове парным глухим согласным.)

– Расскажите все о первом звуке. (Это звонкий согласный, над ним нарисован колокольчик. Значит, это звук [д].)

– Каким звуком заменим [д]? (Звуком [т].)

– Прочитайте новое слово. (Том.)

– Теперь мы знаем, кто живет в доме. Кто же это Том? (Может быть, Том – человек, или кот, или еще кто-то).

– Почему в схеме нового слова исчез колокольчик? (Звук [т] – глухой согласный.)

– Что означает красный колокольчик над буквой двслове «плоды»?(Звук [д]–звонкий.)

– Назовите парный согласный по звонкости – глухости звуку [д]. ([т].)

– Прочитайте новое слово. (Плоты.)

– Что изменилось? (Значение слова.)

Аналогичная работа проводится со словами «доска», «тоска».

Ученики, быстро справившиеся с заданием, получают карточки.

Карточка 1.

Задание: закончите предложение словом на букву д.

Назовем мы книжку «том»;

Для жилья построим… (дом).

Вот тележка. Это – тачка;

Дом в саду зовется… (дачка).

По реке плывут плоты;

Зреют на ветвях… (плоды).

Карточка 2.

Задание: закончите предложение словом на букву д.

Хорошо танцуют Таня

И ее братишка… (Даня).

Город называем «Тверь»;

В доме открываем… (дверь).

Я в тетрадке ставлю точку;

Мама любит свою… (дочку).

Карточка 3.

Задание: закончите предложение словом с буквой д.

Нитку сматывай с катушки;

Воду черпай из... (кадушки).

Соловей выводит трель;

Слесарь в сеть включает… (дрель).

Архитекторы-творцы

Строят чудные…(дворцы).

Аналогичная работа проводится со словами «доска», «тоска».

Чтение слов.

– Прочитайте столбики слов.

– Найдите в словах отличия. (Слова различаются одной буквой. Чередуются буквы дит. Одна буква изменила и смысл слова.)

– Прочитайте слова, которые начинаются с буквы д.

– Прочитайте слова, которые начинаются с буквы т.

– Прочитайте имена.

– Назовите полные имена. (Дмитрий, Тимофей.)

– Прочитайте предложения с некоторыми из этих слов. (Предложения записаны на доске.)

Тома у дома. Тима и Дима.

Наши рекомендации