Опыт реализации инновационной программы
"Если бы молодость знала, если бы старость могла"
в АСУСО "Омский психоневрологический интернат"
Изучив положительный опыт социальных служб зарубежных стран в работе, проводимой с группами граждан различных возраст категорий, мы пришли к выводу, что в смешанных возрастных группах социореабилитационные процессы приводят к лучшим результатам и решили применить этот опыт в условиях психоневрологического интерната.
В психоневрологических интернатах проживают как молодые клиенты, так и клиенты пожилого и старческого возраста. Особенностью пожилых клиентов является снижение энергетического потенциала, жизненного тонуса, низкий уровень социализации, сопутствующая соматическая патология, что приводит к снижению качества жизни. Молодые клиенты в силу своего психического состояния напротив, часто бывают гиперактивны, что может вызывать нежелательные последствия, если не структурировать время и деятельность.
Перед сотрудниками нашего интерната стояла задача осуществить взаимодействие разных возрастных групп в социальных программах различной направленности, для того что бы пожилые смогли поделиться своим жизненным опытом, заняться новыми видами деятельности, почувствовать себя востребованными, что улучшает их психическое и физическое состояние и, как следствие, качество жизни. У молодых клиентов, при общении с пожилыми людьми развивается чувство ответственности, они становятся мягче, добрее, милосерднее. Их энергия направляется на полезную и интересную им деятельность.
Для решения данной задачи сотрудниками нашего интерната была разработана и успешно реализуется инновационная программа «Если бы молодость знала, если бы старость могла».
За период работы по данной программе отмечены следующие положительные результаты:
- у клиентов разных возрастных групп появилось желание взаимного общения;
-пожилые клиенты стали активно вовлекаться в различные социальные программы и проекты (финская ходьба, театральная деятельность в инклюзивном театре-студии «Золотая маска», в качестве волонтеров-рукодельниц и т.д.);
- из молодых клиентов интерната создана волонтерская группа для помощи пожилыми и маломобильным клиентам;
- силами волонтеров готовятся концертные программы ко дню пожилого человека, дню инвалида, куда в качестве участников привлекаются и пожилые клиенты.
Таким образом, инновационная программа «Если бы молодость знала, если бы старость могла» оказалась действенной и полезной для клиентов нашего интерната всех возрастов.
Лаврентьева А.В.
логопед-афазиолог БУЗОО «ККД»
Возможности речи. Медицинский аспект
Формирование речи.
Речь - это вторая сигнальная система, присущая только человеку. Условным раздражителем этой системы является слово. Головной мозг воспринимает возбуждение, появившееся в результате сказанного слова, затем анализирует его и даёт ответ. Слово является толчком для работы первой сигнальной системы. По мнению И. Павлова, слово – это «сигнал сигналов». Появление второй сигнальной системы (речь) напрямую связано с трудовой деятельностью и общением. С помощью слова человек воспринимает определённые понятия и осмысливает их. Для животных слово характеризуется только как раздражитель. У человека с помощью слова и речи формируются сознание и мышление.
Речь – важнейшая функция человека, в её осуществлении принимают участие корковые речевые зоны, расположенные в доминантном полушарии (центры Брока и Вернике), двигательные, кинетические, слуховые и зрительные области, проводящие афферентные и эфферентные пути, относящиеся к пирамидной и экстрапирамидной системам, анализаторам чувствительности, слуха, зрения, бульбарные отделы мозга, зрительный, глазодвигательный, лицевой, слуховой, языкоглоточный, блуждающий и подъязычные нервы.
В осуществлении речевой функции, а также письма и чтения принимают участие зрительный, слуховой, двигательный и кинестетический анализаторы. Большое значение имеют сохранность иннервации мышц языка, гортани, мягкого нёба, состояние придаточных пазух и полости рта, играющих роль резонаторных полостей. Кроме того, важна координация дыхания и произношения звуков. Для нормальной речевой деятельности необходимо согласованное функционирование всего головного мозга и других отделов нервной системы. Речевые механизмы имеют сложную и многоступенчатую организацию.
Речевой аппарат.
Речевой аппарат – это совокупность органов человеческого организма, приспособленная для производства и восприятия речи. Речевой аппарата в широком смысле охватывает центральную нервную систему, органы слуха и зрения, а также органы речи. К органам речи, или речевому аппарату в узком смысле относят: губы, зубы, язык, нёбо, маленький язычок, надгортанник, полость носа, глотка, гортань, трахея, бронхи, лёгкие.
По роли в произнесении звуков органы речи разделяются на активные и пассивные. Активные органы речи производят те или иные движения, необходимые для образования звуков, и имеют тем самым особо важное значение для их формирования. к активным органам речи относятся: голосовые связки, язык, губы, мягкое нёбо, язычок, задняя спинка зева (фаринкс) и вся нижняя челюсть.
Пассивные органы не производят самостоятельной работы при звукообразовании и выполняют вспомогательную роль. К ним относятся зубы, альвеолы, твёрдое нёбо и вся верхняя челюсть.
Речевые расстройства.
Речевые расстройства в зависимости от причин их возникновения можно разделить на следующие группы:
1. Речевые нарушения, связанные с органическими поражениями центральной нервной системы. В зависимости от уровня поражения речевой системы они делятся на:
- Афазии – распад всех компонентов речи в результате поражения корковых речевых зон;
- Алалии – системное недоразвитие речи вследствие поражений корковых речевых зон в доречевом периоде;
- Дизартрии – нарушение звукопроизносительной стороны речи в результате нарушения иннервации речевой мускулатуры.
2. Речевые нарушения, связанные с функциональными изменениями ЦНС.
- Заикание.
-Мутизм.
- Сурдомутизм.
3. Речевые нарушения, связанные с дефектами строения артикуляционного аппарата.
- Механические дислалии;
- Ринолалии.
Задержки речевого развития различного генеза (при недоношенности, соматической ослабленности, педагогической запущенности).
О видах речи.
Цель любой нашей речи – повлиять на слушателя (убедить, информировать, развлечь и тд). Причём повлиять не так, как случайно получится, а именно так, как того хотим мы. В искусстве красноречия есть свои правила. Объективно в речи практически любого человека есть вредные привычки, которые мешают её воспринимать, снижают её привлекательность и, как следствие, уровень влияния на слушателей.
Живая речь, произнесённая по всем правилам, более привлекательна, чем та же самая речь, написанная на бумаге, потому что на бумаге можно отравить только слова и невозможно передать всю радугу элементов живой речи.
Основные элементы речи:
1. Содержание – самый важный элемент речи, которому подчинены все остальные. В содержании речи отражаются знания, в том числе словарный запас говорящего.
2. Естественность – отсутствие скованности и наигранности.
а. Уверенность в себе;
б. Разговорный стиль произнесения;
в. Свободные движения.
3. Понятность – один из самых приоритетных элементов.
а. Точность выражения мыслей;
б. Громкая и чёткая дикция;
в. Темп от 100 до 150 слов в минуту, средний – 125;
г. Построение не очень длинных предложений;
д. Разъяснение специфических терминов, иностранных слов, аббревиатуры;
е. Повторение сложных для понимания идей другими словами.
4. Яркость речи
а. Интонация (делает речь рельефной за счёт контрастов между ударными словами и фоном, привлекает внимание слушателей и облегчает понимание речи).
б. Эмоциональная окраска в тоне голоса и выражении лица (передаёт отношение говорящего к содержанию речи).
5. Зрительный контакт (показывает к кому мы обращаемся).
6. Жесты.
7. Композиция
а. Целеустремлённость.
б. Последовательность.
8. Правильность.
9. Краткость, лаконичность.
10. Чистота речи (без слов-паразитов)
11. Назализация (отсутствие заполнения пауз звуками)
12. Техника речи
а. Голос
б. Дикция.